Уполномоченное должностное лицо полиции
Подборка наиболее важных документов по запросу Уполномоченное должностное лицо полиции (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2023 год: Статья 28.3 "Должностные лица, уполномоченные составлять протоколы об административных правонарушениях" КоАП РФ"В силу пункта 1 части 2 статьи 28.3 КоАП РФ должностные лица органов внутренних дел (полиции) уполномочены составлять протоколы об административным правонарушениях, предусмотренных частями 1 и 2 статьи 14.16 КоАП ФР и статьей 14.17 КоАП РФ."
Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 74 "Доказательства" УПК РФ"Факт того, что соответствующий протокол в отношении осужденного составлен в соответствии с требованиями главы 27 КоАП РФ, не влечет его недопустимость в качестве доказательства по уголовному делу. Данные мероприятия проведены до возбуждения уголовного дела, личный досмотр осужденного производился в установленном порядке, уполномоченным на то должностным лицом, который в соответствии с Федеральным законом "О полиции", ст. 48 Федерального закона N 3-ФЗ "О наркотических средствах и психотропных вещества" был наделен полномочиями проводить личный досмотр граждан, а также с учетом положений КоАП РФ, с участием понятых.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
"Административно-предупредительные меры в области безопасности дорожного движения: монография"
(Баканов К.С., Антонов С.Н., Исаев М.М.)
("ФКУ "НЦ БДД МВД России", 2023)Это требование является универсальным, поскольку может применяться в разных сферах деятельности полиции для пресечения разных видов правонарушений и разными субъектами - категориями уполномоченных должностных лиц полиции.
(Баканов К.С., Антонов С.Н., Исаев М.М.)
("ФКУ "НЦ БДД МВД России", 2023)Это требование является универсальным, поскольку может применяться в разных сферах деятельности полиции для пресечения разных видов правонарушений и разными субъектами - категориями уполномоченных должностных лиц полиции.
Статья: О совершенствовании взаимодействия экспертно-криминалистических подразделений с органами предварительного следствия по делам о преступлениях в финансово-бюджетной сфере
(Клещенко Ю.Г.)
("Российский следователь", 2022, N 8)Для повышения эффективности в данном направлении сотрудникам правоохранительных органов следует требовать предоставления необходимых материалов в более сжатые сроки. Опираясь на ст. 4 Федерального закона "О полиции", запросы уполномоченных должностных лиц полиции обязательны для исполнения всеми государственными и муниципальными органами, организациями, должностными лицами и иными лицами в сроки, установленные в запросе, но не позднее одного месяца. Таким образом, действующее законодательство, как можно увидеть, позволяет и предоставляет сотрудникам органов предварительного следствия возможности по сокращению сроков предоставления запрашиваемой информации и, как следствие, дает возможность оптимизации сроков проведения требуемой экспертизы сотрудником экспертно-криминалистического подразделения.
(Клещенко Ю.Г.)
("Российский следователь", 2022, N 8)Для повышения эффективности в данном направлении сотрудникам правоохранительных органов следует требовать предоставления необходимых материалов в более сжатые сроки. Опираясь на ст. 4 Федерального закона "О полиции", запросы уполномоченных должностных лиц полиции обязательны для исполнения всеми государственными и муниципальными органами, организациями, должностными лицами и иными лицами в сроки, установленные в запросе, но не позднее одного месяца. Таким образом, действующее законодательство, как можно увидеть, позволяет и предоставляет сотрудникам органов предварительного следствия возможности по сокращению сроков предоставления запрашиваемой информации и, как следствие, дает возможность оптимизации сроков проведения требуемой экспертизы сотрудником экспертно-криминалистического подразделения.
Нормативные акты
Федеральный закон от 10.12.1995 N 196-ФЗ
(ред. от 07.07.2025)
"О безопасности дорожного движения"3. Изменение организации движения транспортных средств и пешеходов в неотложных случаях при возникновении реальной угрозы безопасности дорожного движения должно осуществляться только уполномоченными на то должностными лицами органов внутренних дел Российской Федерации, либо уполномоченными должностными лицами военной полиции Вооруженных Сил Российской Федерации по согласованию с органами внутренних дел Российской Федерации, либо должностными лицами дорожных и коммунальных служб с последующим уведомлением органов внутренних дел Российской Федерации. Распоряжения указанных лиц обязательны для всех участников дорожного движения.
