Уплата страховых взносов в пенсионный фонд самозанятым
Подборка наиболее важных документов по запросу Уплата страховых взносов в пенсионный фонд самозанятым (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Ситуация: Каковы особенности назначения самозанятым страховой пенсии по старости?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Право на страховую пенсию имеют лица, на которых распространяется обязательное пенсионное страхование (далее - ОПС), круг которых определен законодательно (застрахованные лица). К их числу относятся и самозанятые, которые применяют НПД, при условии добровольной уплаты страховых взносов в СФР (до 01.01.2023 - в ПФР) (ч. 1 ст. 4 Закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ; п. 1 ст. 7, пп. 6 п. 1 ст. 29 Закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ; п. 1 ч. 4 ст. 18, ч. 2 ст. 20 Закона от 14.07.2022 N 236-ФЗ).
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Право на страховую пенсию имеют лица, на которых распространяется обязательное пенсионное страхование (далее - ОПС), круг которых определен законодательно (застрахованные лица). К их числу относятся и самозанятые, которые применяют НПД, при условии добровольной уплаты страховых взносов в СФР (до 01.01.2023 - в ПФР) (ч. 1 ст. 4 Закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ; п. 1 ст. 7, пп. 6 п. 1 ст. 29 Закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ; п. 1 ч. 4 ст. 18, ч. 2 ст. 20 Закона от 14.07.2022 N 236-ФЗ).
Статья: Актуальные проблемы нормотворчества в сфере регулирования налоговых правоотношений: специальный налоговый режим как механизм легализации (часть 3)
(Напсо М.Б.)
("Налоги" (журнал), 2022, N 3)Для рассмотрения проблематики несколько в ином аспекте обратим внимание на иные данные официальной статистики и прибегнем к сравнению, которое, как известно, придает выводам наглядность и большую убедительность. "Счетная палата выявила, что у ИП, применявших в 2018 г. УСН и затем перешедших на ПНД, объем доходов за следующий год снизился на 19,1%, а сумма перечисленного налога - в 1,6 раза. У ИП, перешедших на НПД с ЕНВД, суммы уплачиваемого налога значительно снизились - в отдельных случаях в 7 раз", при этом не исключается, что это есть следствие перехода на уплату НПД <8>. Если учесть и недополучение бюджетами ПФР и ФСС 1,9 млрд рублей в результате перехода ИП на применение нового налогового режима, освобождающего самозанятых от уплаты страховых взносов в эти фонды, то заявленный экономический эффект выглядит не столь однозначно. Особенно в контексте принесенных ему в угоду правовых "жертв". Вопрос о том, насколько они оправданны при таком результате, звучит вполне резонно.
(Напсо М.Б.)
("Налоги" (журнал), 2022, N 3)Для рассмотрения проблематики несколько в ином аспекте обратим внимание на иные данные официальной статистики и прибегнем к сравнению, которое, как известно, придает выводам наглядность и большую убедительность. "Счетная палата выявила, что у ИП, применявших в 2018 г. УСН и затем перешедших на ПНД, объем доходов за следующий год снизился на 19,1%, а сумма перечисленного налога - в 1,6 раза. У ИП, перешедших на НПД с ЕНВД, суммы уплачиваемого налога значительно снизились - в отдельных случаях в 7 раз", при этом не исключается, что это есть следствие перехода на уплату НПД <8>. Если учесть и недополучение бюджетами ПФР и ФСС 1,9 млрд рублей в результате перехода ИП на применение нового налогового режима, освобождающего самозанятых от уплаты страховых взносов в эти фонды, то заявленный экономический эффект выглядит не столь однозначно. Особенно в контексте принесенных ему в угоду правовых "жертв". Вопрос о том, насколько они оправданны при таком результате, звучит вполне резонно.
