Уплата страховых взносов в период пандемии
Подборка наиболее важных документов по запросу Уплата страховых взносов в период пандемии (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
"Взаимодействие принципов адвокатской деятельности и гражданского процессуального права как фактор повышения эффективности судебной защиты: монография"
(Федина А.С.)
("Проспект", 2024)Действие принципа самоуправления организацией и деятельностью российской адвокатуры позволило в период пандемии своевременно решать многие вопросы взаимопомощи в адвокатской корпорации. В адвокатских палатах большинства субъектов РФ были приняты меры для оказания помощи адвокатам старше 65 лет, которым было запрещено покидать свои жилища, соответственно, они не могли осуществлять свою профессиональную деятельность в период действия ограничительных мер, направленных на борьбу с пандемией. Решениями адвокатских палат субъектов РФ адвокаты старше 65 лет были освобождены от уплаты страховых взносов, обеспечены продуктами и предметами первой необходимости <1>.
(Федина А.С.)
("Проспект", 2024)Действие принципа самоуправления организацией и деятельностью российской адвокатуры позволило в период пандемии своевременно решать многие вопросы взаимопомощи в адвокатской корпорации. В адвокатских палатах большинства субъектов РФ были приняты меры для оказания помощи адвокатам старше 65 лет, которым было запрещено покидать свои жилища, соответственно, они не могли осуществлять свою профессиональную деятельность в период действия ограничительных мер, направленных на борьбу с пандемией. Решениями адвокатских палат субъектов РФ адвокаты старше 65 лет были освобождены от уплаты страховых взносов, обеспечены продуктами и предметами первой необходимости <1>.
Вопрос: О налоге на прибыль, НДФЛ и страховых взносах при оплате организацией стоимости вакцинации работников - иностранных граждан против COVID-19 и кори.
(Письмо Минфина России от 01.08.2023 N 03-03-06/1/71912)Поскольку проведение вышеуказанных профилактических прививок против новой коронавирусной инфекции (COVID-19) в период пандемии и против кори работников - иностранных граждан направлено на выполнение требований действующего законодательства Российской Федерации в части обеспечения безопасных условий труда работников и не связано с выплатами в их пользу, оплата организацией стоимости вакцинации иностранных граждан против новой коронавирусной инфекции (COVID-19) в период пандемии и кори по договору с медицинским учреждением не признается объектом обложения страховыми взносами.
(Письмо Минфина России от 01.08.2023 N 03-03-06/1/71912)Поскольку проведение вышеуказанных профилактических прививок против новой коронавирусной инфекции (COVID-19) в период пандемии и против кори работников - иностранных граждан направлено на выполнение требований действующего законодательства Российской Федерации в части обеспечения безопасных условий труда работников и не связано с выплатами в их пользу, оплата организацией стоимости вакцинации иностранных граждан против новой коронавирусной инфекции (COVID-19) в период пандемии и кори по договору с медицинским учреждением не признается объектом обложения страховыми взносами.
Нормативные акты
Постановление главы городского округа Лобня МО от 17.07.2025 N 220-ПГ
"Об утверждении Порядка определения объема и условий предоставления субсидий на иные цели муниципальным бюджетным и автономным учреждениям городского округа Лобня"Учреждение представляет справку налогового органа об отсутствии у Учреждения неисполненной обязанности по уплате налогов, сборов страховых взносов, пеней, штрафов, процентов, подлежащих уплате в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах (справка действительна в течение 30 календарных дней с даты, на которую выдана справка).
"Об утверждении Порядка определения объема и условий предоставления субсидий на иные цели муниципальным бюджетным и автономным учреждениям городского округа Лобня"Учреждение представляет справку налогового органа об отсутствии у Учреждения неисполненной обязанности по уплате налогов, сборов страховых взносов, пеней, штрафов, процентов, подлежащих уплате в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах (справка действительна в течение 30 календарных дней с даты, на которую выдана справка).
