Унитарное предприятие это
Подборка наиболее важных документов по запросу Унитарное предприятие это (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Перечень позиций высших судов к ст. 200 ГК РФ "Начало течения срока исковой давности"2.1.6.1. Течение срока исковой давности по иску собственника имущества унитарного предприятия (учреждения) об истребовании этого имущества из чужого незаконного владения начинается со дня, когда о нарушенном праве узнало или должно было узнать предприятие (учреждение) (позиция ВС РФ, ВАС РФ) >>>
Перечень позиций высших судов к ст. 301 ГК РФ "Истребование имущества из чужого незаконного владения"1.5.3. Течение срока исковой давности по иску собственника имущества унитарного предприятия (учреждения) об истребовании этого имущества из чужого незаконного владения начинается со дня, когда о нарушенном праве узнало или должно было узнать предприятие (учреждение) (позиция ВС РФ, ВАС РФ) >>>
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Путеводитель по судебной практике. Аренда. Общие положенияОднако данное правило не распространяется на распоряжение движимым имуществом, принадлежащим унитарному предприятию на праве хозяйственного ведения (п. 1 ст. 18 Федерального закона от 14.11.2002 N 161-ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях"). Это правило не касается также распоряжения имуществом образовательных учреждений (п. 11 ст. 39 Закона РФ от 10.07.1992 N 3266-1 "Об образовании", п. 4 ст. 27 Федерального закона от 22.08.1996 N 125-ФЗ "О высшем и послевузовском профессиональном образовании"). Указанные законы утратили силу с 01.09.2013 в связи с вступлением в силу Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", который аналогичной нормы не содержит.
Нормативные акты
Федеральный закон от 14.11.2002 N 161-ФЗ
(ред. от 23.05.2025)
"О государственных и муниципальных унитарных предприятиях"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.06.2025)1. Унитарным предприятием признается коммерческая организация, не наделенная правом собственности на имущество, закрепленное за ней собственником. В форме унитарных предприятий могут быть созданы только государственные и муниципальные предприятия. Имущество унитарного предприятия принадлежит на праве собственности Российской Федерации, субъекту Российской Федерации или муниципальному образованию.
(ред. от 23.05.2025)
"О государственных и муниципальных унитарных предприятиях"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.06.2025)1. Унитарным предприятием признается коммерческая организация, не наделенная правом собственности на имущество, закрепленное за ней собственником. В форме унитарных предприятий могут быть созданы только государственные и муниципальные предприятия. Имущество унитарного предприятия принадлежит на праве собственности Российской Федерации, субъекту Российской Федерации или муниципальному образованию.
"Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая)" от 30.11.1994 N 51-ФЗ
(ред. от 31.07.2025)
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.08.2025)1. Унитарным предприятием признается коммерческая организация, не наделенная правом собственности на закрепленное за ней собственником имущество. Имущество унитарного предприятия является неделимым и не может быть распределено по вкладам (долям, паям), в том числе между работниками предприятия.
(ред. от 31.07.2025)
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.08.2025)1. Унитарным предприятием признается коммерческая организация, не наделенная правом собственности на закрепленное за ней собственником имущество. Имущество унитарного предприятия является неделимым и не может быть распределено по вкладам (долям, паям), в том числе между работниками предприятия.
Готовое решение: Как предоставить преференции участникам закупки по Закону N 44-ФЗ
(КонсультантПлюс, 2025)Предприятия УИС являются унитарными. Это следует из п. п. 1, 2 ст. 113 ГК РФ и ч. 3 ст. 11 Закона РФ от 21.07.1993 N 5473-1. В связи с этим они не могут быть СОНКО.
(КонсультантПлюс, 2025)Предприятия УИС являются унитарными. Это следует из п. п. 1, 2 ст. 113 ГК РФ и ч. 3 ст. 11 Закона РФ от 21.07.1993 N 5473-1. В связи с этим они не могут быть СОНКО.