Нормативные акты
Постановление Конституционного Суда РФ от 24.02.1998 N 7-П
"По делу о проверке конституционности отдельных положений статей 1 и 5 Федерального закона от 5 февраля 1997 года "О тарифах страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Государственный фонд занятости населения Российской Федерации и в Фонды обязательного медицинского страхования на 1997 год" в связи с жалобами ряда граждан и запросами судов"К тому же далеко не все доходы указанных категорий плательщиков, включаемые в базу для исчисления страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, являются их чистыми доходами, поскольку в нее могут включаться и некоторые расходы, связанные с извлечением доходов, в том числе по договорам гражданско - правового характера. С учетом этого доля страховых взносов, уплачиваемых в Пенсионный фонд Российской Федерации самозанятыми гражданами, изымаемая из их дохода, фактически еще более возрастает.
"По делу о проверке конституционности отдельных положений статей 1 и 5 Федерального закона от 5 февраля 1997 года "О тарифах страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Государственный фонд занятости населения Российской Федерации и в Фонды обязательного медицинского страхования на 1997 год" в связи с жалобами ряда граждан и запросами судов"К тому же далеко не все доходы указанных категорий плательщиков, включаемые в базу для исчисления страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, являются их чистыми доходами, поскольку в нее могут включаться и некоторые расходы, связанные с извлечением доходов, в том числе по договорам гражданско - правового характера. С учетом этого доля страховых взносов, уплачиваемых в Пенсионный фонд Российской Федерации самозанятыми гражданами, изымаемая из их дохода, фактически еще более возрастает.
Постановление Конституционного Суда РФ от 28.01.2020 N 5-П
"По делу о проверке конституционности положений части четвертой статьи 7 Закона Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей", подпункта 2 пункта 1 статьи 6, пункта 2.2 статьи 22 и пункта 1 статьи 28 Федерального закона "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", подпункта 2 пункта 1 статьи 419 Налогового кодекса Российской Федерации, а также частей 2 и 3 статьи 8, части 18 статьи 15 Федерального закона "О страховых пенсиях" в связи с жалобой гражданки О.В. Морозовой"Распространяя приведенную правовую позицию на самозанятых граждан из числа военных пенсионеров, Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от 24 мая 2005 года N 223-О подчеркнул, что их участие в обязательном пенсионном страховании и возложение на них обязанности уплачивать страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации должно гарантировать им возможность реализации пенсионных прав, приобретенных в рамках системы обязательного пенсионного страхования, на равных условиях с иными застрахованными лицами. Возложение на таких граждан обязанности по уплате страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации конституционно допустимо лишь при наличии надлежащего правового механизма, гарантирующего им наряду с выплатой пенсии, полагающейся по государственному пенсионному обеспечению, предоставление с учетом уплаченных сумм страховых взносов также страхового обеспечения в виде трудовой пенсии по старости.
"По делу о проверке конституционности положений части четвертой статьи 7 Закона Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей", подпункта 2 пункта 1 статьи 6, пункта 2.2 статьи 22 и пункта 1 статьи 28 Федерального закона "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", подпункта 2 пункта 1 статьи 419 Налогового кодекса Российской Федерации, а также частей 2 и 3 статьи 8, части 18 статьи 15 Федерального закона "О страховых пенсиях" в связи с жалобой гражданки О.В. Морозовой"Распространяя приведенную правовую позицию на самозанятых граждан из числа военных пенсионеров, Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от 24 мая 2005 года N 223-О подчеркнул, что их участие в обязательном пенсионном страховании и возложение на них обязанности уплачивать страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации должно гарантировать им возможность реализации пенсионных прав, приобретенных в рамках системы обязательного пенсионного страхования, на равных условиях с иными застрахованными лицами. Возложение на таких граждан обязанности по уплате страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации конституционно допустимо лишь при наличии надлежащего правового механизма, гарантирующего им наряду с выплатой пенсии, полагающейся по государственному пенсионному обеспечению, предоставление с учетом уплаченных сумм страховых взносов также страхового обеспечения в виде трудовой пенсии по старости.
Статья: Участие самозанятых в пенсионных правоотношениях: проблемы и перспективы
(Васильева Ю.В., Шуралева С.В.)
