Уровень софинансирования на 2020 год
Подборка наиболее важных документов по запросу Уровень софинансирования на 2020 год (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Позиции судов по спорным вопросам. Бюджетные организации: Предельные объемы финансирования. Софинансирование
(КонсультантПлюс, 2025)...при фактическом расходовании бюджетных средств как федерального, так и республиканского бюджетов... [Республика - ред.] не вправе в одностороннем порядке изменять уровни софинансирования в обход условий Соглашения и в целях оправдания получения остатков (экономии) средств республиканского бюджета, а также в силу абзаца пятого статьи 31 БК РФ; орган внутреннего финансового контроля пришел к обоснованным выводам о нарушении условий софинансирования при фактическом исполнении расходных обязательств... [Республики - ред.] Министерством сельского хозяйства..."
(КонсультантПлюс, 2025)...при фактическом расходовании бюджетных средств как федерального, так и республиканского бюджетов... [Республика - ред.] не вправе в одностороннем порядке изменять уровни софинансирования в обход условий Соглашения и в целях оправдания получения остатков (экономии) средств республиканского бюджета, а также в силу абзаца пятого статьи 31 БК РФ; орган внутреннего финансового контроля пришел к обоснованным выводам о нарушении условий софинансирования при фактическом исполнении расходных обязательств... [Республики - ред.] Министерством сельского хозяйства..."
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Инициативное бюджетирование как новая категория бюджетного права
(Рыбакова С.В.)
("Финансовое право", 2022, N 5)<27> Автор резюмирует: "Как видно из этих немногочисленных примеров, существуют различные практики инициативного бюджетирования, при которых участие жителей наблюдается на тех или иных этапах распределения бюджетных средств. Но к формам партисипативной демократии мы можем отнести только практику партисипаторного бюджетирования, а не весь механизм инициативного бюджетирования. Так как участие населения проявляется на всех этапах распределения бюджета: участие в реализации местной инициативы путем выбора объекта для финансирования; участие в работе комиссий, которые отбирают проекты для финансирования; участие в контроле за ходом реализации проекта, финансируемого из средств местного бюджета и софинансируемого населением". См.: Усманова Р.М. Практики инициативного бюджетирования как формы партисипативной демократии на местном уровне // Конституционное и муниципальное право. 2020. N 4 (доступ из СПС "КонсультантПлюс").
(Рыбакова С.В.)
("Финансовое право", 2022, N 5)<27> Автор резюмирует: "Как видно из этих немногочисленных примеров, существуют различные практики инициативного бюджетирования, при которых участие жителей наблюдается на тех или иных этапах распределения бюджетных средств. Но к формам партисипативной демократии мы можем отнести только практику партисипаторного бюджетирования, а не весь механизм инициативного бюджетирования. Так как участие населения проявляется на всех этапах распределения бюджета: участие в реализации местной инициативы путем выбора объекта для финансирования; участие в работе комиссий, которые отбирают проекты для финансирования; участие в контроле за ходом реализации проекта, финансируемого из средств местного бюджета и софинансируемого населением". См.: Усманова Р.М. Практики инициативного бюджетирования как формы партисипативной демократии на местном уровне // Конституционное и муниципальное право. 2020. N 4 (доступ из СПС "КонсультантПлюс").
Статья: Формы стимулирования частных пенсионных накоплений: тенденции и перспективы
(Воронин Ю.В., Столяров А.В., Угодников К.В.)
("Социальное и пенсионное право", 2021, N 3)Прежде всего следует учесть, что программа стимулирования населения к самостоятельному формированию накопительной части трудовой пенсии уже реализовывалась в Российской Федерации начиная с 2009 г. в соответствии с Федеральным законом от 30 апреля 2008 г. N 56-ФЗ "О дополнительных страховых взносах на накопительную часть трудовой пенсии и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений". Упомянутая программа выступала в качестве элемента политики формирования накопительной части трудовой пенсии в целом и была направлена на повышение уровня накоплений граждан.
(Воронин Ю.В., Столяров А.В., Угодников К.В.)
