Уплата земельного налога юридическими лицами за 2019
Подборка наиболее важных документов по запросу Уплата земельного налога юридическими лицами за 2019 (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Определение Верховного Суда РФ от 13.02.2023 N 305-ЭС22-27530 по делу N А41-94065/2021
Требование: О пересмотре в кассационном порядке актов суда по делу о признании действий налогового органа, выразившихся в перерасчете земельного налога, незаконными, решения, сообщения, а также требования об уплате недоимки по налогу и пеней недействительными, обязании принять решение о перерасчете налога.
Решение: Дело передано в Судебную коллегию по экономическим спорам ВС РФ, поскольку заслуживают внимания доводы налогового органа о правомерности исчисления земельного налога с применением налоговой ставки в размере 1,5 процента, установленной подпунктом 2 пункта 1 статьи 394 НК РФ, с учетом обстоятельств коммерческого использования земельных участков с видом разрешенного использования "для индивидуального жилищного строительства".Впоследствии налоговым органом был произведен перерасчет земельного налога и сформировано уточненное сообщение от 27.08.2021 N 1174864 об уплате налога за 2020 год в сумме 16 780 285 рублей. Перерасчет произведен с применением ставки 1,5 процента в отношении земельных участков с видом разрешенного использования "для индивидуального жилищного строительства" на основании подпункта 1 пункта 1 статьи 394 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Налоговый кодекс) и решения Совета депутатов Одинцовского городского округа Московской области от 05.11.2019 N 7/10 "О земельном налоге на территории Одинцовского городского округа Московской области", поскольку общество является юридическим лицом, осуществляющим коммерческую деятельность. В отношении участков с кадастровыми номерами 50:20:0080306:54, 50:20:0080306:56, имеющих вид разрешенного использования "для сельскохозяйственного производства", налоговым органом применена ставка 0,3 процента.
Требование: О пересмотре в кассационном порядке актов суда по делу о признании действий налогового органа, выразившихся в перерасчете земельного налога, незаконными, решения, сообщения, а также требования об уплате недоимки по налогу и пеней недействительными, обязании принять решение о перерасчете налога.
Решение: Дело передано в Судебную коллегию по экономическим спорам ВС РФ, поскольку заслуживают внимания доводы налогового органа о правомерности исчисления земельного налога с применением налоговой ставки в размере 1,5 процента, установленной подпунктом 2 пункта 1 статьи 394 НК РФ, с учетом обстоятельств коммерческого использования земельных участков с видом разрешенного использования "для индивидуального жилищного строительства".Впоследствии налоговым органом был произведен перерасчет земельного налога и сформировано уточненное сообщение от 27.08.2021 N 1174864 об уплате налога за 2020 год в сумме 16 780 285 рублей. Перерасчет произведен с применением ставки 1,5 процента в отношении земельных участков с видом разрешенного использования "для индивидуального жилищного строительства" на основании подпункта 1 пункта 1 статьи 394 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Налоговый кодекс) и решения Совета депутатов Одинцовского городского округа Московской области от 05.11.2019 N 7/10 "О земельном налоге на территории Одинцовского городского округа Московской области", поскольку общество является юридическим лицом, осуществляющим коммерческую деятельность. В отношении участков с кадастровыми номерами 50:20:0080306:54, 50:20:0080306:56, имеющих вид разрешенного использования "для сельскохозяйственного производства", налоговым органом применена ставка 0,3 процента.
Определение Верховного Суда РФ от 24.11.2020 N 305-ЭС20-18628 по делу N А40-287882/2018
Требование: О пересмотре в кассационном порядке судебных актов по делу о признании недействительным решения налогового органа.
Обжалуемый результат спора: Дело направлено на новое рассмотрение, поскольку судами не учтено, что согласно сложившейся судебной практике акционерное общество, созданное в результате приватизации государственного (муниципального) имущества, становится собственником имущества, включенного в план приватизации и передаточный акт, с даты государственной регистрации в качестве юридического лица и с этой даты должно платить налог на имущество и земельный налог.