Заключение Комитета ГД ФС РФ по бюджету и налогам
"По проекту федерального закона N 1026190-8 "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (в части реализации отдельных положений основных направлений налоговой политики)"
(первое чтение)13. В части страховых взносов в рамках работы по увеличению эффективности налоговых расходов законопроектом предлагается пересмотр единых пониженных тарифов, введенных в период пандемии коронавирусной инфекции COVID-19 для поддержки занятости и снижения нагрузки на бизнес. Действие указанных льготных тарифов неоднократно продлевалось, хотя и имело временный характер их действия до восстановления экономической активности субъектов МСП. Как отмечено в ОНБНТП на 2026 год и на плановый период 2027 и 2028 годов, действие применяемой с 2021 года субъектами МСП льготы в отношении части выплат и иных вознаграждений в пользу физических лиц, превышающей МРОТ (с 2025 года полуторакратный МРОТ) не оказало существенного влияния на численность занятых и динамику заработной платы в сфере МСП. По итогам 2024 года получателями льготы, связанной с едиными пониженными тарифами страховых взносов, является менее 1/5 субъектов МСП, в том числе по причине отсутствия у многих субъектов МСП (индивидуальные предприниматели) наемных работников. Действие льготы не оказало влияние на численность занятых в сфере МСП, то есть высвобожденные средства от фонда оплаты труда не были направлены субъектами МСП на расширение штата сотрудников, на увеличение темпа роста заработной платы и на повышение эффективности операционной деятельности, что свидетельствует о недостаточной заинтересованности в расширении бизнеса. При этом указанные преференции предоставлялись всем субъектам МСП без привязки к приоритетным видам деятельности, что снижало стимулирующую роль данного налогового расхода.
"По проекту федерального закона N 1026190-8 "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (в части реализации отдельных положений основных направлений налоговой политики)"
(первое чтение)13. В части страховых взносов в рамках работы по увеличению эффективности налоговых расходов законопроектом предлагается пересмотр единых пониженных тарифов, введенных в период пандемии коронавирусной инфекции COVID-19 для поддержки занятости и снижения нагрузки на бизнес. Действие указанных льготных тарифов неоднократно продлевалось, хотя и имело временный характер их действия до восстановления экономической активности субъектов МСП. Как отмечено в ОНБНТП на 2026 год и на плановый период 2027 и 2028 годов, действие применяемой с 2021 года субъектами МСП льготы в отношении части выплат и иных вознаграждений в пользу физических лиц, превышающей МРОТ (с 2025 года полуторакратный МРОТ) не оказало существенного влияния на численность занятых и динамику заработной платы в сфере МСП. По итогам 2024 года получателями льготы, связанной с едиными пониженными тарифами страховых взносов, является менее 1/5 субъектов МСП, в том числе по причине отсутствия у многих субъектов МСП (индивидуальные предприниматели) наемных работников. Действие льготы не оказало влияние на численность занятых в сфере МСП, то есть высвобожденные средства от фонда оплаты труда не были направлены субъектами МСП на расширение штата сотрудников, на увеличение темпа роста заработной платы и на повышение эффективности операционной деятельности, что свидетельствует о недостаточной заинтересованности в расширении бизнеса. При этом указанные преференции предоставлялись всем субъектам МСП без привязки к приоритетным видам деятельности, что снижало стимулирующую роль данного налогового расхода.
Статья: Перспективы применения вмененных налогов и сборов в условиях цифровизации налогового администрирования
(Бобошко Д.Ю.)
("Налоги" (журнал), 2021, N 6)Важно отметить, что фиксированная часть страховых взносов во внебюджетные фонды уплачивается за весь срок, пока самозанятый, применяющий патентную систему налогообложения, не будет снят с учета в качестве ИП. Можно приостановить деятельность и приобретать патент не на весь год, если, например, деятельность носит сезонный характер, или можно прервать действие патента на определенный период, но страховые взносы нужно уплачивать и при отсутствии деятельности, либо каждый раз ликвидировать ИП и регистрироваться снова, возобновляя работу.
(Бобошко Д.Ю.)
("Налоги" (журнал), 2021, N 6)Важно отметить, что фиксированная часть страховых взносов во внебюджетные фонды уплачивается за весь срок, пока самозанятый, применяющий патентную систему налогообложения, не будет снят с учета в качестве ИП. Можно приостановить деятельность и приобретать патент не на весь год, если, например, деятельность носит сезонный характер, или можно прервать действие патента на определенный период, но страховые взносы нужно уплачивать и при отсутствии деятельности, либо каждый раз ликвидировать ИП и регистрироваться снова, возобновляя работу.
Вопрос: Может ли организация попросить отсрочку по уплате НДФЛ с зарплат, если она относится к пострадавшей отрасли?
