Уменьшение контракта на сумму ндс
Подборка наиболее важных документов по запросу Уменьшение контракта на сумму ндс (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2025 год: Статья 346.11 "Общие положения" главы 26.2 "Упрощенная система налогообложения" НК РФ
(Юридическая компания "TAXOLOGY")Общество, применяющее УСН, обратилось в суд с требованием о признании недействительным решения инспекции, которым ему предложено уменьшить расходы на оплату контрактов на сумму НДС, выделенного подрядчиком. Инспекция установила, что в актах по форме КС-2 указана сумма НДС, что свидетельствует о нарушении положений ст. 346.11 НК РФ, освобождающей от НДС организации, применяющие УСН. При этом сумма НДС не указывалась в актах по форме КС-3 и в платежных поручениях. Общество настаивало на допустимости и законности оплаты контрактов по согласованной цене, поскольку указание заказчиком в актах по форме КС-2 суммы, включающей НДС, не противоречит законодательству о контрактной системе и законодательству о налогах и сборах (в том числе положениям ст. 346.11 НК РФ), а также не возлагает на участника закупки, применяющего УСН, безусловной обязанности по исчислению и уплате НДС. Суд подчеркнул, что обязанность по уплате НДС возникает только при наличии выставленного счета-фактуры (п. 5 ст. 173 НК РФ). Суд установил, что включение НДС в акты по форме КС-2 не свидетельствует о нарушении налогового законодательства, поскольку обязанность по уплате НДС не предусматривалась условиями контрактов, а подрядчик, применяющий УСН, не выставлял счета-фактуры. Суд признал требования инспекции необоснованными.
(Юридическая компания "TAXOLOGY")Общество, применяющее УСН, обратилось в суд с требованием о признании недействительным решения инспекции, которым ему предложено уменьшить расходы на оплату контрактов на сумму НДС, выделенного подрядчиком. Инспекция установила, что в актах по форме КС-2 указана сумма НДС, что свидетельствует о нарушении положений ст. 346.11 НК РФ, освобождающей от НДС организации, применяющие УСН. При этом сумма НДС не указывалась в актах по форме КС-3 и в платежных поручениях. Общество настаивало на допустимости и законности оплаты контрактов по согласованной цене, поскольку указание заказчиком в актах по форме КС-2 суммы, включающей НДС, не противоречит законодательству о контрактной системе и законодательству о налогах и сборах (в том числе положениям ст. 346.11 НК РФ), а также не возлагает на участника закупки, применяющего УСН, безусловной обязанности по исчислению и уплате НДС. Суд подчеркнул, что обязанность по уплате НДС возникает только при наличии выставленного счета-фактуры (п. 5 ст. 173 НК РФ). Суд установил, что включение НДС в акты по форме КС-2 не свидетельствует о нарушении налогового законодательства, поскольку обязанность по уплате НДС не предусматривалась условиями контрактов, а подрядчик, применяющий УСН, не выставлял счета-фактуры. Суд признал требования инспекции необоснованными.
Подборка судебных решений за 2023 год: Статья 168 "Сумма налога, предъявляемая продавцом покупателю" главы 21 "Налог на добавленную стоимость" НК РФ
(Юридическая компания "TAXOLOGY")Заказчик отказал подрядчику в приемке и оплате части работ, заявив, что вместо выделения суммы НДС подрядчик применил коэффициент 1,2, не соответствующий условиям контракта, изначально в цене контракта был выделен НДС. Подрядчик обратился в суд с иском к заказчику о взыскании стоимости неоплаченных работ. Суд указал, что отсутствие у подрядчика обязанности начислить НДС не исключает обязанность заказчика оплатить работы по цене, установленной контрактом. Кроме того, подрядчик, применяющий УСН, не должен указывать НДС ни в актах КС-2, ни в актах КС-3, а направление подрядчиком для оплаты счета акта по форме КС-2, справки по форме КС-3 без выделения суммы НДС не является препятствием к оплате работ. Суд отметил, что заказчик, заключая контракт, где отсутствуют положения об обязательном уменьшении цены на сумму НДС в отношении подрядчика, находящегося на УСН, должен был предвидеть последствия своего поведения. Суд взыскал с заказчика неуплаченную стоимость работ, указав на недоказанность довода заказчика о применении подрядчиком не предусмотренного договором коэффициента 1,2.
