Уничтожение водных биоресурсов
Подборка наиболее важных документов по запросу Уничтожение водных биоресурсов (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2023 год: Статья 256 "Незаконная добыча (вылов) водных биологических ресурсов" УК РФПри этом суд сделал вывод, что орудием массового уничтожения водных биологических ресурсов такая удочка является именно в нерестовый период.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Правовая охрана водных объектов: проблемы возмещения вреда
(Дубовик Д.М., Покатова В.П.)
("Экологическое право", 2022, N 5)Более того, учитывая свойство водного объекта, его постоянно изменяющееся состояние, обусловленное физическим свойством воды, как правило, обнаруживаются только последствия, связанные с загрязнением водного объекта (уничтожение водных биологических ресурсов, наличие масляных пятен на водной поверхности и т.д.).
(Дубовик Д.М., Покатова В.П.)
("Экологическое право", 2022, N 5)Более того, учитывая свойство водного объекта, его постоянно изменяющееся состояние, обусловленное физическим свойством воды, как правило, обнаруживаются только последствия, связанные с загрязнением водного объекта (уничтожение водных биологических ресурсов, наличие масляных пятен на водной поверхности и т.д.).
Статья: Экологические и альтернативно-экологические преступления, совершаемые с использованием средств массовой информации, электронных или информационно-телекоммуникационных систем
(Жевлаков Э.Н.)
("Уголовное право", 2024, N 5)Пленум Верховного Суда РФ в п. 22 Постановления от 15 декабря 2022 г. N 37 разъясняет, что понимать под публичной демонстрацией, распространением и рекламированием материалов порнографического характера. Применительно к рассматриваемым преступлениям демонстрация названных выше в перечисленных нормах действий предполагает, таким образом, доступный для понимания, открытый показ соответственно жестокого обращения с животными, добычи и иного незаконного оборота особо ценных диких животных и водных биологических ресурсов, уничтожения или повреждения либо незаконного оборота особо ценных растений и грибов неограниченному числу лиц, возможности просмотра таких материалов, в том числе размещение их на сайтах и на страницах групп пользователей в социальных сетях или на интернет-страницах ИТС, включая сеть Интернет, либо с опубликованием этих действий и материалов в СМИ.
(Жевлаков Э.Н.)
("Уголовное право", 2024, N 5)Пленум Верховного Суда РФ в п. 22 Постановления от 15 декабря 2022 г. N 37 разъясняет, что понимать под публичной демонстрацией, распространением и рекламированием материалов порнографического характера. Применительно к рассматриваемым преступлениям демонстрация названных выше в перечисленных нормах действий предполагает, таким образом, доступный для понимания, открытый показ соответственно жестокого обращения с животными, добычи и иного незаконного оборота особо ценных диких животных и водных биологических ресурсов, уничтожения или повреждения либо незаконного оборота особо ценных растений и грибов неограниченному числу лиц, возможности просмотра таких материалов, в том числе размещение их на сайтах и на страницах групп пользователей в социальных сетях или на интернет-страницах ИТС, включая сеть Интернет, либо с опубликованием этих действий и материалов в СМИ.
Нормативные акты
Приказ ФСБ России от 28.08.2007 N 432
(ред. от 17.05.2016)
"Об утверждении перечня должностных лиц органов Федеральной службы безопасности, уполномоченных принимать решение о возвращении в среду обитания безвозмездно изъятых водных биологических ресурсов либо об уничтожении водных биологических ресурсов и продуктов их переработки, включая икру"
(Зарегистрировано в Минюсте России 02.10.2007 N 10227)Зарегистрировано в Минюсте России 2 октября 2007 г. N 10227
(ред. от 17.05.2016)
"Об утверждении перечня должностных лиц органов Федеральной службы безопасности, уполномоченных принимать решение о возвращении в среду обитания безвозмездно изъятых водных биологических ресурсов либо об уничтожении водных биологических ресурсов и продуктов их переработки, включая икру"
(Зарегистрировано в Минюсте России 02.10.2007 N 10227)Зарегистрировано в Минюсте России 2 октября 2007 г. N 10227
Приказ Россельхознадзора от 05.07.2007 N 154
"О перечне должностных лиц Россельхознадзора, уполномоченных принимать решение о возвращении в среду обитания безвозмездно изъятых водных биоресурсов либо уничтожении водных биоресурсов, а также продуктов их переработки, включая икру"
(Зарегистрировано в Минюсте РФ 06.08.2007 N 9955)Зарегистрировано в Минюсте РФ 6 августа 2007 г. N 9955
"О перечне должностных лиц Россельхознадзора, уполномоченных принимать решение о возвращении в среду обитания безвозмездно изъятых водных биоресурсов либо уничтожении водных биоресурсов, а также продуктов их переработки, включая икру"
(Зарегистрировано в Минюсте РФ 06.08.2007 N 9955)Зарегистрировано в Минюсте РФ 6 августа 2007 г. N 9955
"Квалификация экологических преступлений: учебное пособие"
(Питулько К.В., Коряковцев В.В.)
("КНОРУС", 2023)Пленум Верховного Суда РФ в Постановлении от 5 ноября 1998 г. N 14 "О практике применения судами законодательства об ответственности за экологические правонарушения" к иным тяжким последствиям отнес существенное ухудшение качества окружающей среды или состояния ее объектов, устранение которого требует длительного времени и больших финансовых и материальных затрат; уничтожение отдельных объектов; деградация земель и иные негативные изменения окружающей среды, препятствующие ее сохранению и правомерному использованию. В действующем Постановлении от 18 октября 2012 г. N 21 "О применении судами законодательства об ответственности за нарушения в области охраны окружающей среды и природопользования" в этом качестве рассматриваются ухудшение качества окружающей среды и ее компонентов, устранение которого требует длительного времени и больших финансовых затрат (например, массовые заболевания или гибель объектов животного мира, в том числе рыбы и других водных биологических ресурсов; уничтожение условий для их обитания и воспроизводства (потеря мест нагула, нереста и зимовальных ям, нарушение путей миграции, уничтожение кормовой базы); уничтожение объектов растительного мира, повлекшее существенное сокращение численности (биомассы) указанных объектов; деградация земель). При этом массовой гибелью (заболеванием) считается превышение среднестатистического уровня гибели (заболевания) животных в 3 или более раза.
