Управляющая компания оператор персональных данных
Подборка наиболее важных документов по запросу Управляющая компания оператор персональных данных (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 9 "Согласие субъекта персональных данных на обработку его персональных данных" Федерального закона "О персональных данных"
(Арбитражный суд Уральского округа)В условиях отсутствия запрашиваемой информации в названном ресурсе, при отсутствии сведений о собственниках в Едином государственном реестре недвижимости и невозможности получения информации о проживающих у управляющих организаций (ввиду их отсутствия в данном случае) общество, являясь оператором персональных данных, не может получить сведения о потребителях коммунальных услуг, кроме как через обращение к отделу по вопросам миграции, поскольку отдел является единственным органом, ведущим регистрацию и учет граждан по месту их пребывания по указанным в запросе адресам.
(Арбитражный суд Уральского округа)В условиях отсутствия запрашиваемой информации в названном ресурсе, при отсутствии сведений о собственниках в Едином государственном реестре недвижимости и невозможности получения информации о проживающих у управляющих организаций (ввиду их отсутствия в данном случае) общество, являясь оператором персональных данных, не может получить сведения о потребителях коммунальных услуг, кроме как через обращение к отделу по вопросам миграции, поскольку отдел является единственным органом, ведущим регистрацию и учет граждан по месту их пребывания по указанным в запросе адресам.
Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 6 "Условия обработки персональных данных" Федерального закона "О персональных данных"
(Арбитражный суд Уральского округа)В условиях отсутствия запрашиваемой информации в названном ресурсе, при отсутствии сведений о собственниках в Едином государственном реестре недвижимости и невозможности получения информации о проживающих у управляющих организаций (ввиду их отсутствия в данном случае) общество, являясь оператором персональных данных, не может получить сведения о потребителях коммунальных услуг, кроме как через обращение к отделу по вопросам миграции, поскольку отдел является единственным органом, ведущим регистрацию и учет граждан по месту их пребывания по указанным в запросе адресам.
(Арбитражный суд Уральского округа)В условиях отсутствия запрашиваемой информации в названном ресурсе, при отсутствии сведений о собственниках в Едином государственном реестре недвижимости и невозможности получения информации о проживающих у управляющих организаций (ввиду их отсутствия в данном случае) общество, являясь оператором персональных данных, не может получить сведения о потребителях коммунальных услуг, кроме как через обращение к отделу по вопросам миграции, поскольку отдел является единственным органом, ведущим регистрацию и учет граждан по месту их пребывания по указанным в запросе адресам.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Проблемы защиты персональных данных в деятельности управляющих компаний в сфере жилищно-коммунального хозяйства
(Белая О.В., Кицай Ю.А.)
("Семейное и жилищное право", 2021, N 5)В соответствии с действующим законодательством обработка персональных данных должна происходить на законных основаниях. В определенных ситуациях, связанных с достижением конкретных целей, возможно распространение определенных ограничений, но, безусловно, объем и содержание персональных данных, подлежащих обработке, должны соответствовать целям. Управляющие компании в сфере жилищно-коммунального хозяйства выполняют обработку персональных данных, соответственно, выступают операторами персональных данных и должны обеспечивать защиту данной информации надлежащим образом. В статье рассматриваются проблемы в деятельности управляющих компаний в сфере жилищно-коммунального хозяйства, связанные с защитой персональных данных собственников помещений многоквартирных домов, предлагается возможный вариант решения данной проблемы.
(Белая О.В., Кицай Ю.А.)
("Семейное и жилищное право", 2021, N 5)В соответствии с действующим законодательством обработка персональных данных должна происходить на законных основаниях. В определенных ситуациях, связанных с достижением конкретных целей, возможно распространение определенных ограничений, но, безусловно, объем и содержание персональных данных, подлежащих обработке, должны соответствовать целям. Управляющие компании в сфере жилищно-коммунального хозяйства выполняют обработку персональных данных, соответственно, выступают операторами персональных данных и должны обеспечивать защиту данной информации надлежащим образом. В статье рассматриваются проблемы в деятельности управляющих компаний в сфере жилищно-коммунального хозяйства, связанные с защитой персональных данных собственников помещений многоквартирных домов, предлагается возможный вариант решения данной проблемы.
Статья: О практике применения Закона о персональных данных и необходимости разъяснений регулятора
(Журавлев А.В.)Журавлев А.В., член Исполнительного комитета и председатель Комиссии по правовому обеспечению цифровой экономики Московского отделении Ассоциации юристов России, управляющий партнер юридической компании "ЭБР", сооснователь Moscow Digital School.
(Журавлев А.В.)Журавлев А.В., член Исполнительного комитета и председатель Комиссии по правовому обеспечению цифровой экономики Московского отделении Ассоциации юристов России, управляющий партнер юридической компании "ЭБР", сооснователь Moscow Digital School.
