Уровень безработицы
Подборка наиболее важных документов по запросу Уровень безработицы (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Организация подготовки неработающего населения в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций на муниципальном уровне
(Окунева Г.А.)
("Гражданская оборона и защита от чрезвычайных ситуаций в учреждениях, организациях и на предприятиях", 2023, N 11)"Гражданская оборона и защита от чрезвычайных ситуаций в учреждениях, организациях и на предприятиях", 2023, N 11
(Окунева Г.А.)
("Гражданская оборона и защита от чрезвычайных ситуаций в учреждениях, организациях и на предприятиях", 2023, N 11)"Гражданская оборона и защита от чрезвычайных ситуаций в учреждениях, организациях и на предприятиях", 2023, N 11
Статья: Упорядочение отчетности в органы занятости: что это означает для работодателя
(Кокурина М.А.)
("Главная книга", 2023, N 3)"Содействовать государственной политике по снижению уровня безработицы" работодатели обязаны в числе прочего своевременной подачей сведений о различных кадровых изменениях в органы занятости. С 1 января 2023 г. такие сведения надо сдавать по новым формам. Между прочим, форм стало восемь, а было пять. Неужели отчетность в службу занятости разрослась? И какие новшества на самом деле ждут работодателей в отчетности по занятости своих сотрудников?
(Кокурина М.А.)
("Главная книга", 2023, N 3)"Содействовать государственной политике по снижению уровня безработицы" работодатели обязаны в числе прочего своевременной подачей сведений о различных кадровых изменениях в органы занятости. С 1 января 2023 г. такие сведения надо сдавать по новым формам. Между прочим, форм стало восемь, а было пять. Неужели отчетность в службу занятости разрослась? И какие новшества на самом деле ждут работодателей в отчетности по занятости своих сотрудников?
Нормативные акты
"ГОСТ Р ИСО 37120-2020. Национальный стандарт Российской Федерации. Устойчивое развитие сообщества. Показатели городских услуг и качества жизни"
(утв. и введен в действие Приказом Росстандарта от 25.08.2020 N 523-ст)5.1 Уровень безработицы в городе (основной показатель)
(утв. и введен в действие Приказом Росстандарта от 25.08.2020 N 523-ст)5.1 Уровень безработицы в городе (основной показатель)
Статья: Трудовое правоотношение в контексте прекаризации труда и занятости в России
(Шуралева С.В.)
("Вестник Пермского университета. Юридические науки", 2024, N 4)Однако резкого скачка уровня безработицы в 1990-е и начале 2000-х годов не произошло. В 1990-е на промышленных предприятиях доминирующим типом трудовых отношений стал "адаптационный патернализм", при котором наблюдается согласие с низкими заработными платами и иррегулярностью их выплат, аритмичностью трудового процесса, неформальным регулированием трудовых отношений, но при этом с сохранением рабочего места за работником [16, с. 75]. Уменьшение числа занятых в промышленности при низком уровне заработной платы сопровождалось интенсификацией их труда, что не способствовало модернизации производства.
(Шуралева С.В.)
("Вестник Пермского университета. Юридические науки", 2024, N 4)Однако резкого скачка уровня безработицы в 1990-е и начале 2000-х годов не произошло. В 1990-е на промышленных предприятиях доминирующим типом трудовых отношений стал "адаптационный патернализм", при котором наблюдается согласие с низкими заработными платами и иррегулярностью их выплат, аритмичностью трудового процесса, неформальным регулированием трудовых отношений, но при этом с сохранением рабочего места за работником [16, с. 75]. Уменьшение числа занятых в промышленности при низком уровне заработной платы сопровождалось интенсификацией их труда, что не способствовало модернизации производства.
"Образование и занятость: правовые вопросы новой цифровой реальности: монография"
(отв. ред. Н.С. Волкова, Н.В. Путило)
("Юриспруденция", 2025)Стабилизация экономики во второй половине 2022 г. и ее последующий рост сопровождаются увеличением потребности в кадрах. В настоящее время рынок труда характеризуется высокой численностью занятых и исторически низким уровнем безработицы. По последним данным Росстата, этот уровень составляет 2,9% <1>, что является минимальным значением за период с 1991 г.