(Питулько К.В., Коряковцев В.В.)
("КНОРУС", 2023)Пленум Верховного Суда РФ в Постановлении от 5 ноября 1998 г. N 14 "О практике применения судами законодательства об ответственности за экологические правонарушения" к иным тяжким последствиям отнес существенное ухудшение качества окружающей среды или состояния ее объектов, устранение которого требует длительного времени и больших финансовых и материальных затрат; уничтожение отдельных объектов; деградация земель и иные негативные изменения окружающей среды, препятствующие ее сохранению и правомерному использованию. В действующем Постановлении от 18 октября 2012 г. N 21 "О применении судами законодательства об ответственности за нарушения в области охраны окружающей среды и природопользования" в этом качестве рассматриваются ухудшение качества окружающей среды и ее компонентов, устранение которого требует длительного времени и больших финансовых затрат (например, массовые заболевания или гибель объектов животного мира, в том числе рыбы и других водных биологических ресурсов; уничтожение условий для их обитания и воспроизводства (потеря мест нагула, нереста и зимовальных ям, нарушение путей миграции, уничтожение кормовой базы); уничтожение объектов растительного мира, повлекшее существенное сокращение численности (биомассы) указанных объектов; деградация земель). При этом массовой гибелью (заболеванием) считается превышение среднестатистического уровня гибели (заболевания) животных в 3 или более раза.
Статья: Ответственность за правонарушения, связанные с незаконной добычей водных биологических ресурсов: проблемы терминологии
(Семенова И.В.)
("Административное и муниципальное право", 2025, N 2)Осуществление рыболовства является строго регламентированной деятельностью, что обеспечивает сохранение видового разнообразия водных биоресурсов, их восполняемость и бережное, нерасточительное отношение к данным природным богатствам. Нарушение установленных правил и требований, в особенности в процессе добычи рассматриваемых ресурсов, наносит вред окружающей среде, создает опасность уничтожения отдельных видов ВБР, оказывает влияние на экономическую стабильность государства. В статье рассматривается проблема терминологического несоответствия правовых норм, устанавливающих ответственность за правонарушения, связанные с незаконной добычей водных биологических ресурсов. Особое внимание уделяется вопросам понятийного характера в данной сфере, в частности применению различных терминов в нормативных правовых актах, регулирующих добычу водных биологических ресурсов. В статье рассмотрены правовые нормы, устанавливающие ответственность за совершение правонарушений при осуществлении незаконной добычи водных биологических ресурсов. Особое внимание уделено также специфике применения терминологии при назначении административной и уголовной ответственности за незаконную добычу водных биоресурсов. Отмечено, что на настоящий момент правовые нормы, предусматривающие ответственность за осуществление незаконной добычи водных биологических ресурсов, требуют внесения в них изменений. Указанные изменения, в частности, касаются уточнения формулировок, закрепленных в действующих нормативных правовых актах, а также проверки их соответствия нормам, регламентирующим рыболовство и сохранение водных биологических ресурсов. Автор обращает внимание на важность приведения используемой терминологии к единообразию и закрепления на законодательном уровне перечня млекопитающих (среди которых выделяется категория "морские млекопитающие"), которые относятся к водным биологическим ресурсам. Предполагается, что указанные меры повлияют на устранение правовых коллизий, а также сделают правовые нормы более доступными для понимания как для субъектов их применения, так и для граждан.
(Семенова И.В.)
("Административное и муниципальное право", 2025, N 2)Осуществление рыболовства является строго регламентированной деятельностью, что обеспечивает сохранение видового разнообразия водных биоресурсов, их восполняемость и бережное, нерасточительное отношение к данным природным богатствам. Нарушение установленных правил и требований, в особенности в процессе добычи рассматриваемых ресурсов, наносит вред окружающей среде, создает опасность уничтожения отдельных видов ВБР, оказывает влияние на экономическую стабильность государства. В статье рассматривается проблема терминологического несоответствия правовых норм, устанавливающих ответственность за правонарушения, связанные с незаконной добычей водных биологических ресурсов. Особое внимание уделяется вопросам понятийного характера в данной сфере, в частности применению различных терминов в нормативных правовых актах, регулирующих добычу водных биологических ресурсов. В статье рассмотрены правовые нормы, устанавливающие ответственность за совершение правонарушений при осуществлении незаконной добычи водных биологических ресурсов. Особое внимание уделено также специфике применения терминологии при назначении административной и уголовной ответственности за незаконную добычу водных биоресурсов. Отмечено, что на настоящий момент правовые нормы, предусматривающие ответственность за осуществление незаконной добычи водных биологических ресурсов, требуют внесения в них изменений. Указанные изменения, в частности, касаются уточнения формулировок, закрепленных в действующих нормативных правовых актах, а также проверки их соответствия нормам, регламентирующим рыболовство и сохранение водных биологических ресурсов. Автор обращает внимание на важность приведения используемой терминологии к единообразию и закрепления на законодательном уровне перечня млекопитающих (среди которых выделяется категория "морские млекопитающие"), которые относятся к водным биологическим ресурсам. Предполагается, что указанные меры повлияют на устранение правовых коллизий, а также сделают правовые нормы более доступными для понимания как для субъектов их применения, так и для граждан.