(Юридическая компания "TAXOLOGY")Заказчик отказал подрядчику в приемке и оплате части работ, заявив, что вместо выделения суммы НДС подрядчик применил коэффициент 1,2, не соответствующий условиям контракта, изначально в цене контракта был выделен НДС. Подрядчик обратился в суд с иском к заказчику о взыскании стоимости неоплаченных работ. Суд указал, что отсутствие у подрядчика обязанности начислить НДС не исключает обязанность заказчика оплатить работы по цене, установленной контрактом. Кроме того, подрядчик, применяющий УСН, не должен указывать НДС ни в актах КС-2, ни в актах КС-3, а направление подрядчиком для оплаты счета акта по форме КС-2, справки по форме КС-3 без выделения суммы НДС не является препятствием к оплате работ. Суд отметил, что заказчик, заключая контракт, где отсутствуют положения об обязательном уменьшении цены на сумму НДС в отношении подрядчика, находящегося на УСН, должен был предвидеть последствия своего поведения. Суд взыскал с заказчика неуплаченную стоимость работ, указав на недоказанность довода заказчика о применении подрядчиком не предусмотренного договором коэффициента 1,2.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Готовое решение: Как указать НДС в государственном или муниципальном контракте
(КонсультантПлюс, 2025)Учтите, что п. 2 ч. 13 ст. 34 Закона N 44-ФЗ не распространяется на уменьшение цены контракта на размер НДС, поскольку эта норма применяется только в случаях, когда заказчик в силу требований налогового законодательства должен уплатить налог за контрагента за счет выплачиваемых ему сумм.
(КонсультантПлюс, 2025)Учтите, что п. 2 ч. 13 ст. 34 Закона N 44-ФЗ не распространяется на уменьшение цены контракта на размер НДС, поскольку эта норма применяется только в случаях, когда заказчик в силу требований налогового законодательства должен уплатить налог за контрагента за счет выплачиваемых ему сумм.
Готовое решение: Как действовать заказчику в ходе исполнения государственного (муниципального) контракта по Закону N 44-ФЗ
(КонсультантПлюс, 2025)Если контрагент по государственному (муниципальному) контракту не является плательщиком НДС, оплатите такой контракт по цене, которую участник указал в заявке. По общему правилу цена контракта является твердой, определяется на весь срок его исполнения (ч. 2 ст. 34 Закона N 44-ФЗ). Возможности уменьшить на сумму НДС цену контракта с контрагентом, применяющим УСН и освобожденным от уплаты такого налога, Закон N 44-ФЗ не предусматривает (Письма Минфина России от 05.05.2025 N 03-07-07/44615, от 20.11.2024 N 03-07-11/115183, от 10.06.2024 N 24-08-08/53524, от 14.03.2023 N 24-06-06/21248, от 15.08.2022 N 03-07-11/79299, от 12.05.2020 N 24-01-08/38165, Информационное письмо Минфина России от 15.05.2019 N 24-01-07/34829). Указанные разъяснения были сформулированы в период, когда все участники, применяющие УСН, по общему правилу не признавались плательщиками НДС. Полагаем, что вывод применим и сейчас к участникам, применяющим УСН и освобожденным от уплаты НДС в соответствии с п. 1 ст. 145 НК РФ.
(КонсультантПлюс, 2025)Если контрагент по государственному (муниципальному) контракту не является плательщиком НДС, оплатите такой контракт по цене, которую участник указал в заявке. По общему правилу цена контракта является твердой, определяется на весь срок его исполнения (ч. 2 ст. 34 Закона N 44-ФЗ). Возможности уменьшить на сумму НДС цену контракта с контрагентом, применяющим УСН и освобожденным от уплаты такого налога, Закон N 44-ФЗ не предусматривает (Письма Минфина России от 05.05.2025 N 03-07-07/44615, от 20.11.2024 N 03-07-11/115183, от 10.06.2024 N 24-08-08/53524, от 14.03.2023 N 24-06-06/21248, от 15.08.2022 N 03-07-11/79299, от 12.05.2020 N 24-01-08/38165, Информационное письмо Минфина России от 15.05.2019 N 24-01-07/34829). Указанные разъяснения были сформулированы в период, когда все участники, применяющие УСН, по общему правилу не признавались плательщиками НДС. Полагаем, что вывод применим и сейчас к участникам, применяющим УСН и освобожденным от уплаты НДС в соответствии с п. 1 ст. 145 НК РФ.
Нормативные акты
"Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 3 (2019)"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 27.11.2019)41. Отсутствие в государственном контракте условия об уменьшении суммы контракта на размер НДС для участника закупки, применяющего упрощенную систему налогообложения, не является нарушением Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных нужд".
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 27.11.2019)41. Отсутствие в государственном контракте условия об уменьшении суммы контракта на размер НДС для участника закупки, применяющего упрощенную систему налогообложения, не является нарушением Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных нужд".
Статья: Карма "фактического" плательщика, или ВТБ заплатит НДС (экономические уроки судебного спора)
(Хаванова И.)
