Умный город
Подборка наиболее важных документов по запросу Умный город (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Формы документов
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Право и "умный город"
(Романовская О.В.)
("Правовые вопросы недвижимости", 2024, N 3)"Правовые вопросы недвижимости", 2024, N 3
(Романовская О.В.)
("Правовые вопросы недвижимости", 2024, N 3)"Правовые вопросы недвижимости", 2024, N 3
Статья: Право на умный город и механизмы его поддержки в странах современного мира
(Черкасов А.И.)
("Муниципальная служба: правовые вопросы", 2025, N 4)"Муниципальная служба: правовые вопросы", 2025, N 4
(Черкасов А.И.)
("Муниципальная служба: правовые вопросы", 2025, N 4)"Муниципальная служба: правовые вопросы", 2025, N 4
Нормативные акты
Статья: Муниципальные программы
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)- цифровизации городского хозяйства "Умный город" (Приказ Минстроя России от 24.04.2019 N 235/пр "Об утверждении методических рекомендаций по цифровизации городского хозяйства");
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)- цифровизации городского хозяйства "Умный город" (Приказ Минстроя России от 24.04.2019 N 235/пр "Об утверждении методических рекомендаций по цифровизации городского хозяйства");
Статья: Актуальные вопросы межмуниципального сотрудничества стран БРИКС в сфере туризма
(Писаревский Е.Л.)
("Туризм: право и экономика", 2024, N 4)4.10) формирование единого туристского информационного пространства в составе цифровой экосистемы муниципального образования ("умный город") и цифровой экономики стран БРИКС, создание условий для использования "больших данных" в развитии местных туристских территорий; развитие систем навигации и информирования в сфере туризма <12>;
(Писаревский Е.Л.)
("Туризм: право и экономика", 2024, N 4)4.10) формирование единого туристского информационного пространства в составе цифровой экосистемы муниципального образования ("умный город") и цифровой экономики стран БРИКС, создание условий для использования "больших данных" в развитии местных туристских территорий; развитие систем навигации и информирования в сфере туризма <12>;
Статья: Правовые основы государственной политики в отношении оружия самообороны: в поисках баланса публичных и частных интересов
(Шмидт А.А.)
("Актуальные проблемы российского права", 2024, N 10)Оружие самообороны рассчитано в первую очередь на защиту от преступных посягательств в общественных местах. По мнению сторонников легализации короткоствольного оружия, "девять из десяти нападений происходят вне дома, а значит, на улице люди фактически остаются беззащитными. Получается, что ныне действующий Закон "Об оружии" в значительном числе случаев лишает гражданина права на реальную самозащиту" <23>. Однако обеспечение правопорядка в общественных местах "зависит от самых разнообразных факторов: социальных, экономических, политических, организационных, правовых, управленческих и др. Противодействие преступности в общественных местах немыслимо без использования достижений науки и техники, современных технологий и информационных систем" <24>, таких как АПК "Безопасный город". Отечественная концепция "безопасного города" является близкой по архитектуре и воплощению к зарубежным концепциям "умного города", более-менее успешно внедряемым сегодня в США и Европе <25>, а также к более масштабной концепции "благополучного и безопасного" города, учитывающей социальный рейтинг граждан КНР <26>.
(Шмидт А.А.)
("Актуальные проблемы российского права", 2024, N 10)Оружие самообороны рассчитано в первую очередь на защиту от преступных посягательств в общественных местах. По мнению сторонников легализации короткоствольного оружия, "девять из десяти нападений происходят вне дома, а значит, на улице люди фактически остаются беззащитными. Получается, что ныне действующий Закон "Об оружии" в значительном числе случаев лишает гражданина права на реальную самозащиту" <23>. Однако обеспечение правопорядка в общественных местах "зависит от самых разнообразных факторов: социальных, экономических, политических, организационных, правовых, управленческих и др. Противодействие преступности в общественных местах немыслимо без использования достижений науки и техники, современных технологий и информационных систем" <24>, таких как АПК "Безопасный город". Отечественная концепция "безопасного города" является близкой по архитектуре и воплощению к зарубежным концепциям "умного города", более-менее успешно внедряемым сегодня в США и Европе <25>, а также к более масштабной концепции "благополучного и безопасного" города, учитывающей социальный рейтинг граждан КНР <26>.
Статья: Новые горизонты ИТ и инноваций: корпоративный аспект
(Карцхия А.А.)
("ИС. Авторское право и смежные права", 2025, N 5)2. Интернет вещей (IoT) - с увеличением количества подключенных устройств IoT будет играть ключевую роль в формировании умных городов, домов и предприятий. Сенсоры и устройства, взаимодействующие между собой, обеспечивают более эффективное управление ресурсами и повышают уровень комфорта в жизни людей.
(Карцхия А.А.)
