Уполномоченный по правам ребенка
Подборка наиболее важных документов по запросу Уполномоченный по правам ребенка (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Формы документов
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
"Конвергенция частноправового регулирования общественных отношений сквозь призму эффективности права: монография"
(отв. ред. А.Н. Левушкин, Э.Х. Надысева)
("Юстицинформ", 2023)2.2. Институт Уполномоченного по правам ребенка
(отв. ред. А.Н. Левушкин, Э.Х. Надысева)
("Юстицинформ", 2023)2.2. Институт Уполномоченного по правам ребенка
Статья: Суицидальное поведение несовершеннолетних: психолого-криминологический подход в реализации расследования
(Болтенко Н.Н., Кондраткова Н.В., Черкасова Е.С.)
("Российский следователь", 2021, N 4)Болтенко Надежда Николаевна, уполномоченный по правам ребенка в Новосибирской области, кандидат медицинских наук.
(Болтенко Н.Н., Кондраткова Н.В., Черкасова Е.С.)
("Российский следователь", 2021, N 4)Болтенко Надежда Николаевна, уполномоченный по правам ребенка в Новосибирской области, кандидат медицинских наук.
Нормативные акты
Интервью: Лилия Пастушкова: "Системная помощь лучше мандариновой благотворительности"
("Кадровая служба и управление персоналом предприятия", 2024, N 7)Все программы и проекты организации реализуются в партнерстве и при поддержке уполномоченного по правам ребенка в Саратовской области, Комиссии по делам несовершеннолетних при Правительстве Саратовской области, Министерства образования и других министерств и ведомств. АНО "Всегда рядом" является победителем местных, региональных и федеральных грантовых конкурсов. На сайте организации размещены годовые отчеты, которые содержат информацию о деятельности, программах, команде, доходах и расходах. Все это в совокупности подтверждает прозрачность и открытость организации, ее значимость для региона.
("Кадровая служба и управление персоналом предприятия", 2024, N 7)Все программы и проекты организации реализуются в партнерстве и при поддержке уполномоченного по правам ребенка в Саратовской области, Комиссии по делам несовершеннолетних при Правительстве Саратовской области, Министерства образования и других министерств и ведомств. АНО "Всегда рядом" является победителем местных, региональных и федеральных грантовых конкурсов. На сайте организации размещены годовые отчеты, которые содержат информацию о деятельности, программах, команде, доходах и расходах. Все это в совокупности подтверждает прозрачность и открытость организации, ее значимость для региона.
Статья: Оспаривание ненормативных правовых актов
(Смоляков П.Н.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Частью 4 ст. 218 КАС РФ предусмотрено, что с таким заявлением могут обратиться органы государственной власти, Уполномоченный по правам человека в РФ, уполномоченный по правам человека в субъекте РФ, Уполномоченный при Президенте РФ по правам ребенка, уполномоченный по правам ребенка в субъекте РФ, иные органы, организации и лица, а также прокурор.
(Смоляков П.Н.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Частью 4 ст. 218 КАС РФ предусмотрено, что с таким заявлением могут обратиться органы государственной власти, Уполномоченный по правам человека в РФ, уполномоченный по правам человека в субъекте РФ, Уполномоченный при Президенте РФ по правам ребенка, уполномоченный по правам ребенка в субъекте РФ, иные органы, организации и лица, а также прокурор.
Статья: Парламентское расследование как форма парламентского контроля в субъектах Российской Федерации
(Абаева З.Р.)
("Конституционное и муниципальное право", 2023, N 3)Анализ федерального и регионального законодательства о парламентском расследовании позволил сделать вывод, что, несмотря на наличие положений, дублирующих Федеральный закон о парламентском расследовании, региональное законодательство о парламентском расследовании имеет свои особенности. Они касаются: определения понятия парламентского расследования; круга субъектов выдвижения инициативы проведения парламентского расследования; включения в предмет парламентского расследования деятельности высшего должностного лица субъектов РФ, уполномоченного по правам человека и уполномоченного по правам ребенка; сроков проведения парламентского расследования.
