Унитарное предприятие концессионер
Подборка наиболее важных документов по запросу Унитарное предприятие концессионер (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Позиции судов по спорным вопросам. Арбитражный процесс: Обращение взыскания на имущество должника, находящееся у третьих лиц, в арбитражном процессе
(КонсультантПлюс, 2025)"...судебный пристав-исполнитель... обратилась в... суд... с заявлением... об обращении взыскания на имущество, принадлежащее муниципальному унитарному предприятию... и находящееся у общества с ограниченной ответственностью...
(КонсультантПлюс, 2025)"...судебный пристав-исполнитель... обратилась в... суд... с заявлением... об обращении взыскания на имущество, принадлежащее муниципальному унитарному предприятию... и находящееся у общества с ограниченной ответственностью...
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
"Проблемы строительного права: сборник статей"
(выпуск 3)
(сост. и отв. ред. Н.Б. Щербаков)
("Статут", 2024)При реализации КРТ оператором КРТ он не может инициировать заключение концессионного соглашения или соглашения о государственном (муниципальном) частном партнерстве на стороне концедента, поскольку такой возможности законодательством не предусмотрено <1>. Оператор КРТ не может выступать и на стороне частного партнера, поскольку является подконтрольным публичному субъекту лицом, в отношении которого установлен запрет выступать в роли частного партнера (ч. 2 и 3 ст. 5 Закона о ГЧП). Однако в отношении роли концессионера формального запрета нет (п. 2 ч. 1 ст. 5 Закона о концессионных соглашениях). Тем не менее в таком случае возникает вопрос о подлинности ГЧП в концессионном проекте, концессионером по которому выступает подконтрольное публичному субъекту лицо <2>. Так, к основным признакам ГЧП относят его участников - публичных субъектов и частный бизнес <3>. Кроме того, отметим, что уже сейчас участие таких организаций, как государственные или муниципальные унитарные предприятия или бюджетные учреждения, в концессионных проектах не приветствуется, что выражается в позиции Минстроя России, согласно которой участие в концессионном соглашении в качестве концессионера унитарного предприятия не может быть направлено на обеспечение привлечения инвестиций; таким образом, в случае, когда стороной концессионного соглашения является унитарное предприятие или бюджетное учреждение, государство или муниципалитет выступает на обеих сторонах соглашения, что противоречит сущности ГЧП <4>.
(выпуск 3)
(сост. и отв. ред. Н.Б. Щербаков)
("Статут", 2024)При реализации КРТ оператором КРТ он не может инициировать заключение концессионного соглашения или соглашения о государственном (муниципальном) частном партнерстве на стороне концедента, поскольку такой возможности законодательством не предусмотрено <1>. Оператор КРТ не может выступать и на стороне частного партнера, поскольку является подконтрольным публичному субъекту лицом, в отношении которого установлен запрет выступать в роли частного партнера (ч. 2 и 3 ст. 5 Закона о ГЧП). Однако в отношении роли концессионера формального запрета нет (п. 2 ч. 1 ст. 5 Закона о концессионных соглашениях). Тем не менее в таком случае возникает вопрос о подлинности ГЧП в концессионном проекте, концессионером по которому выступает подконтрольное публичному субъекту лицо <2>. Так, к основным признакам ГЧП относят его участников - публичных субъектов и частный бизнес <3>. Кроме того, отметим, что уже сейчас участие таких организаций, как государственные или муниципальные унитарные предприятия или бюджетные учреждения, в концессионных проектах не приветствуется, что выражается в позиции Минстроя России, согласно которой участие в концессионном соглашении в качестве концессионера унитарного предприятия не может быть направлено на обеспечение привлечения инвестиций; таким образом, в случае, когда стороной концессионного соглашения является унитарное предприятие или бюджетное учреждение, государство или муниципалитет выступает на обеих сторонах соглашения, что противоречит сущности ГЧП <4>.