(ред. от 07.07.2025)
"О безопасности дорожного движения"3. Изменение организации движения транспортных средств и пешеходов в неотложных случаях при возникновении реальной угрозы безопасности дорожного движения должно осуществляться только уполномоченными на то должностными лицами органов внутренних дел Российской Федерации, либо уполномоченными должностными лицами военной полиции Вооруженных Сил Российской Федерации по согласованию с органами внутренних дел Российской Федерации, либо должностными лицами дорожных и коммунальных служб с последующим уведомлением органов внутренних дел Российской Федерации. Распоряжения указанных лиц обязательны для всех участников дорожного движения.
Ситуация: Как уплатить штраф ГИБДД со скидкой?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)невыполнение требования о запрете водителю употреблять алкогольные напитки, наркотические или психотропные вещества после ДТП, к которому он причастен, либо после того, как транспортное средство было остановлено по требованию сотрудника полиции, до проведения освидетельствования на состояние опьянения или до принятия уполномоченным должностным лицом решения об освобождении от проведения такого освидетельствования.
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)невыполнение требования о запрете водителю употреблять алкогольные напитки, наркотические или психотропные вещества после ДТП, к которому он причастен, либо после того, как транспортное средство было остановлено по требованию сотрудника полиции, до проведения освидетельствования на состояние опьянения или до принятия уполномоченным должностным лицом решения об освобождении от проведения такого освидетельствования.
Ситуация: Как возвращают водительское удостоверение после истечения срока лишения?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)за употребление алкогольных напитков, наркотических или психотропных веществ после ДТП либо после остановки ТС по требованию сотрудника полиции, до проведения освидетельствования на состояние опьянения или до принятия уполномоченным должностным лицом решения об освобождении от проведения такого освидетельствования.
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)за употребление алкогольных напитков, наркотических или психотропных веществ после ДТП либо после остановки ТС по требованию сотрудника полиции, до проведения освидетельствования на состояние опьянения или до принятия уполномоченным должностным лицом решения об освобождении от проведения такого освидетельствования.
Статья: К вопросу о полномочиях должностных лиц полиции при осуществлении производства по делам об административных правонарушениях
(Шевцов А.В.)
("Административное право и процесс", 2022, N 7)В результате можно определить наиболее существенные аргументы необоснованности реализации ОВД (полиции) исследуемого полномочия по процессуальному документированию административных правонарушений, предусмотренных ч. 1 ст. 6.18 КоАП РФ и ч. 2.1 ст. 13.21 КоАП РФ. Во-первых, это несопоставимое число должностных лиц ОВД (полиции), уполномоченных составлять протоколы о соответствующих административных правонарушениях, по сравнению с фактической результативностью такой административной практики, а также с числом должностных лиц иных субъектов правоприменительной деятельности, наделенных аналогичной компетенцией. Во-вторых, несоразмерность бюджетных затрат на осуществление реализуемого полномочия по сравнению с доходами, зачисляемыми в бюджетную систему Российской Федерации от взыскиваемых административных штрафов.
(Шевцов А.В.)
("Административное право и процесс", 2022, N 7)В результате можно определить наиболее существенные аргументы необоснованности реализации ОВД (полиции) исследуемого полномочия по процессуальному документированию административных правонарушений, предусмотренных ч. 1 ст. 6.18 КоАП РФ и ч. 2.1 ст. 13.21 КоАП РФ. Во-первых, это несопоставимое число должностных лиц ОВД (полиции), уполномоченных составлять протоколы о соответствующих административных правонарушениях, по сравнению с фактической результативностью такой административной практики, а также с числом должностных лиц иных субъектов правоприменительной деятельности, наделенных аналогичной компетенцией. Во-вторых, несоразмерность бюджетных затрат на осуществление реализуемого полномочия по сравнению с доходами, зачисляемыми в бюджетную систему Российской Федерации от взыскиваемых административных штрафов.
"Актуальные проблемы административного права: учебник"
(Кононов П.И.)
("КНОРУС", 2023)1) административно-пресекательные меры личного характера, состоящие в оказании принудительного воздействия психического или физического характера на физическое лицо, к числу которых можно отнести: обращенное к физическому лицу устное требование уполномоченного должностного лица (например, сотрудника полиции) прекратить противоправное поведение; административное доставление, административное задержание физического лица; применение в отношении физического лица физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия;
(Кононов П.И.)
("КНОРУС", 2023)1) административно-пресекательные меры личного характера, состоящие в оказании принудительного воздействия психического или физического характера на физическое лицо, к числу которых можно отнести: обращенное к физическому лицу устное требование уполномоченного должностного лица (например, сотрудника полиции) прекратить противоправное поведение; административное доставление, административное задержание физического лица; применение в отношении физического лица физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия;
Статья: О проблемах, возникающих при осуществлении производства по делам об административных правонарушениях в части потребления наркотических средств и психотропных веществ без назначения врача
(Будникова А.Б.)
