Уполномоченный по правам ребенка рс я
Подборка наиболее важных документов по запросу Уполномоченный по правам ребенка рс я (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Обзор проектов и мероприятий по семейной медиации в Российской Федерации
(Румянцева Н.С.)
("Семейное и жилищное право", 2023, N 2)Особого внимания заслуживает республиканский проект "За мир в семье: семейная медиация" - проект оказания реальной помощи, медиативной услуги. Проект был поддержан ОО "Лига отцов Республики Саха (Якутия)", ОД "Союз женских организаций Республики Саха (Якутия)", Управлением ЗАГС <34>, Минтрудом Республики Саха (Якутия), Уполномоченным по защите прав ребенка в Республике Саха (Якутия). На время реализации данного проекта медиаторам для ведения консультаций и процедур были предоставлены кабинеты во Дворце бракосочетания, городском федеральном суде, офисе партнера проекта <35>.
(Румянцева Н.С.)
("Семейное и жилищное право", 2023, N 2)Особого внимания заслуживает республиканский проект "За мир в семье: семейная медиация" - проект оказания реальной помощи, медиативной услуги. Проект был поддержан ОО "Лига отцов Республики Саха (Якутия)", ОД "Союз женских организаций Республики Саха (Якутия)", Управлением ЗАГС <34>, Минтрудом Республики Саха (Якутия), Уполномоченным по защите прав ребенка в Республике Саха (Якутия). На время реализации данного проекта медиаторам для ведения консультаций и процедур были предоставлены кабинеты во Дворце бракосочетания, городском федеральном суде, офисе партнера проекта <35>.
Статья: Парламентское расследование как форма парламентского контроля в субъектах Российской Федерации
(Абаева З.Р.)
("Конституционное и муниципальное право", 2023, N 3)Интерес вызывает Постановление Республики Саха <30>, которое в предмет депутатского расследования включает деятельность уполномоченного по правам человека и уполномоченного по правам ребенка, если их действия не соответствуют установленному статусу (ст. 2). Возникает вопрос: кто и в каком порядке будет предварительно устанавливать, соответствуют ли действия уполномоченного по правам человека и уполномоченного по правам ребенка их правовому статусу?
(Абаева З.Р.)
("Конституционное и муниципальное право", 2023, N 3)Интерес вызывает Постановление Республики Саха <30>, которое в предмет депутатского расследования включает деятельность уполномоченного по правам человека и уполномоченного по правам ребенка, если их действия не соответствуют установленному статусу (ст. 2). Возникает вопрос: кто и в каком порядке будет предварительно устанавливать, соответствуют ли действия уполномоченного по правам человека и уполномоченного по правам ребенка их правовому статусу?
Нормативные акты
Указ Президента РФ от 26.08.2016 N 432
"О награждении государственными наградами Российской Федерации"СОЛОВЬЕВУ Анну Афанасьевну - Уполномоченного по правам ребенка в Республике Саха (Якутия).
"О награждении государственными наградами Российской Федерации"СОЛОВЬЕВУ Анну Афанасьевну - Уполномоченного по правам ребенка в Республике Саха (Якутия).
Распоряжение Президента РФ от 24.10.2013 N 391-рп
"О поощрении"СОЛОВЬЕВОЙ Анне Афанасьевне - Уполномоченному по правам ребенка в Республике Саха (Якутия)
"О поощрении"СОЛОВЬЕВОЙ Анне Афанасьевне - Уполномоченному по правам ребенка в Республике Саха (Якутия)
"Международная и внутригосударственная защита прав человека: Учебник"
(под ред. Р.М. Валеева)
("Статут", 2011)В ряде субъектов специализированные уполномоченные по правам ребенка - самостоятельные и независимые должности (например, в Республике Саха (Якутия), Краснодарском крае).
(под ред. Р.М. Валеева)
("Статут", 2011)В ряде субъектов специализированные уполномоченные по правам ребенка - самостоятельные и независимые должности (например, в Республике Саха (Якутия), Краснодарском крае).
Статья: Документирование взаимодействия органов государственной власти, местного самоуправления и государственных учреждений по вопросам защиты прав детей
(Беспалова А.О., Кошелева Е.Ю.)
