Уровни медицинских организаций
Подборка наиболее важных документов по запросу Уровни медицинских организаций (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 10 "Доступность и качество медицинской помощи" Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации""К таковым критериям наряду с организацией оказания медицинской помощи по принципу приближенности к месту жительства, месту работы или обучения, с наличием необходимого количества медицинских работников и уровнем их квалификации, с возможностью выбора медицинской помощи и врача, применением порядков оказания медицинской помощи и стандартов медицинской помощи, транспортной доступностью медицинских организаций для всех групп населения, в том числе инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижении, с возможностью беспрепятственного и бесплатного использования медицинским работником средств связи или транспортных средств для перевозки пациента федеральный законодатель относит предоставление медицинской организацией гарантированного объема медицинской помощи в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи (пункт 5 статьи 10)."
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Нормативно-правовая регламентация новых высоких технологий в медицине. Правовые неопределенности, проблемные вопросы
(Свередюк М.Г.)
("Медицинское право", 2025, N 2)3) сформировать комитеты (комиссии) по этике для контроля рисков при внедрении новых высоких технологий как на уровне органов исполнительной власти, так и на уровне медицинской организации. С обязательным включением в состав медицинских работников, IT-специалистов, юристов;
(Свередюк М.Г.)
("Медицинское право", 2025, N 2)3) сформировать комитеты (комиссии) по этике для контроля рисков при внедрении новых высоких технологий как на уровне органов исполнительной власти, так и на уровне медицинской организации. С обязательным включением в состав медицинских работников, IT-специалистов, юристов;
Ситуация: Каков порядок получения гражданином РФ бесплатной медицинской помощи при онкологии?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)При этом для оказания специализированной медпомощи в плановой форме пациент вправе выбрать медорганизацию из тех, которые участвуют в реализации территориальной программы госгарантий с учетом сроков ожидания помощи. Информацию о возможности выбора предоставит лечащий врач. Также пациент может выбрать медорганизацию за пределами территории субъекта РФ, в котором он проживает. Однако в таком случае, как правило, выбрать возможно одну из федеральных медорганизаций и только при наличии определенных показаний, как, например, необходимость применения методов лечения, не выполняемых на региональном уровне. В выбранную медорганизацию лечащий врач выдает направление (ч. 1, 4, 6 ст. 21 Закона N 323-ФЗ; п. 4 ч. 1 ст. 16 Закона N 326-ФЗ; абз. 2 п. 20, п. 21 Порядка N 116н; п. п. 16 - 18, 21 Положения, утв. Приказом Минздрава России от 11.04.2025 N 185н; п. п. 14 - 16 Порядка, утв. Приказом Минздрава России от 14.04.2025 N 216н; п. п. 14 - 16 Порядка, утв. Приказом Минздрава России от 14.04.2025 N 215н; п. п. 3, 5, 6, пп. "б" п. 7 Порядка, утв. Приказом Минздрава России от 23.12.2020 N 1363н).
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)При этом для оказания специализированной медпомощи в плановой форме пациент вправе выбрать медорганизацию из тех, которые участвуют в реализации территориальной программы госгарантий с учетом сроков ожидания помощи. Информацию о возможности выбора предоставит лечащий врач. Также пациент может выбрать медорганизацию за пределами территории субъекта РФ, в котором он проживает. Однако в таком случае, как правило, выбрать возможно одну из федеральных медорганизаций и только при наличии определенных показаний, как, например, необходимость применения методов лечения, не выполняемых на региональном уровне. В выбранную медорганизацию лечащий врач выдает направление (ч. 1, 4, 6 ст. 21 Закона N 323-ФЗ; п. 4 ч. 1 ст. 16 Закона N 326-ФЗ; абз. 2 п. 20, п. 21 Порядка N 116н; п. п. 16 - 18, 21 Положения, утв. Приказом Минздрава России от 11.04.2025 N 185н; п. п. 14 - 16 Порядка, утв. Приказом Минздрава России от 14.04.2025 N 216н; п. п. 14 - 16 Порядка, утв. Приказом Минздрава России от 14.04.2025 N 215н; п. п. 3, 5, 6, пп. "б" п. 7 Порядка, утв. Приказом Минздрава России от 23.12.2020 N 1363н).
