Ущерб от лесных пожаров
Подборка наиболее важных документов по запросу Ущерб от лесных пожаров (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Формы документов
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Особенности использования специальных знаний при проведении осмотра места происшествия в ходе расследования уничтожения или повреждения лесных насаждений
(Морозов Р.О.)
("Российский следователь", 2024, N 11)Следующей задачей является дифференциация поврежденных и уничтоженных лесных насаждений в целях оценки ущерба, причиненного пожаром. В ходе своего исследования С.В. Унжакова указывает на наличие проблем, возникающих на этапе установления количества уничтоженных и поврежденных насаждений, и, как следствие, суммы причиненного ущерба, так как основой расчета ущерба является площадь, пройденная огнем, в том числе и непокрытая лесными насаждениями <7>. Кроме того, значимым фактом является то, что положения Постановления Правительства Российской Федерации N 1730 "Об исчислении размера вреда, причиненного лесам вследствие нарушения лесного законодательства" в случаях, когда площадь лесного пожара превышает 1 гектар, позволяют для расчета ущерба применять материалы лесоустройства. Попросту говоря, в ряде случаев (свыше 80%) существует законная возможность оценивать ущерб без выезда к месту пожара. При этом материалы лесоустройства могут не соответствовать существующей ситуации. Проведенный анализ уголовных дел по фактам уничтожения или повреждения лесных насаждений полностью подтверждает описанную выше проблематику. Кроме того, следует обратить внимание и на тот факт, что существующий подход к оценке ущерба лесного пожара не учитывает пожары, произошедшие на осматриваемой территории годы ранее. Следовательно, ущерб пожара может складываться в том числе с лесными насаждениями, уничтоженными на этой территории ранее.
(Морозов Р.О.)
("Российский следователь", 2024, N 11)Следующей задачей является дифференциация поврежденных и уничтоженных лесных насаждений в целях оценки ущерба, причиненного пожаром. В ходе своего исследования С.В. Унжакова указывает на наличие проблем, возникающих на этапе установления количества уничтоженных и поврежденных насаждений, и, как следствие, суммы причиненного ущерба, так как основой расчета ущерба является площадь, пройденная огнем, в том числе и непокрытая лесными насаждениями <7>. Кроме того, значимым фактом является то, что положения Постановления Правительства Российской Федерации N 1730 "Об исчислении размера вреда, причиненного лесам вследствие нарушения лесного законодательства" в случаях, когда площадь лесного пожара превышает 1 гектар, позволяют для расчета ущерба применять материалы лесоустройства. Попросту говоря, в ряде случаев (свыше 80%) существует законная возможность оценивать ущерб без выезда к месту пожара. При этом материалы лесоустройства могут не соответствовать существующей ситуации. Проведенный анализ уголовных дел по фактам уничтожения или повреждения лесных насаждений полностью подтверждает описанную выше проблематику. Кроме того, следует обратить внимание и на тот факт, что существующий подход к оценке ущерба лесного пожара не учитывает пожары, произошедшие на осматриваемой территории годы ранее. Следовательно, ущерб пожара может складываться в том числе с лесными насаждениями, уничтоженными на этой территории ранее.
Статья: Надзор за исполнением законодательства в экологической сфере
(Куницына Е.А., Трудников А.В.)
("Законность", 2024, N 6)На особом контроле прокуратуры находится борьба с лесными пожарами. В результате принятых мер площадь лесных пожаров в 2023 г. уменьшилась на 97%, а ущерб от лесных пожаров - на 93%. Во исполнение требований прокуроров лесопожарные формирования укомплектованы 559 единицами лесопожарной техники и инвентаря.
(Куницына Е.А., Трудников А.В.)
("Законность", 2024, N 6)На особом контроле прокуратуры находится борьба с лесными пожарами. В результате принятых мер площадь лесных пожаров в 2023 г. уменьшилась на 97%, а ущерб от лесных пожаров - на 93%. Во исполнение требований прокуроров лесопожарные формирования укомплектованы 559 единицами лесопожарной техники и инвентаря.
