Уменьшение бюджетных обязательств
Подборка наиболее важных документов по запросу Уменьшение бюджетных обязательств (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Позиции судов по спорным вопросам. Бюджетные организации: Внесение изменений в независимую (банковскую) гарантию по Закону N 44-ФЗ
(КонсультантПлюс, 2025)Все указанные изменения срока исполнения контракта производились... по инициативе Заказчика по причине уменьшения лимитов бюджетных обязательств и не были связаны с обстоятельствами, за которые отвечал подрядчик.
(КонсультантПлюс, 2025)Все указанные изменения срока исполнения контракта производились... по инициативе Заказчика по причине уменьшения лимитов бюджетных обязательств и не были связаны с обстоятельствами, за которые отвечал подрядчик.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Вопрос: Об изменении условий контракта при уменьшении лимитов бюджетных обязательств и срока выполнения работ по контракту на строительство (реконструкцию) объектов капитального строительства.
(Письмо Минфина России от 09.07.2025 N 02-14-05/66675)Вопрос: Об изменении условий контракта при уменьшении лимитов бюджетных обязательств и срока выполнения работ по контракту на строительство (реконструкцию) объектов капитального строительства.
(Письмо Минфина России от 09.07.2025 N 02-14-05/66675)Вопрос: Об изменении условий контракта при уменьшении лимитов бюджетных обязательств и срока выполнения работ по контракту на строительство (реконструкцию) объектов капитального строительства.
Готовое решение: Как заключить контракт на аренду по Закону N 44-ФЗ
(КонсультантПлюс, 2025)при уменьшении лимитов бюджетных обязательств.
(КонсультантПлюс, 2025)при уменьшении лимитов бюджетных обязательств.
Нормативные акты
Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ
(ред. от 26.12.2024)
"О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.07.2025)3. В установленных пунктом 6 части 1 настоящей статьи случаях принятие государственным или муниципальным заказчиком решения об изменении контракта в связи с уменьшением лимитов бюджетных обязательств осуществляется исходя из соразмерности изменения цены контракта и количества товара, объема работы или услуги.
(ред. от 26.12.2024)
"О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.07.2025)3. В установленных пунктом 6 части 1 настоящей статьи случаях принятие государственным или муниципальным заказчиком решения об изменении контракта в связи с уменьшением лимитов бюджетных обязательств осуществляется исходя из соразмерности изменения цены контракта и количества товара, объема работы или услуги.
"Бюджетный кодекс Российской Федерации" от 31.07.1998 N 145-ФЗ
(ред. от 31.07.2025)уменьшение бюджетных ассигнований на исполнение публичных нормативных обязательств для увеличения иных бюджетных ассигнований.
(ред. от 31.07.2025)уменьшение бюджетных ассигнований на исполнение публичных нормативных обязательств для увеличения иных бюджетных ассигнований.
Статья: Проблемы квалификации преступлений в сфере гособоронзаказа
(Яни П.С.)
("Законность", 2023, NN 9, 10)Так, из решения следует: доводы Абакумова о том, что денежные средства в качестве лимитов бюджетных обязательств были доведены организации за пределами сроков выполнения работ, предусмотренных государственным контрактом, отвергнуты судом со ссылкой на то, что оплата фактически выполненных работ производится после подписания акта о приемке выполненных работ, а предоставление средств ("доведение лимитов до Генподрядчика") до выполнения работ фактически является авансированием. Тогда как а) отсутствие авансирования не является основанием для невыполнения генподрядчиком своих обязательств по контракту и б) в соответствии с государственным контрактом в случае уменьшения государственному заказчику ранее доведенных лимитов бюджетных обязательств, приводящего к невозможности исполнения государственным заказчиком обязательств, следующих из контракта, стороны должны обеспечить согласование в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок новых условий по цене контракта и (или) срокам его исполнения и (или) объему выполняемых работ. Однако в нарушение ст. 716 ГК РФ подрядчик не предупредил об этом заказчика, дополнительных соглашений о переносе сроков выполнения работ не заключалось, работы не приостанавливались в соответствии с п. 1 ст. 716 ГК. Поэтому, заключил суд, нет оснований полагать, что отсутствует событие или состав административного правонарушения. Кроме того, также отмечено в анализируемом решении Мосгорсуда по делу N 7-797/2020 что, в условиях отсутствия собственных средств для осуществления строительства в целях своевременного исполнения обязательств по государственному контракту могли быть привлечены кредитные средства.
(Яни П.С.)