Решение: В передаче дела в Судебную коллегию по экономическим спорам Верховного Суда РФ отказано.Отменяя указанные судебные акты и направляя дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции, суд округа исходил из того, что суды при рассмотрении дела не приняли во внимание Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 3 (2019) и не учли, что в результате приватизации общества в 2016 году спорный земельный участок был включен в план приватизации имущественного комплекса предприятия и передан обществу по передаточному акту. В этой связи суд округа пришел к выводу, что обязанность общества по уплате земельного налога возникла с даты его государственной регистрации в качестве юридического лица.
Требование: О пересмотре в кассационном порядке судебных актов по делу о признании недействительным решения налогового органа.
Обжалуемый результат спора: Дело направлено на новое рассмотрение, поскольку судами не учтено, что согласно сложившейся судебной практике акционерное общество, созданное в результате приватизации государственного (муниципального) имущества, становится собственником имущества, включенного в план приватизации и передаточный акт, с даты государственной регистрации в качестве юридического лица и с этой даты должно платить налог на имущество и земельный налог.
Решение: В передаче дела в Судебную коллегию по экономическим спорам Верховного Суда РФ отказано.Отменяя указанные судебные акты и направляя дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции, суд округа исходил из того, что суды при рассмотрении дела не приняли во внимание Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 3 (2019) и не учли, что в результате приватизации общества в 2016 году спорный земельный участок был включен в план приватизации имущественного комплекса предприятия и передан обществу по передаточному акту. В этой связи суд округа пришел к выводу, что обязанность общества по уплате земельного налога возникла с даты его государственной регистрации в качестве юридического лица.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Вопрос: Об уплате земельного налога юрлицом в случае признания сделки по приобретению земельного участка недействительной.
(Письмо Минфина России от 20.03.2019 N 03-05-05-02/18428)Вопрос: Об уплате земельного налога юрлицом в случае признания сделки по приобретению земельного участка недействительной.
(Письмо Минфина России от 20.03.2019 N 03-05-05-02/18428)Вопрос: Об уплате земельного налога юрлицом в случае признания сделки по приобретению земельного участка недействительной.
Нормативные акты
Постановление Конституционного Суда РФ от 09.04.2024 N 16-П
"По делу о проверке конституционности пункта 6 статьи 138 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" в связи с жалобами публичного акционерного общества "Сбербанк России" и общества с ограниченной ответственностью "Торговый дом "Агроторг"1.1. Определением Арбитражного суда Курской области от 25 апреля 2022 года, вынесенным в рамках дела N А35-7660/2019 о несостоятельности юридического лица и оставленным без изменения постановлением Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 1 июля 2022 года и постановлением Арбитражного суда Центрального округа от 20 сентября 2022 года, были разрешены разногласия, возникшие между конкурсным управляющим должника и залоговым кредитором - публичным акционерным обществом "Сбербанк России" (далее также - ПАО "Сбербанк России", акционерное общество): порядок уплаты текущей задолженности по налогу на имущество, земельному и транспортному налогам (далее также - имущественные налоги), связанным с предметом залога, определен за счет средств, поступающих от сдачи в аренду предмета залога, до начала расчетов с залоговым кредитором. Суды, руководствуясь пунктом 6 статьи 138 Закона о банкротстве во взаимосвязи с другими его положениями и учитывая судебную практику - в том числе определение Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации от 19 октября 2020 года N 305-ЭС20-10152, включенное в Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 4 (2020), и ее же определение от 8 апреля 2021 года N 305-ЭС20-20287, включенное в Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 3 (2021), - пришли к выводу о необходимости применения правового режима, установленного данной нормой, к обязанности должника по уплате текущих имущественных налогов (как издержек, непосредственно связанных с имуществом), начисление которых обусловлено продолжением эксплуатации заложенного имущества (в том числе в виде сдачи его в аренду) в период нахождения должника в процедурах банкротства. Как отметили суды, судьба предмета залога в значительной степени находится во власти залогового кредитора, способного эффективно влиять на скорость решения вопроса о реализации заложенного имущества во избежание накопления должником долговых обязательств по текущим имущественным налогам. Определением судьи Верховного Суда Российской Федерации от 23 января 2023 года акционерному обществу отказано в передаче кассационной жалобы для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам этого суда.