Нормативные акты
"Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 2 (2023)"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 19.07.2023)По результатам рассмотрения названного обращения О. сообщено, что оценка деятельности оператора, выполняющего обработку данных на предмет соответствия требованиям законодательства Российской Федерации в области персональных данных осуществляется при проведении контрольно-надзорных мероприятий в отношении указанного оператора. Обстоятельства, изложенные в обращении, не подпадают под основания, установленные Правилами организации и осуществления государственного контроля и надзора за обработкой персональных данных, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 13 февраля 2019 г. N 146. В части вопроса, касающегося выдачи справок, содержащих заведомо ложную информацию, и разглашения персональных данных, заявителю сообщено, что, по информации, предоставленной управляющей организацией, О. как собственник помещения, расположенного в многоквартирном доме, была обязана информировать управляющую организацию об увеличении или уменьшении количества лиц, проживающих (в том числе временно) в занимаемом жилом помещении, не позднее 5 рабочих дней со дня произошедших изменений. Справки были предоставлены в муниципальное унитарное предприятие по его запросу о предоставлении информации в объеме: фамилия, имя, отчество и количество проживающих в жилом помещении лиц. Указано, что ранее административный истец являлась собственником жилого помещения, в отношении которого выданы справки, в связи с чем управляющая организация обрабатывала ее персональные данные в соответствии с законом.
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 19.07.2023)По результатам рассмотрения названного обращения О. сообщено, что оценка деятельности оператора, выполняющего обработку данных на предмет соответствия требованиям законодательства Российской Федерации в области персональных данных осуществляется при проведении контрольно-надзорных мероприятий в отношении указанного оператора. Обстоятельства, изложенные в обращении, не подпадают под основания, установленные Правилами организации и осуществления государственного контроля и надзора за обработкой персональных данных, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 13 февраля 2019 г. N 146. В части вопроса, касающегося выдачи справок, содержащих заведомо ложную информацию, и разглашения персональных данных, заявителю сообщено, что, по информации, предоставленной управляющей организацией, О. как собственник помещения, расположенного в многоквартирном доме, была обязана информировать управляющую организацию об увеличении или уменьшении количества лиц, проживающих (в том числе временно) в занимаемом жилом помещении, не позднее 5 рабочих дней со дня произошедших изменений. Справки были предоставлены в муниципальное унитарное предприятие по его запросу о предоставлении информации в объеме: фамилия, имя, отчество и количество проживающих в жилом помещении лиц. Указано, что ранее административный истец являлась собственником жилого помещения, в отношении которого выданы справки, в связи с чем управляющая организация обрабатывала ее персональные данные в соответствии с законом.
Федеральный закон от 03.06.2009 N 103-ФЗ
(ред. от 31.07.2025)
"О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами"18. Банк России вправе запрашивать и получать на безвозмездной основе от операторов по приему платежей, федеральных органов исполнительной власти, их территориальных органов, юридических лиц информацию о лицах, указанных в части 3 настоящей статьи, необходимую для оценки их соответствия требованиям, установленным частью 1 настоящей статьи, и содержащую в том числе персональные данные (за исключением информации, на распространение или выдачу которой наложен запрет в соответствии с законодательством Российской Федерации), а также вправе в установленном им порядке осуществлять обработку персональных данных в соответствии с Федеральным законом от 27 июля 2006 года N 152-ФЗ "О персональных данных" и проводить проверку достоверности представленной информации. Банк России вправе требовать от оператора по приему платежей, заключившего договор о передаче полномочий единоличного исполнительного органа оператора по приему платежей юридическому лицу (управляющей организации), представления документов, подтверждающих соответствие указанного юридического лица (управляющей организации) требованию, установленному частью 1.1 настоящей статьи. Оператор по приему платежей обязан в указанный Банком России срок направить в Банк России запрошенные им документы.
(ред. от 31.07.2025)
"О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами"18. Банк России вправе запрашивать и получать на безвозмездной основе от операторов по приему платежей, федеральных органов исполнительной власти, их территориальных органов, юридических лиц информацию о лицах, указанных в части 3 настоящей статьи, необходимую для оценки их соответствия требованиям, установленным частью 1 настоящей статьи, и содержащую в том числе персональные данные (за исключением информации, на распространение или выдачу которой наложен запрет в соответствии с законодательством Российской Федерации), а также вправе в установленном им порядке осуществлять обработку персональных данных в соответствии с Федеральным законом от 27 июля 2006 года N 152-ФЗ "О персональных данных" и проводить проверку достоверности представленной информации. Банк России вправе требовать от оператора по приему платежей, заключившего договор о передаче полномочий единоличного исполнительного органа оператора по приему платежей юридическому лицу (управляющей организации), представления документов, подтверждающих соответствие указанного юридического лица (управляющей организации) требованию, установленному частью 1.1 настоящей статьи. Оператор по приему платежей обязан в указанный Банком России срок направить в Банк России запрошенные им документы.
"Научно-практический постатейный комментарий к Федеральному закону "О персональных данных"
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Савельев А.И.)
("Статут", 2021)<2> См.: Определение Конституционного Суда РФ от 28 января 2016 г. N 100-О: "В силу приведенных законоположений управляющая организация, с тем чтобы иметь возможность осуществлять деятельность по управлению многоквартирным домом, обязана получить у собственников и нанимателей жилых помещений согласие на обработку персональных данных, в том числе на их передачу третьим лицам, причем данное согласие может быть включено в качестве условия в договор управления многоквартирным домом".
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Савельев А.И.)
("Статут", 2021)<2> См.: Определение Конституционного Суда РФ от 28 января 2016 г. N 100-О: "В силу приведенных законоположений управляющая организация, с тем чтобы иметь возможность осуществлять деятельность по управлению многоквартирным домом, обязана получить у собственников и нанимателей жилых помещений согласие на обработку персональных данных, в том числе на их передачу третьим лицам, причем данное согласие может быть включено в качестве условия в договор управления многоквартирным домом".