Уменьшение площади оопт
Подборка наиболее важных документов по запросу Уменьшение площади оопт (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2025 год: Статья 56.2 "Органы, принимающие решения об изъятии земельных участков для государственных или муниципальных нужд" ЗК РФОспариваемые нормы Закона города Москвы 13 ноября 2024 года N 27, в том числе в отношении преобразования особо охраняемых природных территорий, не закрепляют положения о корректировке границ особо охраняемых природных территорий и уменьшения их площади."
Кассационное определение Второго кассационного суда общей юрисдикции от 20.11.2024 по делу N 88а-27114/2024 (УИД 76OS0000-01-2023-000109-46)
Об оставлении без изменения решения Ярославского областного суда от 05.12.2023, апелляционного определения судебной коллегии по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции от 26.03.2024, которыми удовлетворено административное исковое заявление о признании недействующим постановления Правительства Ярославской области от 12.01.2022 N 2-п "О реорганизации памятника природы, утверждении Положения об охраняемом природном комплексе "Парк санатория им. Воровского" и о внесении изменений в постановления правительства Ярославской области от 01.07.2010 N 460-п, от 02.11.2017 N 823-п".По смыслу приведенной нормы закона, отсутствие в ней положений о необходимости согласования уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды проекта решения о реорганизации ООПТ регионального значения не свидетельствует о возможности реорганизации такового с уменьшением его площади в упрощенном порядке, нежели чем в порядке его создания.
Об оставлении без изменения решения Ярославского областного суда от 05.12.2023, апелляционного определения судебной коллегии по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции от 26.03.2024, которыми удовлетворено административное исковое заявление о признании недействующим постановления Правительства Ярославской области от 12.01.2022 N 2-п "О реорганизации памятника природы, утверждении Положения об охраняемом природном комплексе "Парк санатория им. Воровского" и о внесении изменений в постановления правительства Ярославской области от 01.07.2010 N 460-п, от 02.11.2017 N 823-п".По смыслу приведенной нормы закона, отсутствие в ней положений о необходимости согласования уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды проекта решения о реорганизации ООПТ регионального значения не свидетельствует о возможности реорганизации такового с уменьшением его площади в упрощенном порядке, нежели чем в порядке его создания.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Правовой режим особо охраняемых природных территорий: современные тенденции к снижению правовых гарантий
(Суюнчев М.У.)
("Экологическое право", 2023, N 1)Так, федеральным законодательством и законодательством субъектов Российской Федерации не допускается уменьшение площади ООПТ. Данный запрет обуславливает необходимость наличия компенсационного участка, равноценного по природной ценности и площади, взамен того участка, который утрачивает правовой режим ООПТ. Новому (компенсационному) участку фактически придается режим ООПТ, в связи с чем приводился в действие механизм государственной экологической экспертизы, в рамках которого проводилась независимая экспертная оценка природных характеристик нового участка, его значения для сохранения биологического разнообразия, наличия уникальных природных комплексов и объектов и прочее.
(Суюнчев М.У.)
("Экологическое право", 2023, N 1)Так, федеральным законодательством и законодательством субъектов Российской Федерации не допускается уменьшение площади ООПТ. Данный запрет обуславливает необходимость наличия компенсационного участка, равноценного по природной ценности и площади, взамен того участка, который утрачивает правовой режим ООПТ. Новому (компенсационному) участку фактически придается режим ООПТ, в связи с чем приводился в действие механизм государственной экологической экспертизы, в рамках которого проводилась независимая экспертная оценка природных характеристик нового участка, его значения для сохранения биологического разнообразия, наличия уникальных природных комплексов и объектов и прочее.
Статья: Изменение границ, преобразование и ликвидация особо охраняемых природных территорий: проблемы правового регулирования и правоприменения
(Андреечев И.С.)
("Актуальные проблемы российского права", 2022, N 2)Не менее негативно сказывается правовое регулирование, необоснованно упрощающее принятие таких решений. В правоприменительной практике нередки случаи уменьшения площади, ликвидации ООПТ на основании решения, принятого без проведения экологического обследования ООПТ, государственной экологической экспертизы материалов, обосновывающих изменение границ, площади или упразднение ООПТ, утрату ООПТ их особого природоохранного значения (статуса), без общественных обсуждений с населением, общественными объединениями и иными некоммерческими организациями, осуществляющими деятельность в области охраны окружающей среды.
(Андреечев И.С.)
("Актуальные проблемы российского права", 2022, N 2)Не менее негативно сказывается правовое регулирование, необоснованно упрощающее принятие таких решений. В правоприменительной практике нередки случаи уменьшения площади, ликвидации ООПТ на основании решения, принятого без проведения экологического обследования ООПТ, государственной экологической экспертизы материалов, обосновывающих изменение границ, площади или упразднение ООПТ, утрату ООПТ их особого природоохранного значения (статуса), без общественных обсуждений с населением, общественными объединениями и иными некоммерческими организациями, осуществляющими деятельность в области охраны окружающей среды.