"По делу о проверке конституционности пункта 6 статьи 138 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" в связи с жалобами публичного акционерного общества "Сбербанк России" и общества с ограниченной ответственностью "Торговый дом "Агроторг"1.1. Определением Арбитражного суда Курской области от 25 апреля 2022 года, вынесенным в рамках дела N А35-7660/2019 о несостоятельности юридического лица и оставленным без изменения постановлением Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 1 июля 2022 года и постановлением Арбитражного суда Центрального округа от 20 сентября 2022 года, были разрешены разногласия, возникшие между конкурсным управляющим должника и залоговым кредитором - публичным акционерным обществом "Сбербанк России" (далее также - ПАО "Сбербанк России", акционерное общество): порядок уплаты текущей задолженности по налогу на имущество, земельному и транспортному налогам (далее также - имущественные налоги), связанным с предметом залога, определен за счет средств, поступающих от сдачи в аренду предмета залога, до начала расчетов с залоговым кредитором. Суды, руководствуясь пунктом 6 статьи 138 Закона о банкротстве во взаимосвязи с другими его положениями и учитывая судебную практику - в том числе определение Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации от 19 октября 2020 года N 305-ЭС20-10152, включенное в Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 4 (2020), и ее же определение от 8 апреля 2021 года N 305-ЭС20-20287, включенное в Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 3 (2021), - пришли к выводу о необходимости применения правового режима, установленного данной нормой, к обязанности должника по уплате текущих имущественных налогов (как издержек, непосредственно связанных с имуществом), начисление которых обусловлено продолжением эксплуатации заложенного имущества (в том числе в виде сдачи его в аренду) в период нахождения должника в процедурах банкротства. Как отметили суды, судьба предмета залога в значительной степени находится во власти залогового кредитора, способного эффективно влиять на скорость решения вопроса о реализации заложенного имущества во избежание накопления должником долговых обязательств по текущим имущественным налогам. Определением судьи Верховного Суда Российской Федерации от 23 января 2023 года акционерному обществу отказано в передаче кассационной жалобы для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам этого суда.
"Основные направления бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов"
(разработаны Минфином России)27.1. Варианты уплаты земельного налога для юридических лиц согласно международным договорам, млн. рублей
(разработаны Минфином России)27.1. Варианты уплаты земельного налога для юридических лиц согласно международным договорам, млн. рублей
Тематический выпуск: Основные изменения в Налоговом кодексе РФ в 2021 году
(под ред. А.В. Брызгалина)
("Налоги и финансовое право", 2021, N 1)2.11.2. Для юридических лиц устанавливается
(под ред. А.В. Брызгалина)
("Налоги и финансовое право", 2021, N 1)2.11.2. Для юридических лиц устанавливается
Статья: Правовое регулирование земельных отношений в садоводческих и огороднических товариществах: вопросы без ответов
(Землякова Г.Л., Самончик О.А., Устюкова В.В.)
("Экологическое право", 2020, N 4)Можно предположить, что подобное регулирование отношений собственности на имущество общего пользования в товариществе было установлено законодателем для обеспечения публичных интересов, т.е. в целях взимания земельного налога за земельный участок общего назначения. Однако если земельный участок общего назначения остается собственностью объединения как юридического лица, то и за такой участок объединение должно платить земельный налог, как это и было в период действия Закона N 66-ФЗ. То есть и в этом случае публичные интересы не нарушаются.
