Уплата НДС по контракту
Подборка наиболее важных документов по запросу Уплата НДС по контракту (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2025 год: Статья 346.11 "Общие положения" главы 26.2 "Упрощенная система налогообложения" НК РФ
(Юридическая компания "TAXOLOGY")Общество, применяющее УСН, обратилось в суд с требованием о признании недействительным решения инспекции, которым ему предложено уменьшить расходы на оплату контрактов на сумму НДС, выделенного подрядчиком. Инспекция установила, что в актах по форме КС-2 указана сумма НДС, что свидетельствует о нарушении положений ст. 346.11 НК РФ, освобождающей от НДС организации, применяющие УСН. При этом сумма НДС не указывалась в актах по форме КС-3 и в платежных поручениях. Общество настаивало на допустимости и законности оплаты контрактов по согласованной цене, поскольку указание заказчиком в актах по форме КС-2 суммы, включающей НДС, не противоречит законодательству о контрактной системе и законодательству о налогах и сборах (в том числе положениям ст. 346.11 НК РФ), а также не возлагает на участника закупки, применяющего УСН, безусловной обязанности по исчислению и уплате НДС. Суд подчеркнул, что обязанность по уплате НДС возникает только при наличии выставленного счета-фактуры (п. 5 ст. 173 НК РФ). Суд установил, что включение НДС в акты по форме КС-2 не свидетельствует о нарушении налогового законодательства, поскольку обязанность по уплате НДС не предусматривалась условиями контрактов, а подрядчик, применяющий УСН, не выставлял счета-фактуры. Суд признал требования инспекции необоснованными.
(Юридическая компания "TAXOLOGY")Общество, применяющее УСН, обратилось в суд с требованием о признании недействительным решения инспекции, которым ему предложено уменьшить расходы на оплату контрактов на сумму НДС, выделенного подрядчиком. Инспекция установила, что в актах по форме КС-2 указана сумма НДС, что свидетельствует о нарушении положений ст. 346.11 НК РФ, освобождающей от НДС организации, применяющие УСН. При этом сумма НДС не указывалась в актах по форме КС-3 и в платежных поручениях. Общество настаивало на допустимости и законности оплаты контрактов по согласованной цене, поскольку указание заказчиком в актах по форме КС-2 суммы, включающей НДС, не противоречит законодательству о контрактной системе и законодательству о налогах и сборах (в том числе положениям ст. 346.11 НК РФ), а также не возлагает на участника закупки, применяющего УСН, безусловной обязанности по исчислению и уплате НДС. Суд подчеркнул, что обязанность по уплате НДС возникает только при наличии выставленного счета-фактуры (п. 5 ст. 173 НК РФ). Суд установил, что включение НДС в акты по форме КС-2 не свидетельствует о нарушении налогового законодательства, поскольку обязанность по уплате НДС не предусматривалась условиями контрактов, а подрядчик, применяющий УСН, не выставлял счета-фактуры. Суд признал требования инспекции необоснованными.
Подборка судебных решений за 2025 год: Статья 171 "Налоговые вычеты" главы 21 "Налог на добавленную стоимость" НК РФ
(Юридическая компания "TAXOLOGY")Страхователь обратился в суд с требованием о взыскании со страховщика невыплаченной части страхового возмещения в размере суммы НДС. Позиция страховщика основывалась на том, что страхователь является плательщиком НДС и имеет право на налоговый вычет соответствующих сумм налога на основании ст. 171 НК РФ, в связи с чем выплата НДС уже в составе возмещения приведет к его неосновательному обогащению. Страхователь, в свою очередь, настаивал, что условия выплаты определяются договором, в котором было предусмотрено включение НДС в страховое возмещение. Суд поддержал позицию страхователя, указав, что обязательства сторон определяются в первую очередь условиями договора страхования, а не общими нормами налогового законодательства. Суд также отметил, что условия договора не ставят выплату НДС в зависимость от предъявления обществом суммы НДС к вычету. Поскольку стороны договорились в контракте, что выплата включает НДС, страховщик обязан заплатить всю сумму.