("Делопроизводство", 2012, N 1)Уполномоченный по правам ребенка в Саратовской области издает распоряжения по вопросам, отнесенным к его компетенции. При этом необходимо принимать во внимание, что распоряжение Уполномоченный издает не во всех субъектах Российской Федерации. Например, в законодательстве Белгородской области вид документа, издаваемый Уполномоченным, не уточняется. В республике Саха (Якутия) соответствующий вид документа также не закреплен. В Ставропольской области, как и в некоторых других субъектах Российской Федерации, Уполномоченный не имеет статуса самостоятельного органа, т.к. подчиняется руководителю аппарата Правительства. При этом установлено, что Уполномоченный вправе "подписывать служебную документацию в пределах своей компетенции" без конкретизации состава служебной документации и пределов компетенции Уполномоченного по подписанию конкретных документов. Таким образом, в ряде субъектов Российской Федерации в связи с тем, что Уполномоченный зависим от исполнительной ветви власти, должность имеет номинальный характер. Во многих случаях не закреплены аспекты документационного обеспечения, характеризующие самостоятельность органа в принятии решений.
(Беспалова А.О., Кошелева Е.Ю.)
("Делопроизводство", 2012, N 1)Уполномоченный по правам ребенка в Саратовской области издает распоряжения по вопросам, отнесенным к его компетенции. При этом необходимо принимать во внимание, что распоряжение Уполномоченный издает не во всех субъектах Российской Федерации. Например, в законодательстве Белгородской области вид документа, издаваемый Уполномоченным, не уточняется. В республике Саха (Якутия) соответствующий вид документа также не закреплен. В Ставропольской области, как и в некоторых других субъектах Российской Федерации, Уполномоченный не имеет статуса самостоятельного органа, т.к. подчиняется руководителю аппарата Правительства. При этом установлено, что Уполномоченный вправе "подписывать служебную документацию в пределах своей компетенции" без конкретизации состава служебной документации и пределов компетенции Уполномоченного по подписанию конкретных документов. Таким образом, в ряде субъектов Российской Федерации в связи с тем, что Уполномоченный зависим от исполнительной ветви власти, должность имеет номинальный характер. Во многих случаях не закреплены аспекты документационного обеспечения, характеризующие самостоятельность органа в принятии решений.
Статья: Правовой статус консультативных органов при уполномоченных по правам человека в Российской Федерации
(Эмих В.В.)
("Конституционное и муниципальное право", 2011, N 2)Экспертный общественный совет при Уполномоченном по правам человека в городе Москве, исходя из анализа его целей, задач и функций, можно охарактеризовать как экспертный консультативный орган с элементами статуса общественного органа. Единообразно охарактеризовать правовой статус иных общественных консультативных органов при уполномоченных по правам человека затруднительно. Целью деятельности Общественного экспертного совета при Уполномоченном по правам ребенка в Республике Саха (Якутия) и Общественного экспертного совета при Уполномоченном по правам ребенка в Краснодарском крае является обеспечение государственной защиты прав ребенка, что характерно для независимых правозащитных органов. Основными задачами Общественного экспертного совета при Уполномоченном по правам ребенка в Республике Саха (Якутия), по сути, являются координация деятельности республиканских министерств и ведомств в области обеспечения государственной защиты прав ребенка и оказание организационно-методической помощи органам государственной власти Республики Саха (Якутия), ответственным за обеспечение и защиту прав ребенка. Основной задачей Общественного экспертного совета при Уполномоченном по правам ребенка в Краснодарском крае является выработка согласованных решений соответствующего уполномоченного, органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных организаций по вопросам улучшения положения детей. Задачи обозначенных органов свидетельствуют о том, что данные органы являются преимущественно координационными. Функции анализируемых органов разнообразны: анализ положения детей, разработка предложений по приоритетным направлениям политики в отношении детей, изучение опыта работы органов исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации, подготовка предложений высшему должностному лицу соответствующего субъекта Российской Федерации по вопросам защиты прав ребенка и др. Однако они не свидетельствуют об общественной природе данного органа. Таким образом, цели, задачи и функции данных органов не соответствуют их правовому статусу, на который ориентируют их названия. Учреждение подобных органов представляется неоправданным.