Нормативные акты
Решение Верховного Суда РФ от 02.09.2015 N АКПИ15-681
<О признании частично недействующим абзаца пятнадцатого пункта 11.4 Положения о национальном парке "Самарская Лука", утв. Приказом Минприроды России от 25.02.2015 N 69>Согласно пункту 1.1 статьи 15 Федерального закона "Об особо охраняемых природных территориях" уменьшение площади заповедной зоны и площади особо охраняемой зоны не допускается.
<О признании частично недействующим абзаца пятнадцатого пункта 11.4 Положения о национальном парке "Самарская Лука", утв. Приказом Минприроды России от 25.02.2015 N 69>Согласно пункту 1.1 статьи 15 Федерального закона "Об особо охраняемых природных территориях" уменьшение площади заповедной зоны и площади особо охраняемой зоны не допускается.
Решение Верховного Суда РФ от 13.11.2017 N АКПИ17-822
<О признании не действующим абзаца шестнадцатого пункта 10.4 Положения о национальном парке "Мещерский", утв. Приказом Минприроды России от 27.06.2017 N 320>В целях установления режима национального парка осуществляется зонирование его территории с выделением заповедной зоны, особо охраняемой зоны, рекреационной зоны, зоны охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, зоны хозяйственного назначения, зоны традиционного экстенсивного природопользования (пункт 1 статьи 15 Федерального закона "Об особо охраняемых природных территориях"). Пунктом 1.1 статьи 15 данного федерального закона не допускается уменьшение площади заповедной зоны и площади особо охраняемой зоны.
<О признании не действующим абзаца шестнадцатого пункта 10.4 Положения о национальном парке "Мещерский", утв. Приказом Минприроды России от 27.06.2017 N 320>В целях установления режима национального парка осуществляется зонирование его территории с выделением заповедной зоны, особо охраняемой зоны, рекреационной зоны, зоны охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, зоны хозяйственного назначения, зоны традиционного экстенсивного природопользования (пункт 1 статьи 15 Федерального закона "Об особо охраняемых природных территориях"). Пунктом 1.1 статьи 15 данного федерального закона не допускается уменьшение площади заповедной зоны и площади особо охраняемой зоны.
Статья: О значении особоохраняемых природных территорий в достижении целей зеленой экономики: правовой аспект
(Рыженков А.Я.)
("Юрист", 2022, N 10)Таким образом, хотя развитие системы ООПТ в России и не является "магистральной линией" перехода страны на стандарты зеленой экономики, уточнение правового режима ООПТ способно внести свой вклад в восстановление и сохранение лесов (что позволит уменьшить объемы парниковых газов), создать систему стимулов для развития экологического туризма на ООПТ, гарантировать недопустимость сокращения площади ООПТ под влиянием экономических целей и тем самым сделать еще один шаг по пути достижения целей устойчивого развития. Четкое регламентирование экологического туризма на ООПТ позволит повысить занятость и уровень жизни местного населения, доходность местных бюджетов, внесет свой вклад в формирование экологической культуры граждан, что соответствует целям зеленой экономики.
(Рыженков А.Я.)
("Юрист", 2022, N 10)Таким образом, хотя развитие системы ООПТ в России и не является "магистральной линией" перехода страны на стандарты зеленой экономики, уточнение правового режима ООПТ способно внести свой вклад в восстановление и сохранение лесов (что позволит уменьшить объемы парниковых газов), создать систему стимулов для развития экологического туризма на ООПТ, гарантировать недопустимость сокращения площади ООПТ под влиянием экономических целей и тем самым сделать еще один шаг по пути достижения целей устойчивого развития. Четкое регламентирование экологического туризма на ООПТ позволит повысить занятость и уровень жизни местного населения, доходность местных бюджетов, внесет свой вклад в формирование экологической культуры граждан, что соответствует целям зеленой экономики.
Статья: Правовая охрана георазнообразия
(Лунева Е.В.)
("Журнал российского права", 2024, N 3)До 30 декабря 2013 г. охранные зоны можно было создавать вокруг ООПТ любых категорий, включая государственные природные заказники <8>. Поэтому существуют государственные природные заказники, у которых ранее, до изменения законодательства, были установлены охранные зоны, сохранившиеся по настоящее время. Например, в 2010 г. вокруг заказника областного значения "Усть-Тыгдинский" установлена охранная зона площадью 78 350 га <9>. Среди запрещенных на ее территории видов деятельности - строительство дорог <10>, что уменьшает объемы выхлопов двигателей транспортных средств. В целях сохранения уникальных природных достопримечательностей следует восстановить ранее существовавшую практику создания охранных зон у государственных природных заказников, сделав ее обязательной.
