Уполномоченный по правам ребенка в РФ
Подборка наиболее важных документов по запросу Уполномоченный по правам ребенка в РФ (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Формы документов
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: О критериях мониторинга правоприменения в России
(Уваров А.А.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2023, N 3)Достаточно проблематичным является требование о включении в проект доклада Президента РФ предложений о мерах по повышению эффективности правоприменения. Еще с советских времен в нашей стране существует порядок обобщения своей практической деятельности судебными, прокурорскими, следственными и иными правоохранительными органами власти. В настоящее время появилась дополнительная сеть государственных и негосударственных структур, участники которой осуществляют свой собственный мониторинг правоприменительной деятельности в предназначенной для них сфере взаимоотношений (Уполномоченный по правам человека РФ, Уполномоченный по правам ребенка РФ, Счетная палата РФ, Центральная избирательная комиссия, Общественная палата РФ, и т.д.). В этой связи меры по эффективности правоприменения в формате ежегодного доклада Президента РФ о мониторинге правоприменения рискуют продублировать ведомственные правоприменительные инициативы либо инициативы, которые предназначены для ежегодных посланий Президента РФ Федеральному Собранию РФ. Однако, учитывая конституционную роль Президента РФ как координатора правотворческой и правоприменительной деятельности государственных органов, высокую интенсивность и объем реализации президентских функций, вполне уместно часть из них отразить и в докладе Президента РФ о мониторинге правоприменения. К тому же какая-либо ведомственная инициатива о повышении эффективности правоприменения, благодаря оформлению в указе Президента РФ, станет достоянием и образцом для использования другими государственными структурами в процессе их правоприменительной деятельности.
(Уваров А.А.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2023, N 3)Достаточно проблематичным является требование о включении в проект доклада Президента РФ предложений о мерах по повышению эффективности правоприменения. Еще с советских времен в нашей стране существует порядок обобщения своей практической деятельности судебными, прокурорскими, следственными и иными правоохранительными органами власти. В настоящее время появилась дополнительная сеть государственных и негосударственных структур, участники которой осуществляют свой собственный мониторинг правоприменительной деятельности в предназначенной для них сфере взаимоотношений (Уполномоченный по правам человека РФ, Уполномоченный по правам ребенка РФ, Счетная палата РФ, Центральная избирательная комиссия, Общественная палата РФ, и т.д.). В этой связи меры по эффективности правоприменения в формате ежегодного доклада Президента РФ о мониторинге правоприменения рискуют продублировать ведомственные правоприменительные инициативы либо инициативы, которые предназначены для ежегодных посланий Президента РФ Федеральному Собранию РФ. Однако, учитывая конституционную роль Президента РФ как координатора правотворческой и правоприменительной деятельности государственных органов, высокую интенсивность и объем реализации президентских функций, вполне уместно часть из них отразить и в докладе Президента РФ о мониторинге правоприменения. К тому же какая-либо ведомственная инициатива о повышении эффективности правоприменения, благодаря оформлению в указе Президента РФ, станет достоянием и образцом для использования другими государственными структурами в процессе их правоприменительной деятельности.
"Научно-практический комментарий к Федеральному закону от 2 мая 2006 года N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации"
(постатейный)
(2-е издание)
(Степкин С.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)Такими актами, в частности, являются Федеральные конституционные законы "О Конституционном Суде Российской Федерации" (гл. V) <63>, "Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации" (гл. 3) <64>, Закон Российской Федерации "О защите прав потребителей" (ст. 42.3) <65>, Федеральные законы "О гражданстве Российской Федерации" (гл. 6) <66>, "О прокуратуре Российской Федерации" (ст. 10) <67>, "Об уполномоченных по правам человека в субъектах Российской Федерации" (ст. 9) <68>, "Об уполномоченных по правам ребенка в Российской Федерации" (ст. 7) <69>, "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений" (ст. 21) <70>, "О полиции" (ст. 12), "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" (гл. 2.1), "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" (гл. XI.2) <71>, "Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления" (ст. 18) и др.
(постатейный)
(2-е издание)
(Степкин С.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)Такими актами, в частности, являются Федеральные конституционные законы "О Конституционном Суде Российской Федерации" (гл. V) <63>, "Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации" (гл. 3) <64>, Закон Российской Федерации "О защите прав потребителей" (ст. 42.3) <65>, Федеральные законы "О гражданстве Российской Федерации" (гл. 6) <66>, "О прокуратуре Российской Федерации" (ст. 10) <67>, "Об уполномоченных по правам человека в субъектах Российской Федерации" (ст. 9) <68>, "Об уполномоченных по правам ребенка в Российской Федерации" (ст. 7) <69>, "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений" (ст. 21) <70>, "О полиции" (ст. 12), "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" (гл. 2.1), "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" (гл. XI.2) <71>, "Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления" (ст. 18) и др.