(Подборки и консультации Горячей линии, 2021)Ответ: Нет, получение отсрочки (рассрочки) по уплате НДФЛ налоговым агентом не предусмотрено в том числе и в период пандемии коронавируса.
(Подборки и консультации Горячей линии, 2021)Ответ: Нет, получение отсрочки (рассрочки) по уплате НДФЛ налоговым агентом не предусмотрено в том числе и в период пандемии коронавируса.
Вопрос: О мерах господдержки организаций и ИП, занятых в курортной отрасли, в части уплаты налогов, страховых взносов, арендной платы в связи с пандемией коронавируса.
(Письмо Минфина России от 27.05.2020 N 03-05-05-02/44691)Федеральным законом от 01.04.2020 N 102-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 102-ФЗ) Правительству Российской Федерации на период ухудшения ситуации, связанной с распространением коронавирусной инфекции, предоставлены полномочия продлевать сроки уплаты отдельных налогов, сборов, страховых взносов, авансовых платежей по налогам, а также устанавливать дополнительные основания предоставления в 2020 году отсрочки (рассрочки) по уплате налогов, страховых взносов, пеней, штрафов, процентов, порядок и условия ее предоставления.
(Письмо Минфина России от 27.05.2020 N 03-05-05-02/44691)Федеральным законом от 01.04.2020 N 102-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 102-ФЗ) Правительству Российской Федерации на период ухудшения ситуации, связанной с распространением коронавирусной инфекции, предоставлены полномочия продлевать сроки уплаты отдельных налогов, сборов, страховых взносов, авансовых платежей по налогам, а также устанавливать дополнительные основания предоставления в 2020 году отсрочки (рассрочки) по уплате налогов, страховых взносов, пеней, штрафов, процентов, порядок и условия ее предоставления.
Вопрос: До какого числа продлили уплату налога по УСН за I квартал 2020 г. для ИП из пострадавших отраслей?
(Подборки и консультации Горячей линии, 2020)Если деятельность ИП входит в дополнительный перечень (гостиничный, туристический бизнес, общепит и т.д.), срок переносится на 25.01.2021. Тогда с учетом рассрочки срок сдвигается на период февраль 2021 г. - январь 2022 г.
(Подборки и консультации Горячей линии, 2020)Если деятельность ИП входит в дополнительный перечень (гостиничный, туристический бизнес, общепит и т.д.), срок переносится на 25.01.2021. Тогда с учетом рассрочки срок сдвигается на период февраль 2021 г. - январь 2022 г.
Вопрос: При увольнении не выплачена зарплата в полном объеме, не предоставлены справки. Компания не представила отчеты, и ЦЗН начислен минимальный размер пособия. Взыскать задолженность по исполнительному листу невозможно - на расчетных счетах блокировки, местонахождение компании неизвестно. В какие органы обращаться?
("Сайт "Онлайнинспекция.РФ", 2021)Вопрос: По причине невыплаты заработной платы в июне 2020 г. уволилась из ООО "Р" по собственному желанию (пункт 3 части 1 статьи 77 Трудового кодекса РФ). Итого на момент увольнения задолженность составила за полных 5 месяцев (и почти 2 года мне в полном объеме не выплачена заработная плата) в сумме свыше 700 тыс. руб. При увольнении справки мне предоставлены не были. Согласно ч. 1 ст. 62 ТК РФ по письменному заявлению работника работодатель обязан предоставить документы (расчетный листок; справку о сумме заработка за весь период работы, для получения пособий на новом месте работы, форма 182н; выписки из СЗВ-М, СЗВ-СТАЖ, ДСВ-З; копию или выписку из раздела 3 расчета по страховым взносам; справку 2-НДФЛ; справку с указанием среднего заработка за последние 3 месяца, для предоставления в службу занятости) не позднее трех рабочих дней со дня подачи этого заявления. Во время пандемии коронавируса Правительством Москвы в период с 1 апреля по 30 сентября 2020 г. назначалась региональная компенсационная выплата в сумме 19 500 руб. Но при обращении в службу занятости для получения пособия по безработице выяснилось, что компанией ООО "Р" не были представлены отчеты за период моей работы. При этом частично отчетность о моем трудовом стаже была представлена неизвестной мне компанией, хотя зарплата за этот период приходила от компании, с которой был заключен трудовой договор. По этой причине Центром занятости мне был начислен минимальный размер пособия. При обращении в прокуратуру получена формальная "отписка", не приняты во внимание сумма задолженности и длящиеся сроки: "по результатам проведенной проверки юридическое лицо... по адресу... не располагается, в связи с чем провести проверку