(отв. ред. Н.С. Волкова, Н.В. Путило)
("Юриспруденция", 2025)Стабилизация экономики во второй половине 2022 г. и ее последующий рост сопровождаются увеличением потребности в кадрах. В настоящее время рынок труда характеризуется высокой численностью занятых и исторически низким уровнем безработицы. По последним данным Росстата, этот уровень составляет 2,9% <1>, что является минимальным значением за период с 1991 г.
Статья: Будущее социальности государства и социального государства в контексте цифровизации
(Аристов Е.В., Понкин И.В.)
("Вестник Пермского университета. Юридические науки", 2025, N 2)Геста Эспинг-Андерсен еще более 30 лет назад писал: развитое государство всеобщего благосостояния - социальное государство, ставшее одной из отличительных черт "золотого века" послевоенного процветания, - подразумевало, как концепт, нечто большее, чем простое усовершенствование существующей социальной политики в развитых индустриальных странах. В самом широком смысле концепт социального государства представлял собой попытку экономической, моральной и политической реконструкции. В экономическом плане концепт социального государства отходил от ортодоксальных представлений о чисто рыночных отношениях и требовал расширения гарантий дохода и занятости как права гражданства. Но существующие структурные сдвиги бросают вызов традиционному мышлению в области социальной политики. Хронически высокий уровень безработицы в Европе, как и рост неравенства и бедности в Северной Америке, является симптомом того, что многие считают основной дилеммой в современных открытых экономиках: базовый компромисс между ростом занятости и щедрой эгалитарной социальной защитой. Большие социальные взносы и налоги, высокие и жесткие зарплаты и широкие права на трудоустройство делают наем дополнительных работников непомерно дорогим, а рынок труда - слишком негибким. В моральном плане концепт социального государства стремился защитить идеи социальной справедливости, солидарности и универсализма. Однако в современных глобально интегрированных открытых экономиках многие предположения, которыми руководствовались послевоенные государства всеобщего благосостояния в развитых индустриальных странах, похоже, уже не работают [12]. Европейские социальные государства все чаще сталкиваются с серьезными проблемами реструктуризации занятости в связи с глобализацией и технико-логическими изменениями [11].
(Аристов Е.В., Понкин И.В.)
("Вестник Пермского университета. Юридические науки", 2025, N 2)Геста Эспинг-Андерсен еще более 30 лет назад писал: развитое государство всеобщего благосостояния - социальное государство, ставшее одной из отличительных черт "золотого века" послевоенного процветания, - подразумевало, как концепт, нечто большее, чем простое усовершенствование существующей социальной политики в развитых индустриальных странах. В самом широком смысле концепт социального государства представлял собой попытку экономической, моральной и политической реконструкции. В экономическом плане концепт социального государства отходил от ортодоксальных представлений о чисто рыночных отношениях и требовал расширения гарантий дохода и занятости как права гражданства. Но существующие структурные сдвиги бросают вызов традиционному мышлению в области социальной политики. Хронически высокий уровень безработицы в Европе, как и рост неравенства и бедности в Северной Америке, является симптомом того, что многие считают основной дилеммой в современных открытых экономиках: базовый компромисс между ростом занятости и щедрой эгалитарной социальной защитой. Большие социальные взносы и налоги, высокие и жесткие зарплаты и широкие права на трудоустройство делают наем дополнительных работников непомерно дорогим, а рынок труда - слишком негибким. В моральном плане концепт социального государства стремился защитить идеи социальной справедливости, солидарности и универсализма. Однако в современных глобально интегрированных открытых экономиках многие предположения, которыми руководствовались послевоенные государства всеобщего благосостояния в развитых индустриальных странах, похоже, уже не работают [12]. Европейские социальные государства все чаще сталкиваются с серьезными проблемами реструктуризации занятости в связи с глобализацией и технико-логическими изменениями [11].