("Социальное и пенсионное право", 2022, N 3)Важный штрих: страховые взносы по ставке 30% (из которых 22% перечисляется в ПФР) за работников уплачивает работодатель, а не работник. Соответственно, для бизнеса это всегда дополнительное финансовое бремя. У самозанятых работодателя быть не может, следовательно, вся финансовая нагрузка в части формирования пенсионных прав ложится только на них, это позволяет говорить о прекаризации его статуса <13>. Какой должна быть эта нагрузка, чтобы отвечать основным финансовым критериям пенсионной системы (экономическая доступность размеров страховых взносов для работающих, индивидуальная справедливость в установлении связи между вкладом работника в систему и размером пенсии и социальная эффективность пенсионной системы в целом) с точки зрения уровня и надежности пенсионной защиты <14>? Отвечает ли этим критериям механизм добровольной уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование?
(Васильева Ю.В., Шуралева С.В.)
("Социальное и пенсионное право", 2022, N 3)Важный штрих: страховые взносы по ставке 30% (из которых 22% перечисляется в ПФР) за работников уплачивает работодатель, а не работник. Соответственно, для бизнеса это всегда дополнительное финансовое бремя. У самозанятых работодателя быть не может, следовательно, вся финансовая нагрузка в части формирования пенсионных прав ложится только на них, это позволяет говорить о прекаризации его статуса <13>. Какой должна быть эта нагрузка, чтобы отвечать основным финансовым критериям пенсионной системы (экономическая доступность размеров страховых взносов для работающих, индивидуальная справедливость в установлении связи между вкладом работника в систему и размером пенсии и социальная эффективность пенсионной системы в целом) с точки зрения уровня и надежности пенсионной защиты <14>? Отвечает ли этим критериям механизм добровольной уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование?
"Индивидуальный предприниматель"
(7-е издание, переработанное и дополненное)
(Карсетская Е.В., Крутякова Т.Л.)
("АйСи Групп", 2024)<*> Кроме ИП, перешедших на уплату НПД (самозанятость) или на АУСН.
(7-е издание, переработанное и дополненное)
(Карсетская Е.В., Крутякова Т.Л.)
("АйСи Групп", 2024)<*> Кроме ИП, перешедших на уплату НПД (самозанятость) или на АУСН.
Статья: Особенности отражения в форме ЕФС-1 сведений о договорах ГПХ
(Соколова О.)
("Учреждения культуры и искусства: бухгалтерский учет и налогообложение", 2023, N 6)<3> "Об утверждении формы "Сведения о страховом стаже застрахованных лиц (СЗВ-СТАЖ)", формы "Сведения по страхователю, передаваемые в ПФР для ведения индивидуального (персонифицированного) учета (ОДВ-1)", формы "Данные о корректировке сведений, учтенных на индивидуальном лицевом счете застрахованного лица (СЗВ-КОРР)", формы "Сведения о заработке (вознаграждении), доходе, сумме выплат и иных вознаграждений, начисленных и уплаченных страховых взносах, о периодах трудовой и иной деятельности, засчитываемых в страховой стаж застрахованного лица (СЗВ-ИСХ)", порядка их заполнения и формата сведений и о признании утратившим силу Постановления Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 11 января 2017 г. N 3п".
(Соколова О.)
("Учреждения культуры и искусства: бухгалтерский учет и налогообложение", 2023, N 6)<3> "Об утверждении формы "Сведения о страховом стаже застрахованных лиц (СЗВ-СТАЖ)", формы "Сведения по страхователю, передаваемые в ПФР для ведения индивидуального (персонифицированного) учета (ОДВ-1)", формы "Данные о корректировке сведений, учтенных на индивидуальном лицевом счете застрахованного лица (СЗВ-КОРР)", формы "Сведения о заработке (вознаграждении), доходе, сумме выплат и иных вознаграждений, начисленных и уплаченных страховых взносах, о периодах трудовой и иной деятельности, засчитываемых в страховой стаж застрахованного лица (СЗВ-ИСХ)", порядка их заполнения и формата сведений и о признании утратившим силу Постановления Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 11 января 2017 г. N 3п".