(Абаева З.Р.)
("Конституционное и муниципальное право", 2023, N 3)Анализ федерального и регионального законодательства о парламентском расследовании позволил сделать вывод, что, несмотря на наличие положений, дублирующих Федеральный закон о парламентском расследовании, региональное законодательство о парламентском расследовании имеет свои особенности. Они касаются: определения понятия парламентского расследования; круга субъектов выдвижения инициативы проведения парламентского расследования; включения в предмет парламентского расследования деятельности высшего должностного лица субъектов РФ, уполномоченного по правам человека и уполномоченного по правам ребенка; сроков проведения парламентского расследования.
Статья: О совершенствовании координации и взаимодействия субъектов в сфере защиты прав ребенка
(Павлова Л.В.)
("Административное право и процесс", 2022, N 7)Перечень названных субъектов довольно обширен, и каждый имеет свое правовое регулирование - это федеральные органы государственной власти и органы государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие государственное управление в сфере образования, и органы местного самоуправления, осуществляющие управление в сфере образования (далее - органы, осуществляющие управление в сфере образования), комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, органы управления социальной защитой населения, органы опеки и попечительства, органы по делам молодежи, органы управления здравоохранением, органы службы занятости, органы внутренних дел, органы прокуратуры, суды, учреждения уголовно-исполнительной системы (следственные изоляторы, воспитательные колонии и уголовно-исполнительные инспекции), Уполномоченный при Президенте Российской Федерации по правам ребенка, уполномоченные по правам ребенка в субъектах Российской Федерации, общественные организации и иные.
(Павлова Л.В.)
("Административное право и процесс", 2022, N 7)Перечень названных субъектов довольно обширен, и каждый имеет свое правовое регулирование - это федеральные органы государственной власти и органы государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие государственное управление в сфере образования, и органы местного самоуправления, осуществляющие управление в сфере образования (далее - органы, осуществляющие управление в сфере образования), комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, органы управления социальной защитой населения, органы опеки и попечительства, органы по делам молодежи, органы управления здравоохранением, органы службы занятости, органы внутренних дел, органы прокуратуры, суды, учреждения уголовно-исполнительной системы (следственные изоляторы, воспитательные колонии и уголовно-исполнительные инспекции), Уполномоченный при Президенте Российской Федерации по правам ребенка, уполномоченные по правам ребенка в субъектах Российской Федерации, общественные организации и иные.
Статья: Актуальные проблемы правового регулирования семейной медиации: отечественный и зарубежный опыт
(Мун В.А.)
("Актуальные проблемы российского права", 2025, N 8)Причинами столь низкого процента могут быть недостаточное финансирование, отсутствие необходимой осведомленности и правовой грамотности населения. Так, по сведениям, предоставленным Е.В. Майоровой, все обращения, которые поступают к ней как к уполномоченному по правам ребенка в Челябинской области по спорам между родителями о месте проживания и порядке общения с детьми, а также в случае конфликтных ситуаций в образовательных организациях, всегда рассматриваются с участием профессиональных медиаторов. Подобный подход дает свои положительные результаты, и это возможно благодаря финансированию процедуры ассоциацией "Лига медиаторов Южного Урала", в которой имеются различные специалисты (психологи, педагоги) <11>.
(Мун В.А.)
("Актуальные проблемы российского права", 2025, N 8)Причинами столь низкого процента могут быть недостаточное финансирование, отсутствие необходимой осведомленности и правовой грамотности населения. Так, по сведениям, предоставленным Е.В. Майоровой, все обращения, которые поступают к ней как к уполномоченному по правам ребенка в Челябинской области по спорам между родителями о месте проживания и порядке общения с детьми, а также в случае конфликтных ситуаций в образовательных организациях, всегда рассматриваются с участием профессиональных медиаторов. Подобный подход дает свои положительные результаты, и это возможно благодаря финансированию процедуры ассоциацией "Лига медиаторов Южного Урала", в которой имеются различные специалисты (психологи, педагоги) <11>.