(Землякова Г.Л., Самончик О.А., Устюкова В.В.)
("Экологическое право", 2020, N 4)Можно предположить, что подобное регулирование отношений собственности на имущество общего пользования в товариществе было установлено законодателем для обеспечения публичных интересов, т.е. в целях взимания земельного налога за земельный участок общего назначения. Однако если земельный участок общего назначения остается собственностью объединения как юридического лица, то и за такой участок объединение должно платить земельный налог, как это и было в период действия Закона N 66-ФЗ. То есть и в этом случае публичные интересы не нарушаются.
"Налоговое право: Курс лекций"
(Тютин Д.В.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2020)С учетом Определения ВС РФ от 4 июня 2019 г. N 303-ЭС18-26243 (процитировано в Обзоре судебной практики ВС РФ N 3 (2019), утв. Президиумом ВС РФ 27 ноября 2019 г.), акционерное общество, созданное в результате приватизации государственного (муниципального) имущества, становится собственником имущества, включенного в план приватизации и передаточный акт, с даты государственной регистрации в качестве юридического лица и с этой даты должно платить налог на имущество и земельный налог. Таким образом, поскольку общество создано в порядке приватизации государственного имущества в соответствии с Федеральным законом от 21 декабря 2001 г. N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества", спорный земельный участок включен в план приватизации имущественного комплекса предприятия и передан обществу по передаточному акту, общество с даты его государственной регистрации в качестве юридического лица (1 декабря 2017 г.) стало собственником земельного участка и плательщиком земельного налога, а Российская Федерация, которая ранее являлась собственником спорного участка, утратила на него право собственности и, следовательно, право на получение с указанной даты арендной платы за пользование участком.
(Тютин Д.В.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2020)С учетом Определения ВС РФ от 4 июня 2019 г. N 303-ЭС18-26243 (процитировано в Обзоре судебной практики ВС РФ N 3 (2019), утв. Президиумом ВС РФ 27 ноября 2019 г.), акционерное общество, созданное в результате приватизации государственного (муниципального) имущества, становится собственником имущества, включенного в план приватизации и передаточный акт, с даты государственной регистрации в качестве юридического лица и с этой даты должно платить налог на имущество и земельный налог. Таким образом, поскольку общество создано в порядке приватизации государственного имущества в соответствии с Федеральным законом от 21 декабря 2001 г. N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества", спорный земельный участок включен в план приватизации имущественного комплекса предприятия и передан обществу по передаточному акту, общество с даты его государственной регистрации в качестве юридического лица (1 декабря 2017 г.) стало собственником земельного участка и плательщиком земельного налога, а Российская Федерация, которая ранее являлась собственником спорного участка, утратила на него право собственности и, следовательно, право на получение с указанной даты арендной платы за пользование участком.
"Земельный участок: финансовая сторона владения"
(выпуск 20)
(Жмурко С.Е.)
("Редакция "Российской газеты", 2018)Земельный участок общего пользования в садоводческих и дачных товариществах, как правило, приобретался в коллективную или совместную собственность за счет целевых взносов товарищества. Если право собственности на земельный участок зарегистрировано на нескольких человек с указанием их фамилий, налоговая база определяется для каждого из владельцев в равных долях (ст. 392 НК РФ). Если фамилии сособственников не указаны, земельный налог уплачивают все владельцы земельных участков, расположенных на территории товарищества, внося эти средства в виде членских взносов и платы за содержание объектов инфраструктуры.
(выпуск 20)
(Жмурко С.Е.)
("Редакция "Российской газеты", 2018)Земельный участок общего пользования в садоводческих и дачных товариществах, как правило, приобретался в коллективную или совместную собственность за счет целевых взносов товарищества. Если право собственности на земельный участок зарегистрировано на нескольких человек с указанием их фамилий, налоговая база определяется для каждого из владельцев в равных долях (ст. 392 НК РФ). Если фамилии сособственников не указаны, земельный налог уплачивают все владельцы земельных участков, расположенных на территории товарищества, внося эти средства в виде членских взносов и платы за содержание объектов инфраструктуры.