Статья: Муниципальные унитарные предприятия: ликвидировать нельзя сохранить (с учетом Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 4 июля 2024 г. N 35-П)
(Баженова О.И.)
("Местное право", 2024, N 5)С одной стороны, процессы ликвидации МУПов были обусловлены введением института концессии в качестве альтернативного способа управления публичной собственностью. По мере все более широкого использования данного института (на началах государственного софинансирования (!)), в том числе в сферах муниципальной деятельности (автомобильные дороги, объекты теплоснабжения, здравоохранения, образования, культуры и т.д. (ч. 1 ст. 4 Федерального закона от 21 июля 2005 г. N 115-ФЗ "О концессионных соглашениях" <6>)), обострялся и вопрос о дальнейшей судьбе муниципальных унитарных предприятий. Передав имущество, закреплявшееся за ними ранее на праве хозяйственного ведения, концессионерам, многие МУПы прекратили свое существование.
(Баженова О.И.)
("Местное право", 2024, N 5)С одной стороны, процессы ликвидации МУПов были обусловлены введением института концессии в качестве альтернативного способа управления публичной собственностью. По мере все более широкого использования данного института (на началах государственного софинансирования (!)), в том числе в сферах муниципальной деятельности (автомобильные дороги, объекты теплоснабжения, здравоохранения, образования, культуры и т.д. (ч. 1 ст. 4 Федерального закона от 21 июля 2005 г. N 115-ФЗ "О концессионных соглашениях" <6>)), обострялся и вопрос о дальнейшей судьбе муниципальных унитарных предприятий. Передав имущество, закреплявшееся за ними ранее на праве хозяйственного ведения, концессионерам, многие МУПы прекратили свое существование.
Нормативные акты
Федеральный закон от 21.07.2005 N 115-ФЗ
(ред. от 23.07.2025)
"О концессионных соглашениях"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2025)1.1. В случае, если объектом концессионного соглашения является имущество, предусмотренное пунктами 1, 6, 10, 11 и 17 - 20 части 1 статьи 4 настоящего Федерального закона и принадлежащее государственному или муниципальному унитарному предприятию на праве хозяйственного ведения, такое предприятие участвует на стороне концедента в обязательствах по концессионному соглашению и осуществляет отдельные полномочия концедента наряду с иными лицами, которые могут их осуществлять в соответствии с настоящим Федеральным законом. Осуществляемые таким предприятием полномочия концедента, в том числе полномочия по передаче объекта концессионного соглашения и (или) иного передаваемого концедентом концессионеру по концессионному соглашению имущества, определяются концессионным соглашением. При этом такое государственное или муниципальное унитарное предприятие передает концессионеру права владения и пользования недвижимым имуществом, входящим в состав объекта концессионного соглашения и (или) иного передаваемого концедентом концессионеру по концессионному соглашению имущества, и подписывает соответствующие акты приема-передачи.
(ред. от 23.07.2025)
"О концессионных соглашениях"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2025)1.1. В случае, если объектом концессионного соглашения является имущество, предусмотренное пунктами 1, 6, 10, 11 и 17 - 20 части 1 статьи 4 настоящего Федерального закона и принадлежащее государственному или муниципальному унитарному предприятию на праве хозяйственного ведения, такое предприятие участвует на стороне концедента в обязательствах по концессионному соглашению и осуществляет отдельные полномочия концедента наряду с иными лицами, которые могут их осуществлять в соответствии с настоящим Федеральным законом. Осуществляемые таким предприятием полномочия концедента, в том числе полномочия по передаче объекта концессионного соглашения и (или) иного передаваемого концедентом концессионеру по концессионному соглашению имущества, определяются концессионным соглашением. При этом такое государственное или муниципальное унитарное предприятие передает концессионеру права владения и пользования недвижимым имуществом, входящим в состав объекта концессионного соглашения и (или) иного передаваемого концедентом концессионеру по концессионному соглашению имущества, и подписывает соответствующие акты приема-передачи.