Статья: Участие органа власти в арбитражном процессе для дачи заключения по делу в порядке межотраслевой аналогии процессуального закона
(Газарова С.А.)
("Современное право", 2023, N 5)Институт заключения по административному делу в административном судопроизводстве возник в связи с принятием Федерального закона от 28.11.2018 N 451-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" <2>. Правом давать заключение по административному делу оказались наделены органы, организации и лица (п. 4 ст. 37 КАС РФ). Однако и до этого момента Центральная избирательная комиссия РФ в лице своего представителя могла быть привлечена для дачи заключения по делам о защите избирательных прав и права на участие в референдуме (ч. 7 ст. 243 КАС РФ). После того как правило о даче заключения приобрело общий характер, соответствующим правом была наделена целая группа субъектов (Уполномоченный по правам человека в РФ, уполномоченный по правам человека в субъекте Российской Федерации (ст. 265.8 КАС РФ), уполномоченный по правам ребенка в субъекте Российской Федерации (ч. 2 ст. 285.8, ч. 2 ст. 285.15 КАС РФ и др.).
(Газарова С.А.)
("Современное право", 2023, N 5)Институт заключения по административному делу в административном судопроизводстве возник в связи с принятием Федерального закона от 28.11.2018 N 451-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" <2>. Правом давать заключение по административному делу оказались наделены органы, организации и лица (п. 4 ст. 37 КАС РФ). Однако и до этого момента Центральная избирательная комиссия РФ в лице своего представителя могла быть привлечена для дачи заключения по делам о защите избирательных прав и права на участие в референдуме (ч. 7 ст. 243 КАС РФ). После того как правило о даче заключения приобрело общий характер, соответствующим правом была наделена целая группа субъектов (Уполномоченный по правам человека в РФ, уполномоченный по правам человека в субъекте Российской Федерации (ст. 265.8 КАС РФ), уполномоченный по правам ребенка в субъекте Российской Федерации (ч. 2 ст. 285.8, ч. 2 ст. 285.15 КАС РФ и др.).
Статья: О критериях мониторинга правоприменения в России
(Уваров А.А.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2023, N 3)Достаточно проблематичным является требование о включении в проект доклада Президента РФ предложений о мерах по повышению эффективности правоприменения. Еще с советских времен в нашей стране существует порядок обобщения своей практической деятельности судебными, прокурорскими, следственными и иными правоохранительными органами власти. В настоящее время появилась дополнительная сеть государственных и негосударственных структур, участники которой осуществляют свой собственный мониторинг правоприменительной деятельности в предназначенной для них сфере взаимоотношений (Уполномоченный по правам человека РФ, Уполномоченный по правам ребенка РФ, Счетная палата РФ, Центральная избирательная комиссия, Общественная палата РФ, и т.д.). В этой связи меры по эффективности правоприменения в формате ежегодного доклада Президента РФ о мониторинге правоприменения рискуют продублировать ведомственные правоприменительные инициативы либо инициативы, которые предназначены для ежегодных посланий Президента РФ Федеральному Собранию РФ. Однако, учитывая конституционную роль Президента РФ как координатора правотворческой и правоприменительной деятельности государственных органов, высокую интенсивность и объем реализации президентских функций, вполне уместно часть из них отразить и в докладе Президента РФ о мониторинге правоприменения. К тому же какая-либо ведомственная инициатива о повышении эффективности правоприменения, благодаря оформлению в указе Президента РФ, станет достоянием и образцом для использования другими государственными структурами в процессе их правоприменительной деятельности.
