Условия предоставления межбюджетных трансфертов
Подборка наиболее важных документов по запросу Условия предоставления межбюджетных трансфертов (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Формы документов
Судебная практика
Перспективы и риски спора в суде общей юрисдикции: Административные правонарушения в области налогов, сборов и бюджетного регулирования: Перечень всех ситуаций
(КонсультантПлюс, 2025)Должностное лицо обжалует привлечение к ответственности за нарушение порядка и (или) условий предоставления межбюджетных трансфертов
(КонсультантПлюс, 2025)Должностное лицо обжалует привлечение к ответственности за нарушение порядка и (или) условий предоставления межбюджетных трансфертов
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Особенности применения административной ответственности в финансово-бюджетной сфере и ее совершенствование
(Андреев С.А.)
("Финансовое право", 2025, N 7)Следующий блок нарушений связан с нарушениями порядка и (или) условий предоставления межбюджетных трансфертов, бюджетных инвестиций и субсидий юридическим лицам (ст. 15.15.3, 15.15.4 и 15.15.5 КоАП).
(Андреев С.А.)
("Финансовое право", 2025, N 7)Следующий блок нарушений связан с нарушениями порядка и (или) условий предоставления межбюджетных трансфертов, бюджетных инвестиций и субсидий юридическим лицам (ст. 15.15.3, 15.15.4 и 15.15.5 КоАП).
Статья: О нарушениях в финансово-бюджетной сфере, выявляемых при реализации внутреннего государственного финансового контроля
(Денисова А.А.)
("Финансовое право", 2024, N 8)По результатам изучения отчетной информации и обзоров типовых нарушений установлено, что ОВГФК, как правило, выявляются нарушения, связанные с несоблюдением порядка и (или) условий предоставления межбюджетных трансфертов (далее - МБТ), нецелевым использованием бюджетных средств (оплатой невыполненных объемов работ), несоблюдением условий контрактов (договоров), а также иные нарушения, которые влияют на эффективность расходования средств бюджетов бюджетной системы РФ (далее - бюджеты БС РФ).
(Денисова А.А.)
("Финансовое право", 2024, N 8)По результатам изучения отчетной информации и обзоров типовых нарушений установлено, что ОВГФК, как правило, выявляются нарушения, связанные с несоблюдением порядка и (или) условий предоставления межбюджетных трансфертов (далее - МБТ), нецелевым использованием бюджетных средств (оплатой невыполненных объемов работ), несоблюдением условий контрактов (договоров), а также иные нарушения, которые влияют на эффективность расходования средств бюджетов бюджетной системы РФ (далее - бюджеты БС РФ).
Нормативные акты
"Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" от 30.12.2001 N 195-ФЗ
(ред. от 04.11.2025)Статья 15.15.3. Нарушение порядка и (или) условий предоставления межбюджетных трансфертов
(ред. от 04.11.2025)Статья 15.15.3. Нарушение порядка и (или) условий предоставления межбюджетных трансфертов
Статья: Об особенностях организационных бюджетных правоотношений
(Юлбердина Л.Р.)
("Финансовое право", 2024, N 4)Организационный характер межбюджетных отношений проявляется в определении полномочий Российской Федерации, ее субъектов и муниципальных образований и порядка их реализации на принципе бюджетного федерализма, например, при установлении порядка составления и рассмотрения проектов бюджета бюджетной системы, установлении порядка и условий предоставления межбюджетных трансфертов и др. Указанный подход к организации межбюджетных отношений построен на началах взаимодействия и согласования их участниками своих действий с основной целью - обеспечить финансовыми ресурсами соответствующие уровни общественно-территориальных образований.
(Юлбердина Л.Р.)
("Финансовое право", 2024, N 4)Организационный характер межбюджетных отношений проявляется в определении полномочий Российской Федерации, ее субъектов и муниципальных образований и порядка их реализации на принципе бюджетного федерализма, например, при установлении порядка составления и рассмотрения проектов бюджета бюджетной системы, установлении порядка и условий предоставления межбюджетных трансфертов и др. Указанный подход к организации межбюджетных отношений построен на началах взаимодействия и согласования их участниками своих действий с основной целью - обеспечить финансовыми ресурсами соответствующие уровни общественно-территориальных образований.