(Юридическая компания "TAXOLOGY")Страхователь обратился в суд с требованием о взыскании со страховщика невыплаченной части страхового возмещения в размере суммы НДС. Позиция страховщика основывалась на том, что страхователь является плательщиком НДС и имеет право на налоговый вычет соответствующих сумм налога на основании ст. 171 НК РФ, в связи с чем выплата НДС уже в составе возмещения приведет к его неосновательному обогащению. Страхователь, в свою очередь, настаивал, что условия выплаты определяются договором, в котором было предусмотрено включение НДС в страховое возмещение. Суд поддержал позицию страхователя, указав, что обязательства сторон определяются в первую очередь условиями договора страхования, а не общими нормами налогового законодательства. Суд также отметил, что условия договора не ставят выплату НДС в зависимость от предъявления обществом суммы НДС к вычету. Поскольку стороны договорились в контракте, что выплата включает НДС, страховщик обязан заплатить всю сумму.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Путеводитель по спорам в сфере закупок (44-ФЗ). Уплата цены контракта поставщику (подрядчику, исполнителю), применяющему упрощенную систему налогообложения2. Можно ли взыскать с лица на УСН сумму НДС, уплаченную ему, но не выделенную в цене контракта по Закону N 44-ФЗ?
Статья: Межграничные работы и услуги внутри ЕАЭС: НДС-вопросы и не только
(Елина Л.А.)
("Главная книга", 2025, N 16)Такое может быть, если заказаны работы/услуги у исполнителя из ЕАЭС и при этом место их реализации для целей НДС - Россия. Однако контрактом не предусмотрена уплата российского НДС. Но указано, что исполнитель должен получить определенную сумму за вычетом всех налогов, удерживаемых из его доходов в стране заказчика.
(Елина Л.А.)
("Главная книга", 2025, N 16)Такое может быть, если заказаны работы/услуги у исполнителя из ЕАЭС и при этом место их реализации для целей НДС - Россия. Однако контрактом не предусмотрена уплата российского НДС. Но указано, что исполнитель должен получить определенную сумму за вычетом всех налогов, удерживаемых из его доходов в стране заказчика.
Статья: Правовая судьба результата интеллектуальной деятельности при выполнении государственного контракта
(Майборода В.А.)
("Администратор суда", 2023, N 4)То есть названные работы, выступая в качестве предмета государственного, муниципального контракта, освобождены от уплаты НДС, и исполнитель, а также соисполнители получают вознаграждение в результате выполнения контракта выше на размер НДС, нежели выполнение аналогичных работ в ординарном подряде. Тут нельзя не вспомнить знаменитую цитату из Т. Даннинга, использованную К. Марксом в его "Капитале", - о поведении капитала при увеличении прибыли, согласно завершению которой "...при 100% он попирает ногами все человеческие законы..." <3>.
(Майборода В.А.)
("Администратор суда", 2023, N 4)То есть названные работы, выступая в качестве предмета государственного, муниципального контракта, освобождены от уплаты НДС, и исполнитель, а также соисполнители получают вознаграждение в результате выполнения контракта выше на размер НДС, нежели выполнение аналогичных работ в ординарном подряде. Тут нельзя не вспомнить знаменитую цитату из Т. Даннинга, использованную К. Марксом в его "Капитале", - о поведении капитала при увеличении прибыли, согласно завершению которой "...при 100% он попирает ногами все человеческие законы..." <3>.
Готовое решение: Как подготовить проект государственного, муниципального контракта
(КонсультантПлюс, 2025)Участником закупки может быть в том числе лицо, которое применяет УСН. Некоторые плательщики, применяющие этот налоговый режим, освобождены от уплаты НДС (п. 1 ст. 145 НК РФ). Полагаем, в проекте контракта можно предусмотреть вариативное условие о цене контракта ("включая НДС/НДС не облагается"). Указание в проекте контракта условия о том, что его цена включает НДС, не является нарушением Закона N 44-ФЗ.
(КонсультантПлюс, 2025)Участником закупки может быть в том числе лицо, которое применяет УСН. Некоторые плательщики, применяющие этот налоговый режим, освобождены от уплаты НДС (п. 1 ст. 145 НК РФ). Полагаем, в проекте контракта можно предусмотреть вариативное условие о цене контракта ("включая НДС/НДС не облагается"). Указание в проекте контракта условия о том, что его цена включает НДС, не является нарушением Закона N 44-ФЗ.
Вопрос: Организация импортировала товар для реализации на территории РФ, заплатив НДС на таможне. По контракту право собственности на товар перешло к покупателю на дату оформления таможенной декларации. При перевозке товара в организацию после таможни товар сгорел. Правомерно ли принять к вычету НДС, уплаченный на таможне?