Статья: Понятие и основные признаки молодежного предпринимательства (часть 1)
(Мостовщиков А.А.)
("Современное право", 2024, N 11)Для государственной политики развития молодежного предпринимательства также важно содействие занятости молодежи. По данным Росстата, в феврале 2024 года уровень безработицы в России составил 2,8%. В соответствии с методологией Международной организации труда как безработные классифицировались 2,1 млн человек в возрасте 15 лет и старше. Соответственно, развитие молодежного предпринимательства и нормативно-правовое регулирование данной сферы для обеспечения наилучших условий молодым предпринимателям является приоритетной задачей государственной политики в России, в том числе в части увеличения совокупного спроса в экономике и содействия экономическому росту.
(Мостовщиков А.А.)
("Современное право", 2024, N 11)Для государственной политики развития молодежного предпринимательства также важно содействие занятости молодежи. По данным Росстата, в феврале 2024 года уровень безработицы в России составил 2,8%. В соответствии с методологией Международной организации труда как безработные классифицировались 2,1 млн человек в возрасте 15 лет и старше. Соответственно, развитие молодежного предпринимательства и нормативно-правовое регулирование данной сферы для обеспечения наилучших условий молодым предпринимателям является приоритетной задачей государственной политики в России, в том числе в части увеличения совокупного спроса в экономике и содействия экономическому росту.
Статья: Налоговые факторы трудовой миграции населения
(Тихонова А.В.)
("Финансы", 2025, N 2)Российских исследований, раскрывающих влияние налоговых факторов на трудовую миграцию, крайне мало. Значительная часть авторов делает акценты на таких факторах, как уровень экономического развития стран [2], доходов населения, уровень и качество жизни населения [3], уровень безработицы [4].
(Тихонова А.В.)
("Финансы", 2025, N 2)Российских исследований, раскрывающих влияние налоговых факторов на трудовую миграцию, крайне мало. Значительная часть авторов делает акценты на таких факторах, как уровень экономического развития стран [2], доходов населения, уровень и качество жизни населения [3], уровень безработицы [4].
Статья: ТОП-6 изменений, которые срочно нужно учесть при актуализации ЛНА
(Каблучков А.)
("Кадровая служба и управление персоналом предприятия", 2025, N 2)- уровень безработицы, социально-экономическое положение в населенном пункте;
(Каблучков А.)
("Кадровая служба и управление персоналом предприятия", 2025, N 2)- уровень безработицы, социально-экономическое положение в населенном пункте;
Статья: Юридические конструкции, предназначенные для обеспечения технологического лидерства России
(Макарчук Н.В.)
("Право и бизнес", 2025, N 3)Поскольку бизнес, в свою очередь, заинтересован в том, чтобы принимаемые меры позволили максимально увеличить совокупный экономический эффект от сокращения издержек, увеличения эффективности производства и интеллектуализации технологических процессов, а также оперативной адаптации компании к меняющейся конъюнктуре рынка <22>, юридическая конструкция, предназначенная для обеспечения технологического лидерства России, помимо собственно средств, направленных на развитие отечественных технологий, должна включать в себя меры по созданию стабильных правил работы для бизнеса, по совершенствованию миграционной политики, по гармонизации уровня безработицы. Известно, что именно уровень безработицы является одним из показателей состоятельности экономики в целом, и крайне низкий уровень безработицы, который в настоящее время наблюдается в России, является тормозом для роста экономики, где человеческий капитал стал самым дефицитным ресурсом. В качестве возможных мер по разрешению этой проблемы называют не только более активное привлечение мигрантов в экономику, но и активное внедрение искусственного интеллекта в производственные процессы <23>. В создаваемые конструкции необходимо включать меры, направленные на устранение неравномерности развития регионов, путем их информационного и методического обеспечения, проведения совместных организационных мероприятий <24>, на интеграцию бизнеса и образования, для совместной подготовки кадров, на установление взаимосвязи между переустройством ИТ-инфраструктуры и преследованием бизнес-целей, для того чтобы стратегии внедрения инноваций согласовывались с целями, которые приносят прибыль компании <25>. А реализация модели эффективного и оптимального государственного планирования <26> возможна с использованием передовых цифровых технологий.
