Управление многоквартирным домом без лицензии
Подборка наиболее важных документов по запросу Управление многоквартирным домом без лицензии (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Формы документов
Судебная практика
Перспективы и риски спора в суде общей юрисдикции: Споры с участием руководителя и (или) участника юрлица: Перечень всех ситуаций
(КонсультантПлюс, 2025)Должностное лицо организации (Организация) обжалует привлечение к ответственности за управление многоквартирными домами без лицензии или с нарушением лицензионных требований
(КонсультантПлюс, 2025)Должностное лицо организации (Организация) обжалует привлечение к ответственности за управление многоквартирными домами без лицензии или с нарушением лицензионных требований
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Особенности квалификации административных правонарушений, связанных с управлением многоквартирными домами
(Панкова О.В.)
("Административное право и процесс", 2024, N 6)Согласно ст. 7 названного Закона, такие субъекты, как юридические лица и индивидуальные предприниматели, в компетенцию которых входит управление многоквартирными домами, до 1 мая 2015 г. должны были получить специальную лицензию, дающую право на осуществление управления многоквартирными домами. Без лицензии данный вид деятельности был запрещен.
(Панкова О.В.)
("Административное право и процесс", 2024, N 6)Согласно ст. 7 названного Закона, такие субъекты, как юридические лица и индивидуальные предприниматели, в компетенцию которых входит управление многоквартирными домами, до 1 мая 2015 г. должны были получить специальную лицензию, дающую право на осуществление управления многоквартирными домами. Без лицензии данный вид деятельности был запрещен.
Статья: Незаконная предпринимательская деятельность
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)В целом ст. 14.1 КоАП устанавливает лишь общие нормы, позволяющие привлечь правонарушителя к административной ответственности. Глава 14 предусматривает также и специальные нормы привлечения к административной ответственности, которые имеют приоритет перед общими. Так, например, если лицо занимается предпринимательской деятельностью по управлению многоквартирными домами в отсутствие лицензии, то его деяние надлежит квалифицировать по ст. 14.1.3 КоАП (осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами без лицензии), а не ч. 2 ст. 14.1 КоАП (осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (такая лицензия) обязательно (обязательна)).
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)В целом ст. 14.1 КоАП устанавливает лишь общие нормы, позволяющие привлечь правонарушителя к административной ответственности. Глава 14 предусматривает также и специальные нормы привлечения к административной ответственности, которые имеют приоритет перед общими. Так, например, если лицо занимается предпринимательской деятельностью по управлению многоквартирными домами в отсутствие лицензии, то его деяние надлежит квалифицировать по ст. 14.1.3 КоАП (осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами без лицензии), а не ч. 2 ст. 14.1 КоАП (осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (такая лицензия) обязательно (обязательна)).
Нормативные акты
"Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 3 (2015)"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 25.11.2015)
(ред. от 28.03.2018)Ответ. Частью 1 ст. 14.1.3 КоАП РФ установлена административная ответственность должностных лиц, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц за осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами без лицензии на ее осуществление, если такая лицензия обязательна.
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 25.11.2015)
(ред. от 28.03.2018)Ответ. Частью 1 ст. 14.1.3 КоАП РФ установлена административная ответственность должностных лиц, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц за осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами без лицензии на ее осуществление, если такая лицензия обязательна.
"Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 1 (2020)"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 10.06.2020)С учетом изложенного, осуществление юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем на основании соответствующей лицензии предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами в случае, когда в реестре лицензий отсутствуют сведения об адресе многоквартирного дома, управление которым осуществляет лицензиат, не свидетельствует о неправомерном исполнении возложенных на него полномочий. Право на взимание платы также не связано с исполнением обязанности по внесению изменений в реестр лицензий, а вытекает из условий договора управления (при наличии четко выраженной воли собственников на заключение договора с управляющей компанией, которая фактически предоставляла им коммунальные услуги).
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 10.06.2020)С учетом изложенного, осуществление юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем на основании соответствующей лицензии предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами в случае, когда в реестре лицензий отсутствуют сведения об адресе многоквартирного дома, управление которым осуществляет лицензиат, не свидетельствует о неправомерном исполнении возложенных на него полномочий. Право на взимание платы также не связано с исполнением обязанности по внесению изменений в реестр лицензий, а вытекает из условий договора управления (при наличии четко выраженной воли собственников на заключение договора с управляющей компанией, которая фактически предоставляла им коммунальные услуги).
"Индивидуальный предприниматель"
(7-е издание, переработанное и дополненное)
(Карсетская Е.В., Крутякова Т.Л.)