Справочная информация: "Правовой календарь на III квартал 2025 года"
(Материал подготовлен специалистами КонсультантПлюс)Установлено, что концессионером не может являться государственное или муниципальное унитарное предприятие или бюджетное учреждение.
(Материал подготовлен специалистами КонсультантПлюс)Установлено, что концессионером не может являться государственное или муниципальное унитарное предприятие или бюджетное учреждение.
Вопрос: Кто может быть оператором информационной системы?
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)- в случае создания или модернизации информационной системы на основании концессионного соглашения, соглашения о государственно-частном партнерстве или соглашения о муниципально-частном партнерстве функции оператора информационной системы в пределах, в объемах и в сроки, которые предусмотрены соответствующим соглашением, осуществляются концессионером или частным партнером соответственно (ч. 2.2 ст. 13 Закона об информации);
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)- в случае создания или модернизации информационной системы на основании концессионного соглашения, соглашения о государственно-частном партнерстве или соглашения о муниципально-частном партнерстве функции оператора информационной системы в пределах, в объемах и в сроки, которые предусмотрены соответствующим соглашением, осуществляются концессионером или частным партнером соответственно (ч. 2.2 ст. 13 Закона об информации);
Статья: Отчет о результатах экспертно-аналитического мероприятия "Аудит использования средств федерального бюджета на реализацию мероприятий по строительству и реконструкции (модернизации) объектов питьевого водоснабжения и водоподготовки в субъектах Российской Федерации (выборочно), включая средства, предоставленные в рамках федерального проекта "Инфраструктурное меню", в том числе в сравнении с проектами, реализуемыми с использованием механизма государственно-частного партнерства (без привлечения федеральных ресурсов), в 2022 - 2023 годах"
(Трунова Н.)
("Бюллетень Счетной палаты РФ", 2024, N 10)Преимущественно унитарные предприятия, независимо от финансового положения
(Трунова Н.)
("Бюллетень Счетной палаты РФ", 2024, N 10)Преимущественно унитарные предприятия, независимо от финансового положения
Статья: Отчет о результатах экспертно-аналитического мероприятия "Анализ реализации концессионных соглашений в отношении объектов по производству, передаче и распределению электрической энергии, объектов энергоснабжения, объектов, предназначенных для освещения территорий городских и сельских поселений, объектов благоустройства территорий, объектов теплоснабжения, централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения" (с учетом материалов контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации)
(Трунова Н.)
("Бюллетень Счетной палаты РФ", 2025, N 5)- отсутствие переходного периода, в течение которого концессионеры должны привести в соответствие с обязательными требованиями объекты ЖКХ, ранее находившиеся в эксплуатации государственных (муниципальных) унитарных предприятий (далее - ГУП, МУП), что может повлечь выдачу концессионерам органами государственного контроля (надзора) предписаний об устранении в короткие сроки нарушений, допущенных иными лицами до передачи объектов в концессию, и привлечении концессионеров к ответственности за неисполнение предписаний;
(Трунова Н.)
("Бюллетень Счетной палаты РФ", 2025, N 5)- отсутствие переходного периода, в течение которого концессионеры должны привести в соответствие с обязательными требованиями объекты ЖКХ, ранее находившиеся в эксплуатации государственных (муниципальных) унитарных предприятий (далее - ГУП, МУП), что может повлечь выдачу концессионерам органами государственного контроля (надзора) предписаний об устранении в короткие сроки нарушений, допущенных иными лицами до передачи объектов в концессию, и привлечении концессионеров к ответственности за неисполнение предписаний;
Готовое решение: Государственное (муниципальное) унитарное предприятие: понятие, имущество, порядок совершения сделок и обязательства
(КонсультантПлюс, 2025)Исключение сделано для государственных и муниципальных предприятий: они вправе оформить субаренду или перенаем с концессионером в соответствии с концессионным соглашением или передать участок в субаренду в границах морских портов (пп. 1, 2 п. 5, п. 6 ст. 18 Закона об унитарных предприятиях).