Статья: Порядок преобразования федерального унитарного предприятия в автономную некоммерческую организацию
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)На основании п. п. 7, 8 ст. 29 Закона об унитарных предприятиях унитарное предприятие не позднее тридцати дней с даты принятия решения о реорганизации обязано уведомить в письменной форме об этом всех известных ему кредиторов унитарного предприятия, а также поместить в органах печати, в которых публикуются данные о государственной регистрации юридических лиц, сообщение о таком решении. При этом кредиторы унитарного предприятия в течение тридцати дней с даты направления им уведомления или в течение тридцати дней с даты опубликования сообщения о таком решении вправе в письменной форме потребовать прекращения или досрочного исполнения соответствующих обязательств унитарного предприятия и возмещения им убытков.
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)На основании п. п. 7, 8 ст. 29 Закона об унитарных предприятиях унитарное предприятие не позднее тридцати дней с даты принятия решения о реорганизации обязано уведомить в письменной форме об этом всех известных ему кредиторов унитарного предприятия, а также поместить в органах печати, в которых публикуются данные о государственной регистрации юридических лиц, сообщение о таком решении. При этом кредиторы унитарного предприятия в течение тридцати дней с даты направления им уведомления или в течение тридцати дней с даты опубликования сообщения о таком решении вправе в письменной форме потребовать прекращения или досрочного исполнения соответствующих обязательств унитарного предприятия и возмещения им убытков.
Статья: Порядок приватизации муниципального унитарного предприятия
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)В соответствии с передаточным актом хозяйственное общество, созданное путем преобразования унитарного предприятия, с момента его государственной регистрации в ЕГРЮЛ становится правопреемником этого унитарного предприятия (ч. 1 ст. 37 Закона о приватизации).
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)В соответствии с передаточным актом хозяйственное общество, созданное путем преобразования унитарного предприятия, с момента его государственной регистрации в ЕГРЮЛ становится правопреемником этого унитарного предприятия (ч. 1 ст. 37 Закона о приватизации).
Путеводитель по судебной практике: Общие положения об аренде.
Вправе ли собственник взыскать неосновательное обогащение с лица, которое без основания использовало имущество, переданное унитарному предприятию или учреждению по договору аренды
(КонсультантПлюс, 2025)"...Обосновывая вывод о неправомерности получения предприятием арендной платы за период с июля 2004 по май 2007 года ссылками на нормы Бюджетного кодекса Российской Федерации и ежегодно издаваемых федеральных законов о федеральном бюджете, суд первой инстанции не учел, что положения бюджетного законодательства определяют не содержание прав государственных унитарных предприятий на доходы, полученные ими от использования имущества, закрепленного за ними на праве хозяйственного ведения, а устанавливают особенности учета этих средств. Предусмотренный нормами бюджетного законодательства порядок учета таких доходов не изменяет закрепленный Кодексом объем прав унитарного предприятия на эти доходы.
Вправе ли собственник взыскать неосновательное обогащение с лица, которое без основания использовало имущество, переданное унитарному предприятию или учреждению по договору аренды
(КонсультантПлюс, 2025)"...Обосновывая вывод о неправомерности получения предприятием арендной платы за период с июля 2004 по май 2007 года ссылками на нормы Бюджетного кодекса Российской Федерации и ежегодно издаваемых федеральных законов о федеральном бюджете, суд первой инстанции не учел, что положения бюджетного законодательства определяют не содержание прав государственных унитарных предприятий на доходы, полученные ими от использования имущества, закрепленного за ними на праве хозяйственного ведения, а устанавливают особенности учета этих средств. Предусмотренный нормами бюджетного законодательства порядок учета таких доходов не изменяет закрепленный Кодексом объем прав унитарного предприятия на эти доходы.