(Уваров А.А.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2023, N 3)Достаточно проблематичным является требование о включении в проект доклада Президента РФ предложений о мерах по повышению эффективности правоприменения. Еще с советских времен в нашей стране существует порядок обобщения своей практической деятельности судебными, прокурорскими, следственными и иными правоохранительными органами власти. В настоящее время появилась дополнительная сеть государственных и негосударственных структур, участники которой осуществляют свой собственный мониторинг правоприменительной деятельности в предназначенной для них сфере взаимоотношений (Уполномоченный по правам человека РФ, Уполномоченный по правам ребенка РФ, Счетная палата РФ, Центральная избирательная комиссия, Общественная палата РФ, и т.д.). В этой связи меры по эффективности правоприменения в формате ежегодного доклада Президента РФ о мониторинге правоприменения рискуют продублировать ведомственные правоприменительные инициативы либо инициативы, которые предназначены для ежегодных посланий Президента РФ Федеральному Собранию РФ. Однако, учитывая конституционную роль Президента РФ как координатора правотворческой и правоприменительной деятельности государственных органов, высокую интенсивность и объем реализации президентских функций, вполне уместно часть из них отразить и в докладе Президента РФ о мониторинге правоприменения. К тому же какая-либо ведомственная инициатива о повышении эффективности правоприменения, благодаря оформлению в указе Президента РФ, станет достоянием и образцом для использования другими государственными структурами в процессе их правоприменительной деятельности.
Статья: Классификация видов правозащитной деятельности
(Чечельницкий И.В.)
("Актуальные проблемы российского права", 2023, N 7)Первые, в свою очередь, возможно подразделить на органы исполнительной, законодательной и судебной власти, целью деятельности которых в широком смысле является защита прав и свобод человека и гражданина; правоохранительные и контрольно-надзорные органы, призванные выявлять и исправлять недостатки в работе иных органов публичной власти и тем самым служить целям защиты прав человека, и, наконец, органы специализированной правозащиты, к которым принято относить национальные правозащитные учреждения, занимающиеся поощрением и защитой прав человека (омбудсмены, уполномоченные по правам человека, защитники прав, народные адвокаты, комиссары по правам человека и специализированные уполномоченные по правам ребенка, предпринимателей, коренных малочисленных народов и др.).
(Чечельницкий И.В.)
("Актуальные проблемы российского права", 2023, N 7)Первые, в свою очередь, возможно подразделить на органы исполнительной, законодательной и судебной власти, целью деятельности которых в широком смысле является защита прав и свобод человека и гражданина; правоохранительные и контрольно-надзорные органы, призванные выявлять и исправлять недостатки в работе иных органов публичной власти и тем самым служить целям защиты прав человека, и, наконец, органы специализированной правозащиты, к которым принято относить национальные правозащитные учреждения, занимающиеся поощрением и защитой прав человека (омбудсмены, уполномоченные по правам человека, защитники прав, народные адвокаты, комиссары по правам человека и специализированные уполномоченные по правам ребенка, предпринимателей, коренных малочисленных народов и др.).
Статья: Конституционные (уставные) советы в субъектах Российской Федерации: подходы к определению
(Сафина С.Б.)
("Конституционное и муниципальное право", 2023, N 5)Другим не менее важным вопросом является вопрос о нормативном определении вновь создаваемых органов. По мнению ряда исследователей, конституционные (уставные) советы не только организационно, но и функционально должны быть независимыми образованиями, так как только при таком статусе они действительно смогут способствовать укреплению потенциала региональной публичной власти <8>. Означает ли факт возможности образования конституционных (уставных) советов "при" законодательных (представительных) органах государственной власти субъектов Российской Федерации их вхождение в законодательную власть? Очевидно, нет, и стоит говорить об этих органах как органах с особым правовым статусом, не входящих ни в одну из трех ветвей власти. Примеры таких органов, созданных и действующих в соответствии, например, с федеральным законодательством, в государственно-правовой практике есть (прокуратура Российской Федерации, Счетная палата Российской Федерации, Центральный банк Российской Федерации, Центральная избирательная комиссия Российской Федерации и т.д.). Федеральный закон от 21 декабря 2021 г. N 414-ФЗ "Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации" в ст. 37 устанавливает, что конституцией (уставом), законом субъекта Российской Федерации помимо органов государственной власти субъекта Российской Федерации могут создаваться иные государственные органы субъекта Российской Федерации. Среди таких органов регионального уровня следует отметить должности уполномоченного по правам человека в субъекте Российской Федерации, уполномоченного по правам ребенка в субъекте Российской Федерации, уполномоченного по правам коренных малочисленных народов в субъекте Российской Федерации, других должностных лиц, уполномоченных осуществлять защиту прав иных категорий граждан в субъекте Российской Федерации, а также избирательную комиссию субъекта Российской Федерации, контрольно-счетные органы субъекта Российской Федерации.
