Уполномоченный по защите прав предпринимателей в субъекте
Подборка наиболее важных документов по запросу Уполномоченный по защите прав предпринимателей в субъекте (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Ежегодный доклад Уполномоченного при Президенте Российской Федерации по защите прав предпринимателей как гарантия государственной защиты прав и законных интересов субъектов предпринимательской деятельности
(Плахова Е.С.)
("Сибирское юридическое обозрение", 2024, N 3)"Сибирское юридическое обозрение", 2024, N 3
(Плахова Е.С.)
("Сибирское юридическое обозрение", 2024, N 3)"Сибирское юридическое обозрение", 2024, N 3
Статья: Институт Уполномоченного по защите прав предпринимателей в России: правовые проблемы
(Лиликова О.С.)
("Безопасность бизнеса", 2022, N 6)Наличие института Уполномоченного по защите прав предпринимателей в Российской Федерации и ее субъектах является одной из гарантий защищенности в нем интересов прав и законных интересов предпринимателей. Однако на современном этапе развития общества и государства важно не только его наличие, но и успешное функционирование. В этой связи актуальным направлением предстает выявление проблем деятельности федеральных и региональных бизнес-омбудсменов в целях оптимизации их работы и совершенствования законодательства.
(Лиликова О.С.)
("Безопасность бизнеса", 2022, N 6)Наличие института Уполномоченного по защите прав предпринимателей в Российской Федерации и ее субъектах является одной из гарантий защищенности в нем интересов прав и законных интересов предпринимателей. Однако на современном этапе развития общества и государства важно не только его наличие, но и успешное функционирование. В этой связи актуальным направлением предстает выявление проблем деятельности федеральных и региональных бизнес-омбудсменов в целях оптимизации их работы и совершенствования законодательства.
Нормативные акты
Федеральный закон от 07.05.2013 N 78-ФЗ
(ред. от 14.10.2024)
"Об уполномоченных по защите прав предпринимателей в Российской Федерации"1. Законом субъекта Российской Федерации может учреждаться должность уполномоченного по защите прав предпринимателей в субъекте Российской Федерации (далее - уполномоченный в субъекте Российской Федерации), которая является государственной должностью субъекта Российской Федерации.
(ред. от 14.10.2024)
"Об уполномоченных по защите прав предпринимателей в Российской Федерации"1. Законом субъекта Российской Федерации может учреждаться должность уполномоченного по защите прав предпринимателей в субъекте Российской Федерации (далее - уполномоченный в субъекте Российской Федерации), которая является государственной должностью субъекта Российской Федерации.
Статья: Административное приостановление деятельности юридического лица и индивидуального предпринимателя
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Административное приостановление деятельности досрочно прекращается судьей, органом, должностным лицом, назначившими административное наказание в виде административного приостановления деятельности, по ходатайству лица, осуществляющего предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, или юридического лица, или Уполномоченного при Президенте РФ по защите прав предпринимателей, уполномоченного по защите прав предпринимателей в субъекте РФ, если будет установлено, что обстоятельства, послужившие основанием для назначения административного наказания в виде административного приостановления деятельности, устранены. При этом судьей, органом, должностным лицом, назначившими административное наказание в виде административного приостановления деятельности, в обязательном порядке запрашивается заключение должностного лица, уполномоченного в соответствии со ст. 28.3 КоАП РФ составлять протокол об административном правонарушении. При поступлении соответствующего запроса судьи в целях подготовки заключения должностное лицо, уполномоченное в соответствии со ст. 28.3 КоАП РФ составлять протокол об административном правонарушении, проверяет устранение обстоятельств, послуживших основанием для назначения административного наказания в виде административного приостановления деятельности. Заключение дается в письменной форме с указанием фактов, свидетельствующих об устранении или о неустранении лицом, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, или юридическим лицом обстоятельств, послуживших основанием для назначения административного наказания в виде приостановления деятельности. Заключение не является обязательным для судьи, органа, должностного лица, назначивших административное наказание в виде административного приостановления деятельности, и оценивается по правилам, установленным ст. 26.11 КоАП РФ. Несогласие судьи, органа, должностного лица с заключением должно быть мотивировано. Ходатайство рассматривается судьей, органом, должностным лицом, назначившими административное наказание в виде административного приостановления деятельности, в 5-дневный срок со дня поступления ходатайства в порядке, предусмотренном гл. 29 КоАП РФ, с учетом особенностей, установленных данной статьей. При этом для участия в рассмотрении ходатайства вызывается лицо, осуществляющее предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, или законный представитель юридического лица, которые вправе давать объяснения и представлять документы (ч. 3 ст. 32.12 КоАП РФ).