"Комментарий к Федеральному закону от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации"
(постатейный)
(Пешкова (Белогорцева) Х.В., Бондарева Э.С., Каменская С.В., Митричев И.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2022)Принципы справедливости и равенства требуют не только соразмерности (нечрезмерности) тарифов страховых взносов заработку (доходу) плательщика, что может обеспечиваться введением пропорциональных тарифов, но и соотносимости между тарифами и размерами пенсий, на момент вынесения определения практически одинаковыми для разных категорий плательщиков страховых взносов. Этим требованиям оспариваемый заявителями тариф страховых взносов не отвечал. Правовое регулирование, избранное законодателем в данном случае, привело к тому, что равное право на трудовую пенсию (ч. 1 и 2 ст. 39 Конституции РФ) для разных категорий граждан оказалось связанным с существенно несоразмерными отчислениями на его финансирование. При прочих равных условиях и примерно одинаковых в будущем трудовых пенсиях такие категории самозанятых плательщиков, как индивидуальные предприниматели, занимающиеся частной практикой нотариусы и адвокаты, уплачивают в ПФР значительно большую часть своего дохода, чем платят наемные работники с учетом страховых взносов работодателей <22>.
(постатейный)
(Пешкова (Белогорцева) Х.В., Бондарева Э.С., Каменская С.В., Митричев И.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2022)Принципы справедливости и равенства требуют не только соразмерности (нечрезмерности) тарифов страховых взносов заработку (доходу) плательщика, что может обеспечиваться введением пропорциональных тарифов, но и соотносимости между тарифами и размерами пенсий, на момент вынесения определения практически одинаковыми для разных категорий плательщиков страховых взносов. Этим требованиям оспариваемый заявителями тариф страховых взносов не отвечал. Правовое регулирование, избранное законодателем в данном случае, привело к тому, что равное право на трудовую пенсию (ч. 1 и 2 ст. 39 Конституции РФ) для разных категорий граждан оказалось связанным с существенно несоразмерными отчислениями на его финансирование. При прочих равных условиях и примерно одинаковых в будущем трудовых пенсиях такие категории самозанятых плательщиков, как индивидуальные предприниматели, занимающиеся частной практикой нотариусы и адвокаты, уплачивают в ПФР значительно большую часть своего дохода, чем платят наемные работники с учетом страховых взносов работодателей <22>.
"Судебная практика и развитие законодательства о труде и социальном обеспечении: научно-практическое пособие"
(Антонова Н.В., Каменская С.В., Коршунова Т.Ю. и др.)
(отв. ред. Т.Ю. Коршунова)
("КОНТРАКТ", 2024)Такое положение представляется несправедливым по отношению к тем гражданам, которые своим трудом создавали финансовую основу своего пенсионного обеспечения, в отличие от тех, кто не принимал в этом никакого участия, но тем не менее приобрел право на пенсию от государства. Кроме того, размеры социальной и страховой пенсий по старости у подавляющего большинства пенсионеров одинаковые за счет доплат к социальной пенсии до прожиточного минимума пенсионера в соответствующем субъекте РФ. В результате страховые отчисления для работающих по трудовому договору граждан не дают никаких преимуществ перед самозанятыми и лицами свободных профессий, которые не оформили никакого статуса.
(Антонова Н.В., Каменская С.В., Коршунова Т.Ю. и др.)
(отв. ред. Т.Ю. Коршунова)
("КОНТРАКТ", 2024)Такое положение представляется несправедливым по отношению к тем гражданам, которые своим трудом создавали финансовую основу своего пенсионного обеспечения, в отличие от тех, кто не принимал в этом никакого участия, но тем не менее приобрел право на пенсию от государства. Кроме того, размеры социальной и страховой пенсий по старости у подавляющего большинства пенсионеров одинаковые за счет доплат к социальной пенсии до прожиточного минимума пенсионера в соответствующем субъекте РФ. В результате страховые отчисления для работающих по трудовому договору граждан не дают никаких преимуществ перед самозанятыми и лицами свободных профессий, которые не оформили никакого статуса.
Статья: Проблемы обоснования в рамках проведения налоговых проверок сотрудничества налогоплательщика с самозанятым лицом
(Лунева Е.В., Погодина О.Н., Матвеев П.А., Толстова И.А.)