изложенных в обращении доводов не представляется возможным, поскольку межрайонная прокуратура не располагает иными сведениями о местонахождении юридического лица и его исполнительного органа", - а также что я вправе обратиться в суд. В октябре 2020 года было подано исковое заявление в районный суд, и в июне было вынесено решение в мою пользу. Ни на одно заседание ответчик не явился, при этом подавал ходатайства, явно свидетельствующие о затягивании/откладывании судебного процесса. На сегодняшний момент решение вступило в законную силу, исполнительный лист мной получен, но взыскать задолженность не представляется возможным: на расчетных счетах блокировки (задолженности), а местонахождение компании и исполнительного органа неизвестно. Также предполагаю, что все активы компании умышленно выводились начиная с декабря 2019 г. 1. Какие действия предпринять, чтобы обязать работодателя выполнить свои обязательства, а также применить санкции за нарушение трудового, а в случае наличия умышленных действий - уголовного законодательства? Задолженность по заработной плате длящегося характера (более года). 2. Как обязать работодателя представить отчетность за период моей трудовой деятельности с отражением всей суммы оплаты труда, начисленной за период моей трудовой деятельности, корректную отчетность? Прошу пояснить, в какие органы мне обращаться.
("Сайт "Онлайнинспекция.РФ", 2021)Вопрос: По причине невыплаты заработной платы в июне 2020 г. уволилась из ООО "Р" по собственному желанию (пункт 3 части 1 статьи 77 Трудового кодекса РФ). Итого на момент увольнения задолженность составила за полных 5 месяцев (и почти 2 года мне в полном объеме не выплачена заработная плата) в сумме свыше 700 тыс. руб. При увольнении справки мне предоставлены не были. Согласно ч. 1 ст. 62 ТК РФ по письменному заявлению работника работодатель обязан предоставить документы (расчетный листок; справку о сумме заработка за весь период работы, для получения пособий на новом месте работы, форма 182н; выписки из СЗВ-М, СЗВ-СТАЖ, ДСВ-З; копию или выписку из раздела 3 расчета по страховым взносам; справку 2-НДФЛ; справку с указанием среднего заработка за последние 3 месяца, для предоставления в службу занятости) не позднее трех рабочих дней со дня подачи этого заявления. Во время пандемии коронавируса Правительством Москвы в период с 1 апреля по 30 сентября 2020 г. назначалась региональная компенсационная выплата в сумме 19 500 руб. Но при обращении в службу занятости для получения пособия по безработице выяснилось, что компанией ООО "Р" не были представлены отчеты за период моей работы. При этом частично отчетность о моем трудовом стаже была представлена неизвестной мне компанией, хотя зарплата за этот период приходила от компании, с которой был заключен трудовой договор. По этой причине Центром занятости мне был начислен минимальный размер пособия. При обращении в прокуратуру получена формальная "отписка", не приняты во внимание сумма задолженности и длящиеся сроки: "по результатам проведенной проверки юридическое лицо... по адресу... не располагается, в связи с чем провести проверку изложенных в обращении доводов не представляется возможным, поскольку межрайонная прокуратура не располагает иными сведениями о местонахождении юридического лица и его исполнительного органа", - а также что я вправе обратиться в суд. В октябре 2020 года было подано исковое заявление в районный суд, и в июне было вынесено решение в мою пользу. Ни на одно заседание ответчик не явился, при этом подавал ходатайства, явно свидетельствующие о затягивании/откладывании судебного процесса. На сегодняшний момент решение вступило в законную силу, исполнительный лист мной получен, но взыскать задолженность не представляется возможным: на расчетных счетах блокировки (задолженности), а местонахождение компании и исполнительного органа неизвестно. Также предполагаю, что все активы компании умышленно выводились начиная с декабря 2019 г. 1. Какие действия предпринять, чтобы обязать работодателя выполнить свои обязательства, а также применить санкции за нарушение трудового, а в случае наличия умышленных действий - уголовного законодательства? Задолженность по заработной плате длящегося характера (более года). 2. Как обязать работодателя представить отчетность за период моей трудовой деятельности с отражением всей суммы оплаты труда, начисленной за период моей трудовой деятельности, корректную отчетность? Прошу пояснить, в какие органы мне обращаться.