Нормативные акты
Приказ Минздрава России от 20.04.2018 N 182
"Об утверждении методических рекомендаций о применении нормативов и норм ресурсной обеспеченности населения в сфере здравоохранения"5. В целях соблюдения этапов оказания медицинской помощи, предусмотренных порядками оказания медицинской помощи, планирования рационального размещения медицинских организаций в зависимости от административно-территориальной принадлежности и вида оказываемой медицинской помощи, а также определения нормативов объема медицинской помощи в рамках территориальных программ государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи медицинские организации (за исключением медицинских организаций, оказывающих медицинскую помощь по профилю "акушерство-гинекология") <7> могут быть распределены по трем уровням:
"Об утверждении методических рекомендаций о применении нормативов и норм ресурсной обеспеченности населения в сфере здравоохранения"5. В целях соблюдения этапов оказания медицинской помощи, предусмотренных порядками оказания медицинской помощи, планирования рационального размещения медицинских организаций в зависимости от административно-территориальной принадлежности и вида оказываемой медицинской помощи, а также определения нормативов объема медицинской помощи в рамках территориальных программ государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи медицинские организации (за исключением медицинских организаций, оказывающих медицинскую помощь по профилю "акушерство-гинекология") <7> могут быть распределены по трем уровням:
"Вред при медицинском вмешательстве: проблемы компенсации и предотвращения (сравнительно-правовое исследование)"
(Кратенко М.В.)
("НОРМА", "ИНФРА-М", 2024)Статья 1221. Если медицинский персонал не выполняет обязанности по диагностике и лечению в соответствии с существующим уровнем медицинской науки и причиняет вред пациенту, медицинская организация обязана возместить причиненный вред.
(Кратенко М.В.)
("НОРМА", "ИНФРА-М", 2024)Статья 1221. Если медицинский персонал не выполняет обязанности по диагностике и лечению в соответствии с существующим уровнем медицинской науки и причиняет вред пациенту, медицинская организация обязана возместить причиненный вред.
Статья: ОМС и не только: новые траектории развития страховой медицины
(Кузнецов Д.)
("Современные страховые технологии", 2023, N 5)Одно можно сказать точно: адекватно функционировать система сможет только при наличии финансовой устойчивости ее участников. Сегодня мы хорошо понимаем, что вслепую определять размер отчислений страховщикам, опираясь только на установленные в законе границы, неправильно. Множество факторов и показателей влияют на выполнение СМО возложенных на них функций: трудозатраты, эффективность, количество и половозрастной состав застрахованных лиц, плотность их проживания в каждом конкретном регионе, количество и уровень оснащенности медицинских организаций, с которыми взаимодействуют страховщики. Даже изменения в работе или тарифной политике сотовых операторов и интернет-провайдеров влияют на работу страховщиков по привлечению граждан к профилактическим мероприятиям и реализации нацпроектов в сфере здравоохранения.
(Кузнецов Д.)
("Современные страховые технологии", 2023, N 5)Одно можно сказать точно: адекватно функционировать система сможет только при наличии финансовой устойчивости ее участников. Сегодня мы хорошо понимаем, что вслепую определять размер отчислений страховщикам, опираясь только на установленные в законе границы, неправильно. Множество факторов и показателей влияют на выполнение СМО возложенных на них функций: трудозатраты, эффективность, количество и половозрастной состав застрахованных лиц, плотность их проживания в каждом конкретном регионе, количество и уровень оснащенности медицинских организаций, с которыми взаимодействуют страховщики. Даже изменения в работе или тарифной политике сотовых операторов и интернет-провайдеров влияют на работу страховщиков по привлечению граждан к профилактическим мероприятиям и реализации нацпроектов в сфере здравоохранения.
Ситуация: Как и куда встать на учет по беременности?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)При выборе врача и медицинской организации гражданин имеет право на получение информации в доступной для него форме, в том числе размещенной в сети Интернет, о медицинской организации, об осуществляемой ею медицинской деятельности и о врачах, об уровне их образования и квалификации (ч. 7 ст. 21 Закона N 323-ФЗ).
