Управление буксируемым транспортным средством
Подборка наиболее важных документов по запросу Управление буксируемым транспортным средством (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Определение Восьмого кассационного суда общей юрисдикции от 28.11.2023 N 88-24214/2023 (УИД 70RS0023-01-2022-000288-48)
Категория спора: Причинение вреда имуществу.
Требования потерпевшего: 1) О возмещении реального ущерба; 2) О взыскании ущерба в сумме, не покрытой суммой страхового возмещения.
Обстоятельства: Истец указал, что в результате ДТП его автомобилю причинены повреждения, выплаченного страхового возмещения недостаточно для восстановительного ремонта транспортного средства. Встречные требования мотивированы тем, что ДТП произошло по вине ответчика по встречному иску.
Решение: 1) Удовлетворено; 2) Отказано.
Процессуальные вопросы: 1) О возмещении расходов по уплате государственной пошлины - отказано; 2) О возмещении расходов на проведение экспертизы - отказано.Тот факт, что К.К. привлечен к административной ответственности по части 6 статьи 12.21.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (буксировка прицепа "Трал" кустарного производства шириной 3,4 м, превышающего разрешенную ширину более чем на 50 см) и по части 1 статьи 12.7 того же Кодекса (управление автомобилем с прицепом при отсутствии категории "Е" на право управления) не свидетельствует о наличии его вины в ДТП.
Категория спора: Причинение вреда имуществу.
Требования потерпевшего: 1) О возмещении реального ущерба; 2) О взыскании ущерба в сумме, не покрытой суммой страхового возмещения.
Обстоятельства: Истец указал, что в результате ДТП его автомобилю причинены повреждения, выплаченного страхового возмещения недостаточно для восстановительного ремонта транспортного средства. Встречные требования мотивированы тем, что ДТП произошло по вине ответчика по встречному иску.
Решение: 1) Удовлетворено; 2) Отказано.
Процессуальные вопросы: 1) О возмещении расходов по уплате государственной пошлины - отказано; 2) О возмещении расходов на проведение экспертизы - отказано.Тот факт, что К.К. привлечен к административной ответственности по части 6 статьи 12.21.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (буксировка прицепа "Трал" кустарного производства шириной 3,4 м, превышающего разрешенную ширину более чем на 50 см) и по части 1 статьи 12.7 того же Кодекса (управление автомобилем с прицепом при отсутствии категории "Е" на право управления) не свидетельствует о наличии его вины в ДТП.
Постановление Седьмого кассационного суда общей юрисдикции от 18.12.2023 N 16-5768/2023
Категория спора: Привлечение к административной ответственности.
Требования уполномоченного органа: О привлечении к ответственности по ч. 1 ст. 12.8 КоАП РФ за управление транспортом в состоянии опьянения, передачу управления такому лицу.
Решение: Дело направлено на новое рассмотрение.При рассмотрении жалобы защитника Ш.А.А. судья городского суда пришел к выводу, что в действиях Ш.А.А. отсутствовал состав административного правонарушения, предусмотренный ч. 1 ст. 12.8 КоАП РФ. При этом судья городского суда принял в качестве достоверного доказательства, что Ш.А.А. не управлял транспортным средством, представленную Ш.А.А. для примера буксировки видеозапись, указав, что из представленной видеозаписи видно, что буксировка снегохода осуществлялась на гибкой сцепке, полностью обеспечивала его следование по траектории буксирующего снегохода, а потому судья пришел к выводу, что Ш.А.А. не мог управлять снегоходом, поскольку силу воздействия механического средства буксирующего снегохода на направление лыж буксируемого снегохода, к передним концам через имеющиеся на лыжах проушины закреплены тросы, намного выше человеческой силы, в связи с чем буксировка снегохода могла осуществляться, как в его присутствие, так и в его отсутствие, управление снегоходом не требовалось.
Категория спора: Привлечение к административной ответственности.
Требования уполномоченного органа: О привлечении к ответственности по ч. 1 ст. 12.8 КоАП РФ за управление транспортом в состоянии опьянения, передачу управления такому лицу.
Решение: Дело направлено на новое рассмотрение.При рассмотрении жалобы защитника Ш.А.А. судья городского суда пришел к выводу, что в действиях Ш.А.А. отсутствовал состав административного правонарушения, предусмотренный ч. 1 ст. 12.8 КоАП РФ. При этом судья городского суда принял в качестве достоверного доказательства, что Ш.А.А. не управлял транспортным средством, представленную Ш.А.А. для примера буксировки видеозапись, указав, что из представленной видеозаписи видно, что буксировка снегохода осуществлялась на гибкой сцепке, полностью обеспечивала его следование по траектории буксирующего снегохода, а потому судья пришел к выводу, что Ш.А.А. не мог управлять снегоходом, поскольку силу воздействия механического средства буксирующего снегохода на направление лыж буксируемого снегохода, к передним концам через имеющиеся на лыжах проушины закреплены тросы, намного выше человеческой силы, в связи с чем буксировка снегохода могла осуществляться, как в его присутствие, так и в его отсутствие, управление снегоходом не требовалось.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Разрешение отдельных правовых проблем допуска начинающих и молодых водителей к управлению транспортными средствами (с учетом зарубежного опыта)
(Марцога Е.В.)