("АйСи Групп", 2024)7. Осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами без лицензии на ее осуществление, если такая лицензия обязательна. Штраф для индивидуальных предпринимателей - от 150 000 до 200 000 руб. (п. 1 ст. 14.1.3 КоАП РФ);
(7-е издание, переработанное и дополненное)
(Карсетская Е.В., Крутякова Т.Л.)
("АйСи Групп", 2024)7. Осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами без лицензии на ее осуществление, если такая лицензия обязательна. Штраф для индивидуальных предпринимателей - от 150 000 до 200 000 руб. (п. 1 ст. 14.1.3 КоАП РФ);
Статья: Пробелы (недостатки) правового регулирования смены управляющей компании многоквартирного дома
(Топоров Д.А.)
("Семейное и жилищное право", 2024, N 4)Несоблюдение правил осуществления деятельности, связанной с управлением многоквартирными домами, и проведение этой работы без наличия необходимой лицензии приводят к наложению административных санкций. До недавнего времени список требований для получения лицензии, утвержденный в ст. 193 ЖК РФ, не включал положения о должном уходе за общедомовым имуществом и обеспечении стабильного предоставления высококачественных услуг <1>. Дополнение п. 7 ч. 1 ст. 193 ЖК РФ обеспечило Правительству РФ возможность устанавливать дополнительные критерии для получения лицензии на деятельность по управлению многоквартирными домами, выходящие за рамки Кодекса. Это изменение узаконило необходимость соответствия управляющих компаний условиям, определенным в Постановлении Правительства РФ от 28 октября 2014 г. N 1110, включая выполнение условий управленческого договора согласно ст. 162 ЖК РФ <2>. Также реформа адресовала проблематику деятельности управляющих компаний без лицензии до мая 2015 г., требуя от них исполнения обязательств до введения новой регулятивной среды, при этом не затрагивая юридические аспекты их предшествующей деятельности. Право на лицензирование управления жилыми комплексами отнесено к ведению соответствующих жилищных органов регионального уровня <3>.
(Топоров Д.А.)
("Семейное и жилищное право", 2024, N 4)Несоблюдение правил осуществления деятельности, связанной с управлением многоквартирными домами, и проведение этой работы без наличия необходимой лицензии приводят к наложению административных санкций. До недавнего времени список требований для получения лицензии, утвержденный в ст. 193 ЖК РФ, не включал положения о должном уходе за общедомовым имуществом и обеспечении стабильного предоставления высококачественных услуг <1>. Дополнение п. 7 ч. 1 ст. 193 ЖК РФ обеспечило Правительству РФ возможность устанавливать дополнительные критерии для получения лицензии на деятельность по управлению многоквартирными домами, выходящие за рамки Кодекса. Это изменение узаконило необходимость соответствия управляющих компаний условиям, определенным в Постановлении Правительства РФ от 28 октября 2014 г. N 1110, включая выполнение условий управленческого договора согласно ст. 162 ЖК РФ <2>. Также реформа адресовала проблематику деятельности управляющих компаний без лицензии до мая 2015 г., требуя от них исполнения обязательств до введения новой регулятивной среды, при этом не затрагивая юридические аспекты их предшествующей деятельности. Право на лицензирование управления жилыми комплексами отнесено к ведению соответствующих жилищных органов регионального уровня <3>.
"Жилищный кодекс Российской Федерации: постатейный научно-практический комментарий: учебное пособие"
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Гришаев С.П.)
("Проспект", 2024)Вместе с тем в отдельных случаях наблюдается обратный процесс, когда лицензирование вытесняет саморегулирование. Так, с 1 мая 2015 г. в связи с принятием Федерального закона от 21 июля 2014 г. N 255-ФЗ "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации, отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации" (ред. от 3 июля 2016 г.) осуществление деятельности по управлению многоквартирными домами без лицензии было запрещено. Во многом это объясняется низким качеством услуг, которые предоставляют управляющие компании жителям таких домов. Соответственно, были многочисленные требования о введении государственного регулирования в эту сферу, что и было сделано путем лицензирования.
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Гришаев С.П.)
("Проспект", 2024)Вместе с тем в отдельных случаях наблюдается обратный процесс, когда лицензирование вытесняет саморегулирование. Так, с 1 мая 2015 г. в связи с принятием Федерального закона от 21 июля 2014 г. N 255-ФЗ "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации, отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации" (ред. от 3 июля 2016 г.) осуществление деятельности по управлению многоквартирными домами без лицензии было запрещено. Во многом это объясняется низким качеством услуг, которые предоставляют управляющие компании жителям таких домов. Соответственно, были многочисленные требования о введении государственного регулирования в эту сферу, что и было сделано путем лицензирования.