("Социальное и пенсионное право", 2021, N 3)Прежде всего следует учесть, что программа стимулирования населения к самостоятельному формированию накопительной части трудовой пенсии уже реализовывалась в Российской Федерации начиная с 2009 г. в соответствии с Федеральным законом от 30 апреля 2008 г. N 56-ФЗ "О дополнительных страховых взносах на накопительную часть трудовой пенсии и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений". Упомянутая программа выступала в качестве элемента политики формирования накопительной части трудовой пенсии в целом и была направлена на повышение уровня накоплений граждан.
Нормативные акты
Федеральный закон от 12.11.2019 N 367-ФЗ
(ред. от 08.12.2020)
"О приостановлении действия отдельных положений Бюджетного кодекса Российской Федерации и установлении особенностей исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в 2020 году"2. Установить, что в 2020 году предельный уровень софинансирования расходных обязательств субъекта Российской Федерации из федерального бюджета по субъектам Российской Федерации для субсидий в целях реализации региональных проектов, обеспечивающих достижение целей, показателей и результатов федеральных проектов, утверждается Правительством Российской Федерации на весь срок действия указанных проектов.
(ред. от 08.12.2020)
"О приостановлении действия отдельных положений Бюджетного кодекса Российской Федерации и установлении особенностей исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в 2020 году"2. Установить, что в 2020 году предельный уровень софинансирования расходных обязательств субъекта Российской Федерации из федерального бюджета по субъектам Российской Федерации для субсидий в целях реализации региональных проектов, обеспечивающих достижение целей, показателей и результатов федеральных проектов, утверждается Правительством Российской Федерации на весь срок действия указанных проектов.
Статья: Сущность, принципы и функции инициативного бюджетирования в финансовом контексте
(Шор И.М., Шор Д.М., Шелестова Д.А., Галамян Л.И.)
("Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях", 2023, N 7)При этом важным фактором развития инициативного бюджетирования становится использование цифровых технологий, позволяющих обеспечить надежность в процедурах отбора гражданами проектов инициативного бюджетирования [17]. К примеру, в начале 2019 г. блокчейн-платформы для голосования были запущены в Волгоградской области <3>. При этом отметим, что в Волгоградской области инициативное бюджетирование применяется с 2019 г. и становится востребованным у населения инструментом улучшения благоустройства и обновления инфраструктуры, способствующим формированию комфортной городской или сельской среды. В 2019 г. из бюджета Волгоградской области на реализацию проектов инициативного бюджетирования было направлено 52 млн руб., из местных бюджетов - 60,7 млн руб., из внебюджетных источников - 1,6 млн руб. В 2020 г. финансирование программы инициативного бюджетирования увеличилось до 107 млн руб., и одним из ее условий является то, что уровень софинансирования со стороны муниципалитетов составляет 10%.
(Шор И.М., Шор Д.М., Шелестова Д.А., Галамян Л.И.)
("Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях", 2023, N 7)При этом важным фактором развития инициативного бюджетирования становится использование цифровых технологий, позволяющих обеспечить надежность в процедурах отбора гражданами проектов инициативного бюджетирования [17]. К примеру, в начале 2019 г. блокчейн-платформы для голосования были запущены в Волгоградской области <3>. При этом отметим, что в Волгоградской области инициативное бюджетирование применяется с 2019 г. и становится востребованным у населения инструментом улучшения благоустройства и обновления инфраструктуры, способствующим формированию комфортной городской или сельской среды. В 2019 г. из бюджета Волгоградской области на реализацию проектов инициативного бюджетирования было направлено 52 млн руб., из местных бюджетов - 60,7 млн руб., из внебюджетных источников - 1,6 млн руб. В 2020 г. финансирование программы инициативного бюджетирования увеличилось до 107 млн руб., и одним из ее условий является то, что уровень софинансирования со стороны муниципалитетов составляет 10%.
Статья: Правовое регулирование института инвестирования внутреннего регионального туризма (на примере Республики Хакасия)
(Козьмин М.В.)