(КонсультантПлюс, 2025)Исключение сделано для государственных и муниципальных предприятий: они вправе оформить субаренду или перенаем с концессионером в соответствии с концессионным соглашением или передать участок в субаренду в границах морских портов (пп. 1, 2 п. 5, п. 6 ст. 18 Закона об унитарных предприятиях).
"Юридический справочник застройщика"
(9-я редакция)
(под ред. Д.С. Некрестьянова)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)При привлечении третьих лиц необходимо иметь в виду следующее. В Законе N 115-ФЗ не установлены ограничения по привлекаемым концессионером третьим лицам. Однако согласно Закону N 224-ФЗ частный партнер не вправе привлекать государственные (муниципальные) унитарные предприятия, учреждения, публично-правовые компании и иные так называемые юридические лица с публичным участием, предусмотренные п. 2 ст. 5 Закона N 224-ФЗ. При этом, несмотря на то что в качестве частного партнера не может выступать иностранное юридическое лицо, ограничения на привлечение иностранных организаций в качестве третьих лиц по общему правилу отсутствуют <1>.
(9-я редакция)
(под ред. Д.С. Некрестьянова)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)При привлечении третьих лиц необходимо иметь в виду следующее. В Законе N 115-ФЗ не установлены ограничения по привлекаемым концессионером третьим лицам. Однако согласно Закону N 224-ФЗ частный партнер не вправе привлекать государственные (муниципальные) унитарные предприятия, учреждения, публично-правовые компании и иные так называемые юридические лица с публичным участием, предусмотренные п. 2 ст. 5 Закона N 224-ФЗ. При этом, несмотря на то что в качестве частного партнера не может выступать иностранное юридическое лицо, ограничения на привлечение иностранных организаций в качестве третьих лиц по общему правилу отсутствуют <1>.
Статья: Концессии в ЖКХ. Опыт регионов. Комментарии КСО
(Комлик В., Ермакова Л., Тулякова И., Карнакова И., Чиркова Ж., Сунцов Е., Ряшенцева Е.)
("Бюллетень Счетной палаты РФ", 2025, N 5)Выводы отчета подтверждают необходимость совершенствования законодательства, часть изменений уже подготовлена (уточнены требования по участию концессионера в конкурсе, установлен запрет для участия унитарных предприятий, ограничено участие недобросовестных лиц и др.). При этом справедливо отмечена недостаточная государственная поддержка концессионных соглашений в жилищно-коммунальной сфере, указано на отсутствие методологии оценки их эффективности и мониторинга обязательств, выявлена необходимость совершенствования порядка расчета индексов изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в среднем по субъектам Российской Федерации и др.
(Комлик В., Ермакова Л., Тулякова И., Карнакова И., Чиркова Ж., Сунцов Е., Ряшенцева Е.)
("Бюллетень Счетной палаты РФ", 2025, N 5)Выводы отчета подтверждают необходимость совершенствования законодательства, часть изменений уже подготовлена (уточнены требования по участию концессионера в конкурсе, установлен запрет для участия унитарных предприятий, ограничено участие недобросовестных лиц и др.). При этом справедливо отмечена недостаточная государственная поддержка концессионных соглашений в жилищно-коммунальной сфере, указано на отсутствие методологии оценки их эффективности и мониторинга обязательств, выявлена необходимость совершенствования порядка расчета индексов изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в среднем по субъектам Российской Федерации и др.
Готовое решение: Что такое концессионное соглашение
(КонсультантПлюс, 2025)Концессионером не может являться государственное или муниципальное унитарное предприятие или бюджетное учреждение (ч. 8 ст. 5 Закона о концессионных соглашениях). Однако данный запрет не распространяется на концессионные соглашения, заключенные до 1 сентября 2025 г. Такой вывод следует из ч. 1 и 2 ст. 2 Федерального закона от 28.02.2025 N 22-ФЗ.