"Комментарий к Федеральному закону от 21 декабря 2001 г. N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества"
(постатейный)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2025)Пункт 1.1 комментируемой статьи предусматривает изъятие из сферы действия указанного в п. 1 данной статьи ограничения (то есть из правила о том, что объекты социально-культурного назначения (здравоохранения, культуры и спорта) и коммунально-бытового назначения могут быть приватизированы в составе имущественного комплекса унитарного предприятия) - это случаи, когда объекты электросетевого хозяйства, источники тепловой энергии, тепловые сети, централизованные системы горячего водоснабжения и (или) отдельные объекты таких систем, сети газораспределения, сети газопотребления и объекты таких сетей являются основными производственными фондами унитарного предприятия. Указание на сети газораспределения, сети газопотребления и объекты таких сетей включено в п. 1.1 комментируемой статьи Законом 2023 г. N 345-ФЗ, которым, как говорилось выше, введен п. 1.4 данной статьи, определяющий особенности приватизации сетей газораспределения, сетей газопотребления и объектов таких сетей.
(постатейный)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2025)Пункт 1.1 комментируемой статьи предусматривает изъятие из сферы действия указанного в п. 1 данной статьи ограничения (то есть из правила о том, что объекты социально-культурного назначения (здравоохранения, культуры и спорта) и коммунально-бытового назначения могут быть приватизированы в составе имущественного комплекса унитарного предприятия) - это случаи, когда объекты электросетевого хозяйства, источники тепловой энергии, тепловые сети, централизованные системы горячего водоснабжения и (или) отдельные объекты таких систем, сети газораспределения, сети газопотребления и объекты таких сетей являются основными производственными фондами унитарного предприятия. Указание на сети газораспределения, сети газопотребления и объекты таких сетей включено в п. 1.1 комментируемой статьи Законом 2023 г. N 345-ФЗ, которым, как говорилось выше, введен п. 1.4 данной статьи, определяющий особенности приватизации сетей газораспределения, сетей газопотребления и объектов таких сетей.
Статья: Директор юридического лица: на стыке гражданского и трудового права
(Егоров А.В.)
("Закон", 2022, N 10)Если акт об установлении размера заработной платы или о премировании оспаривается как сделка директора в отношении себя лично, следует исходить из того, что оспаривание должно состояться в течение года с момента, когда лицо, уполномоченное на косвенный иск об оспаривании сделки юридического лица с заинтересованностью, узнало или должно было узнать о соответствующем акте. Осведомленность косвенного истца может также вытекать из принятых им отчетных документов юридического лица по итогам финансового года, в которых могут фигурировать выплаты премий. Если совокупный уровень премий был таков, что не вызывал нареканий собрания участников хозяйственного общества/учредителя унитарного предприятия, это создает презумпцию отсутствия нелояльности или незаботливости (п. 1 ст. 53.1 ГК РФ) в действиях директора по выплате соответствующей премии, в том числе и в свою пользу (в пропорциональном размере от общей суммы премий всем сотрудникам).
(Егоров А.В.)
("Закон", 2022, N 10)Если акт об установлении размера заработной платы или о премировании оспаривается как сделка директора в отношении себя лично, следует исходить из того, что оспаривание должно состояться в течение года с момента, когда лицо, уполномоченное на косвенный иск об оспаривании сделки юридического лица с заинтересованностью, узнало или должно было узнать о соответствующем акте. Осведомленность косвенного истца может также вытекать из принятых им отчетных документов юридического лица по итогам финансового года, в которых могут фигурировать выплаты премий. Если совокупный уровень премий был таков, что не вызывал нареканий собрания участников хозяйственного общества/учредителя унитарного предприятия, это создает презумпцию отсутствия нелояльности или незаботливости (п. 1 ст. 53.1 ГК РФ) в действиях директора по выплате соответствующей премии, в том числе и в свою пользу (в пропорциональном размере от общей суммы премий всем сотрудникам).
Статья: Изъятие собственником имущества ГУП основных средств, приобретенных за счет субсидий
(Лимонникова А.С.)
