Упразднение судов
Подборка наиболее важных документов по запросу Упразднение судов (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Позиции судов по спорным вопросам. Гражданский процесс: Замена должника в исполнительном производстве в гражданском процессе
(КонсультантПлюс, 2025)..установив, что в данном случае в связи с упразднением в установленном законом порядке Федеральной миграционной службы Российской Федерации, которая являлась должником в рамках исполнения вступившего в законную силу судебного акта, обязательства, возникшие в связи с исполнением судебного решения по иску А., перешли к Министерству внутренних дел Российской Федерации, которое является правопреемником упраздненной службы, суды... пришли к законному и обоснованному выводу о наличии оснований для замены стороны ее правопреемником..."
(КонсультантПлюс, 2025)..установив, что в данном случае в связи с упразднением в установленном законом порядке Федеральной миграционной службы Российской Федерации, которая являлась должником в рамках исполнения вступившего в законную силу судебного акта, обязательства, возникшие в связи с исполнением судебного решения по иску А., перешли к Министерству внутренних дел Российской Федерации, которое является правопреемником упраздненной службы, суды... пришли к законному и обоснованному выводу о наличии оснований для замены стороны ее правопреемником..."
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Нормативные акты
Федеральный конституционный закон от 07.02.2011 N 1-ФКЗ
(ред. от 23.07.2025)
"О судах общей юрисдикции в Российской Федерации"Статья 3. Порядок создания и упразднения судов общей юрисдикции
(ред. от 23.07.2025)
"О судах общей юрисдикции в Российской Федерации"Статья 3. Порядок создания и упразднения судов общей юрисдикции
Федеральный конституционный закон от 31.12.1996 N 1-ФКЗ
(ред. от 23.07.2025)
"О судебной системе Российской Федерации"Статья 17. Порядок создания и упразднения судов
(ред. от 23.07.2025)
"О судебной системе Российской Федерации"Статья 17. Порядок создания и упразднения судов
"Комментарий к Федеральному конституционному закону от 31 декабря 1996 г. N 1-ФКЗ "О судебной системе Российской Федерации"
(Жеребцов А.Н., Киреева Е.Ю., Пешкова (Белогорцева) Х.В., Баранов И.В., Майборода В.А., Парфирьев Д.Н., Струков К.В., Чернусь Н.Ю.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2021)Статья 17. Порядок создания и упразднения судов
(Жеребцов А.Н., Киреева Е.Ю., Пешкова (Белогорцева) Х.В., Баранов И.В., Майборода В.А., Парфирьев Д.Н., Струков К.В., Чернусь Н.Ю.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2021)Статья 17. Порядок создания и упразднения судов
"Стадия возбуждения гражданского дела"
(Бортникова Н.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)В исковом заявлении указывается наименование суда, в который подается заявление. Это необходимо для определения компетенции суда, проверки соблюдения требований родовой и территориальной подсудности. Здесь возможны ошибки при указании некомпетентного суда, упраздненного суда. Например, несмотря на упразднение Эртильского районного суда Воронежской области Федеральным законом от 05.12.2016 N 411-ФЗ "Об упразднении Эртильского районного суда Воронежской области и образовании постоянного судебного присутствия в составе Панинского районного суда Воронежской области", до сих пор некоторые истцы адресуют иски в Эртильский районный суд Воронежской области.
(Бортникова Н.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)В исковом заявлении указывается наименование суда, в который подается заявление. Это необходимо для определения компетенции суда, проверки соблюдения требований родовой и территориальной подсудности. Здесь возможны ошибки при указании некомпетентного суда, упраздненного суда. Например, несмотря на упразднение Эртильского районного суда Воронежской области Федеральным законом от 05.12.2016 N 411-ФЗ "Об упразднении Эртильского районного суда Воронежской области и образовании постоянного судебного присутствия в составе Панинского районного суда Воронежской области", до сих пор некоторые истцы адресуют иски в Эртильский районный суд Воронежской области.
"Вещное право: научно-познавательный очерк"
(3-е издание, переработанное и дополненное)
(Суханов Е.А.)
("Статут", 2024)<329> Более того, именно благодаря развитию трастовых отношений сохранилось и само "право справедливости", различия которого с "общим правом" стали исчезать еще в XIX в. с упразднением особого суда лорд-канцлера (ставшего судебной коллегией (Chancellor Division) общего суда - High Court of Justice).
(3-е издание, переработанное и дополненное)
(Суханов Е.А.)
("Статут", 2024)<329> Более того, именно благодаря развитию трастовых отношений сохранилось и само "право справедливости", различия которого с "общим правом" стали исчезать еще в XIX в. с упразднением особого суда лорд-канцлера (ставшего судебной коллегией (Chancellor Division) общего суда - High Court of Justice).
Статья: Конституционный контроль в субъектах РФ: прошлое, настоящее, будущее
(Курятников В.В.)
("Электронное приложение к "Российскому юридическому журналу", 2021, N 6)В конце 2020 г. федеральный законодатель принял решение об упразднении конституционных (уставных) судов субъектов РФ, но сохранил абстрактную возможность восстановления регионального конституционного контроля или надзора в иной форме. В законе закреплено право субъектов РФ создавать конституционные (уставные) советы при представительных (законодательных) органах власти субъекта РФ, но статус этих органов не раскрывается. Признавая безусловную ценность конституционного контроля (в том числе регионального) для любого прогрессивного государства, приходится констатировать, что его восстановление в субъектах РФ, имевших конституционные (уставные) суды, а тем более его повсеместное внедрение во всех субъектах РФ возможны только после уяснения причин, повлекших упразднение региональной конституционной юстиции. Автор статьи рассматривает такие предпосылки прекращения деятельности уставных судов, как федеральное правовое регулирование, статус судов (в том числе вопросы совпадающей компетенции), количество рассматриваемых дел, финансирование. Анализируются обстоятельства, способствовавшие упразднению конституционных (уставных) судов субъектов РФ, а также формулируются предложения о статусе будущих конституционных (уставных) советов субъектов РФ.