(Консультация эксперта, 2025)Вопрос: Организация импортировала товар с целью его дальнейшей реализации на территории РФ, заплатив НДС на таможне. Согласно контракту право собственности на товар перешло к покупателю на дату оформления таможенной декларации. Однако при перевозке товара в организацию (после прохождения таможни) товар сгорел (авария на дороге). Вправе ли организация принять к вычету НДС, уплаченный на таможне?
(Консультация эксперта, 2025)Вопрос: Организация импортировала товар с целью его дальнейшей реализации на территории РФ, заплатив НДС на таможне. Согласно контракту право собственности на товар перешло к покупателю на дату оформления таможенной декларации. Однако при перевозке товара в организацию (после прохождения таможни) товар сгорел (авария на дороге). Вправе ли организация принять к вычету НДС, уплаченный на таможне?
Готовое решение: Как указать НДС в государственном или муниципальном контракте
(КонсультантПлюс, 2025)Если в закупке победил участник, применяющий УСН и освобожденный от уплаты НДС, и в контракте установлено условие о том, что в таком случае цена контракта не облагается НДС, заключите контракт по цене, которую предложил этот участник в своей заявке. Цену контракта не уменьшайте на размер НДС. На это указывает Минфин России в Письмах от 10.06.2025 N 24-08-08/53524, от 16.01.2025 N 03-07-11/2688, от 20.11.2024 N 03-07-11/115183, от 10.06.2024 N 24-08-08/53524, от 14.03.2023 N 24-06-06/21248, от 15.08.2022 N 03-07-11/79299 и Информационном письме от 15.05.2019 N 24-01-07/34829.
(КонсультантПлюс, 2025)Если в закупке победил участник, применяющий УСН и освобожденный от уплаты НДС, и в контракте установлено условие о том, что в таком случае цена контракта не облагается НДС, заключите контракт по цене, которую предложил этот участник в своей заявке. Цену контракта не уменьшайте на размер НДС. На это указывает Минфин России в Письмах от 10.06.2025 N 24-08-08/53524, от 16.01.2025 N 03-07-11/2688, от 20.11.2024 N 03-07-11/115183, от 10.06.2024 N 24-08-08/53524, от 14.03.2023 N 24-06-06/21248, от 15.08.2022 N 03-07-11/79299 и Информационном письме от 15.05.2019 N 24-01-07/34829.
"Цифровизация публичного финансового контроля: монография"
(Антропцева И.О.)
("Статут", 2024)Следующей системой, которая заслуживает отдельного внимания, является АСК НДС-2, правовую основу функционирования которой составляет письмо ФНС России от 03.06.2016 N ЕД-4-15/9933@ <1> и которая стала второй улучшенной программой. Она в автоматическом режиме отслеживает уплату налога на добавленную стоимость по всей цепочке заключенных контрактов, выявляя злоупотребление со стороны налогоплательщиков и отказывая в неправомерном возмещении налога на добавленную стоимость, основываясь на риск-ориентированном подходе. Налоговые органы при получении заявления на возмещение налога на добавленную стоимость могут увидеть, с кем был заключен договор, уплатила ли организация - получатель средств налог, привлекала ли она субподрядчиков, сколько их было далее в цепочке, все ли контрагенты платили налог или нет. Сотрудникам налоговых органов не нужно, как ранее в ручном режиме, длительное время рассматривать документы, искать необходимые данные, поскольку программа анализирует все имеющиеся в ней данные, сигнализируя в форме красного либо зеленого индикатора о наличии либо отсутствии нарушений. Данная система позволила вывести реализацию принципа независимости на новый уровень, исключив влияние человеческой ошибки при принятии решения. Система также позволяет формировать историю добросовестных и недобросовестных налогоплательщиков, поскольку она вся сохраняется в единой базе: декларации, счета-фактуры. Благодаря автоматизации происходит сопоставление данных, предоставляемых всеми участниками сделки. При выявлении недостоверных сведений, расхождений в данных в отношении таких налогоплательщиков проводятся дополнительные контрольные мероприятия, постоянный мониторинг за их деятельностью, что позволяет минимизировать риски и предупреждать нарушения на ранней стадии с целью обеспечения формирования бюджета и исключения неправомерного получения из бюджета денежных средств. Кроме того, именно возможности программного продукта позволяют сокращать сроки для рассмотрения и принятия решения налоговыми органами, что влечет понимание налогоплательщиком сроков рассмотрения его документов в рамках проведения камеральной налоговой проверки, при этом отношения между органами и объектами контроля становятся прозрачными, стабильными, и формируется доверие со стороны налогоплательщика. Хотя в то же время возникают вопросы со стороны налогоплательщика о неправомерности перекладывания на него ответственности за третьих, четвертых и так далее контрагентов в цепочке. На наш взгляд, для разрешения подобной проблемы необходимо создание и внедрение налоговыми органами программы, работающей в онлайн-режиме и позволяющей проводить налогоплательщикам более всестороннюю проверку контрагентов до заключения договора, в частности, сведений о неуплате налога на добавленную стоимость либо наличии задолженности по уплате налогов и сборов. Внедрение АСК НДС-2 "значительно улучшило контроль за налогом" <2>. Представляется целесообразным внести изменения в действующее законодательство о налогах и сборах в части закрепления признания налогоплательщика добросовестным в случае использования такого ресурса по проверке контрагента.