Нормативные акты
Приказ Рослесхоза от 03.04.1998 N 53
"Об утверждении Инструкции по определению ущерба, причиняемого лесными пожарами"ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ЛЕСНОГО ХОЗЯЙСТВА РОССИИ
"Об утверждении Инструкции по определению ущерба, причиняемого лесными пожарами"ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ЛЕСНОГО ХОЗЯЙСТВА РОССИИ
Приказ Рослесхоза от 06.05.2022 N 566
"Об утверждении методики расчета показателя "Ущерб лесным насаждениям от лесных пожаров" федерального проекта "Сохранение лесов" национального проекта "Экология" и признании утратившим силу приказа Федерального агентства лесного хозяйства от 30 июля 2021 года N 616"МИНИСТЕРСТВО ПРИРОДНЫХ РЕСУРСОВ И ЭКОЛОГИИ
"Об утверждении методики расчета показателя "Ущерб лесным насаждениям от лесных пожаров" федерального проекта "Сохранение лесов" национального проекта "Экология" и признании утратившим силу приказа Федерального агентства лесного хозяйства от 30 июля 2021 года N 616"МИНИСТЕРСТВО ПРИРОДНЫХ РЕСУРСОВ И ЭКОЛОГИИ
Статья: Рассмотрение споров, связанных с применением законодательства об охране окружающей среды
(Аникина Е.А.)
("Арбитражные споры", 2023, N 4)Причиненный лесным пожаром ущерб определен на основании Постановления Правительства Российской Федерации от 29.12.2018 N 1730 "Об утверждении особенностей возмещения вреда, причиненного лесам и находящимся в них природным объектам вследствие нарушения лесного законодательства", утвердившего методику и таксы для исчисления размера ущерба. Расчет фактических затрат на тушение лесного пожара произведен истцом с учетом положений статьи 53.4 ЛК РФ и в соответствии с приказом департамента от 15.04.2021 N 411 "Об утверждении нормативных затрат на выполнение работ по тушению лесных пожаров в 2021 году". Расчет размера ущерба судами проверен и признан верным (Постановление АС СЗО от 11.11.2022 по делу N А13-12836/2021).
(Аникина Е.А.)
("Арбитражные споры", 2023, N 4)Причиненный лесным пожаром ущерб определен на основании Постановления Правительства Российской Федерации от 29.12.2018 N 1730 "Об утверждении особенностей возмещения вреда, причиненного лесам и находящимся в них природным объектам вследствие нарушения лесного законодательства", утвердившего методику и таксы для исчисления размера ущерба. Расчет фактических затрат на тушение лесного пожара произведен истцом с учетом положений статьи 53.4 ЛК РФ и в соответствии с приказом департамента от 15.04.2021 N 411 "Об утверждении нормативных затрат на выполнение работ по тушению лесных пожаров в 2021 году". Расчет размера ущерба судами проверен и признан верным (Постановление АС СЗО от 11.11.2022 по делу N А13-12836/2021).
Статья: Баланс конституционных ценностей как основа уголовной ответственности за экологические преступления
(Арзамасцев М.В.)
("Российская юстиция", 2023, N 6)Приходится констатировать занижение в уголовном законе оценки опасности экологического вреда. Это можно проследить не только в санкциях статей УК РФ, но и в недостаточной дифференциации уголовной ответственности. Не стали исключением и изменения, внесенные в 2022 году в статью 261 УК РФ <18>, которые установили в качестве нижней границы ущерба от лесных пожаров, вызванных неосторожным обращением с огнем, его значительный размер, но устранили усиление ответственности при последующем увеличении вреда. В результате останутся без адекватной оценки пожары, которые затрагивают сотни и тысячи гектаров, сопровождаются уничтожением лесной флоры и фауны, выбросом вредных веществ в атмосферу и повреждением почвы. Не учтена в новеллах и опасность масштабного задымления воздуха для здоровья населения. Тем самым не в полной мере выполнены позитивные обязательства законодателя по защите окружающей среды и коллективных конституционных прав. Соответственно, конституционное требование пропорциональности предполагает обеспечение адекватной дифференциации уголовной ответственности за неосторожные экологические преступления, что может быть сделано при признании в качестве их квалифицирующего (особо квалифицирующего) признака размера или тяжести причиняемого вреда окружающей среде.
(Арзамасцев М.В.)