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)При выборе врача и медицинской организации гражданин имеет право на получение информации в доступной для него форме, в том числе размещенной в сети Интернет, о медицинской организации, об осуществляемой ею медицинской деятельности и о врачах, об уровне их образования и квалификации (ч. 7 ст. 21 Закона N 323-ФЗ).
Статья: Вопросы правового регулирования оплаты труда в организациях здравоохранения
(Хныкин Г.В.)
("Трудовое право в России и за рубежом", 2024, N 2)Вице-премьер и одновременно координатор РТК Т.А. Голикова, будучи одним из главных социальных реформаторов, согласно добавила: "Это решение будет реализовано после поправок, которые будут приняты в Трудовой кодекс, и окончательное решение - сентябрь 2020 г." Но ни в указанный срок, ни в почти помесячном редактировании ТК РФ (9 поправок в 2021 г. и 10 - в 2022 г.) упомянутые изменения и дополнения не появились. А еще вице-премьер признала, что помимо установленного трехкратного дробления заработных плат они "в субъектах Федерации устанавливаются на различных уровнях: уровень субъекта, уровень руководителя медицинской организации, коллективный договор. Несмотря на то что ежегодно РТК выпускает рекомендации по установлению оплаты труда, к сожалению, в ряде регионов они не выдерживаются" <5>.
(Хныкин Г.В.)
("Трудовое право в России и за рубежом", 2024, N 2)Вице-премьер и одновременно координатор РТК Т.А. Голикова, будучи одним из главных социальных реформаторов, согласно добавила: "Это решение будет реализовано после поправок, которые будут приняты в Трудовой кодекс, и окончательное решение - сентябрь 2020 г." Но ни в указанный срок, ни в почти помесячном редактировании ТК РФ (9 поправок в 2021 г. и 10 - в 2022 г.) упомянутые изменения и дополнения не появились. А еще вице-премьер признала, что помимо установленного трехкратного дробления заработных плат они "в субъектах Федерации устанавливаются на различных уровнях: уровень субъекта, уровень руководителя медицинской организации, коллективный договор. Несмотря на то что ежегодно РТК выпускает рекомендации по установлению оплаты труда, к сожалению, в ряде регионов они не выдерживаются" <5>.
Статья: Актуальные вопросы применения индикаторов риска государственного контроля (надзора) в сфере здравоохранения
(Шишов М.А.)
("Медицинское право", 2024, N 1)В то же время одной из национальных целей развития Российской Федерации на период до 2030 г. является сохранение населения и здоровья людей. С учетом вышеизложенного представляется целесообразным дополнить вышеприведенные индикаторы риска нарушений обязательных требований при осуществлении федерального государственного контроля (надзора). В частности, применительно к федеральному государственному контролю (надзору) качества и безопасности медицинской деятельности рассмотреть возможность использования в качестве индикаторов роста показателей материнской и/или перинатальной, и/или младенческой смертности на уровне медицинской организации. Применительно к федеральному государственному контролю (надзору) в сфере обращения лекарственных средств - наличие данных о реализации и/или применении (выводе из обращения) лекарственного средства, в отношении которого на официальном сайте Росздравнадзора размещено информационное письмо о приостановке применения (или отзыве из обращения, или прекращении обращения, и/или изъятии из обращения) либо в отношении которого получена информация от иных медицинских организаций, предусмотренная ч. 3 ст. 64 Федерального закона от 12 апреля 2010 г. N 61-ФЗ "Об обращении лекарственных средств". Применительно к федеральному государственному контролю (надзору) за обращением медицинских изделий - наличие у медицинской организации медицинского изделия, в отношении которого на официальном сайте Росздравнадзора размещено информационное письмо о приостановке применения (или отзыве из обращения, или прекращении обращения, и/или изъятии из обращения) либо в отношении которого получена информация от иных медицинских организаций, предусмотренная ч. 3 ст. 96 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации".
(Шишов М.А.)