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Административное приостановление деятельности досрочно прекращается судьей, органом, должностным лицом, назначившими административное наказание в виде административного приостановления деятельности, по ходатайству лица, осуществляющего предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, или юридического лица, или Уполномоченного при Президенте РФ по защите прав предпринимателей, уполномоченного по защите прав предпринимателей в субъекте РФ, если будет установлено, что обстоятельства, послужившие основанием для назначения административного наказания в виде административного приостановления деятельности, устранены. При этом судьей, органом, должностным лицом, назначившими административное наказание в виде административного приостановления деятельности, в обязательном порядке запрашивается заключение должностного лица, уполномоченного в соответствии со ст. 28.3 КоАП РФ составлять протокол об административном правонарушении. При поступлении соответствующего запроса судьи в целях подготовки заключения должностное лицо, уполномоченное в соответствии со ст. 28.3 КоАП РФ составлять протокол об административном правонарушении, проверяет устранение обстоятельств, послуживших основанием для назначения административного наказания в виде административного приостановления деятельности. Заключение дается в письменной форме с указанием фактов, свидетельствующих об устранении или о неустранении лицом, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, или юридическим лицом обстоятельств, послуживших основанием для назначения административного наказания в виде приостановления деятельности. Заключение не является обязательным для судьи, органа, должностного лица, назначивших административное наказание в виде административного приостановления деятельности, и оценивается по правилам, установленным ст. 26.11 КоАП РФ. Несогласие судьи, органа, должностного лица с заключением должно быть мотивировано. Ходатайство рассматривается судьей, органом, должностным лицом, назначившими административное наказание в виде административного приостановления деятельности, в 5-дневный срок со дня поступления ходатайства в порядке, предусмотренном гл. 29 КоАП РФ, с учетом особенностей, установленных данной статьей. При этом для участия в рассмотрении ходатайства вызывается лицо, осуществляющее предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, или законный представитель юридического лица, которые вправе давать объяснения и представлять документы (ч. 3 ст. 32.12 КоАП РФ).
Статья: К вопросу о гарантиях прав контролируемых лиц
(Фесько Д.С.)
("Административное право и процесс", 2025, N 4)Основными задачами Уполномоченного при Президенте Российской Федерации по защите прав предпринимателей, уполномоченных по защите прав предпринимателей в субъектах Российской Федерации являются защита прав и законных интересов субъектов предпринимательской деятельности, осуществление контроля за соблюдением их прав и законных интересов органами исполнительной власти и органами местного самоуправления <15>.
(Фесько Д.С.)
("Административное право и процесс", 2025, N 4)Основными задачами Уполномоченного при Президенте Российской Федерации по защите прав предпринимателей, уполномоченных по защите прав предпринимателей в субъектах Российской Федерации являются защита прав и законных интересов субъектов предпринимательской деятельности, осуществление контроля за соблюдением их прав и законных интересов органами исполнительной власти и органами местного самоуправления <15>.
Статья: Муниципальный жилищный контроль
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)- не препятствовать присутствию контролируемых лиц, их представителей, а с согласия контролируемых лиц, их представителей присутствию Уполномоченного при Президенте РФ по защите прав предпринимателей или его общественных представителей, уполномоченного по защите прав предпринимателей в субъекте РФ при проведении контрольных (надзорных) мероприятий (за исключением контрольных (надзорных) мероприятий, при проведении которых не требуется взаимодействие контрольных (надзорных) органов с контролируемыми лицами) и в случаях, предусмотренных Законом о контроле, осуществлять консультирование;
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)- не препятствовать присутствию контролируемых лиц, их представителей, а с согласия контролируемых лиц, их представителей присутствию Уполномоченного при Президенте РФ по защите прав предпринимателей или его общественных представителей, уполномоченного по защите прав предпринимателей в субъекте РФ при проведении контрольных (надзорных) мероприятий (за исключением контрольных (надзорных) мероприятий, при проведении которых не требуется взаимодействие контрольных (надзорных) органов с контролируемыми лицами) и в случаях, предусмотренных Законом о контроле, осуществлять консультирование;
Статья: Порядок участия защитника в производстве по делу об административном правонарушении
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Следует отметить, что согласно ст. 25.5.1 КоАП РФ Уполномоченный при Президенте РФ по защите прав предпринимателей, уполномоченный по защите прав предпринимателей в субъекте РФ по ходатайству лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении в области предпринимательской деятельности, могут быть допущены к участию в деле в качестве защитника.
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Следует отметить, что согласно ст. 25.5.1 КоАП РФ Уполномоченный при Президенте РФ по защите прав предпринимателей, уполномоченный по защите прав предпринимателей в субъекте РФ по ходатайству лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении в области предпринимательской деятельности, могут быть допущены к участию в деле в качестве защитника.