(Курятников В.В.)
("Электронное приложение к "Российскому юридическому журналу", 2021, N 6)В конце 2020 г. федеральный законодатель принял решение об упразднении конституционных (уставных) судов субъектов РФ, но сохранил абстрактную возможность восстановления регионального конституционного контроля или надзора в иной форме. В законе закреплено право субъектов РФ создавать конституционные (уставные) советы при представительных (законодательных) органах власти субъекта РФ, но статус этих органов не раскрывается. Признавая безусловную ценность конституционного контроля (в том числе регионального) для любого прогрессивного государства, приходится констатировать, что его восстановление в субъектах РФ, имевших конституционные (уставные) суды, а тем более его повсеместное внедрение во всех субъектах РФ возможны только после уяснения причин, повлекших упразднение региональной конституционной юстиции. Автор статьи рассматривает такие предпосылки прекращения деятельности уставных судов, как федеральное правовое регулирование, статус судов (в том числе вопросы совпадающей компетенции), количество рассматриваемых дел, финансирование. Анализируются обстоятельства, способствовавшие упразднению конституционных (уставных) судов субъектов РФ, а также формулируются предложения о статусе будущих конституционных (уставных) советов субъектов РФ.
Статья: Рассмотрение дел с участием присяжных заседателей как гарантия права на судебную защиту
(Курилюк Ю.Е.)
("Современное право", 2025, N 6)Рассмотрим, хватает ли предусмотренного современным законодательством количества присяжных заседателей в коллегии для реализации права на справедливое судебное разбирательство. КС РФ не увидел проблемы в сокращении в результате изменения ст. 30 УПК РФ количества присяжных заседателей в составах коллегий до 6 в районном и гарнизонном военном суде и до 8 - во всех судах вышестоящих инстанций вплоть до суда субъекта <10>. Логика рассуждений здесь очевидна: количество присяжных в коллегии не закреплено в Конституции РФ, потому его определение - это дискреция федерального законодателя. При этом сокращение численности присяжных в коллегии судья в отставке С.А. Пашин назвал фактическим упразднением суда присяжных <11>. Н.Е. Борохова, опираясь на исследования психологии групп, пишет о сокращении численности присяжных с 12 до 6 - 8 человек и о том, что при этом "вероятность ее тенденциозности неизбежно увеличивается" [1, с. 73]. Е.Н. Михайлова, проанализировав пояснительную записку к законопроекту о внесении изменений в УПК РФ, пришла к выводу о недостижении целей, изложенных в ней, отмечая при этом, что "сокращение числа присяжных и прав участников процесса со стороны как обвинения, так и защиты по участию в формировании коллегии присяжных неизбежно ведут к увеличению сроков рассмотрения дел и к низкой стабильности приговоров, вынесенных по результатам вердиктов присяжных заседателей" [4, с. 61].
(Курилюк Ю.Е.)
("Современное право", 2025, N 6)Рассмотрим, хватает ли предусмотренного современным законодательством количества присяжных заседателей в коллегии для реализации права на справедливое судебное разбирательство. КС РФ не увидел проблемы в сокращении в результате изменения ст. 30 УПК РФ количества присяжных заседателей в составах коллегий до 6 в районном и гарнизонном военном суде и до 8 - во всех судах вышестоящих инстанций вплоть до суда субъекта <10>. Логика рассуждений здесь очевидна: количество присяжных в коллегии не закреплено в Конституции РФ, потому его определение - это дискреция федерального законодателя. При этом сокращение численности присяжных в коллегии судья в отставке С.А. Пашин назвал фактическим упразднением суда присяжных <11>. Н.Е. Борохова, опираясь на исследования психологии групп, пишет о сокращении численности присяжных с 12 до 6 - 8 человек и о том, что при этом "вероятность ее тенденциозности неизбежно увеличивается" [1, с. 73]. Е.Н. Михайлова, проанализировав пояснительную записку к законопроекту о внесении изменений в УПК РФ, пришла к выводу о недостижении целей, изложенных в ней, отмечая при этом, что "сокращение числа присяжных и прав участников процесса со стороны как обвинения, так и защиты по участию в формировании коллегии присяжных неизбежно ведут к увеличению сроков рассмотрения дел и к низкой стабильности приговоров, вынесенных по результатам вердиктов присяжных заседателей" [4, с. 61].
"Банкротство. Правовое регулирование: научно-практическое пособие"
(3-е изд., переработанное и дополненное)
(Попондопуло В.Ф.)
("Проспект", 2025)Заслуживает поддержки точка зрения, в соответствии с которой существенным упрощением было бы полное упразднение системы арбитражных судов, введение специальных палат по рассмотрению экономических дел в судах общей юрисдикции, систематизация гражданского процессуального законодательства в едином кодексе гражданского судопроизводства <1>.
(3-е изд., переработанное и дополненное)
(Попондопуло В.Ф.)
("Проспект", 2025)Заслуживает поддержки точка зрения, в соответствии с которой существенным упрощением было бы полное упразднение системы арбитражных судов, введение специальных палат по рассмотрению экономических дел в судах общей юрисдикции, систематизация гражданского процессуального законодательства в едином кодексе гражданского судопроизводства <1>.