Уплата страховых взносов в пенсионный фонд самозанятым



Подборка наиболее важных документов по запросу Уплата страховых взносов в пенсионный фонд самозанятым (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).

Статьи, комментарии, ответы на вопросы

Ситуация: Каковы особенности назначения самозанятым страховой пенсии по старости?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)
Право на страховую пенсию имеют лица, на которых распространяется обязательное пенсионное страхование (далее - ОПС), круг которых определен законодательно (застрахованные лица). К их числу относятся и самозанятые, которые применяют НПД, при условии добровольной уплаты страховых взносов в СФР (до 01.01.2023 - в ПФР) (ч. 1 ст. 4 Закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ; п. 1 ст. 7, пп. 6 п. 1 ст. 29 Закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ; п. 1 ч. 4 ст. 18, ч. 2 ст. 20 Закона от 14.07.2022 N 236-ФЗ).
Статья: Актуальные проблемы нормотворчества в сфере регулирования налоговых правоотношений: специальный налоговый режим как механизм легализации (часть 3)
(Напсо М.Б.)
("Налоги" (журнал), 2022, N 3)
Для рассмотрения проблематики несколько в ином аспекте обратим внимание на иные данные официальной статистики и прибегнем к сравнению, которое, как известно, придает выводам наглядность и большую убедительность. "Счетная палата выявила, что у ИП, применявших в 2018 г. УСН и затем перешедших на ПНД, объем доходов за следующий год снизился на 19,1%, а сумма перечисленного налога - в 1,6 раза. У ИП, перешедших на НПД с ЕНВД, суммы уплачиваемого налога значительно снизились - в отдельных случаях в 7 раз", при этом не исключается, что это есть следствие перехода на уплату НПД <8>. Если учесть и недополучение бюджетами ПФР и ФСС 1,9 млрд рублей в результате перехода ИП на применение нового налогового режима, освобождающего самозанятых от уплаты страховых взносов в эти фонды, то заявленный экономический эффект выглядит не столь однозначно. Особенно в контексте принесенных ему в угоду правовых "жертв". Вопрос о том, насколько они оправданны при таком результате, звучит вполне резонно.
показать больше документов

Нормативные акты

Постановление Конституционного Суда РФ от 24.02.1998 N 7-П
"По делу о проверке конституционности отдельных положений статей 1 и 5 Федерального закона от 5 февраля 1997 года "О тарифах страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Государственный фонд занятости населения Российской Федерации и в Фонды обязательного медицинского страхования на 1997 год" в связи с жалобами ряда граждан и запросами судов"
К тому же далеко не все доходы указанных категорий плательщиков, включаемые в базу для исчисления страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, являются их чистыми доходами, поскольку в нее могут включаться и некоторые расходы, связанные с извлечением доходов, в том числе по договорам гражданско - правового характера. С учетом этого доля страховых взносов, уплачиваемых в Пенсионный фонд Российской Федерации самозанятыми гражданами, изымаемая из их дохода, фактически еще более возрастает.
Постановление Конституционного Суда РФ от 28.01.2020 N 5-П
"По делу о проверке конституционности положений части четвертой статьи 7 Закона Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей", подпункта 2 пункта 1 статьи 6, пункта 2.2 статьи 22 и пункта 1 статьи 28 Федерального закона "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", подпункта 2 пункта 1 статьи 419 Налогового кодекса Российской Федерации, а также частей 2 и 3 статьи 8, части 18 статьи 15 Федерального закона "О страховых пенсиях" в связи с жалобой гражданки О.В. Морозовой"
Распространяя приведенную правовую позицию на самозанятых граждан из числа военных пенсионеров, Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от 24 мая 2005 года N 223-О подчеркнул, что их участие в обязательном пенсионном страховании и возложение на них обязанности уплачивать страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации должно гарантировать им возможность реализации пенсионных прав, приобретенных в рамках системы обязательного пенсионного страхования, на равных условиях с иными застрахованными лицами. Возложение на таких граждан обязанности по уплате страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации конституционно допустимо лишь при наличии надлежащего правового механизма, гарантирующего им наряду с выплатой пенсии, полагающейся по государственному пенсионному обеспечению, предоставление с учетом уплаченных сумм страховых взносов также страхового обеспечения в виде трудовой пенсии по старости.
показать больше документов