("Туризм: право и экономика", 2021, N 3)Таким образом, опыт Хакасии показывает, что регионы подходят к решению вопросов индивидуально, учитывая как общемировые тенденции, так и свою региональную специфику; часть проектов регионы-соседи развивают сообща, что позволяет при меньших вложениях получить лучший результат; основными видами финансовой поддержки предпринимательства в регионах являются гранты и субсидии; получает развитие брендирование регионов (территорий) и городов. А вот виды туризма, которые развивает регион, чаще всего отличаются, как отличаются и формы инвестирования. В ряде регионов развиты различные вариации государственно-частного партнерства, есть оно и в Хакасии. Более того, за два последних года Хакасия поднялась в рейтинге субъектов Федерации по уровню развития сферы государственно-частного партнерства с 67 места в 2018 г. на 54 место в 2019 г. <22>. Активно развивается в РХ и грантовая поддержка. В 2020 г. конкурс на предоставление грантов в сфере туризма проводился дважды. Было рассмотрено 26 заявок, выбрано 10 победителей, получивших на развитие своих проектов 7,7 млн руб. В целом 19 региональных организаций получили поддержку из республиканского бюджета на софинансирование в размере 90% от стоимости проектов <23>. Проекты, получившие гранты, были совершенно разные: детский туризм, экотуризм, туризм для людей с ограниченными возможностями здоровья и просветительство и волонтерство в сфере туризма. Так, "Абаканский клуб спелеологов, например, выиграл грант на отмывку уникальной Бородинской пещеры. Волонтеры провели очистку сводов пещеры, а также убрали мусор, скопившийся за годы активного использования пещеры в качестве туристического объекта" <24>.
(Козьмин М.В.)
("Туризм: право и экономика", 2021, N 3)Таким образом, опыт Хакасии показывает, что регионы подходят к решению вопросов индивидуально, учитывая как общемировые тенденции, так и свою региональную специфику; часть проектов регионы-соседи развивают сообща, что позволяет при меньших вложениях получить лучший результат; основными видами финансовой поддержки предпринимательства в регионах являются гранты и субсидии; получает развитие брендирование регионов (территорий) и городов. А вот виды туризма, которые развивает регион, чаще всего отличаются, как отличаются и формы инвестирования. В ряде регионов развиты различные вариации государственно-частного партнерства, есть оно и в Хакасии. Более того, за два последних года Хакасия поднялась в рейтинге субъектов Федерации по уровню развития сферы государственно-частного партнерства с 67 места в 2018 г. на 54 место в 2019 г. <22>. Активно развивается в РХ и грантовая поддержка. В 2020 г. конкурс на предоставление грантов в сфере туризма проводился дважды. Было рассмотрено 26 заявок, выбрано 10 победителей, получивших на развитие своих проектов 7,7 млн руб. В целом 19 региональных организаций получили поддержку из республиканского бюджета на софинансирование в размере 90% от стоимости проектов <23>. Проекты, получившие гранты, были совершенно разные: детский туризм, экотуризм, туризм для людей с ограниченными возможностями здоровья и просветительство и волонтерство в сфере туризма. Так, "Абаканский клуб спелеологов, например, выиграл грант на отмывку уникальной Бородинской пещеры. Волонтеры провели очистку сводов пещеры, а также убрали мусор, скопившийся за годы активного использования пещеры в качестве туристического объекта" <24>.
Статья: Правовое регулирование межбюджетных субсидий как доходов бюджета
(Тимерханова А.А., Цареградская Ю.К.)
("Финансовое право", 2021, N 10)<12> Методические рекомендации по предоставлению "горизонтальных" субсидий на муниципальном уровне (утв. Минфином России) 30.11.2020 // СПС "КонсультантПлюс". Документ опубликован не был.
(Тимерханова А.А., Цареградская Ю.К.)
("Финансовое право", 2021, N 10)<12> Методические рекомендации по предоставлению "горизонтальных" субсидий на муниципальном уровне (утв. Минфином России) 30.11.2020 // СПС "КонсультантПлюс". Документ опубликован не был.