"Жилищный кодекс Российской Федерации: постатейный научно-практический комментарий: учебное пособие"
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Гришаев С.П.)
("Проспект", 2024)5) привлекать Уполномоченного при Президенте Российской Федерации по защите прав предпринимателей либо уполномоченного по защите прав предпринимателей в субъекте Российской Федерации к участию в проверке.
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Гришаев С.П.)
("Проспект", 2024)5) привлекать Уполномоченного при Президенте Российской Федерации по защите прав предпринимателей либо уполномоченного по защите прав предпринимателей в субъекте Российской Федерации к участию в проверке.
"Научно-практический комментарий к Федеральному закону от 2 мая 2006 года N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации"
(постатейный)
(2-е издание)
(Степкин С.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)Следует иметь в виду и специальный закон, подлежащий применению при направлении ответов на обращения осужденных к аресту, содержанию в дисциплинарной воинской части, лишению свободы, смертной казни. Так, согласно ч. 3 ст. 15 УИК РФ направление предложений, заявлений, ходатайств и жалоб осужденных к аресту, содержанию в дисциплинарной воинской части, лишению свободы, смертной казни, адресованных в органы, указанные в ч. 4 ст. 12 УИК РФ (администрация учреждения или орган, исполняющий наказание, вышестоящие органы управления учреждениями и органами, исполняющими наказания, суд, органы прокуратуры, органы государственной власти и органы местного самоуправления, Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации, Уполномоченный при Президенте Российской Федерации по правам ребенка, Уполномоченный при Президенте Российской Федерации по защите прав предпринимателей, уполномоченный по правам человека в субъекте Российской Федерации, уполномоченный по правам ребенка в субъекте Российской Федерации, уполномоченный по защите прав предпринимателей в субъекте Российской Федерации, общественные наблюдательные комиссии, общественные объединения, а также межгосударственные органы по защите прав и свобод человека в соответствии с международными договорами Российской Федерации), и получение ответов на данные предложения, заявления, ходатайства и жалобы осуществляются через администрацию учреждений и органов, исполняющих наказания. Осужденные к иным видам наказаний направляют предложения, заявления, ходатайства и жалобы самостоятельно.
(постатейный)
(2-е издание)
(Степкин С.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)Следует иметь в виду и специальный закон, подлежащий применению при направлении ответов на обращения осужденных к аресту, содержанию в дисциплинарной воинской части, лишению свободы, смертной казни. Так, согласно ч. 3 ст. 15 УИК РФ направление предложений, заявлений, ходатайств и жалоб осужденных к аресту, содержанию в дисциплинарной воинской части, лишению свободы, смертной казни, адресованных в органы, указанные в ч. 4 ст. 12 УИК РФ (администрация учреждения или орган, исполняющий наказание, вышестоящие органы управления учреждениями и органами, исполняющими наказания, суд, органы прокуратуры, органы государственной власти и органы местного самоуправления, Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации, Уполномоченный при Президенте Российской Федерации по правам ребенка, Уполномоченный при Президенте Российской Федерации по защите прав предпринимателей, уполномоченный по правам человека в субъекте Российской Федерации, уполномоченный по правам ребенка в субъекте Российской Федерации, уполномоченный по защите прав предпринимателей в субъекте Российской Федерации, общественные наблюдательные комиссии, общественные объединения, а также межгосударственные органы по защите прав и свобод человека в соответствии с международными договорами Российской Федерации), и получение ответов на данные предложения, заявления, ходатайства и жалобы осуществляются через администрацию учреждений и органов, исполняющих наказания. Осужденные к иным видам наказаний направляют предложения, заявления, ходатайства и жалобы самостоятельно.
Статья: Постановление по делу об административном правонарушении
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Возвращаются без рассмотрения также жалобы, поданные ненадлежащими лицами, не указанными в ч. 1 ст. 30.12 КоАП РФ, согласно которой вступившие в законную силу постановления по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб, протестов могут быть обжалованы лицами, указанными в ст. ст. 25.1 - 25.5.1 КоАП РФ (лицо, в отношении которого ведется производство по делу, потерпевший, законные представители физических и юридических лиц (родители, усыновители, опекуны или попечители - для физических лиц; руководитель или иной уполномоченный орган - для юридических лиц), защитник, представитель, уполномоченный при Президенте РФ по защите прав предпринимателей, уполномоченный по защите прав предпринимателей в субъекте РФ), а также прокурором (ч. 2 ст. 30.12 КоАП РФ), органом, должностное лицо которого составило протокол об административном правонарушении, лицами, указанными в ч. 5 ст. 28.3 КоАП РФ, составившими такой протокол (ч. 1.1 ст. 30.1 КоАП РФ). Если жалоба была принята судом, то производство по ней подлежит прекращению (Постановление Верховного Суда РФ от 28.03.2019 N 127-АД19-1, Определение Московского городского суда от 30.08.2019 по делу N 7-10289/2019).