("Российская юстиция", 2023, N 6)Приходится констатировать занижение в уголовном законе оценки опасности экологического вреда. Это можно проследить не только в санкциях статей УК РФ, но и в недостаточной дифференциации уголовной ответственности. Не стали исключением и изменения, внесенные в 2022 году в статью 261 УК РФ <18>, которые установили в качестве нижней границы ущерба от лесных пожаров, вызванных неосторожным обращением с огнем, его значительный размер, но устранили усиление ответственности при последующем увеличении вреда. В результате останутся без адекватной оценки пожары, которые затрагивают сотни и тысячи гектаров, сопровождаются уничтожением лесной флоры и фауны, выбросом вредных веществ в атмосферу и повреждением почвы. Не учтена в новеллах и опасность масштабного задымления воздуха для здоровья населения. Тем самым не в полной мере выполнены позитивные обязательства законодателя по защите окружающей среды и коллективных конституционных прав. Соответственно, конституционное требование пропорциональности предполагает обеспечение адекватной дифференциации уголовной ответственности за неосторожные экологические преступления, что может быть сделано при признании в качестве их квалифицирующего (особо квалифицирующего) признака размера или тяжести причиняемого вреда окружающей среде.
"Квалификация экологических преступлений: учебное пособие"
(Питулько К.В., Коряковцев В.В.)
("КНОРУС", 2023)Лесом покрыто почти две трети территории России. Общая площадь земель лесного фонда, по данным ФГБУ "Рослесинфорг", на 2021 г. составляет 1 млрд 187,6 млн га (включая леса на особо охраняемых природных территориях и в населенных пунктах). С 2019 г. в рамках федерального проекта "Сохранение лесов" ежегодно высаживается порядка 1 млн га саженцев деревьев. При этом в России в год регистрируется от 9 тыс. до 35 тыс. лесных пожаров, охватывающих площади от 500 тыс. до нескольких млн га. Согласно данным МЧС России и Федерального агентства лесного хозяйства (Рослесхоз), с начала 1992 по конец 2018 г. в России было зарегистрировано более 630 тыс. лесных (затронувших земли лесного фонда) пожаров. По подсчетам Рослесхоза, в среднем размер ущерба от лесных пожаров в год составляет порядка 20 млрд рублей, из них от 3 млрд до 7 млрд - ущерб лесному хозяйству (потери древесины). Остальные потери - расходы на тушение и последующую расчистку горелых площадей, ущерб от гибели животных, загрязнения продуктами горения, затраты на восстановление леса и т.д. Обычно возгорания лесов в России начинаются в апреле и длятся до октября. Наибольшая площадь пожаров в современной истории России наблюдалась в 2021 г. Согласно статистике МЧС, она составила более 18 млн га. Почти 8,5 млн из них пришлись на Якутию, крупные очаги также находились в Иркутской и Тюменской областях. Всего в стране за год было зарегистрировано 3 210 природных пожаров, дым от горящих лесов впервые за историю спутниковых наблюдений достиг Северного полюса.
(Питулько К.В., Коряковцев В.В.)
("КНОРУС", 2023)Лесом покрыто почти две трети территории России. Общая площадь земель лесного фонда, по данным ФГБУ "Рослесинфорг", на 2021 г. составляет 1 млрд 187,6 млн га (включая леса на особо охраняемых природных территориях и в населенных пунктах). С 2019 г. в рамках федерального проекта "Сохранение лесов" ежегодно высаживается порядка 1 млн га саженцев деревьев. При этом в России в год регистрируется от 9 тыс. до 35 тыс. лесных пожаров, охватывающих площади от 500 тыс. до нескольких млн га. Согласно данным МЧС России и Федерального агентства лесного хозяйства (Рослесхоз), с начала 1992 по конец 2018 г. в России было зарегистрировано более 630 тыс. лесных (затронувших земли лесного фонда) пожаров. По подсчетам Рослесхоза, в среднем размер ущерба от лесных пожаров в год составляет порядка 20 млрд рублей, из них от 3 млрд до 7 млрд - ущерб лесному хозяйству (потери древесины). Остальные потери - расходы на тушение и последующую расчистку горелых площадей, ущерб от гибели животных, загрязнения продуктами горения, затраты на восстановление леса и т.д. Обычно возгорания лесов в России начинаются в апреле и длятся до октября. Наибольшая площадь пожаров в современной истории России наблюдалась в 2021 г. Согласно статистике МЧС, она составила более 18 млн га. Почти 8,5 млн из них пришлись на Якутию, крупные очаги также находились в Иркутской и Тюменской областях. Всего в стране за год было зарегистрировано 3 210 природных пожаров, дым от горящих лесов впервые за историю спутниковых наблюдений достиг Северного полюса.