("Безопасность дорожного движения", 2024, N 4)На спусках это расстояние должен поддерживать водитель буксируемого автомобиля, а это при отсутствии достаточного опыта управления транспортным средством сделать достаточно сложно. Возможен наезд на буксировочный трос, что само по себе опасно.
(Марцога Е.В.)
("Безопасность дорожного движения", 2024, N 4)На спусках это расстояние должен поддерживать водитель буксируемого автомобиля, а это при отсутствии достаточного опыта управления транспортным средством сделать достаточно сложно. Возможен наезд на буксировочный трос, что само по себе опасно.
Статья: Управление транспортным средством как признак преступления, предусмотренного ст. 264.1 УК РФ
(Питецкий В.В.)
("Уголовное право", 2023, N 4)Однако, с нашей точки зрения, приведенное понимание управления транспортом является излишне широким и требует уточнения: под него могут подпадать действия, которые таковыми не являются. Поэтому в п. 2 Постановления от 25 июня 2019 г. N 20 Пленум уточнил: "Действия лица, приравненного к пешеходу (пункт 1.2 ПДД РФ), например, ведущего мопед, мотоцикл, не могут расцениваться в качестве управления транспортным средством". Аналогичную правовую оценку должна получить, например, буксировка с помощью лебедки, толкание автомобиля и т.д.
(Питецкий В.В.)
("Уголовное право", 2023, N 4)Однако, с нашей точки зрения, приведенное понимание управления транспортом является излишне широким и требует уточнения: под него могут подпадать действия, которые таковыми не являются. Поэтому в п. 2 Постановления от 25 июня 2019 г. N 20 Пленум уточнил: "Действия лица, приравненного к пешеходу (пункт 1.2 ПДД РФ), например, ведущего мопед, мотоцикл, не могут расцениваться в качестве управления транспортным средством". Аналогичную правовую оценку должна получить, например, буксировка с помощью лебедки, толкание автомобиля и т.д.
Нормативные акты
Постановление Правительства РФ от 23.10.1993 N 1090
(ред. от 16.07.2025)
"О Правилах дорожного движения"
(вместе с "Основными положениями по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения")
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2025)20.2(1). При буксировке управление буксирующими транспортными средствами должно осуществляться водителями, имеющими право на управление транспортными средствами в течение 2 и более лет.
(ред. от 16.07.2025)
"О Правилах дорожного движения"
(вместе с "Основными положениями по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения")
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2025)20.2(1). При буксировке управление буксирующими транспортными средствами должно осуществляться водителями, имеющими право на управление транспортными средствами в течение 2 и более лет.
"ОК 010-2014 (МСКЗ-08). Общероссийский классификатор занятий"
(принят и введен в действие Приказом Росстандарта от 12.12.2014 N 2020-ст)
(ред. от 18.02.2021)- управление и контроль работы машин, используемых для буксировки паромов или барж с грузом, пассажирами и транспортными средствами через водные пути небольшой протяженности;
(принят и введен в действие Приказом Росстандарта от 12.12.2014 N 2020-ст)
(ред. от 18.02.2021)- управление и контроль работы машин, используемых для буксировки паромов или барж с грузом, пассажирами и транспортными средствами через водные пути небольшой протяженности;
Статья: Понятийные ряды в транспортном праве
(Морозов С.Ю., Нагорная Т.С.)
("Транспортное право", 2022, N 1)В статье рассмотрены проблемы, связанные с применением учения о понятийных рядах в научной и практической деятельности в сфере транспортного права. Коротко излагаются основные постулаты данного учения. Рассмотрена методология сопоставления правовых и неправовых понятийных рядов на примере проблемы определения понятия "транспортное средство", без которого невозможно раскрыть такие понятия, как "услуга по перевозке", "услуга по транспортировке", "услуга по буксировке", "услуга по страхованию транспортных средств". Показано, что понятие транспортных средств может развертываться в понятия самоходных и несамоходных транспортных средств. В свою очередь, понятие самоходных транспортных средств развертывается в понятия управляемых и неуправляемых транспортных средств. Свойство управляемости транспортных средств влияет на правовую квалификацию отношений. Сопоставление понятия транспортного средства с такими понятиями, как "обязательства по передаче имущества", "обязательства по оказанию услуг" и "обязательства вследствие причинения вреда", может быть использовано при определении правовой природы текущего безотцепочного ремонта грузовых вагонов.