(Эмих В.В.)
("Конституционное и муниципальное право", 2011, N 2)Экспертный общественный совет при Уполномоченном по правам человека в городе Москве, исходя из анализа его целей, задач и функций, можно охарактеризовать как экспертный консультативный орган с элементами статуса общественного органа. Единообразно охарактеризовать правовой статус иных общественных консультативных органов при уполномоченных по правам человека затруднительно. Целью деятельности Общественного экспертного совета при Уполномоченном по правам ребенка в Республике Саха (Якутия) и Общественного экспертного совета при Уполномоченном по правам ребенка в Краснодарском крае является обеспечение государственной защиты прав ребенка, что характерно для независимых правозащитных органов. Основными задачами Общественного экспертного совета при Уполномоченном по правам ребенка в Республике Саха (Якутия), по сути, являются координация деятельности республиканских министерств и ведомств в области обеспечения государственной защиты прав ребенка и оказание организационно-методической помощи органам государственной власти Республики Саха (Якутия), ответственным за обеспечение и защиту прав ребенка. Основной задачей Общественного экспертного совета при Уполномоченном по правам ребенка в Краснодарском крае является выработка согласованных решений соответствующего уполномоченного, органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных организаций по вопросам улучшения положения детей. Задачи обозначенных органов свидетельствуют о том, что данные органы являются преимущественно координационными. Функции анализируемых органов разнообразны: анализ положения детей, разработка предложений по приоритетным направлениям политики в отношении детей, изучение опыта работы органов исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации, подготовка предложений высшему должностному лицу соответствующего субъекта Российской Федерации по вопросам защиты прав ребенка и др. Однако они не свидетельствуют об общественной природе данного органа. Таким образом, цели, задачи и функции данных органов не соответствуют их правовому статусу, на который ориентируют их названия. Учреждение подобных органов представляется неоправданным.
"Конституции и уставы субъектов Российской Федерации (сравнительно-правовое исследование)"
(Михалева Н.А.)
("ЮРКОМПАНИ", 2010)На базе конституций и уставов принимаются акты, конкретизирующие и детализирующие права и свободы личности, их гарантии. Это, например, законы: Башкортостана от 12 декабря 2006 г. N 391-З "Об обращениях граждан в Республике Башкортостан"; Бурятии от 2 июля 2007 г. N 2352-III "О дополнительных гарантиях права граждан на обращение в Республике Бурятия"; Коми от 5 марта 2007 г. N 22-РЗ "О порядке подачи уведомления о проведении публичного мероприятия на территории Республики Коми" (в ред. от 21 сентября 2007 г.); Волгоградской области от 9 января 2007 г. N 1403-ОД "Об Уполномоченном по правам ребенка в Волгоградской области" (в ред. от 21 ноября 2008 г.) и др.
(Михалева Н.А.)
("ЮРКОМПАНИ", 2010)На базе конституций и уставов принимаются акты, конкретизирующие и детализирующие права и свободы личности, их гарантии. Это, например, законы: Башкортостана от 12 декабря 2006 г. N 391-З "Об обращениях граждан в Республике Башкортостан"; Бурятии от 2 июля 2007 г. N 2352-III "О дополнительных гарантиях права граждан на обращение в Республике Бурятия"; Коми от 5 марта 2007 г. N 22-РЗ "О порядке подачи уведомления о проведении публичного мероприятия на территории Республики Коми" (в ред. от 21 сентября 2007 г.); Волгоградской области от 9 января 2007 г. N 1403-ОД "Об Уполномоченном по правам ребенка в Волгоградской области" (в ред. от 21 ноября 2008 г.) и др.
Статья: Вопросы обеспечения государственной защиты прав ребенка
(Сайфутдинова Р.И.)