(Макарчук Н.В.)
("Право и бизнес", 2025, N 3)Поскольку бизнес, в свою очередь, заинтересован в том, чтобы принимаемые меры позволили максимально увеличить совокупный экономический эффект от сокращения издержек, увеличения эффективности производства и интеллектуализации технологических процессов, а также оперативной адаптации компании к меняющейся конъюнктуре рынка <22>, юридическая конструкция, предназначенная для обеспечения технологического лидерства России, помимо собственно средств, направленных на развитие отечественных технологий, должна включать в себя меры по созданию стабильных правил работы для бизнеса, по совершенствованию миграционной политики, по гармонизации уровня безработицы. Известно, что именно уровень безработицы является одним из показателей состоятельности экономики в целом, и крайне низкий уровень безработицы, который в настоящее время наблюдается в России, является тормозом для роста экономики, где человеческий капитал стал самым дефицитным ресурсом. В качестве возможных мер по разрешению этой проблемы называют не только более активное привлечение мигрантов в экономику, но и активное внедрение искусственного интеллекта в производственные процессы <23>. В создаваемые конструкции необходимо включать меры, направленные на устранение неравномерности развития регионов, путем их информационного и методического обеспечения, проведения совместных организационных мероприятий <24>, на интеграцию бизнеса и образования, для совместной подготовки кадров, на установление взаимосвязи между переустройством ИТ-инфраструктуры и преследованием бизнес-целей, для того чтобы стратегии внедрения инноваций согласовывались с целями, которые приносят прибыль компании <25>. А реализация модели эффективного и оптимального государственного планирования <26> возможна с использованием передовых цифровых технологий.
Статья: Предупреждение рецидивной преступности: состояние проблемы
(Кондрат И.Н., Костюк М.Ф., Кунц Е.В.)
("Мировой судья", 2025, N 8)К общесоциальным мерам предупреждения рецидивной преступности относятся стремление государства к повышению уровня жизни населения всей страны, уменьшение уровня безработицы, медицинское и социальное обеспечение, увеличение количества людей, имеющих образование, борьба с различными формами девиантного поведения, а именно с алкоголизацией населения, наркоманией, помощь лицам без определенного места жительства, повышение культурного уровня граждан, особое внимание должно уделяться повышению физического и психологического здоровья людей. Все это в совокупности будет способствовать предупреждению совершения преступности в целом, а как следствие, и предупреждению рецидивной преступности.
(Кондрат И.Н., Костюк М.Ф., Кунц Е.В.)
("Мировой судья", 2025, N 8)К общесоциальным мерам предупреждения рецидивной преступности относятся стремление государства к повышению уровня жизни населения всей страны, уменьшение уровня безработицы, медицинское и социальное обеспечение, увеличение количества людей, имеющих образование, борьба с различными формами девиантного поведения, а именно с алкоголизацией населения, наркоманией, помощь лицам без определенного места жительства, повышение культурного уровня граждан, особое внимание должно уделяться повышению физического и психологического здоровья людей. Все это в совокупности будет способствовать предупреждению совершения преступности в целом, а как следствие, и предупреждению рецидивной преступности.
Статья: Самозанятым разрешили не отчитываться в органах статистики
(Третьяков А.)
("ЭЖ-Бухгалтер", 2025, N 4)Министерство труда и службы занятости. Росстат использует данные Минтруда и служб занятости, чтобы понять, какую роль самозанятые играют на рынке труда, сколько человек выбирают самозанятость вместо трудоустройства и насколько это помогает снизить уровень безработицы.
(Третьяков А.)