("Жилищно-коммунальное хозяйство: бухгалтерский учет и налогообложение", 2023, N 2)При изъятии собственником имущества делается проводка по дебету счета 75 "Расчеты с учредителями" в корреспонденции с кредитом счетов по учету имущества (причем если это имущество подлежало амортизации, то выбытие отражается по остаточной стоимости изымаемого имущества). Указанной записи предшествует запись по дебету счета 80 "Уставный капитал" (при этом осуществляется уменьшение в установленном законодательством порядке уставного фонда) в корреспонденции с кредитом счета 75, субсчет "Расчеты по выделенному имуществу" в оценке по стоимости, по которой унитарное предприятие наделялось этим имуществом. При выбытии амортизируемого имущества разница, образовавшаяся на счете 75, списывается на счет 91 "Прочие доходы и расходы" в качестве прочего дохода.
(Лимонникова А.С.)
("Жилищно-коммунальное хозяйство: бухгалтерский учет и налогообложение", 2023, N 2)При изъятии собственником имущества делается проводка по дебету счета 75 "Расчеты с учредителями" в корреспонденции с кредитом счетов по учету имущества (причем если это имущество подлежало амортизации, то выбытие отражается по остаточной стоимости изымаемого имущества). Указанной записи предшествует запись по дебету счета 80 "Уставный капитал" (при этом осуществляется уменьшение в установленном законодательством порядке уставного фонда) в корреспонденции с кредитом счета 75, субсчет "Расчеты по выделенному имуществу" в оценке по стоимости, по которой унитарное предприятие наделялось этим имуществом. При выбытии амортизируемого имущества разница, образовавшаяся на счете 75, списывается на счет 91 "Прочие доходы и расходы" в качестве прочего дохода.
"Жилищный кодекс Российской Федерации: постатейный научно-практический комментарий: учебное пособие"
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Гришаев С.П.)
("Проспект", 2024)Таким образом, из-за недостаточно четкой регламентации ст. 19 Федерального закона от 13 марта 2006 г. N 38-ФЗ "О рекламе" отношений по получению согласия собственников помещений в многоквартирном доме на размещение наружной рекламы на многоквартирных домах в некоторых городах органами местного самоуправления принимались решения, обязывающие рекламодателей и рекламопроизводителей заключать договоры о размещении рекламы не с собственниками общего имущества, а с органом местного самоуправления либо созданным им для этих целей унитарным предприятием. Для этих целей в договорах использовалось противоречащее законодательству понятие "рекламные площади, принадлежащие муниципальному образованию". Кроме того, из-за отсутствия прямого указания в Жилищном кодексе РФ на то, что решение о размещении рекламных конструкций на многоквартирных домах является решением о передаче общего имущества в пользование для целей рекламы, указанные решения в ряде случаев принимались в нарушение ч. 2 ст. 44 Жилищного кодекса РФ не общими собраниями, а исполнительными органами товариществ собственников жилья, жилищных и жилищно-строительных кооперативов.
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Гришаев С.П.)
("Проспект", 2024)Таким образом, из-за недостаточно четкой регламентации ст. 19 Федерального закона от 13 марта 2006 г. N 38-ФЗ "О рекламе" отношений по получению согласия собственников помещений в многоквартирном доме на размещение наружной рекламы на многоквартирных домах в некоторых городах органами местного самоуправления принимались решения, обязывающие рекламодателей и рекламопроизводителей заключать договоры о размещении рекламы не с собственниками общего имущества, а с органом местного самоуправления либо созданным им для этих целей унитарным предприятием. Для этих целей в договорах использовалось противоречащее законодательству понятие "рекламные площади, принадлежащие муниципальному образованию". Кроме того, из-за отсутствия прямого указания в Жилищном кодексе РФ на то, что решение о размещении рекламных конструкций на многоквартирных домах является решением о передаче общего имущества в пользование для целей рекламы, указанные решения в ряде случаев принимались в нарушение ч. 2 ст. 44 Жилищного кодекса РФ не общими собраниями, а исполнительными органами товариществ собственников жилья, жилищных и жилищно-строительных кооперативов.