("Современное право", 2007, N 4)В связи с проводимой реформой местного самоуправления возможно введение уполномоченного по правам ребенка и на уровне муниципальных образований. Так, они уже действуют в Арзамасском районе Нижегородской области, г. Волжском Волгоградской области. Интересен опыт Краснодарского края. Распоряжениями глав администраций районов и городов края назначены уполномоченные по правам ребенка в муниципальных образованиях или соответствующие обязанности возложены на муниципальных служащих <*>. В Республике Саха (Якутия) Уполномоченный по правам ребенка подписал договоры с главами муниципальных образований республики о совместных действиях в области защиты прав, свобод и законных интересов ребенка <**>.
(Сайфутдинова Р.И.)
("Современное право", 2007, N 4)В связи с проводимой реформой местного самоуправления возможно введение уполномоченного по правам ребенка и на уровне муниципальных образований. Так, они уже действуют в Арзамасском районе Нижегородской области, г. Волжском Волгоградской области. Интересен опыт Краснодарского края. Распоряжениями глав администраций районов и городов края назначены уполномоченные по правам ребенка в муниципальных образованиях или соответствующие обязанности возложены на муниципальных служащих <*>. В Республике Саха (Якутия) Уполномоченный по правам ребенка подписал договоры с главами муниципальных образований республики о совместных действиях в области защиты прав, свобод и законных интересов ребенка <**>.
Статья: К вопросу о гражданской процессуальной правосубъектности Уполномоченного по правам ребенка в Российской Федерации и ее субъектах: постановка проблемы
(Плотников Д.А., Федяев С.В., Плотникова Г.Н.)
("Арбитражный и гражданский процесс", 2019, N 1)<5> Закон Республики Татарстан об Уполномоченном по правам ребенка в Республике Татарстан и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Республики Татарстан от 1 августа 2011 г. N 59-ЗРТ. URL: https://rtdety.tatarstan.ru (дата обращения: 10.11.2018); Закон Республики Саха (Якутия) об Уполномоченном по правам ребенка в Республике Саха (Якутия) от 5 февраля 2003 г. N 4-З N 5-III. URL: https://iu-uppr.sakha.gov.ru/NPA/zakon-respubliki-saha-jakutija-ob-upolnomochennom-po-pravam-rebenka-v-respublike-saha-jakutija; Закон Республики Крым от 25 августа 2014 г. N 57-ЗРК "Об Уполномоченном по правам ребенка в Республике Крым". URL: https://deti.rk.gov.ru/ru/document/show/10.
(Плотников Д.А., Федяев С.В., Плотникова Г.Н.)
("Арбитражный и гражданский процесс", 2019, N 1)<5> Закон Республики Татарстан об Уполномоченном по правам ребенка в Республике Татарстан и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Республики Татарстан от 1 августа 2011 г. N 59-ЗРТ. URL: https://rtdety.tatarstan.ru (дата обращения: 10.11.2018); Закон Республики Саха (Якутия) об Уполномоченном по правам ребенка в Республике Саха (Якутия) от 5 февраля 2003 г. N 4-З N 5-III. URL: https://iu-uppr.sakha.gov.ru/NPA/zakon-respubliki-saha-jakutija-ob-upolnomochennom-po-pravam-rebenka-v-respublike-saha-jakutija; Закон Республики Крым от 25 августа 2014 г. N 57-ЗРК "Об Уполномоченном по правам ребенка в Республике Крым". URL: https://deti.rk.gov.ru/ru/document/show/10.
Статья: Особенности участия Уполномоченного по правам ребенка в правозащитной деятельности и реализации гражданских инициатив
(Новикова Т.Ю.)
("Юридический мир", 2009, N 12)Должности уполномоченных по правам ребенка в рамках исполнительной ветви власти учреждены в Астрахани, Калининграде, Новгородской, Калужской, Ивановской, Самарской и Саратовской областях, Республике Саха (Якутия), Алтайском крае.
(Новикова Т.Ю.)
("Юридический мир", 2009, N 12)Должности уполномоченных по правам ребенка в рамках исполнительной ветви власти учреждены в Астрахани, Калининграде, Новгородской, Калужской, Ивановской, Самарской и Саратовской областях, Республике Саха (Якутия), Алтайском крае.
Статья: Ключевые показатели эффективности деятельности уполномоченного по правам ребенка в Российской Федерации (на примере Дальневосточного федерального округа)
(Личковаха А.В.)