"Финансовое право (право публичных финансов): доктрина, законодательство, судебная практика, сравнительно-правовой анализ: учебник"
(том I)
(под науч. ред. Д.В. Винницкого)
("Юстицинформ", 2023)К бюджетным полномочиям субъектов Российской Федерации относятся: установление порядка составления и рассмотрения проектов бюджета субъекта Российской Федерации и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов, утверждения и исполнения бюджета субъекта Российской Федерации и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов, осуществления контроля за их исполнением и утверждения отчета об исполнении бюджета субъекта Российской Федерации и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов; составление и рассмотрение проектов бюджета субъекта Российской Федерации, бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов, утверждение и исполнение бюджета субъекта Российской Федерации и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов, осуществление контроля за их исполнением, составление и утверждение отчетов об исполнении бюджета субъекта Российской Федерации и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов, составление отчетов об исполнении консолидированного бюджета субъекта Российской Федерации; установление и исполнение расходных обязательств субъекта Российской Федерации; установление нормативов отчислений доходов в местные бюджеты от федеральных налогов и сборов, в том числе от налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами, и (или) региональных налогов, подлежащих зачислению в соответствии с БК РФ и законодательством о налогах и сборах в бюджеты субъектов Российской Федерации; установление порядка и условий предоставления межбюджетных трансфертов из бюджета субъекта Российской Федерации; иные бюджетные полномочия (ст. 8 БК РФ).
(том I)
(под науч. ред. Д.В. Винницкого)
("Юстицинформ", 2023)К бюджетным полномочиям субъектов Российской Федерации относятся: установление порядка составления и рассмотрения проектов бюджета субъекта Российской Федерации и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов, утверждения и исполнения бюджета субъекта Российской Федерации и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов, осуществления контроля за их исполнением и утверждения отчета об исполнении бюджета субъекта Российской Федерации и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов; составление и рассмотрение проектов бюджета субъекта Российской Федерации, бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов, утверждение и исполнение бюджета субъекта Российской Федерации и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов, осуществление контроля за их исполнением, составление и утверждение отчетов об исполнении бюджета субъекта Российской Федерации и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов, составление отчетов об исполнении консолидированного бюджета субъекта Российской Федерации; установление и исполнение расходных обязательств субъекта Российской Федерации; установление нормативов отчислений доходов в местные бюджеты от федеральных налогов и сборов, в том числе от налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами, и (или) региональных налогов, подлежащих зачислению в соответствии с БК РФ и законодательством о налогах и сборах в бюджеты субъектов Российской Федерации; установление порядка и условий предоставления межбюджетных трансфертов из бюджета субъекта Российской Федерации; иные бюджетные полномочия (ст. 8 БК РФ).
Статья: Финансовая ответственность публично-правовых образований при невыполнении ими условий соглашений о предоставлении межбюджетных субсидий
(Башуров В.Б.)
("Сибирское юридическое обозрение", 2025, N 3)<7> Статья 306.8 БК РФ "Нарушение условий предоставления (расходования) межбюджетных трансфертов" утратила силу 6 августа 2019 г. в связи с вступлением в силу Федерального закона от 26 июля 2019 г. N 199-ФЗ "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации в части совершенствования государственного (муниципального) финансового контроля, внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита".
(Башуров В.Б.)
("Сибирское юридическое обозрение", 2025, N 3)<7> Статья 306.8 БК РФ "Нарушение условий предоставления (расходования) межбюджетных трансфертов" утратила силу 6 августа 2019 г. в связи с вступлением в силу Федерального закона от 26 июля 2019 г. N 199-ФЗ "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации в части совершенствования государственного (муниципального) финансового контроля, внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита".
Статья: К вопросу об учете НДС в цене государственного (муниципального) контракта на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг, заключаемого в целях обеспечения государственных (муниципальных) нужд
(Абсолямов Р.Г., Денисова А.А.)
("Налоги" (журнал), 2021, N 4)Следует отметить, что если контракт изначально заключен с НДС, но впоследствии стороны заменили его различными коэффициентами, то усматривается нецелевое использование бюджетных средств или нарушение условий предоставления межбюджетных трансфертов, выражающееся в отсутствии документов, подтверждающих возникновение денежных обязательств.
(Абсолямов Р.Г., Денисова А.А.)
("Налоги" (журнал), 2021, N 4)Следует отметить, что если контракт изначально заключен с НДС, но впоследствии стороны заменили его различными коэффициентами, то усматривается нецелевое использование бюджетных средств или нарушение условий предоставления межбюджетных трансфертов, выражающееся в отсутствии документов, подтверждающих возникновение денежных обязательств.
"Бюджетное право: учебное пособие для магистратуры"
(4-е издание, пересмотренное)
(Болтинова О.В.)
("НОРМА", "ИНФРА-М", 2023)Для субъекта РФ, в отношении которого осуществляются меры, предусмотренные п. 4 ст. 130 БК РФ (условия предоставления межбюджетных трансфертов из федерального бюджета), дефицит бюджета не должен превышать 10% утвержденного общего годового объема доходов бюджета субъекта РФ без учета утвержденного объема безвозмездных поступлений.
(4-е издание, пересмотренное)
(Болтинова О.В.)
("НОРМА", "ИНФРА-М", 2023)Для субъекта РФ, в отношении которого осуществляются меры, предусмотренные п. 4 ст. 130 БК РФ (условия предоставления межбюджетных трансфертов из федерального бюджета), дефицит бюджета не должен превышать 10% утвержденного общего годового объема доходов бюджета субъекта РФ без учета утвержденного объема безвозмездных поступлений.