("Юрист", 2021, N 12)В то же время у работника по трудовому договору ставка налога на доходы физических лиц составляет 13%. Таким образом, размер НДФЛ в два раза больше, чем налог на профессиональный доход. Кроме того, коммерческая организация либо индивидуальный предприниматель при сотрудничестве с самозанятым лицом значительно экономят на социальных взносах. При заключении трудового договора или гражданско-правового договора с физическим лицом хозяйствующий субъект должен начислить на сумму получаемого вознаграждения страховые взносы по ставке 30,2% и самостоятельно их уплатить, т.е. при размере заработной платы у работника в размере 100 тыс. руб. дополнительно работодатель должен уплатить взносы в Пенсионный фонд РФ, ФСС РФ, территориальный фонд ОМС в размере 30,2 тыс. руб. У самозанятого лица обязанность уплачивать страховые взносы попросту отсутствует.
(Лунева Е.В., Погодина О.Н., Матвеев П.А., Толстова И.А.)
("Юрист", 2021, N 12)В то же время у работника по трудовому договору ставка налога на доходы физических лиц составляет 13%. Таким образом, размер НДФЛ в два раза больше, чем налог на профессиональный доход. Кроме того, коммерческая организация либо индивидуальный предприниматель при сотрудничестве с самозанятым лицом значительно экономят на социальных взносах. При заключении трудового договора или гражданско-правового договора с физическим лицом хозяйствующий субъект должен начислить на сумму получаемого вознаграждения страховые взносы по ставке 30,2% и самостоятельно их уплатить, т.е. при размере заработной платы у работника в размере 100 тыс. руб. дополнительно работодатель должен уплатить взносы в Пенсионный фонд РФ, ФСС РФ, территориальный фонд ОМС в размере 30,2 тыс. руб. У самозанятого лица обязанность уплачивать страховые взносы попросту отсутствует.
Статья: О предпринимательском характере деятельности самозанятых
(Полуян Д.А.)
("Журнал предпринимательского и корпоративного права", 2024, N 4)В качестве примера можно указать Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 1 июня 2021 г. N 18АП-7916/21 по делу N А07-13344/2020, где суд допустил смешение понятия "самозанятый" в двух его значениях: как плательщика НПД и как лица, уплачивающего за себя страховые взносы. Суд в этом случае сослался на Определение Конституционного Суда РФ от 6 июня 2002 г. N 116-О <8>, в котором указанное понятие использовано в контексте Федерального закона от 4 января 1999 г. N 1-ФЗ "О тарифах страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Государственный фонд занятости населения Российской Федерации и в фонды обязательного медицинского страхования на 1999 год" <9> и адресовано по отношению к нотариусу. Данное смешение повлекло неверный вывод суда о том, что законодатель не отождествляет понятия самозанятости и предпринимательской деятельности. В некоторых случаях суды, приходя к тем же выводам с теми же формулировками, высказывались более аккуратно - "осуществляемая самозанятым лицом деятельность не всегда является предпринимательской" <10>.
(Полуян Д.А.)
("Журнал предпринимательского и корпоративного права", 2024, N 4)В качестве примера можно указать Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 1 июня 2021 г. N 18АП-7916/21 по делу N А07-13344/2020, где суд допустил смешение понятия "самозанятый" в двух его значениях: как плательщика НПД и как лица, уплачивающего за себя страховые взносы. Суд в этом случае сослался на Определение Конституционного Суда РФ от 6 июня 2002 г. N 116-О <8>, в котором указанное понятие использовано в контексте Федерального закона от 4 января 1999 г. N 1-ФЗ "О тарифах страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Государственный фонд занятости населения Российской Федерации и в фонды обязательного медицинского страхования на 1999 год" <9> и адресовано по отношению к нотариусу. Данное смешение повлекло неверный вывод суда о том, что законодатель не отождествляет понятия самозанятости и предпринимательской деятельности. В некоторых случаях суды, приходя к тем же выводам с теми же формулировками, высказывались более аккуратно - "осуществляемая самозанятым лицом деятельность не всегда является предпринимательской" <10>.