("Административное и муниципальное право", 2015, N 10)1. Закон Республики Саха (Якутия) "Об Уполномоченном по правам ребенка в Республике Саха (Якутия)" от 5 февраля 2003 года 4-З N 6-II // Якутские ведомости. 2003. 20 февраля; Закон Хабаровского края "Об Уполномоченном по правам ребенка в Хабаровском крае" от 23 ноября 2011 г. N 135 (в ред. от 28 марта 2012 г. N 179) // Собрание законодательства Хабаровского края. 2011. N 12 (113) (ч. 1); Закон Еврейской автономной области "Об Уполномоченном по правам ребенка в Еврейской автономной области" от 23 декабря 2011 г. N 05-ОЗ // Биробиджанская звезда. 2011. 28 декабря; Постановление губернатора Приморского края "Об утверждении Положения об уполномоченном при Губернаторе Приморского края по правам ребенка" от 21 декабря 2010 г. N 109-пг (с изм. от 10 февраля 2012 г. N 6-пг) // Приморская газета. 2010. 29 декабря; Постановление губернатора Амурской области "Об утверждении Положения об уполномоченном по правам ребенка в Амурской области" от 30 января 2010 г. N 26 (ред. от 13 июля 2010 г. N 248) // Амурская правда. 2010. 30 января; Указ губернатора Сахалинской области "Об утверждении Положения об Уполномоченном при Губернаторе Сахалинской области по правам ребенка" от 13 января 2011 г. N 1 // Губернские ведомости. 2011. 22 января.
(Личковаха А.В.)
("Административное и муниципальное право", 2015, N 10)1. Закон Республики Саха (Якутия) "Об Уполномоченном по правам ребенка в Республике Саха (Якутия)" от 5 февраля 2003 года 4-З N 6-II // Якутские ведомости. 2003. 20 февраля; Закон Хабаровского края "Об Уполномоченном по правам ребенка в Хабаровском крае" от 23 ноября 2011 г. N 135 (в ред. от 28 марта 2012 г. N 179) // Собрание законодательства Хабаровского края. 2011. N 12 (113) (ч. 1); Закон Еврейской автономной области "Об Уполномоченном по правам ребенка в Еврейской автономной области" от 23 декабря 2011 г. N 05-ОЗ // Биробиджанская звезда. 2011. 28 декабря; Постановление губернатора Приморского края "Об утверждении Положения об уполномоченном при Губернаторе Приморского края по правам ребенка" от 21 декабря 2010 г. N 109-пг (с изм. от 10 февраля 2012 г. N 6-пг) // Приморская газета. 2010. 29 декабря; Постановление губернатора Амурской области "Об утверждении Положения об уполномоченном по правам ребенка в Амурской области" от 30 января 2010 г. N 26 (ред. от 13 июля 2010 г. N 248) // Амурская правда. 2010. 30 января; Указ губернатора Сахалинской области "Об утверждении Положения об Уполномоченном при Губернаторе Сахалинской области по правам ребенка" от 13 января 2011 г. N 1 // Губернские ведомости. 2011. 22 января.
Статья: Правовой статус консультативных органов при уполномоченных по правам человека в Российской Федерации
(Эмих В.В.)
("Омбудсмен", 2012, N 1)Экспертный общественный совет при Уполномоченном по правам человека в городе Москве исходя из анализа его целей, задач и функций, можно охарактеризовать как экспертный консультативный орган с элементами статуса общественного органа. Единообразно охарактеризовать правовой статус иных общественных консультативных органов при уполномоченных по правам человека затруднительно. Целью деятельности Общественного экспертного совета при Уполномоченном по правам ребенка в Республике Саха (Якутия) и Общественного экспертного совета при Уполномоченном по правам ребенка в Краснодарском крае является обеспечение государственной защиты прав ребенка, что характерно для независимых правозащитных органов. Основными задачами Общественного экспертного совета при Уполномоченном по правам ребенка в Республике Саха (Якутия), по сути, являются координация деятельности республиканских министерств и ведомств в области обеспечения государственной защиты прав ребенка и оказание организационно-методической помощи органам государственной власти Республики Саха (Якутия), ответственным за обеспечение и защиту прав ребенка. Основной задачей Общественного экспертного совета при Уполномоченном по правам ребенка в Краснодарском крае является выработка согласованных решений соответствующего уполномоченного, органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных организаций по вопросам улучшения положения детей. Задачи обозначенных органов свидетельствуют о том, что данные органы являются преимущественно координационными. Функции анализируемых органов разнообразны: анализ положения детей, разработка предложений по приоритетным направлениям политики в отношении детей, изучение опыта работы органов исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации, подготовка предложений высшему должностному лицу соответствующего субъекта Российской Федерации по вопросам защиты прав ребенка и др. Однако они не свидетельствуют об общественной природе данного органа. Таким образом, цели, задачи и функции данных органов не соответствуют их правовому статусу, на который ориентируют их названия. Учреждение подобных органов представляется неоправданным.