(Лунева Е.В.)
("Журнал российского права", 2024, N 3)До 30 декабря 2013 г. охранные зоны можно было создавать вокруг ООПТ любых категорий, включая государственные природные заказники <8>. Поэтому существуют государственные природные заказники, у которых ранее, до изменения законодательства, были установлены охранные зоны, сохранившиеся по настоящее время. Например, в 2010 г. вокруг заказника областного значения "Усть-Тыгдинский" установлена охранная зона площадью 78 350 га <9>. Среди запрещенных на ее территории видов деятельности - строительство дорог <10>, что уменьшает объемы выхлопов двигателей транспортных средств. В целях сохранения уникальных природных достопримечательностей следует восстановить ранее существовавшую практику создания охранных зон у государственных природных заказников, сделав ее обязательной.
Статья: Юридическая аномия как фактор неопределенности целей социального развития
(Липинский Д.А., Иванов А.А.)
("Вестник Пермского университета. Юридические науки", 2024, N 1)В области экологии была поставлена задача кардинального снижения уровня загрязнения воздуха в крупных промышленных центрах, в том числе уменьшение не менее чем на 20% совокупного объема выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух. По данным статистики, эта задача была выполнена практически сразу. Так, если в 2018 году выбросы в атмосферу составили 32 327 тыс. т, то в 2019 году уже только 22 735 тыс. т (уменьшение на 29,7%), что, конечно, вызывает некоторые сомнения в достоверности данных.
(Липинский Д.А., Иванов А.А.)
("Вестник Пермского университета. Юридические науки", 2024, N 1)В области экологии была поставлена задача кардинального снижения уровня загрязнения воздуха в крупных промышленных центрах, в том числе уменьшение не менее чем на 20% совокупного объема выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух. По данным статистики, эта задача была выполнена практически сразу. Так, если в 2018 году выбросы в атмосферу составили 32 327 тыс. т, то в 2019 году уже только 22 735 тыс. т (уменьшение на 29,7%), что, конечно, вызывает некоторые сомнения в достоверности данных.
Статья: Правовой режим земель особо охраняемых природных территорий Арктической зоны России
(Яковлева Т.А.)
("Электронное приложение к "Российскому юридическому журналу", 2021, N 4)Законами об ООПТ Республики Саха (Якутия) (подп. 2 п. 2 ст. 4, ст. 6), Ямало-Ненецкого автономного округа (подп. 1 п. 2 ст. 4) предусмотрена возможность изменения границ ООПТ, при этом не установлены основания их изменения. В Законе Чукотского автономного округа указаны только два основания изменения границ ООПТ: 1) исключение из состава ООПТ части территории вследствие утраты особого природоохранного, научного, культурного, эстетического, рекреационного и оздоровительного значения природными комплексами и объектами, расположенными на этой территории, в целях охраны которых была образована ООПТ; 2) увеличение площади ООПТ (ст. 7). Аналогичные основания изменения границ ООПТ предусмотрены Законом Архангельской области: 1) увеличение площади ООПТ путем включения в ее состав иной ООПТ регионального значения либо территории, отвечающей критериям ООПТ регионального значения; 2) уменьшение площади за счет исключения из состава ООПТ ее части при условии утраты природными объектами и комплексами, расположенными на этой территории, в целях охраны которых была образована ООПТ регионального значения, особого природоохранного, научного, историко-культурного, эстетического, рекреационного, оздоровительного и (или) иного особо ценного значения (ст. 26).
(Яковлева Т.А.)
("Электронное приложение к "Российскому юридическому журналу", 2021, N 4)Законами об ООПТ Республики Саха (Якутия) (подп. 2 п. 2 ст. 4, ст. 6), Ямало-Ненецкого автономного округа (подп. 1 п. 2 ст. 4) предусмотрена возможность изменения границ ООПТ, при этом не установлены основания их изменения. В Законе Чукотского автономного округа указаны только два основания изменения границ ООПТ: 1) исключение из состава ООПТ части территории вследствие утраты особого природоохранного, научного, культурного, эстетического, рекреационного и оздоровительного значения природными комплексами и объектами, расположенными на этой территории, в целях охраны которых была образована ООПТ; 2) увеличение площади ООПТ (ст. 7). Аналогичные основания изменения границ ООПТ предусмотрены Законом Архангельской области: 1) увеличение площади ООПТ путем включения в ее состав иной ООПТ регионального значения либо территории, отвечающей критериям ООПТ регионального значения; 2) уменьшение площади за счет исключения из состава ООПТ ее части при условии утраты природными объектами и комплексами, расположенными на этой территории, в целях охраны которых была образована ООПТ регионального значения, особого природоохранного, научного, историко-культурного, эстетического, рекреационного, оздоровительного и (или) иного особо ценного значения (ст. 26).