Статья: Межбюджетные отношения и программно-целевое бюджетное планирование в России: вопросы теории и практики
(Ткаченко Р.В.)
("Финансовое право", 2022, N 2)С другой стороны, использование для финансирования целевых программ денежных средств в форме межбюджетных трансфертов усложняет нормативную правовую базу финансово-ресурсного обеспечения программно-целевого метода, делает ее громоздкой с позиций дифференциации нормативных правовых источников, имеющих различные объекты регулирования. Распределение и предоставление "оплачивающих" целевые программы межбюджетных трансфертов в форме субсидий подразумевает принятие самостоятельных нормативных актов, утверждающих специальные "правила", "методики" предоставления межбюджетных субсидий <15>, или включение правил выделения субсидий в содержание приложения к конкретной целевой программе, а также и включение в текстовую часть государственных программ информации о требованиях и условиях предоставления межбюджетных трансфертов (относительно условий и перечня мероприятий, для оплаты которых направляются трансферты, наличия бюджетных средств и т.д.) <16>. Ситуация осложняется тем, что предоставление субсидий на оплату целевых программ должно учитывать ежегодно меняющуюся политику государства в отношении сферы реализации программы. В случае же, когда нагрузка в формировании правового режима субсидии возлагается на сами целевые программы, это в определенной степени создает ситуацию "потери" юридических положений о субсидиях в общей массе положений, в тексте целевых программ предусматривающих поставленные перед программами цели и задачи для конкретных сфер жизни общества и государства.
(Ткаченко Р.В.)
("Финансовое право", 2022, N 2)С другой стороны, использование для финансирования целевых программ денежных средств в форме межбюджетных трансфертов усложняет нормативную правовую базу финансово-ресурсного обеспечения программно-целевого метода, делает ее громоздкой с позиций дифференциации нормативных правовых источников, имеющих различные объекты регулирования. Распределение и предоставление "оплачивающих" целевые программы межбюджетных трансфертов в форме субсидий подразумевает принятие самостоятельных нормативных актов, утверждающих специальные "правила", "методики" предоставления межбюджетных субсидий <15>, или включение правил выделения субсидий в содержание приложения к конкретной целевой программе, а также и включение в текстовую часть государственных программ информации о требованиях и условиях предоставления межбюджетных трансфертов (относительно условий и перечня мероприятий, для оплаты которых направляются трансферты, наличия бюджетных средств и т.д.) <16>. Ситуация осложняется тем, что предоставление субсидий на оплату целевых программ должно учитывать ежегодно меняющуюся политику государства в отношении сферы реализации программы. В случае же, когда нагрузка в формировании правового режима субсидии возлагается на сами целевые программы, это в определенной степени создает ситуацию "потери" юридических положений о субсидиях в общей массе положений, в тексте целевых программ предусматривающих поставленные перед программами цели и задачи для конкретных сфер жизни общества и государства.
"Нормативно-правовая регламентация бюджетного процесса в России: учебное пособие"
(Гуринович А.Г.)
("Юстицинформ", 2023)- установление порядка и условий предоставления межбюджетных трансфертов из федерального бюджета;
(Гуринович А.Г.)
("Юстицинформ", 2023)- установление порядка и условий предоставления межбюджетных трансфертов из федерального бюджета;
Статья: Правовое обеспечение эффективного функционирования государственного принуждения в бюджетной сфере
(Лапина М.А., Никлаус В.С.)
("Финансовое право", 2022, N 4)Среди бюджетных мер принуждения, в свете санкционного давления для обеспечения эффективности функционирования бюджетной системы, особо актуальны вопросы нецелевого использования денежных средств, нарушения условий и (или) сроков перечисления или возврата средств. Представленные нарушения связаны с неустановленным использованием предоставленных в рамках межбюджетных трансфертов бюджетных средств, а также с нарушением условий предоставления кредита, в том числе порядка возврата кредитных средств. Помимо представленных нарушений, стоит отметить бюджетное нарушение, существовавшее в прошлых редакциях законодательства, - нарушение условий предоставления межбюджетных трансфертов в случае, если данное действие не связано с нецелевым использованием бюджетных средств.
(Лапина М.А., Никлаус В.С.)
("Финансовое право", 2022, N 4)Среди бюджетных мер принуждения, в свете санкционного давления для обеспечения эффективности функционирования бюджетной системы, особо актуальны вопросы нецелевого использования денежных средств, нарушения условий и (или) сроков перечисления или возврата средств. Представленные нарушения связаны с неустановленным использованием предоставленных в рамках межбюджетных трансфертов бюджетных средств, а также с нарушением условий предоставления кредита, в том числе порядка возврата кредитных средств. Помимо представленных нарушений, стоит отметить бюджетное нарушение, существовавшее в прошлых редакциях законодательства, - нарушение условий предоставления межбюджетных трансфертов в случае, если данное действие не связано с нецелевым использованием бюджетных средств.