(Эмих В.В.)
("Омбудсмен", 2012, N 1)Экспертный общественный совет при Уполномоченном по правам человека в городе Москве исходя из анализа его целей, задач и функций, можно охарактеризовать как экспертный консультативный орган с элементами статуса общественного органа. Единообразно охарактеризовать правовой статус иных общественных консультативных органов при уполномоченных по правам человека затруднительно. Целью деятельности Общественного экспертного совета при Уполномоченном по правам ребенка в Республике Саха (Якутия) и Общественного экспертного совета при Уполномоченном по правам ребенка в Краснодарском крае является обеспечение государственной защиты прав ребенка, что характерно для независимых правозащитных органов. Основными задачами Общественного экспертного совета при Уполномоченном по правам ребенка в Республике Саха (Якутия), по сути, являются координация деятельности республиканских министерств и ведомств в области обеспечения государственной защиты прав ребенка и оказание организационно-методической помощи органам государственной власти Республики Саха (Якутия), ответственным за обеспечение и защиту прав ребенка. Основной задачей Общественного экспертного совета при Уполномоченном по правам ребенка в Краснодарском крае является выработка согласованных решений соответствующего уполномоченного, органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных организаций по вопросам улучшения положения детей. Задачи обозначенных органов свидетельствуют о том, что данные органы являются преимущественно координационными. Функции анализируемых органов разнообразны: анализ положения детей, разработка предложений по приоритетным направлениям политики в отношении детей, изучение опыта работы органов исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации, подготовка предложений высшему должностному лицу соответствующего субъекта Российской Федерации по вопросам защиты прав ребенка и др. Однако они не свидетельствуют об общественной природе данного органа. Таким образом, цели, задачи и функции данных органов не соответствуют их правовому статусу, на который ориентируют их названия. Учреждение подобных органов представляется неоправданным.
Статья: О возможной ликвидации должности Уполномоченного по правам ребенка в городе Москве в связи с принятием Закона города Москвы "Об Уполномоченном по правам человека в городе Москве". Заключение в рамках общественной экспертизы
(Автономов А.С., Гаврилова И.Н., Гефтер В.М.)
("Вопросы ювенальной юстиции", 2009, N 3)В ряде регионов институты уполномоченного по правам ребенка и по правам человека существуют одновременно в качестве самостоятельных государственных органов (Республика Якутия (Саха), Волгоградская, Самарская области, Краснодарский край). Опыт таких субъектов Российской Федерации свидетельствует, что уполномоченные по правам ребенка и уполномоченные по правам человека отнюдь не мешают работе друг друга, наоборот, координация их усилий, конструктивное взаимодействие повышает эффективность их деятельности.
(Автономов А.С., Гаврилова И.Н., Гефтер В.М.)
("Вопросы ювенальной юстиции", 2009, N 3)В ряде регионов институты уполномоченного по правам ребенка и по правам человека существуют одновременно в качестве самостоятельных государственных органов (Республика Якутия (Саха), Волгоградская, Самарская области, Краснодарский край). Опыт таких субъектов Российской Федерации свидетельствует, что уполномоченные по правам ребенка и уполномоченные по правам человека отнюдь не мешают работе друг друга, наоборот, координация их усилий, конструктивное взаимодействие повышает эффективность их деятельности.