Нормативные акты
Статья: Специализированные институты государственной правозащиты
(Чечельницкий И.В.)
("Актуальные проблемы российского права", 2025, N 7)<3> См., например: Степанова Д.Н. Институт уполномоченного по правам ребенка в механизме защиты конституционных прав несовершеннолетних в Российской Федерации: дис. ... канд. юрид. наук. Пенза, 2024; Федорова О.В. Уполномоченный по правам ребенка: конституционно-правовое исследование: дис. ... канд. юрид. наук: Новосибирск, 2017; Лихтер П.Л. Институт Уполномоченного по правам ребенка в субъектах Российской Федерации: дис. ... канд. юрид. наук. Пенза, 2016; Горбачев А.П. Специализация института уполномоченного по правам человека в Российской Федерации: на примере уполномоченного по защите прав предпринимателей: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Белгород, 2015; Колосов А.В. Институт уполномоченного по правам ребенка в Российской Федерации: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Иркутск, 2015; Шамрин М.Ю. Административно-правовой статус Уполномоченного по правам ребенка: дис. ... канд. юрид. наук. М., 2014.
(Чечельницкий И.В.)
("Актуальные проблемы российского права", 2025, N 7)<3> См., например: Степанова Д.Н. Институт уполномоченного по правам ребенка в механизме защиты конституционных прав несовершеннолетних в Российской Федерации: дис. ... канд. юрид. наук. Пенза, 2024; Федорова О.В. Уполномоченный по правам ребенка: конституционно-правовое исследование: дис. ... канд. юрид. наук: Новосибирск, 2017; Лихтер П.Л. Институт Уполномоченного по правам ребенка в субъектах Российской Федерации: дис. ... канд. юрид. наук. Пенза, 2016; Горбачев А.П. Специализация института уполномоченного по правам человека в Российской Федерации: на примере уполномоченного по защите прав предпринимателей: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Белгород, 2015; Колосов А.В. Институт уполномоченного по правам ребенка в Российской Федерации: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Иркутск, 2015; Шамрин М.Ю. Административно-правовой статус Уполномоченного по правам ребенка: дис. ... канд. юрид. наук. М., 2014.
Статья: Наука семейного права, нормотворчество и правоприменение: некоторые теоретические и практические аспекты взаимодействия
(Беспалов Ю.Ф.)
("Семейное и жилищное право", 2021, N 2)В целях функционального взаимодействия ученых, правоприменителей и законодателей следовало бы: 1) все проекты нормативных правовых актов в семейной сфере обсуждать на совместных заседаниях законодателей, ученых и практиков; 2) при каждом суде апелляционной, кассационной инстанций образовать научно-консультативный совет; 3) повышение квалификации судей, ученых, законодателей проводить с обязательным курсом по вопросам семейного права; 4) ежегодные научно-практические конференции должны касаться вопросов семейного права. Координирующими органами следовало бы признать указом Президента РФ Правительство РФ, Уполномоченного по правам человека РФ и Уполномоченного по правам ребенка РФ.
(Беспалов Ю.Ф.)
("Семейное и жилищное право", 2021, N 2)В целях функционального взаимодействия ученых, правоприменителей и законодателей следовало бы: 1) все проекты нормативных правовых актов в семейной сфере обсуждать на совместных заседаниях законодателей, ученых и практиков; 2) при каждом суде апелляционной, кассационной инстанций образовать научно-консультативный совет; 3) повышение квалификации судей, ученых, законодателей проводить с обязательным курсом по вопросам семейного права; 4) ежегодные научно-практические конференции должны касаться вопросов семейного права. Координирующими органами следовало бы признать указом Президента РФ Правительство РФ, Уполномоченного по правам человека РФ и Уполномоченного по правам ребенка РФ.
Статья: Доказательственное значение заключений органов, организаций и лиц, привлекаемых по административным делам
(Михайлов С.М.)
("Вестник гражданского процесса", 2025, N 1)Ключевые слова: административное судопроизводство, доказательства, заключения, уполномоченные по правам человека, уполномоченные по правам ребенка, ЦИК России, органы опеки и попечительства.
(Михайлов С.М.)
("Вестник гражданского процесса", 2025, N 1)Ключевые слова: административное судопроизводство, доказательства, заключения, уполномоченные по правам человека, уполномоченные по правам ребенка, ЦИК России, органы опеки и попечительства.
"Комментарий к Кодексу административного судопроизводства Российской Федерации: в 2 ч."
(постатейный)
(часть 2)
(под общ. ред. Л.В. Тумановой)
("Проспект", 2025)Уполномоченный при Президенте Российской Федерации по правам ребенка и уполномоченные по правам ребенка в субъекте Российской Федерации вправе обращаться в суды с административными исковыми заявлениями о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих в защиту прав и законных интересов детей на основании п. 4 ч. 1 ст. 6, п. 4 ч. 3 ст. 14 Федерального закона от 27.12.2018 N 501-ФЗ "Об уполномоченных по правам ребенка в Российской Федерации".