(Морозов С.Ю., Нагорная Т.С.)
("Транспортное право", 2022, N 1)В статье рассмотрены проблемы, связанные с применением учения о понятийных рядах в научной и практической деятельности в сфере транспортного права. Коротко излагаются основные постулаты данного учения. Рассмотрена методология сопоставления правовых и неправовых понятийных рядов на примере проблемы определения понятия "транспортное средство", без которого невозможно раскрыть такие понятия, как "услуга по перевозке", "услуга по транспортировке", "услуга по буксировке", "услуга по страхованию транспортных средств". Показано, что понятие транспортных средств может развертываться в понятия самоходных и несамоходных транспортных средств. В свою очередь, понятие самоходных транспортных средств развертывается в понятия управляемых и неуправляемых транспортных средств. Свойство управляемости транспортных средств влияет на правовую квалификацию отношений. Сопоставление понятия транспортного средства с такими понятиями, как "обязательства по передаче имущества", "обязательства по оказанию услуг" и "обязательства вследствие причинения вреда", может быть использовано при определении правовой природы текущего безотцепочного ремонта грузовых вагонов.
Ситуация: Кто является плательщиком транспортного налога?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)теплоходы, яхты, парусные суда, катера, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые суда) и другие водные транспортные средства.
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)теплоходы, яхты, парусные суда, катера, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые суда) и другие водные транспортные средства.
Статья: О некоторых вопросах правового регулирования грузоперевозок автомобильным транспортом
(Панфилов Н.М.)
("Legal Bulletin", 2025, N 2)7. Толстиков А.Н. Анализ подходов к управлению перевозками грузов и пассажиров автомобильным транспортом // Наука и современность. 2013. N 22. С. 126 - 130. EDN: ROQTPX.
(Панфилов Н.М.)
("Legal Bulletin", 2025, N 2)7. Толстиков А.Н. Анализ подходов к управлению перевозками грузов и пассажиров автомобильным транспортом // Наука и современность. 2013. N 22. С. 126 - 130. EDN: ROQTPX.
Статья: Инструкция по охране труда для водителя автомобиля
("Охрана труда и пожарная безопасность в образовательных учреждениях", 2025, N 9)4.1.3. При вынужденной остановке автомобиля в пути следования водитель должен включить аварийную сигнализацию, выставить сзади автомобиля знак аварийной остановки и принять меры по определению неисправности. Если устранение неисправности связано с разборкой механизмов, транспортное средство следует отбуксировать в ремонтную мастерскую с соблюдением мер предосторожности.
("Охрана труда и пожарная безопасность в образовательных учреждениях", 2025, N 9)4.1.3. При вынужденной остановке автомобиля в пути следования водитель должен включить аварийную сигнализацию, выставить сзади автомобиля знак аварийной остановки и принять меры по определению неисправности. Если устранение неисправности связано с разборкой механизмов, транспортное средство следует отбуксировать в ремонтную мастерскую с соблюдением мер предосторожности.
Статья: Договор буксировки автомобильным транспортом
(Данилин Е.М.)
("Транспортное право", 2022, N 4)К примеру, в Правилах страхования автотранспортных средств СПАО "Ингосстрах" (утверждены 20 августа 2019 г.) <12>, текст которых размещен на официальном сайте компании, при описании страхового риска "ДТП при управлении транспортным средством лицами, допущенными к управлению" как возникшего в процессе движения по дороге соответствующего транспортного средства события, делается исключение для случаев перемещения (транспортировки) транспортного средства любым видом транспорта, в частности, методом частичной погрузки (что ПДД РФ отнесено к буксировке, а не перевозке). А в понятии транспортного средства выделены буксируемые транспортные средства.
(Данилин Е.М.)
("Транспортное право", 2022, N 4)К примеру, в Правилах страхования автотранспортных средств СПАО "Ингосстрах" (утверждены 20 августа 2019 г.) <12>, текст которых размещен на официальном сайте компании, при описании страхового риска "ДТП при управлении транспортным средством лицами, допущенными к управлению" как возникшего в процессе движения по дороге соответствующего транспортного средства события, делается исключение для случаев перемещения (транспортировки) транспортного средства любым видом транспорта, в частности, методом частичной погрузки (что ПДД РФ отнесено к буксировке, а не перевозке). А в понятии транспортного средства выделены буксируемые транспортные средства.