("Медицинское право", 2024, N 1)В то же время одной из национальных целей развития Российской Федерации на период до 2030 г. является сохранение населения и здоровья людей. С учетом вышеизложенного представляется целесообразным дополнить вышеприведенные индикаторы риска нарушений обязательных требований при осуществлении федерального государственного контроля (надзора). В частности, применительно к федеральному государственному контролю (надзору) качества и безопасности медицинской деятельности рассмотреть возможность использования в качестве индикаторов роста показателей материнской и/или перинатальной, и/или младенческой смертности на уровне медицинской организации. Применительно к федеральному государственному контролю (надзору) в сфере обращения лекарственных средств - наличие данных о реализации и/или применении (выводе из обращения) лекарственного средства, в отношении которого на официальном сайте Росздравнадзора размещено информационное письмо о приостановке применения (или отзыве из обращения, или прекращении обращения, и/или изъятии из обращения) либо в отношении которого получена информация от иных медицинских организаций, предусмотренная ч. 3 ст. 64 Федерального закона от 12 апреля 2010 г. N 61-ФЗ "Об обращении лекарственных средств". Применительно к федеральному государственному контролю (надзору) за обращением медицинских изделий - наличие у медицинской организации медицинского изделия, в отношении которого на официальном сайте Росздравнадзора размещено информационное письмо о приостановке применения (или отзыве из обращения, или прекращении обращения, и/или изъятии из обращения) либо в отношении которого получена информация от иных медицинских организаций, предусмотренная ч. 3 ст. 96 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации".
"Судебная практика и развитие законодательства о труде и социальном обеспечении: научно-практическое пособие"
(Антонова Н.В., Каменская С.В., Коршунова Т.Ю. и др.)
(отв. ред. Т.Ю. Коршунова)
("КОНТРАКТ", 2024)Как представляется, условия и характер труда, обусловливающие специфику осуществления трудовой функции медицинскими работниками, не должны зависеть от организационно-правовой формы медицинской организации. Условия труда могут быть одинаковыми, как в государственных учреждениях здравоохранения, так и в частных (негосударственных) медицинских организациях, созданных в форме обществ с ограниченной ответственностью или акционерных обществ. Например, по результатам специальной оценки конкретного рабочего места эти условия могут быть вредными (класс вредности 3.1). Что же касается аргумента в пользу более высокого уровня оплаты труда в негосударственных медицинских организациях по сравнению с государственными учреждениями, то он не выдерживает никакой критики.
(Антонова Н.В., Каменская С.В., Коршунова Т.Ю. и др.)
(отв. ред. Т.Ю. Коршунова)
("КОНТРАКТ", 2024)Как представляется, условия и характер труда, обусловливающие специфику осуществления трудовой функции медицинскими работниками, не должны зависеть от организационно-правовой формы медицинской организации. Условия труда могут быть одинаковыми, как в государственных учреждениях здравоохранения, так и в частных (негосударственных) медицинских организациях, созданных в форме обществ с ограниченной ответственностью или акционерных обществ. Например, по результатам специальной оценки конкретного рабочего места эти условия могут быть вредными (класс вредности 3.1). Что же касается аргумента в пользу более высокого уровня оплаты труда в негосударственных медицинских организациях по сравнению с государственными учреждениями, то он не выдерживает никакой критики.
"Правовые проблемы жизни и работы граждан в районах с неблагоприятными климатическими условиями: монография"
(отв. ред. Т.Ю. Коршунова, С.В. Каменская)
("КОНТРАКТ", 2024)Особенностью регионов Арктической зоны является значительная доля контингентов Федеральной службы исполнения наказаний <1> и мигрантов (почти 30% трудящегося населения составляют вахтовики, 80% из которых приезжие <2>) среди населения. Более того, доказано, что значительный вклад в рост заболеваемости инфекционными заболеваниями в Арктической зоне связан с потоком мигрантов. Так, в Ненецком автономном округе разница между заболеваемостью туберкулезом всего населения и постоянных жителей была наибольшей в арктических регионах России (85,8%), практически все новые случаи туберкулеза были диагностированы у "прибывших", в Красноярском крае и Республике Карелия почти половина всех новых случаев туберкулеза отмечена также у непостоянных жителей, отмечаются высокие темпы роста заболеваемости сочетанной инфекцией ВИЧ/ТБ в Архангельской (920,8%) и Красноярской (760,0%) областях, а также в Республиках Саха (Якутия) (600,0%) и Коми (320,9%) <3>. Большинство респондентов, являющихся жителями Крайнего Севера РФ, отмечали проблемы низкого уровня оказания медицинской помощи: удаленность медицинских организаций, малую обеспеченность современным диагностическим оборудованием, недостаточную квалификацию врачей или их отсутствие в небольших учреждениях <4>. Во многом рост заболеваемости туберкулезом в Чукотском автономном округе, особенно среди коренного населения, явился следствием ликвидации окружного противотуберкулезного диспансера <5>.