Вопрос: Во время пандемии в 2020 г. мы как субъект МСП платили пониженные взносы с зарплаты свыше МРОТ. Как долго еще будут действовать пониженные ставки?
(Подборки и консультации Горячей линии, 2021)Вопрос: Во время пандемии в 2020 г. мы как субъект МСП платили пониженные взносы с зарплаты свыше МРОТ. Как долго еще будут действовать пониженные ставки?
(Подборки и консультации Горячей линии, 2021)Вопрос: Во время пандемии в 2020 г. мы как субъект МСП платили пониженные взносы с зарплаты свыше МРОТ. Как долго еще будут действовать пониженные ставки?
Статья: Компенсация за обязательные медосмотры: нужно ли начислять взносы
("Практическая бухгалтерия", 2020, N 5)Мнение экспертов: Напомним, что Минфин и ФНС России по данному вопросу высказывали противоположное мнение. Оплата медосмотров за счет собственных средств работников с последующей компенсацией таких расходов страхователем ст. 213 ТК РФ не предусмотрена. Поэтому, если работник сам оплачивает обязательный медосмотр, а работодатель возмещает ему понесенные расходы, то суммы компенсации облагаются взносами (Письма ФНС России от 03.09.2018 N БС-4-11/16963@ и Минфина России от 04.07.2019 N 03-15-06/49359). То есть вопреки мнению чиновников, неоднократно разъяснявших, что компенсацию затрат работника на прохождение обязательного медосмотра облагают страховыми взносами, Верховный Суд сделал противоположный вывод.
("Практическая бухгалтерия", 2020, N 5)Мнение экспертов: Напомним, что Минфин и ФНС России по данному вопросу высказывали противоположное мнение. Оплата медосмотров за счет собственных средств работников с последующей компенсацией таких расходов страхователем ст. 213 ТК РФ не предусмотрена. Поэтому, если работник сам оплачивает обязательный медосмотр, а работодатель возмещает ему понесенные расходы, то суммы компенсации облагаются взносами (Письма ФНС России от 03.09.2018 N БС-4-11/16963@ и Минфина России от 04.07.2019 N 03-15-06/49359). То есть вопреки мнению чиновников, неоднократно разъяснявших, что компенсацию затрат работника на прохождение обязательного медосмотра облагают страховыми взносами, Верховный Суд сделал противоположный вывод.
Статья: Страховые взносы: меры поддержки
(Спицына Т.В.)
("Актуальные вопросы бухгалтерского учета и налогообложения", 2020, N 7)Установлены преференции в части уплаты страховых взносов, в том числе страховых взносов от НС и ПЗ, для отдельных категорий плательщиков страховых взносов - наиболее пострадавших в период пандемии субъектов МСП. Так, им продлены сроки уплаты страховых взносов от НС и ПЗ, кроме того, они могут получить отсрочку (рассрочку) по их уплате.
(Спицына Т.В.)
("Актуальные вопросы бухгалтерского учета и налогообложения", 2020, N 7)Установлены преференции в части уплаты страховых взносов, в том числе страховых взносов от НС и ПЗ, для отдельных категорий плательщиков страховых взносов - наиболее пострадавших в период пандемии субъектов МСП. Так, им продлены сроки уплаты страховых взносов от НС и ПЗ, кроме того, они могут получить отсрочку (рассрочку) по их уплате.
Статья: Комментарий к Постановлению Правительства Российской Федерации от 11.06.2020 N 847 "О реестре некоммерческих организаций, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции"
(Натырова Е.В.)
("Нормативные акты для бухгалтера", 2020, N 13)- предоставление субсидируемых льготных кредитов под 2%, выдаваемых на выплату части заработной платы своим сотрудникам, с возможностью списания кредита в случае сохранения на отчетный период более 90% занятости;
(Натырова Е.В.)
("Нормативные акты для бухгалтера", 2020, N 13)- предоставление субсидируемых льготных кредитов под 2%, выдаваемых на выплату части заработной платы своим сотрудникам, с возможностью списания кредита в случае сохранения на отчетный период более 90% занятости;