Статья: Отчет о результатах совместного контрольного мероприятия "Аудит использования средств федерального бюджета и государственной собственности в 2020 - 2023 годах и истекшем периоде 2024 года на охрану водных объектов, защиту от негативного воздействия вод в рамках реализации государственной программы Российской Федерации "Воспроизводство и использование природных ресурсов" на территории Дальневосточного федерального округа" (с Контрольно-счетной палатой Приморского края и Контрольно-счетной палатой Хабаровского края)
(Мамедов С.)
("Бюллетень Счетной палаты РФ", 2025, N 4)В период 2020 - 2023 годов и истекший период 2024 года заявки на софинансирование мероприятий по капитальному ремонту ГТС, находящихся в государственной и муниципальной собственности, с "неудовлетворительным" уровнем безопасности от органов исполнительной власти Приморского края (37 ГТС), Сахалинской области (3 ГТС), Еврейской автономной области (1 ГТС) не представлялись <116>.
(Мамедов С.)
("Бюллетень Счетной палаты РФ", 2025, N 4)В период 2020 - 2023 годов и истекший период 2024 года заявки на софинансирование мероприятий по капитальному ремонту ГТС, находящихся в государственной и муниципальной собственности, с "неудовлетворительным" уровнем безопасности от органов исполнительной власти Приморского края (37 ГТС), Сахалинской области (3 ГТС), Еврейской автономной области (1 ГТС) не представлялись <116>.
Статья: Отчет о результатах совместного контрольного мероприятия "Проверка целевого и эффективного использования бюджетных средств, направленных Минстроем России на реализацию мероприятий по сейсмоусилению объектов, находящихся в государственной собственности субъектов Российской Федерации, и строительству новых сейсмостойких объектов взамен объектов, сейсмоусиление или реконструкция которых экономически нецелесообразны, в 2020 - 2021 годах и истекшем периоде 2022 года" (с Контрольно-счетной палатой Республики Ингушетия и Контрольно-счетной палатой Карачаево-Черкесской Республики)
(Трунова Н., Эльканов И., Мальсагов Х.)
("Бюллетень Счетной палаты РФ", 2023, N 6)При реализации мероприятий по сейсмоусилению объектов в Республике Ингушетия установлено, что в 2018 - 2022 годах <37> общий объем финансирования мероприятий по строительству (реконструкции) 10 объектов в рамках соглашений о предоставлении субсидии из федерального бюджета бюджету Республики Ингушетия составил 2 165,1 млн рублей (с уровнем софинансирования из федерального бюджета 95%), в том числе:
(Трунова Н., Эльканов И., Мальсагов Х.)
("Бюллетень Счетной палаты РФ", 2023, N 6)При реализации мероприятий по сейсмоусилению объектов в Республике Ингушетия установлено, что в 2018 - 2022 годах <37> общий объем финансирования мероприятий по строительству (реконструкции) 10 объектов в рамках соглашений о предоставлении субсидии из федерального бюджета бюджету Республики Ингушетия составил 2 165,1 млн рублей (с уровнем софинансирования из федерального бюджета 95%), в том числе:
Статья: О мерах экономического стимулирования инвесторов в комплексном развитии территории
(Максимкина Ю.А.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2024, N 2)По итогам исследования автор делает выводы, что льготы для проектов комплексного развития территории практически сведены к нулю, а те меры государственной поддержки, которые можно использовать инвесторам, нуждаются в серьезном законодательном изменении. Вместе с тем для решения этой проблемы автор предлагает внести изменения в ст. 286.1 НК РФ, Федеральный закон "О государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", Федеральный закон от 1 апреля 2020 г. N 69-ФЗ "О защите и поощрении капиталовложений в Российской Федерации" в части предоставления возможности инвесторам заключать административные договоры для софинансирования строительства социальной инфраструктуры, сетей, дорог, также внести изменения в СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 в части предоставления инвесторам возможности самостоятельно снимать неактуальные санитарно-защитные зоны, а также принять на уровне региональных нормативных актов положения о снижении платы за предоставление земельного участка для целей комплексного развития территории.