("ИС. Авторское право и смежные права", 2025, N 5)2. Интернет вещей (IoT) - с увеличением количества подключенных устройств IoT будет играть ключевую роль в формировании умных городов, домов и предприятий. Сенсоры и устройства, взаимодействующие между собой, обеспечивают более эффективное управление ресурсами и повышают уровень комфорта в жизни людей.
Статья: Аудит в условиях цифровизации: проблемы и перспективы
(Курныкина О.В.)
("Аудитор", 2023, N 5)С появлением новых технологий, основанных на использовании электронных методов, развиваются и изменяются процессы ведения финансового учета и аудита. В современных условиях наиболее крупными новациями цифровой экономики являются: формирование искусственного интеллекта и робототехника, криптовалюты, "умная фабрика", "умный город", "умные вещи", технология блокчейн и т.д.
(Курныкина О.В.)
("Аудитор", 2023, N 5)С появлением новых технологий, основанных на использовании электронных методов, развиваются и изменяются процессы ведения финансового учета и аудита. В современных условиях наиболее крупными новациями цифровой экономики являются: формирование искусственного интеллекта и робототехника, криптовалюты, "умная фабрика", "умный город", "умные вещи", технология блокчейн и т.д.
Статья: О проблемах вовлечения населения в решение вопросов развития городской среды
(Фомин А.Н.)
("Местное право", 2024, N 6)Во время запуска Всероссийской платформы по голосованию за объекты благоустройства, размещенной на официальном сайте федерального проекта "Формирование комфортной городской среды" (далее - онлайн-платформа), было отмечено немало преимуществ использования технологий "умного города" для более продуманного формирования городской среды, благодаря которым каждый россиянин старше 14 лет может повлиять на благоустройство территории, и для этого "достаточно всего несколько кликов" <19>. И.В. Логвинова также отмечает стремительное внедрение цифровизации в сферу развития городской среды, которая, по ее мнению, даже с учетом рисков, присущих всем цифровым технологиям, становится основным инструментом вовлеченности населения в процесс решения городских проблем, в результате чего "выстраивается современная модель управления городом" и "меняется парадигма взаимодействия публичной власти с населением" <20>. Данные тезисы очень близки по смысловой нагрузке с предыдущим утверждением о перспективности использования процедуры рейтингового голосования в сфере развития городской среды, и в этом случае также имеются нюансы, требующие уточнения.
(Фомин А.Н.)
("Местное право", 2024, N 6)Во время запуска Всероссийской платформы по голосованию за объекты благоустройства, размещенной на официальном сайте федерального проекта "Формирование комфортной городской среды" (далее - онлайн-платформа), было отмечено немало преимуществ использования технологий "умного города" для более продуманного формирования городской среды, благодаря которым каждый россиянин старше 14 лет может повлиять на благоустройство территории, и для этого "достаточно всего несколько кликов" <19>. И.В. Логвинова также отмечает стремительное внедрение цифровизации в сферу развития городской среды, которая, по ее мнению, даже с учетом рисков, присущих всем цифровым технологиям, становится основным инструментом вовлеченности населения в процесс решения городских проблем, в результате чего "выстраивается современная модель управления городом" и "меняется парадигма взаимодействия публичной власти с населением" <20>. Данные тезисы очень близки по смысловой нагрузке с предыдущим утверждением о перспективности использования процедуры рейтингового голосования в сфере развития городской среды, и в этом случае также имеются нюансы, требующие уточнения.
Статья: Государственное стимулирование разработки и производства высокотехнологичной продукции как фактор развития модели "умных территорий" в условиях цифровизации управления
(Воронова Е.И.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2025, N 7)Работа посвящена изучению роли государственных мер поддержки разработки и производства современных технологий для развития умных территорий в условиях цифровизации государственного и муниципального управления, экономики и социальной сферы. В статье описана специфика стимулирования разработки и производства высокотехнологичной продукции для разных моделей развития умных городов. Исследование затрагивает ключевые инструменты поддержки разработчиков и производителей высокотехнологичной продукции в целях развития инфраструктуры умных городов. Классифицированы и проанализированы некоторые инструменты государственного управления в рассматриваемой области, определены барьеры их применения и предложены рекомендации по их совершенствованию для повышения эффективности цифровизации городского хозяйства в России.
(Воронова Е.И.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2025, N 7)Работа посвящена изучению роли государственных мер поддержки разработки и производства современных технологий для развития умных территорий в условиях цифровизации государственного и муниципального управления, экономики и социальной сферы. В статье описана специфика стимулирования разработки и производства высокотехнологичной продукции для разных моделей развития умных городов. Исследование затрагивает ключевые инструменты поддержки разработчиков и производителей высокотехнологичной продукции в целях развития инфраструктуры умных городов. Классифицированы и проанализированы некоторые инструменты государственного управления в рассматриваемой области, определены барьеры их применения и предложены рекомендации по их совершенствованию для повышения эффективности цифровизации городского хозяйства в России.