(КонсультантПлюс, 2025)Концессионером не может являться государственное или муниципальное унитарное предприятие или бюджетное учреждение (ч. 8 ст. 5 Закона о концессионных соглашениях). Однако данный запрет не распространяется на концессионные соглашения, заключенные до 1 сентября 2025 г. Такой вывод следует из ч. 1 и 2 ст. 2 Федерального закона от 28.02.2025 N 22-ФЗ.
Готовое решение: Как применять СГС "Концессионные соглашения"
(КонсультантПлюс, 2025)Концессионером в соглашениях, заключенных после 01.09.2025, не может быть государственное или муниципальное унитарное предприятие либо бюджетное учреждение (ч. 8 ст. 5 Закона о концессионных соглашениях, ч. 1, 2 ст. 2 Федерального закона от 28.02.2025 N 22-ФЗ).
(КонсультантПлюс, 2025)Концессионером в соглашениях, заключенных после 01.09.2025, не может быть государственное или муниципальное унитарное предприятие либо бюджетное учреждение (ч. 8 ст. 5 Закона о концессионных соглашениях, ч. 1, 2 ст. 2 Федерального закона от 28.02.2025 N 22-ФЗ).
Статья: Стратегическое хозяйственное общество в понимании Закона об иностранных инвестициях
(Мильчакова О.В.)
("Административное и муниципальное право", 2024, N 6)В отношении второго квалифицирующего признака - наличие статуса хозяйственного общества - необходимо отметить, что в соответствии с п. 4 ст. 66 Гражданского кодекса РФ хозяйственные общества могут создаваться в организационно-правовой форме акционерного общества или общества с ограниченной ответственностью. При этом, например, государственные и муниципальные унитарные предприятия не относятся к хозяйственным обществам, однако имущество (находящееся, в том числе на праве хозяйственного ведения) данных предприятий, оказывающих, например, услуги водоснабжения, может является объектом концессионного соглашения, концессионером по которому может выступать иностранный инвестор.
(Мильчакова О.В.)
("Административное и муниципальное право", 2024, N 6)В отношении второго квалифицирующего признака - наличие статуса хозяйственного общества - необходимо отметить, что в соответствии с п. 4 ст. 66 Гражданского кодекса РФ хозяйственные общества могут создаваться в организационно-правовой форме акционерного общества или общества с ограниченной ответственностью. При этом, например, государственные и муниципальные унитарные предприятия не относятся к хозяйственным обществам, однако имущество (находящееся, в том числе на праве хозяйственного ведения) данных предприятий, оказывающих, например, услуги водоснабжения, может является объектом концессионного соглашения, концессионером по которому может выступать иностранный инвестор.
Статья: Муниципально-частное партнерство: проблемы и перспективы
(Абрамова М.А.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2021, N 7)К примеру, с учетом требований антимонопольного законодательства <7> муниципальные унитарные предприятия не должны осуществлять свою деятельность на конкурентных рынках, а это прежде всего сферы теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения. Казалось бы, выходом из сложившейся ситуации является заключение концессионного соглашения на объекты тепловодоснабжения и водоотведения. Однако является большой проблемой найти концессионера на такие объекты. Вряд ли вызовут интерес водонапорная башня, небольшая котельная или же сельский водопровод. В данном случае интерес у инвестора может вызвать масштабность проекта с участием нескольких муниципальных образований - не исключено, что и с участием региональных властей в проекте.
(Абрамова М.А.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2021, N 7)К примеру, с учетом требований антимонопольного законодательства <7> муниципальные унитарные предприятия не должны осуществлять свою деятельность на конкурентных рынках, а это прежде всего сферы теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения. Казалось бы, выходом из сложившейся ситуации является заключение концессионного соглашения на объекты тепловодоснабжения и водоотведения. Однако является большой проблемой найти концессионера на такие объекты. Вряд ли вызовут интерес водонапорная башня, небольшая котельная или же сельский водопровод. В данном случае интерес у инвестора может вызвать масштабность проекта с участием нескольких муниципальных образований - не исключено, что и с участием региональных властей в проекте.