(Максимкина Ю.А.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2024, N 2)По итогам исследования автор делает выводы, что льготы для проектов комплексного развития территории практически сведены к нулю, а те меры государственной поддержки, которые можно использовать инвесторам, нуждаются в серьезном законодательном изменении. Вместе с тем для решения этой проблемы автор предлагает внести изменения в ст. 286.1 НК РФ, Федеральный закон "О государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", Федеральный закон от 1 апреля 2020 г. N 69-ФЗ "О защите и поощрении капиталовложений в Российской Федерации" в части предоставления возможности инвесторам заключать административные договоры для софинансирования строительства социальной инфраструктуры, сетей, дорог, также внести изменения в СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 в части предоставления инвесторам возможности самостоятельно снимать неактуальные санитарно-защитные зоны, а также принять на уровне региональных нормативных актов положения о снижении платы за предоставление земельного участка для целей комплексного развития территории.
Статья: Материальные меры поощрения муниципальных образований как основа их устойчивого развития
(Нигметзянов А.А.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2024, N 2)<13> Методические рекомендации органам государственной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления в сфере межбюджетных отношений на региональном и муниципальном уровнях (в связи с изменениями бюджетного законодательства в 2020 - 2021 годах) (утв. Минфином России). URL: https://minfin.gov.ru (дата обращения: 23.08.2023).
(Нигметзянов А.А.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2024, N 2)<13> Методические рекомендации органам государственной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления в сфере межбюджетных отношений на региональном и муниципальном уровнях (в связи с изменениями бюджетного законодательства в 2020 - 2021 годах) (утв. Минфином России). URL: https://minfin.gov.ru (дата обращения: 23.08.2023).
Статья: Дети-сироты. Мнения
(Кузнецова А., Перминова Е., Львова-Белова М., Войтюк С., Рыбальченко С., Телицына А., Чупракова А., Альшанская Е.)
("Бюллетень Счетной палаты РФ", 2024, N 11)В-четвертых, сложившаяся ситуация требует увеличения федерального финансирования, хотя бы доведения его до уровня региональных расходов на реализацию собственных программ. Объем субсидии, выделяемой из федерального бюджета на предоставление жилья детям-сиротам в регионы, с 2020 года остается неизменным и составляет 10 млрд рублей в год. На период 2024 - 2025 годов запланированная сумма субсидии на обеспечение жильем детей-сирот не изменилась, не предусмотрена даже индексация. Софинансирование хотя бы на паритетных началах существенно ускорит решение проблемы обеспечения жильем детей-сирот. А чем больше регионов сможет выйти из тупиковой ситуации, тем легче будет разобраться с остальными. Вариантом решения может быть и введение федерального сертификата наравне с региональным, чтобы молодой человек мог сам выбрать, где приобрести жилье.
(Кузнецова А., Перминова Е., Львова-Белова М., Войтюк С., Рыбальченко С., Телицына А., Чупракова А., Альшанская Е.)
("Бюллетень Счетной палаты РФ", 2024, N 11)В-четвертых, сложившаяся ситуация требует увеличения федерального финансирования, хотя бы доведения его до уровня региональных расходов на реализацию собственных программ. Объем субсидии, выделяемой из федерального бюджета на предоставление жилья детям-сиротам в регионы, с 2020 года остается неизменным и составляет 10 млрд рублей в год. На период 2024 - 2025 годов запланированная сумма субсидии на обеспечение жильем детей-сирот не изменилась, не предусмотрена даже индексация. Софинансирование хотя бы на паритетных началах существенно ускорит решение проблемы обеспечения жильем детей-сирот. А чем больше регионов сможет выйти из тупиковой ситуации, тем легче будет разобраться с остальными. Вариантом решения может быть и введение федерального сертификата наравне с региональным, чтобы молодой человек мог сам выбрать, где приобрести жилье.