("ЭЖ-Бухгалтер", 2025, N 4)Министерство труда и службы занятости. Росстат использует данные Минтруда и служб занятости, чтобы понять, какую роль самозанятые играют на рынке труда, сколько человек выбирают самозанятость вместо трудоустройства и насколько это помогает снизить уровень безработицы.
Статья: Меры социальной поддержки населения в период распространения коронавирусной инфекции COVID-19
(Акатнова М.И., Благодир А.Л.)
("Социальное и пенсионное право", 2020, N 4)Меры социальной защиты граждан в случае потери ими работы. По данным Росстата, на 1 июня 2020 г. уровень безработицы в России составил 6,1% <6>. Право на защиту от безработицы закреплено в ч. 3 ст. 37 Конституции РФ, поэтому в период пандемии Правительство РФ приняло дополнительные меры материальной поддержки безработных. В частности, Постановлением Правительства РФ от 8 апреля 2020 г. N 460 утверждены Временные правила регистрации граждан в целях поиска подходящей работы и в качестве безработных и осуществления социальных выплат гражданам, признанным безработными <7>. В период действия на территории субъектов РФ режима повышенной готовности в связи с угрозой распространения новой коронавирусной инфекции существенно упрощен порядок обращения граждан, потерявших работу, в органы службы занятости. Граждане в целях поиска подходящей работы смогли обращаться в органы службы занятости дистанционно, а их регистрация органами службы занятости производилась в электронной форме вне зависимости от места их жительства или пребывания на территории РФ. При регистрации граждан в качестве безработных им назначалось пособие по безработице. В апреле - августе 2020 г. гражданам, уволенным и признанным в установленном порядке безработными, начиная с 1 марта 2020 г. (кроме уволенных за нарушение трудовой дисциплины или другие виновные действия, предусмотренные законодательством Российской Федерации), пособие по безработице было установлено в максимальном размере 12 130 руб. <8> При этом размер пособия определялся в зависимости от имеющихся у безработного на иждивении детей в возрасте до 18 лет. Максимальный размер пособия по безработице увеличивался на 3 000 руб. за каждого ребенка и выплачивался одному из родителей, приемных родителей, усыновителей, а также опекуну (попечителю).
(Акатнова М.И., Благодир А.Л.)
("Социальное и пенсионное право", 2020, N 4)Меры социальной защиты граждан в случае потери ими работы. По данным Росстата, на 1 июня 2020 г. уровень безработицы в России составил 6,1% <6>. Право на защиту от безработицы закреплено в ч. 3 ст. 37 Конституции РФ, поэтому в период пандемии Правительство РФ приняло дополнительные меры материальной поддержки безработных. В частности, Постановлением Правительства РФ от 8 апреля 2020 г. N 460 утверждены Временные правила регистрации граждан в целях поиска подходящей работы и в качестве безработных и осуществления социальных выплат гражданам, признанным безработными <7>. В период действия на территории субъектов РФ режима повышенной готовности в связи с угрозой распространения новой коронавирусной инфекции существенно упрощен порядок обращения граждан, потерявших работу, в органы службы занятости. Граждане в целях поиска подходящей работы смогли обращаться в органы службы занятости дистанционно, а их регистрация органами службы занятости производилась в электронной форме вне зависимости от места их жительства или пребывания на территории РФ. При регистрации граждан в качестве безработных им назначалось пособие по безработице. В апреле - августе 2020 г. гражданам, уволенным и признанным в установленном порядке безработными, начиная с 1 марта 2020 г. (кроме уволенных за нарушение трудовой дисциплины или другие виновные действия, предусмотренные законодательством Российской Федерации), пособие по безработице было установлено в максимальном размере 12 130 руб. <8> При этом размер пособия определялся в зависимости от имеющихся у безработного на иждивении детей в возрасте до 18 лет. Максимальный размер пособия по безработице увеличивался на 3 000 руб. за каждого ребенка и выплачивался одному из родителей, приемных родителей, усыновителей, а также опекуну (попечителю).