Статья: Цифровая демократия в России как компонент цифрового государства
(Добробаба М.Б.)
("Актуальные проблемы российского права", 2025, N 2)Цифровая демократия в России развивается неравномерно. Наиболее форсированно она внедряется в мегаполисах. Так, Москва, как город федерального значения и столица Российской Федерации, является примером внедрения инноваций, в том числе цифровой демократии, не только в масштабе России, но и в мировом. Правительство Москвы имплементирует новые формы цифровой демократии, к числу которых относятся: система электронного голосования <14>, доказавшая свою надежность; краудсорсинговая платформа Правительства Москвы crowd.mos.ru "Город идей", предоставляющая возможность жителям Москвы предлагать идеи по развитию города <15>. С помощью данной платформы были реализованы такие краудсорсинг-проекты, как "Московская поликлиника", "Мой техноград", "Комфортная Москва", "Предпринимай", "Москва читающая", "Мой спортивный район", "Питомцы в Москве", "Умный город - 2030", "Город спорта"; многие другие краудсорсинг-проекты находятся в стадии реализации. Еще пример развития цифровой демократии - проект "Активный гражданин", площадка для электронного голосования, помогающая решать вопросы развития города <16>. В Москве на портале mos.ru активно функционируют сервисы государственных услуг <17>. Эффективный инструмент управления многоквартирным домом в Москве - платформа "Электронный дом", созданная для взаимодействия жителей и управляющих организаций <18>.
(Добробаба М.Б.)
("Актуальные проблемы российского права", 2025, N 2)Цифровая демократия в России развивается неравномерно. Наиболее форсированно она внедряется в мегаполисах. Так, Москва, как город федерального значения и столица Российской Федерации, является примером внедрения инноваций, в том числе цифровой демократии, не только в масштабе России, но и в мировом. Правительство Москвы имплементирует новые формы цифровой демократии, к числу которых относятся: система электронного голосования <14>, доказавшая свою надежность; краудсорсинговая платформа Правительства Москвы crowd.mos.ru "Город идей", предоставляющая возможность жителям Москвы предлагать идеи по развитию города <15>. С помощью данной платформы были реализованы такие краудсорсинг-проекты, как "Московская поликлиника", "Мой техноград", "Комфортная Москва", "Предпринимай", "Москва читающая", "Мой спортивный район", "Питомцы в Москве", "Умный город - 2030", "Город спорта"; многие другие краудсорсинг-проекты находятся в стадии реализации. Еще пример развития цифровой демократии - проект "Активный гражданин", площадка для электронного голосования, помогающая решать вопросы развития города <16>. В Москве на портале mos.ru активно функционируют сервисы государственных услуг <17>. Эффективный инструмент управления многоквартирным домом в Москве - платформа "Электронный дом", созданная для взаимодействия жителей и управляющих организаций <18>.
"Глобальный атлас регулирования искусственного интеллекта. Вектор БРИКС"
(3-е издание, переработанное и дополненное)
(под ред. А.В. Незнамова)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)В марте 2021 г. Министерство связи и информационных технологий (Ministry of Communication and Information Technology, MCIT) и Thales, ведущая французская компания, специализирующаяся на передовых технологических решениях, подписали Меморандум о взаимопонимании [51] сроком до марта 2025 г., который предусматривает сотрудничество в разработке приложений на базе ИИ в различных областях, наращивании потенциала и продвижении инноваций и исследований в сфере ИИ. В соответствии с Меморандумом будет реализовано несколько совместных проектов для развития индустрии информационных технологий в Египте в рамках Национальной стратегии в области информационных технологий (ICT Strategy). Обе стороны будут сотрудничать в разработке приложений на базе технологий ИИ в различных областях, включая "умные города", транспорт, цифровое правительство и интеллектуальную инфраструктуру.
(3-е издание, переработанное и дополненное)
(под ред. А.В. Незнамова)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)В марте 2021 г. Министерство связи и информационных технологий (Ministry of Communication and Information Technology, MCIT) и Thales, ведущая французская компания, специализирующаяся на передовых технологических решениях, подписали Меморандум о взаимопонимании [51] сроком до марта 2025 г., который предусматривает сотрудничество в разработке приложений на базе ИИ в различных областях, наращивании потенциала и продвижении инноваций и исследований в сфере ИИ. В соответствии с Меморандумом будет реализовано несколько совместных проектов для развития индустрии информационных технологий в Египте в рамках Национальной стратегии в области информационных технологий (ICT Strategy). Обе стороны будут сотрудничать в разработке приложений на базе технологий ИИ в различных областях, включая "умные города", транспорт, цифровое правительство и интеллектуальную инфраструктуру.