Статья: Механизм "единого налогового платежа" распространят на юридические лица и ИП
("Официальный сайт Минфина России", 2021)Для граждан такая возможность по уплате имущественного, транспортного и земельного налогов действует уже с 1 января 2019 года, а НДФЛ - с 1 января 2020 года.
("Официальный сайт Минфина России", 2021)Для граждан такая возможность по уплате имущественного, транспортного и земельного налогов действует уже с 1 января 2019 года, а НДФЛ - с 1 января 2020 года.
Статья: Земельный налог при недействительности сделки по продаже земельного участка
(Габелли Г.К.)
("Туристические и гостиничные услуги: бухгалтерский учет и налогообложение", 2021, N 4)Минфин с учетом судебной практики также считает, что признание сделки по приобретению земельного участка недействительной не является основанием для уплаты земельного налога продавцом участка за период, пока согласно данным реестра земельный участок был зарегистрирован на покупателя. Приведем обоснование, предложенное чиновниками (см. Письма от 20.03.2019 N 03-05-05-02/18428, от 26.03.2013 N 03-05-05-02/9523).
(Габелли Г.К.)
("Туристические и гостиничные услуги: бухгалтерский учет и налогообложение", 2021, N 4)Минфин с учетом судебной практики также считает, что признание сделки по приобретению земельного участка недействительной не является основанием для уплаты земельного налога продавцом участка за период, пока согласно данным реестра земельный участок был зарегистрирован на покупателя. Приведем обоснование, предложенное чиновниками (см. Письма от 20.03.2019 N 03-05-05-02/18428, от 26.03.2013 N 03-05-05-02/9523).
Статья: Рожденные в декабре-2019: когда впервые сдаваться
(Суховская М.Г.)
("Главная книга", 2019, N 24)Начиная с отчетности за 2020 г., то есть с 2021 г., для организаций отменяется обязанность сдавать декларации по транспортному и земельному налогам <36>. Эти налоги компании будут платить на основании специальных сообщений, полученных из своей ИФНС <37>. То есть "декабрьские" юрлица, у которых есть транспорт или земля, не должны будут ничего подавать по этим объектам ни за 2019 г., ни за 2020 г.
(Суховская М.Г.)
("Главная книга", 2019, N 24)Начиная с отчетности за 2020 г., то есть с 2021 г., для организаций отменяется обязанность сдавать декларации по транспортному и земельному налогам <36>. Эти налоги компании будут платить на основании специальных сообщений, полученных из своей ИФНС <37>. То есть "декабрьские" юрлица, у которых есть транспорт или земля, не должны будут ничего подавать по этим объектам ни за 2019 г., ни за 2020 г.
Тематический выпуск: Актуальные вопросы по налогу на имущество, земельному и транспортному налогам: из практики налогового консультирования
(под ред. А.В. Брызгалина)
("Налоги и финансовое право", 2020, N 10)Вопрос: Так как право собственности на земельные участки, приобретенные ОАО в результате реорганизации, зарегистрировано 30 сентября 2019 года, прошу вас разъяснить, с учетом какого повышающего коэффициента (2 или 4) должен быть исчислен земельный налог за 2019 год (фактически за период владения сентябрь - декабрь 2019 года)?
(под ред. А.В. Брызгалина)
("Налоги и финансовое право", 2020, N 10)Вопрос: Так как право собственности на земельные участки, приобретенные ОАО в результате реорганизации, зарегистрировано 30 сентября 2019 года, прошу вас разъяснить, с учетом какого повышающего коэффициента (2 или 4) должен быть исчислен земельный налог за 2019 год (фактически за период владения сентябрь - декабрь 2019 года)?