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Возвращаются без рассмотрения также жалобы, поданные ненадлежащими лицами, не указанными в ч. 1 ст. 30.12 КоАП РФ, согласно которой вступившие в законную силу постановления по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб, протестов могут быть обжалованы лицами, указанными в ст. ст. 25.1 - 25.5.1 КоАП РФ (лицо, в отношении которого ведется производство по делу, потерпевший, законные представители физических и юридических лиц (родители, усыновители, опекуны или попечители - для физических лиц; руководитель или иной уполномоченный орган - для юридических лиц), защитник, представитель, уполномоченный при Президенте РФ по защите прав предпринимателей, уполномоченный по защите прав предпринимателей в субъекте РФ), а также прокурором (ч. 2 ст. 30.12 КоАП РФ), органом, должностное лицо которого составило протокол об административном правонарушении, лицами, указанными в ч. 5 ст. 28.3 КоАП РФ, составившими такой протокол (ч. 1.1 ст. 30.1 КоАП РФ). Если жалоба была принята судом, то производство по ней подлежит прекращению (Постановление Верховного Суда РФ от 28.03.2019 N 127-АД19-1, Определение Московского городского суда от 30.08.2019 по делу N 7-10289/2019).
"Комментарий к Федеральному закону от 27 июля 2010 г. N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг"
(постатейный)
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2025)6. Часть 6 комментируемой статьи предусматривает, что к жалобе может быть приложена позиция Уполномоченного при Президенте РФ по защите прав предпринимателей, его общественного представителя, уполномоченного по защите прав предпринимателей в субъекте РФ, относящаяся к предмету жалобы.
(постатейный)
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2025)6. Часть 6 комментируемой статьи предусматривает, что к жалобе может быть приложена позиция Уполномоченного при Президенте РФ по защите прав предпринимателей, его общественного представителя, уполномоченного по защите прав предпринимателей в субъекте РФ, относящаяся к предмету жалобы.
"Комментарий к Кодексу административного судопроизводства Российской Федерации: в 2 ч."
(постатейный)
(часть 2)
(под общ. ред. Л.В. Тумановой)
("Проспект", 2025)Комиссия, в состав которой входят представители уполномоченного органа субъекта Российской Федерации, органа регистрации прав, уполномоченного по защите прав предпринимателей в субъекте РФ, иных федеральных органов исполнительной власти, совета муниципальных образований субъекта РФ, предпринимательского сообщества, саморегулируемых организаций оценщиков, при поступлении заявления об оспаривании кадастровой стоимости объекта недвижимости вправе принять решение об определении кадастровой стоимости в размере его рыночной стоимости либо решение об отклонении заявления об оспаривании.
(постатейный)
(часть 2)
(под общ. ред. Л.В. Тумановой)
("Проспект", 2025)Комиссия, в состав которой входят представители уполномоченного органа субъекта Российской Федерации, органа регистрации прав, уполномоченного по защите прав предпринимателей в субъекте РФ, иных федеральных органов исполнительной власти, совета муниципальных образований субъекта РФ, предпринимательского сообщества, саморегулируемых организаций оценщиков, при поступлении заявления об оспаривании кадастровой стоимости объекта недвижимости вправе принять решение об определении кадастровой стоимости в размере его рыночной стоимости либо решение об отклонении заявления об оспаривании.
Статья: Плановые проверки юридических лиц
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)5) привлекать Уполномоченного при Президенте РФ по защите прав предпринимателей, его общественных представителей либо уполномоченного по защите прав предпринимателей в субъекте РФ к участию в проведении контрольных (надзорных) мероприятий (за исключением контрольных (надзорных) мероприятий, при проведении которых не требуется взаимодействие контрольного (надзорного) органа с контролируемыми лицами) (п. 6 ст. 36 Закона о государственном и муниципальном контроле, п. 5 ст. 21 Закона о защите прав юридических лиц);
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)5) привлекать Уполномоченного при Президенте РФ по защите прав предпринимателей, его общественных представителей либо уполномоченного по защите прав предпринимателей в субъекте РФ к участию в проведении контрольных (надзорных) мероприятий (за исключением контрольных (надзорных) мероприятий, при проведении которых не требуется взаимодействие контрольного (надзорного) органа с контролируемыми лицами) (п. 6 ст. 36 Закона о государственном и муниципальном контроле, п. 5 ст. 21 Закона о защите прав юридических лиц);