("ЭЖ-Бухгалтер", 2024, N 17)Вот если бы "юридический плательщик" ошибся при определении цены, "фактическому плательщику" не пришлось бы доплачивать 20% к согласованной цене. Нельзя не заметить зыбкость предложенной конструкции обрушения договоренности, ее ориентированность на исключение рисков увеличения цены посредством краткосрочных контрактов. Увеличение или уменьшение ставки НДС при таком подходе будет автоматически выводить в конфликтную зону немало соглашений. Результатами могут воспользоваться как налоговые органы, так и контрагенты. Это нужно помнить компаниям, которые оказались в подобной ситуации.
(Хаванова И.)
("ЭЖ-Бухгалтер", 2024, N 17)Вот если бы "юридический плательщик" ошибся при определении цены, "фактическому плательщику" не пришлось бы доплачивать 20% к согласованной цене. Нельзя не заметить зыбкость предложенной конструкции обрушения договоренности, ее ориентированность на исключение рисков увеличения цены посредством краткосрочных контрактов. Увеличение или уменьшение ставки НДС при таком подходе будет автоматически выводить в конфликтную зону немало соглашений. Результатами могут воспользоваться как налоговые органы, так и контрагенты. Это нужно помнить компаниям, которые оказались в подобной ситуации.
Статья: Изменение государственного (муниципального) контракта и свобода договора
(Сироткина А.А.)
("Закон", 2021, N 8)Долгое время в практике стоял вопрос о допустимости/необходимости изменения цены контракта, которая рассчитана с учетом НДС, если победителем закупки стало лицо, находящееся на упрощенной системе налогообложения. Конкурировали два императива: с одной стороны, должны быть равные условия для всех участников закупки, что предполагает не только юридическое, но и экономическое равенство (равный размер будущей прибыли), с другой стороны, цена контракта должна быть твердой и неизменной (ч. 2 ст. 34 Закона о контрактной системе), в договоре не могут быть установлены две цены - с НДС и без него. В качестве компромисса антимонопольные органы порой предлагали включать условие об уменьшении суммы контракта на размер НДС для участника закупки, применяющего упрощенную систему налогообложения. Ответ на вопрос найден сравнительно недавно на уровне высшей судебной инстанции: отсутствие в государственном контракте подобного условия не является нарушением Закона о контрактной системе, поскольку не возлагает на участника закупки, применяющего упрощенную систему налогообложения, безусловной обязанности по исчислению и уплате НДС <15>. Любой участник закупки, в том числе тот, который освобожден от уплаты НДС и применяет упрощенную систему налогообложения, вправе участвовать в закупке для обеспечения государственных и муниципальных нужд. Контракт по итогам закупки заключается и оплачивается заказчиком по цене, предложенной участником закупки, с которым заключается контракт, вне зависимости от применяемой данным участником системы налогообложения. Корректировка заказчиком цены контракта, предложенной юридическим лицом, применяющим упрощенную систему налогообложения, в силу закона не допускается, и поставленные товары (выполненные работы, оказанные услуги) оплачиваются по цене, указанной в контракте.
(Сироткина А.А.)
("Закон", 2021, N 8)Долгое время в практике стоял вопрос о допустимости/необходимости изменения цены контракта, которая рассчитана с учетом НДС, если победителем закупки стало лицо, находящееся на упрощенной системе налогообложения. Конкурировали два императива: с одной стороны, должны быть равные условия для всех участников закупки, что предполагает не только юридическое, но и экономическое равенство (равный размер будущей прибыли), с другой стороны, цена контракта должна быть твердой и неизменной (ч. 2 ст. 34 Закона о контрактной системе), в договоре не могут быть установлены две цены - с НДС и без него. В качестве компромисса антимонопольные органы порой предлагали включать условие об уменьшении суммы контракта на размер НДС для участника закупки, применяющего упрощенную систему налогообложения. Ответ на вопрос найден сравнительно недавно на уровне высшей судебной инстанции: отсутствие в государственном контракте подобного условия не является нарушением Закона о контрактной системе, поскольку не возлагает на участника закупки, применяющего упрощенную систему налогообложения, безусловной обязанности по исчислению и уплате НДС <15>. Любой участник закупки, в том числе тот, который освобожден от уплаты НДС и применяет упрощенную систему налогообложения, вправе участвовать в закупке для обеспечения государственных и муниципальных нужд. Контракт по итогам закупки заключается и оплачивается заказчиком по цене, предложенной участником закупки, с которым заключается контракт, вне зависимости от применяемой данным участником системы налогообложения. Корректировка заказчиком цены контракта, предложенной юридическим лицом, применяющим упрощенную систему налогообложения, в силу закона не допускается, и поставленные товары (выполненные работы, оказанные услуги) оплачиваются по цене, указанной в контракте.