(отв. ред. Т.Ю. Коршунова, С.В. Каменская)
("КОНТРАКТ", 2024)Особенностью регионов Арктической зоны является значительная доля контингентов Федеральной службы исполнения наказаний <1> и мигрантов (почти 30% трудящегося населения составляют вахтовики, 80% из которых приезжие <2>) среди населения. Более того, доказано, что значительный вклад в рост заболеваемости инфекционными заболеваниями в Арктической зоне связан с потоком мигрантов. Так, в Ненецком автономном округе разница между заболеваемостью туберкулезом всего населения и постоянных жителей была наибольшей в арктических регионах России (85,8%), практически все новые случаи туберкулеза были диагностированы у "прибывших", в Красноярском крае и Республике Карелия почти половина всех новых случаев туберкулеза отмечена также у непостоянных жителей, отмечаются высокие темпы роста заболеваемости сочетанной инфекцией ВИЧ/ТБ в Архангельской (920,8%) и Красноярской (760,0%) областях, а также в Республиках Саха (Якутия) (600,0%) и Коми (320,9%) <3>. Большинство респондентов, являющихся жителями Крайнего Севера РФ, отмечали проблемы низкого уровня оказания медицинской помощи: удаленность медицинских организаций, малую обеспеченность современным диагностическим оборудованием, недостаточную квалификацию врачей или их отсутствие в небольших учреждениях <4>. Во многом рост заболеваемости туберкулезом в Чукотском автономном округе, особенно среди коренного населения, явился следствием ликвидации окружного противотуберкулезного диспансера <5>.
Статья: Юридическая характеристика медицинских ошибок и минимизация рисков их совершения
(Матейкович М.С., Матейкович Е.А.)
("Журнал российского права", 2021, N 9)Заслуживает внимания выдвинутая зарубежными авторами теория системных барьеров, препятствующих повышению безопасности здравоохранения и требующих серьезных организационно-правовых мер по их ликвидации, принимаемых как на уровне медицинской организации, так и через нормативное регулирование уполномоченного федерального органа исполнительной власти. Перечень этих барьеров следующий: 1) широкое усмотрение, автономия работников; 2) стереотипное мышление; 3) отсутствие старшего руководства; 4) сложные административные процедуры <43>.
(Матейкович М.С., Матейкович Е.А.)
("Журнал российского права", 2021, N 9)Заслуживает внимания выдвинутая зарубежными авторами теория системных барьеров, препятствующих повышению безопасности здравоохранения и требующих серьезных организационно-правовых мер по их ликвидации, принимаемых как на уровне медицинской организации, так и через нормативное регулирование уполномоченного федерального органа исполнительной власти. Перечень этих барьеров следующий: 1) широкое усмотрение, автономия работников; 2) стереотипное мышление; 3) отсутствие старшего руководства; 4) сложные административные процедуры <43>.
Статья: Прием на работу водителя: все, что нужно знать работодателю
(Бекетова Н.А.)
("Кадровик-практик", 2024, N 1)В связи с тем что выполнить оба условия одновременно не представляется возможным, мы может только посоветовать решать данный вопрос на местном уровне (с конкретными медицинскими организациями, с которыми заключены договоры).
(Бекетова Н.А.)
("Кадровик-практик", 2024, N 1)В связи с тем что выполнить оба условия одновременно не представляется возможным, мы может только посоветовать решать данный вопрос на местном уровне (с конкретными медицинскими организациями, с которыми заключены договоры).