(Антропцева И.О.)
("Статут", 2024)Следующей системой, которая заслуживает отдельного внимания, является АСК НДС-2, правовую основу функционирования которой составляет письмо ФНС России от 03.06.2016 N ЕД-4-15/9933@ <1> и которая стала второй улучшенной программой. Она в автоматическом режиме отслеживает уплату налога на добавленную стоимость по всей цепочке заключенных контрактов, выявляя злоупотребление со стороны налогоплательщиков и отказывая в неправомерном возмещении налога на добавленную стоимость, основываясь на риск-ориентированном подходе. Налоговые органы при получении заявления на возмещение налога на добавленную стоимость могут увидеть, с кем был заключен договор, уплатила ли организация - получатель средств налог, привлекала ли она субподрядчиков, сколько их было далее в цепочке, все ли контрагенты платили налог или нет. Сотрудникам налоговых органов не нужно, как ранее в ручном режиме, длительное время рассматривать документы, искать необходимые данные, поскольку программа анализирует все имеющиеся в ней данные, сигнализируя в форме красного либо зеленого индикатора о наличии либо отсутствии нарушений. Данная система позволила вывести реализацию принципа независимости на новый уровень, исключив влияние человеческой ошибки при принятии решения. Система также позволяет формировать историю добросовестных и недобросовестных налогоплательщиков, поскольку она вся сохраняется в единой базе: декларации, счета-фактуры. Благодаря автоматизации происходит сопоставление данных, предоставляемых всеми участниками сделки. При выявлении недостоверных сведений, расхождений в данных в отношении таких налогоплательщиков проводятся дополнительные контрольные мероприятия, постоянный мониторинг за их деятельностью, что позволяет минимизировать риски и предупреждать нарушения на ранней стадии с целью обеспечения формирования бюджета и исключения неправомерного получения из бюджета денежных средств. Кроме того, именно возможности программного продукта позволяют сокращать сроки для рассмотрения и принятия решения налоговыми органами, что влечет понимание налогоплательщиком сроков рассмотрения его документов в рамках проведения камеральной налоговой проверки, при этом отношения между органами и объектами контроля становятся прозрачными, стабильными, и формируется доверие со стороны налогоплательщика. Хотя в то же время возникают вопросы со стороны налогоплательщика о неправомерности перекладывания на него ответственности за третьих, четвертых и так далее контрагентов в цепочке. На наш взгляд, для разрешения подобной проблемы необходимо создание и внедрение налоговыми органами программы, работающей в онлайн-режиме и позволяющей проводить налогоплательщикам более всестороннюю проверку контрагентов до заключения договора, в частности, сведений о неуплате налога на добавленную стоимость либо наличии задолженности по уплате налогов и сборов. Внедрение АСК НДС-2 "значительно улучшило контроль за налогом" <2>. Представляется целесообразным внести изменения в действующее законодательство о налогах и сборах в части закрепления признания налогоплательщика добросовестным в случае использования такого ресурса по проверке контрагента.