Готовое решение: Как поставщику (подрядчику, исполнителю) исполнить государственный (муниципальный) контракт по Закону N 44-ФЗ
(КонсультантПлюс, 2025)Если контракт заключен с поставщиком (подрядчиком, исполнителем), применяющим специальный налоговый режим, уменьшить цену такого контракта на величину НДС недопустимо, так как это может повлечь для контрагента убытки в размере НДС, уплаченного им при приобретении товара (работы, услуги) (если они приобретались у плательщика НДС) (Письмо Минфина России от 07.05.2020 N 24-03-07/36958).
(КонсультантПлюс, 2025)Если контракт заключен с поставщиком (подрядчиком, исполнителем), применяющим специальный налоговый режим, уменьшить цену такого контракта на величину НДС недопустимо, так как это может повлечь для контрагента убытки в размере НДС, уплаченного им при приобретении товара (работы, услуги) (если они приобретались у плательщика НДС) (Письмо Минфина России от 07.05.2020 N 24-03-07/36958).
Статья: Сотрудничество российской компании с китайской: последствия неисполнения обязанности налогового агента по НДС
("ЭЖ-Бухгалтер", 2023, N 35)В части взаимоотношений общества с китайской компанией установлено, что предметом контракта являлось оказание заказчику услуг по привлечению иностранного персонала с целью последующего выполнения иностранными работниками трудовых функций (работ) на объектах и услуг по адаптации иностранного персонала. Суд определил, что фактически между заявителем и китайской компанией заключен договор строительного подряда, в рамках которого обществом выплачен доход китайской организации от осуществления деятельности на территории РФ. Исследовав и оценив документы заявителя, изъятые инспекцией, суд установил, что документы из разных пакетов несопоставимы по цене, отчетным периодам (ежеквартальное и ежемесячное оформление) между собой и с условиями контракта. Денежные средства, поступившие на расчетный счет общества, в течение нескольких дней практически в полном объеме зачислены на счет китайской компании. Оплата в адрес китайской компании производилась заявителем с нарушением сроков и не в полном объеме, что привело к образованию у организации задолженности в размере, сопоставимом с суммой заработной платы, выплаченной заявителем в проверяемом периоде в адрес привлеченных китайских работников. Условия международного контракта, заключенного китайской компанией с иным лицом, являются по существу аналогичными условиям контракта, заключенного китайской компанией с обществом, за исключением условий о включении в цену контракта НДС и уменьшении цены контракта на сумму заработной платы, перечисленной заказчиком китайским рабочим. Установив, что китайская компания фактически вступила в подрядные отношения с заявителем и не была зарегистрирована в качестве налогоплательщика на территории РФ, суд признал общество по указанным операциям налоговым агентом по НДС. Установив, что заявитель не исполнил обязанность налогового агента по исчислению, удержанию и уплате НДС при выплате доходов в адрес иностранной компании, суд посчитал, что у налогового органа отсутствовали основания для уменьшения на вычеты доначисленного НДС.
("ЭЖ-Бухгалтер", 2023, N 35)В части взаимоотношений общества с китайской компанией установлено, что предметом контракта являлось оказание заказчику услуг по привлечению иностранного персонала с целью последующего выполнения иностранными работниками трудовых функций (работ) на объектах и услуг по адаптации иностранного персонала. Суд определил, что фактически между заявителем и китайской компанией заключен договор строительного подряда, в рамках которого обществом выплачен доход китайской организации от осуществления деятельности на территории РФ. Исследовав и оценив документы заявителя, изъятые инспекцией, суд установил, что документы из разных пакетов несопоставимы по цене, отчетным периодам (ежеквартальное и ежемесячное оформление) между собой и с условиями контракта. Денежные средства, поступившие на расчетный счет общества, в течение нескольких дней практически в полном объеме зачислены на счет китайской компании. Оплата в адрес китайской компании производилась заявителем с нарушением сроков и не в полном объеме, что привело к образованию у организации задолженности в размере, сопоставимом с суммой заработной платы, выплаченной заявителем в проверяемом периоде в адрес привлеченных китайских работников. Условия международного контракта, заключенного китайской компанией с иным лицом, являются по существу аналогичными условиям контракта, заключенного китайской компанией с обществом, за исключением условий о включении в цену контракта НДС и уменьшении цены контракта на сумму заработной платы, перечисленной заказчиком китайским рабочим. Установив, что китайская компания фактически вступила в подрядные отношения с заявителем и не была зарегистрирована в качестве налогоплательщика на территории РФ, суд признал общество по указанным операциям налоговым агентом по НДС. Установив, что заявитель не исполнил обязанность налогового агента по исчислению, удержанию и уплате НДС при выплате доходов в адрес иностранной компании, суд посчитал, что у налогового органа отсутствовали основания для уменьшения на вычеты доначисленного НДС.