(Сафина С.Б.)
("Конституционное и муниципальное право", 2023, N 5)Другим не менее важным вопросом является вопрос о нормативном определении вновь создаваемых органов. По мнению ряда исследователей, конституционные (уставные) советы не только организационно, но и функционально должны быть независимыми образованиями, так как только при таком статусе они действительно смогут способствовать укреплению потенциала региональной публичной власти <8>. Означает ли факт возможности образования конституционных (уставных) советов "при" законодательных (представительных) органах государственной власти субъектов Российской Федерации их вхождение в законодательную власть? Очевидно, нет, и стоит говорить об этих органах как органах с особым правовым статусом, не входящих ни в одну из трех ветвей власти. Примеры таких органов, созданных и действующих в соответствии, например, с федеральным законодательством, в государственно-правовой практике есть (прокуратура Российской Федерации, Счетная палата Российской Федерации, Центральный банк Российской Федерации, Центральная избирательная комиссия Российской Федерации и т.д.). Федеральный закон от 21 декабря 2021 г. N 414-ФЗ "Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации" в ст. 37 устанавливает, что конституцией (уставом), законом субъекта Российской Федерации помимо органов государственной власти субъекта Российской Федерации могут создаваться иные государственные органы субъекта Российской Федерации. Среди таких органов регионального уровня следует отметить должности уполномоченного по правам человека в субъекте Российской Федерации, уполномоченного по правам ребенка в субъекте Российской Федерации, уполномоченного по правам коренных малочисленных народов в субъекте Российской Федерации, других должностных лиц, уполномоченных осуществлять защиту прав иных категорий граждан в субъекте Российской Федерации, а также избирательную комиссию субъекта Российской Федерации, контрольно-счетные органы субъекта Российской Федерации.
Статья: Административное судопроизводство как гарантия защиты нарушенных прав граждан и организаций в сфере административных и иных публичных правоотношений
(Колобова Т.В.)
("Административное право и процесс", 2025, N 1)В соответствии с вышеуказанной статьей КАС РФ органы, организации и должностные лица, выступающие в защиту прав, свобод и интересов иных лиц, - это особая группа субъектов административного судопроизводства. Это государственные органы, органы местного самоуправления, Центральный банк Российской Федерации, должностные лица, уполномоченные по правам человека, уполномоченные по правам ребенка, а также организации. Их процессуальный статус обусловлен тем, что требования, изложенные ими в административном исковом заявлении, не являются непосредственно их собственными требованиями, а касаются интересов других лиц. В административном судопроизводстве органы публичной власти, организации и должностные лица обладают процессуальной заинтересованностью, которая обусловлена их функциями и полномочиями.
(Колобова Т.В.)
("Административное право и процесс", 2025, N 1)В соответствии с вышеуказанной статьей КАС РФ органы, организации и должностные лица, выступающие в защиту прав, свобод и интересов иных лиц, - это особая группа субъектов административного судопроизводства. Это государственные органы, органы местного самоуправления, Центральный банк Российской Федерации, должностные лица, уполномоченные по правам человека, уполномоченные по правам ребенка, а также организации. Их процессуальный статус обусловлен тем, что требования, изложенные ими в административном исковом заявлении, не являются непосредственно их собственными требованиями, а касаются интересов других лиц. В административном судопроизводстве органы публичной власти, организации и должностные лица обладают процессуальной заинтересованностью, которая обусловлена их функциями и полномочиями.