("Административное право и процесс", 2022, N 2)В соответствии с гл. 3 КоАП РФ при рассмотрении дел об административных правонарушениях должностные лица полиции уполномочены назначать наказание только в виде административного штрафа или предупреждения. Поэтому установление сокращенных сроков направления протокола и рассмотрения дела, а также обязательного присутствия лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, в этом случае не является необходимым.
(Будникова А.Б.)
("Административное право и процесс", 2022, N 2)В соответствии с гл. 3 КоАП РФ при рассмотрении дел об административных правонарушениях должностные лица полиции уполномочены назначать наказание только в виде административного штрафа или предупреждения. Поэтому установление сокращенных сроков направления протокола и рассмотрения дела, а также обязательного присутствия лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, в этом случае не является необходимым.
Статья: Вопросы взаимодействия подразделений ЭБиПК полиции с контролирующими органами в борьбе с хищениями бюджетных средств при осуществлении госзакупок
(Цепилов А.Е.)
("Российский следователь", 2021, N 6)Среди организационных причин, по нашему мнению, следует выделить отсутствие непосредственного доступа оперативных сотрудников к массивам информации контролирующих органов. Несмотря на то, что в п. 5 ч. 1 ст. 13 Федерального закона "О полиции" закреплено право полиции беспрепятственно по предъявлении служебного удостоверения в связи с расследуемыми уголовными делами и находящимися в производстве делами об административных правонарушениях, а также в связи с проверкой зарегистрированных в установленном порядке заявлений и сообщений о преступлениях, об административных правонарушениях, о происшествиях, знакомиться с необходимыми документами и материалами, в том числе с персональными данными граждан, нами установлено, что в практической деятельности предъявления удостоверения недостаточно и руководители контролирующих органов требуют направления в их адрес писем или запросов с соответствующей просьбой. Согласно действующим соглашениям и совместным приказам, правом подписи этих документов наделен только руководитель регионального управления МВД России. В ч. 4 ст. 13 Федерального закона "О полиции" закреплено, что запросы уполномоченных должностных лиц полиции должны исполняться в сроки, установленные в запросе, но не позднее одного месяца с момента вручения запроса. В результате изучения дел оперативного учета нами установлено, что 76,0% запросов были исполнены в течение 10 - 15 дней, на 12% запросов ответ поступил в срок от 15 до 30 дней, в 6,8% оперуполномоченные получали информацию ранее 10 дней, а в 5,2% случаев в ответе на запрос было отказано либо ответ вообще не был получен инициатором запроса. Считаем, что такая организация получения информации зачастую приводит к принятию неоптимальных организационных и тактических решений.
(Цепилов А.Е.)
("Российский следователь", 2021, N 6)Среди организационных причин, по нашему мнению, следует выделить отсутствие непосредственного доступа оперативных сотрудников к массивам информации контролирующих органов. Несмотря на то, что в п. 5 ч. 1 ст. 13 Федерального закона "О полиции" закреплено право полиции беспрепятственно по предъявлении служебного удостоверения в связи с расследуемыми уголовными делами и находящимися в производстве делами об административных правонарушениях, а также в связи с проверкой зарегистрированных в установленном порядке заявлений и сообщений о преступлениях, об административных правонарушениях, о происшествиях, знакомиться с необходимыми документами и материалами, в том числе с персональными данными граждан, нами установлено, что в практической деятельности предъявления удостоверения недостаточно и руководители контролирующих органов требуют направления в их адрес писем или запросов с соответствующей просьбой. Согласно действующим соглашениям и совместным приказам, правом подписи этих документов наделен только руководитель регионального управления МВД России. В ч. 4 ст. 13 Федерального закона "О полиции" закреплено, что запросы уполномоченных должностных лиц полиции должны исполняться в сроки, установленные в запросе, но не позднее одного месяца с момента вручения запроса. В результате изучения дел оперативного учета нами установлено, что 76,0% запросов были исполнены в течение 10 - 15 дней, на 12% запросов ответ поступил в срок от 15 до 30 дней, в 6,8% оперуполномоченные получали информацию ранее 10 дней, а в 5,2% случаев в ответе на запрос было отказано либо ответ вообще не был получен инициатором запроса. Считаем, что такая организация получения информации зачастую приводит к принятию неоптимальных организационных и тактических решений.