Готовое решение: Как действовать заказчику в ходе исполнения государственного (муниципального) контракта по Закону N 44-ФЗ
(КонсультантПлюс, 2025)Если контрагент по государственному (муниципальному) контракту не является плательщиком НДС, оплатите такой контракт по цене, которую участник указал в заявке. По общему правилу цена контракта является твердой, определяется на весь срок его исполнения (ч. 2 ст. 34 Закона N 44-ФЗ). Возможности уменьшить на сумму НДС цену контракта с контрагентом, применяющим УСН и освобожденным от уплаты такого налога, Закон N 44-ФЗ не предусматривает (Письма Минфина России от 05.05.2025 N 03-07-07/44615, от 20.11.2024 N 03-07-11/115183, от 10.06.2024 N 24-08-08/53524, от 14.03.2023 N 24-06-06/21248, от 15.08.2022 N 03-07-11/79299, от 12.05.2020 N 24-01-08/38165, Информационное письмо Минфина России от 15.05.2019 N 24-01-07/34829). Указанные разъяснения были сформулированы в период, когда все участники, применяющие УСН, по общему правилу не признавались плательщиками НДС. Полагаем, что вывод применим и сейчас к участникам, применяющим УСН и освобожденным от уплаты НДС в соответствии с п. 1 ст. 145 НК РФ.
(КонсультантПлюс, 2025)Если контрагент по государственному (муниципальному) контракту не является плательщиком НДС, оплатите такой контракт по цене, которую участник указал в заявке. По общему правилу цена контракта является твердой, определяется на весь срок его исполнения (ч. 2 ст. 34 Закона N 44-ФЗ). Возможности уменьшить на сумму НДС цену контракта с контрагентом, применяющим УСН и освобожденным от уплаты такого налога, Закон N 44-ФЗ не предусматривает (Письма Минфина России от 05.05.2025 N 03-07-07/44615, от 20.11.2024 N 03-07-11/115183, от 10.06.2024 N 24-08-08/53524, от 14.03.2023 N 24-06-06/21248, от 15.08.2022 N 03-07-11/79299, от 12.05.2020 N 24-01-08/38165, Информационное письмо Минфина России от 15.05.2019 N 24-01-07/34829). Указанные разъяснения были сформулированы в период, когда все участники, применяющие УСН, по общему правилу не признавались плательщиками НДС. Полагаем, что вывод применим и сейчас к участникам, применяющим УСН и освобожденным от уплаты НДС в соответствии с п. 1 ст. 145 НК РФ.
Статья: К вопросу об учете НДС в цене государственного (муниципального) контракта на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг, заключаемого в целях обеспечения государственных (муниципальных) нужд
(Абсолямов Р.Г., Денисова А.А.)
("Налоги" (журнал), 2021, N 4)Вопрос об учете НДС в стоимости контракта и в последующем - уплате суммы НДС по контракту исполнителю, освобожденному от его уплаты, неразрывно связан с принципом эффективного использования бюджетных средств. В соответствии со ст. 34 Бюджетного кодекса РФ принцип эффективности использования бюджетных средств означает, что при составлении и исполнении бюджетов участники бюджетного процесса в рамках установленных им бюджетных полномочий должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств (экономности) и (или) достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств (результативности) <5>. Указанному принципу корреспондируют и положения ст. 6 Закона о контрактной системе, согласно которым контрактная система в сфере закупок основывается в том числе на принципе эффективности осуществления закупок.
(Абсолямов Р.Г., Денисова А.А.)
("Налоги" (журнал), 2021, N 4)Вопрос об учете НДС в стоимости контракта и в последующем - уплате суммы НДС по контракту исполнителю, освобожденному от его уплаты, неразрывно связан с принципом эффективного использования бюджетных средств. В соответствии со ст. 34 Бюджетного кодекса РФ принцип эффективности использования бюджетных средств означает, что при составлении и исполнении бюджетов участники бюджетного процесса в рамках установленных им бюджетных полномочий должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств (экономности) и (или) достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств (результативности) <5>. Указанному принципу корреспондируют и положения ст. 6 Закона о контрактной системе, согласно которым контрактная система в сфере закупок основывается в том числе на принципе эффективности осуществления закупок.
Вопрос: Об уплате НДС за счет подлежащих казначейскому сопровождению средств по контракту (договору), заключенному в рамках концессионного соглашения, финансируемому за счет субсидии из бюджета субъекта РФ.
(Письмо Минфина России от 20.06.2025 N 02-13-11/60555)Вопрос: Об уплате НДС за счет подлежащих казначейскому сопровождению средств по контракту (договору), заключенному в рамках концессионного соглашения, финансируемому за счет субсидии из бюджета субъекта РФ.
(Письмо Минфина России от 20.06.2025 N 02-13-11/60555)Вопрос: Об уплате НДС за счет подлежащих казначейскому сопровождению средств по контракту (договору), заключенному в рамках концессионного соглашения, финансируемому за счет субсидии из бюджета субъекта РФ.