"Финансовое право (право публичных финансов): доктрина, законодательство, судебная практика, сравнительно-правовой анализ: учебник"
(том I)
(под науч. ред. Д.В. Винницкого)
("Юстицинформ", 2023)С учетом особого публично-правового статуса государственных, муниципальных и казенных предприятий обращают на себя внимание особенности формирования, распределения и использования их имущества. Так, уставным фондом государственного или муниципального предприятия определяется минимальный размер его имущества, гарантирующего интересы кредиторов такого предприятия, он формируется собственником в течение трех месяцев с момента государственной регистрации такого предприятия (подробнее см.: ст. 13 - 15 Закона о государственных и муниципальных унитарных предприятиях), при этом в казенном предприятии уставный фонд не формируется.
(том I)
(под науч. ред. Д.В. Винницкого)
("Юстицинформ", 2023)С учетом особого публично-правового статуса государственных, муниципальных и казенных предприятий обращают на себя внимание особенности формирования, распределения и использования их имущества. Так, уставным фондом государственного или муниципального предприятия определяется минимальный размер его имущества, гарантирующего интересы кредиторов такого предприятия, он формируется собственником в течение трех месяцев с момента государственной регистрации такого предприятия (подробнее см.: ст. 13 - 15 Закона о государственных и муниципальных унитарных предприятиях), при этом в казенном предприятии уставный фонд не формируется.
Статья: Муниципальные унитарные предприятия: ликвидировать нельзя сохранить (с учетом Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 4 июля 2024 г. N 35-П)
(Баженова О.И.)
("Местное право", 2024, N 5)Оттого и неудивительно, что на протяжении многих лет муниципалитеты отстаивают - далеко не в личных интересах (!) - возможность сохранения социально значимых унитарных предприятий. Это можно наблюдать и в рамках многолетнего противостояния между муниципальными образованиями и антимонопольными органами, в рамках которого первые всеми силами пытались сохранить унитарные предприятия на социально значимых рынках транспортного обслуживания, похоронного дела, ремонта дорог, благоустройства, управления многоквартирными домами и пр., а вторые прилагали не меньшие силы к их ликвидации. Как ни парадоксально, но это можно наблюдать и сегодня, когда муниципалитеты - в поисках путей обхода законодательных изменений - стремятся расширить перечень видов деятельности существующих (и соответствующих законно установленным целям) унитарных предприятий. Они предпринимают усилия по созданию МУПов (расширению видов деятельности действующих МУПов) по управлению эксплуатацией жилого фонда, выполнению ремонтных работ по общему имуществу многоквартирных домов, организации похорон и предоставлении связанных с ними услуг, регулярных перевозок пассажиров автобусами в городском и пригородном сообщении, в области сбора неопасных отходов, уборки и санитарной очистки территорий, озеленения, благоустройства, и пр. Причем - и это важно особо подчеркнуть - такие попытки предпринимают преимущество сельские поселения, небольшие городские поселения или муниципальные районы.
(Баженова О.И.)
("Местное право", 2024, N 5)Оттого и неудивительно, что на протяжении многих лет муниципалитеты отстаивают - далеко не в личных интересах (!) - возможность сохранения социально значимых унитарных предприятий. Это можно наблюдать и в рамках многолетнего противостояния между муниципальными образованиями и антимонопольными органами, в рамках которого первые всеми силами пытались сохранить унитарные предприятия на социально значимых рынках транспортного обслуживания, похоронного дела, ремонта дорог, благоустройства, управления многоквартирными домами и пр., а вторые прилагали не меньшие силы к их ликвидации. Как ни парадоксально, но это можно наблюдать и сегодня, когда муниципалитеты - в поисках путей обхода законодательных изменений - стремятся расширить перечень видов деятельности существующих (и соответствующих законно установленным целям) унитарных предприятий. Они предпринимают усилия по созданию МУПов (расширению видов деятельности действующих МУПов) по управлению эксплуатацией жилого фонда, выполнению ремонтных работ по общему имуществу многоквартирных домов, организации похорон и предоставлении связанных с ними услуг, регулярных перевозок пассажиров автобусами в городском и пригородном сообщении, в области сбора неопасных отходов, уборки и санитарной очистки территорий, озеленения, благоустройства, и пр. Причем - и это важно особо подчеркнуть - такие попытки предпринимают преимущество сельские поселения, небольшие городские поселения или муниципальные районы.