(постатейный)
(часть 2)
(под общ. ред. Л.В. Тумановой)
("Проспект", 2025)Уполномоченный при Президенте Российской Федерации по правам ребенка и уполномоченные по правам ребенка в субъекте Российской Федерации вправе обращаться в суды с административными исковыми заявлениями о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих в защиту прав и законных интересов детей на основании п. 4 ч. 1 ст. 6, п. 4 ч. 3 ст. 14 Федерального закона от 27.12.2018 N 501-ФЗ "Об уполномоченных по правам ребенка в Российской Федерации".
Статья: Косвенный доступ граждан к конституционному правосудию в России
(Дудко И.А., Кряжкова О.Н.)
("Сравнительное конституционное обозрение", 2025, N 3)Тем временем Федеральный закон от 7 мая 2013 года N 78-ФЗ "Об уполномоченных по защите прав предпринимателей в Российской Федерации" <57> упоминает лишь о праве соответствующих уполномоченных федерального и регионального уровней направлять органам и лицам, имеющим право инициировать в КС абстрактный нормоконтроль, мотивированные предложения об обращении в Суд с запросом в части своей компетенции (пункт 7 статьи 6). Аналогичное полномочие дано Уполномоченному при Президенте Российской Федерации по правам ребенка (пункт 1 части 1 статьи 6 Федерального закона от 27 декабря 2018 года N 501-ФЗ "Об уполномоченных по правам ребенка в Российской Федерации" <58>). Ни право подачи жалоб в интересах граждан, ни порядок его реализации там не урегулированы.
(Дудко И.А., Кряжкова О.Н.)
("Сравнительное конституционное обозрение", 2025, N 3)Тем временем Федеральный закон от 7 мая 2013 года N 78-ФЗ "Об уполномоченных по защите прав предпринимателей в Российской Федерации" <57> упоминает лишь о праве соответствующих уполномоченных федерального и регионального уровней направлять органам и лицам, имеющим право инициировать в КС абстрактный нормоконтроль, мотивированные предложения об обращении в Суд с запросом в части своей компетенции (пункт 7 статьи 6). Аналогичное полномочие дано Уполномоченному при Президенте Российской Федерации по правам ребенка (пункт 1 части 1 статьи 6 Федерального закона от 27 декабря 2018 года N 501-ФЗ "Об уполномоченных по правам ребенка в Российской Федерации" <58>). Ни право подачи жалоб в интересах граждан, ни порядок его реализации там не урегулированы.
"Стадия возбуждения гражданского дела"
(Бортникова Н.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)20. О рассмотрении дела известить прокурора (прокурор не является обязательным участником дела об определении места жительства ребенка), Уполномоченного по правам ребенка в субъекте РФ, направив копию настоящего определения и искового заявления для сведения.
(Бортникова Н.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)20. О рассмотрении дела известить прокурора (прокурор не является обязательным участником дела об определении места жительства ребенка), Уполномоченного по правам ребенка в субъекте РФ, направив копию настоящего определения и искового заявления для сведения.
"Комментарий к Кодексу административного судопроизводства Российской Федерации: в 2 ч."
(постатейный)
(часть 1)
(под общ. ред. Л.В. Тумановой)
("Проспект", 2025)Основанием для обращения в суд с административным исковым заявлением указанных категорий лиц выступает наличие прямого указания федерального конституционного закона, КАС РФ, других федеральных законов. В качестве таких федеральных законов можно назвать, например, Жилищный кодекс РФ (ст. 20), Семейный кодекс РФ (ст. 56), Федеральный закон от 18.03.2020 N 48-ФЗ "Об уполномоченных по правам человека в субъектах Российской Федерации" (ст. 11), Федеральный закон от 27.12.2018 N 501-ФЗ "Об уполномоченных по правам ребенка в Российской Федерации" (ст. 6), Федеральный закон от 21.07.2014 N 212-ФЗ "Об основах общественного контроля в Российской Федерации" (ст. 10) и ряд других.
(постатейный)
(часть 1)
(под общ. ред. Л.В. Тумановой)
("Проспект", 2025)Основанием для обращения в суд с административным исковым заявлением указанных категорий лиц выступает наличие прямого указания федерального конституционного закона, КАС РФ, других федеральных законов. В качестве таких федеральных законов можно назвать, например, Жилищный кодекс РФ (ст. 20), Семейный кодекс РФ (ст. 56), Федеральный закон от 18.03.2020 N 48-ФЗ "Об уполномоченных по правам человека в субъектах Российской Федерации" (ст. 11), Федеральный закон от 27.12.2018 N 501-ФЗ "Об уполномоченных по правам ребенка в Российской Федерации" (ст. 6), Федеральный закон от 21.07.2014 N 212-ФЗ "Об основах общественного контроля в Российской Федерации" (ст. 10) и ряд других.