("Законность", 2023, NN 9, 10)Так, из решения следует: доводы Абакумова о том, что денежные средства в качестве лимитов бюджетных обязательств были доведены организации за пределами сроков выполнения работ, предусмотренных государственным контрактом, отвергнуты судом со ссылкой на то, что оплата фактически выполненных работ производится после подписания акта о приемке выполненных работ, а предоставление средств ("доведение лимитов до Генподрядчика") до выполнения работ фактически является авансированием. Тогда как а) отсутствие авансирования не является основанием для невыполнения генподрядчиком своих обязательств по контракту и б) в соответствии с государственным контрактом в случае уменьшения государственному заказчику ранее доведенных лимитов бюджетных обязательств, приводящего к невозможности исполнения государственным заказчиком обязательств, следующих из контракта, стороны должны обеспечить согласование в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок новых условий по цене контракта и (или) срокам его исполнения и (или) объему выполняемых работ. Однако в нарушение ст. 716 ГК РФ подрядчик не предупредил об этом заказчика, дополнительных соглашений о переносе сроков выполнения работ не заключалось, работы не приостанавливались в соответствии с п. 1 ст. 716 ГК. Поэтому, заключил суд, нет оснований полагать, что отсутствует событие или состав административного правонарушения. Кроме того, также отмечено в анализируемом решении Мосгорсуда по делу N 7-797/2020 что, в условиях отсутствия собственных средств для осуществления строительства в целях своевременного исполнения обязательств по государственному контракту могли быть привлечены кредитные средства.
Статья: Изменение государственного (муниципального) контракта и свобода договора
(Сироткина А.А.)
("Закон", 2021, N 8)Вместе с тем ГК РФ, а вслед за ним БК РФ и Закон о контрактной системе оперируют понятием лимита бюджетных средств при решении вопросов о заключении, исполнении и изменении контрактов. Согласно п. 1 ст. 767 ГК РФ уменьшение финансирования подрядных работ дает основание для изменения сроков выполнения работ и иных условий. Данная норма воспроизведена в п. 6 ч. 1 ст. 95 Закона о контрактной системе, ч. 6 ст. 161 БК РФ, которые содержат уточнения: согласование новых условий контракта обеспечивает заказчик, и его контрагент вправе потребовать возмещение фактически понесенного ущерба, обусловленного изменением условий государственного (муниципального) контракта. Обращает на себя внимание несогласованность норм: в БК РФ идет речь о казенных учреждениях, в то время как в Законе о контрактной системе и ГК РФ - обо всех государственных (муниципальных) заказчиках. Закон о контрактной системе также оперирует термином "невозможность исполнения заказчиком бюджетных обязательств" вследствие уменьшения финансирования. К данному словоупотреблению необходимо подходить осторожно, поскольку оно не равно пониманию объективной невозможности исполнения обязательств в гражданском праве. Заказчик имеет возможность обратиться за дополнительным финансированием, у исполнителя есть право на иск о взыскании суммы долга, исполнение по которому будет осуществляться за счет средств бюджета, не ограниченных имеющимся лимитом. Кроме того, при наличии оснований публично-правовое образование может быть привлечено к субсидиарной ответственности.
(Сироткина А.А.)
("Закон", 2021, N 8)Вместе с тем ГК РФ, а вслед за ним БК РФ и Закон о контрактной системе оперируют понятием лимита бюджетных средств при решении вопросов о заключении, исполнении и изменении контрактов. Согласно п. 1 ст. 767 ГК РФ уменьшение финансирования подрядных работ дает основание для изменения сроков выполнения работ и иных условий. Данная норма воспроизведена в п. 6 ч. 1 ст. 95 Закона о контрактной системе, ч. 6 ст. 161 БК РФ, которые содержат уточнения: согласование новых условий контракта обеспечивает заказчик, и его контрагент вправе потребовать возмещение фактически понесенного ущерба, обусловленного изменением условий государственного (муниципального) контракта. Обращает на себя внимание несогласованность норм: в БК РФ идет речь о казенных учреждениях, в то время как в Законе о контрактной системе и ГК РФ - обо всех государственных (муниципальных) заказчиках. Закон о контрактной системе также оперирует термином "невозможность исполнения заказчиком бюджетных обязательств" вследствие уменьшения финансирования. К данному словоупотреблению необходимо подходить осторожно, поскольку оно не равно пониманию объективной невозможности исполнения обязательств в гражданском праве. Заказчик имеет возможность обратиться за дополнительным финансированием, у исполнителя есть право на иск о взыскании суммы долга, исполнение по которому будет осуществляться за счет средств бюджета, не ограниченных имеющимся лимитом. Кроме того, при наличии оснований публично-правовое образование может быть привлечено к субсидиарной ответственности.
Путеводитель по судебной практике: Общие положения о подряде.
Освобождает ли заказчика от оплаты работ по договору подряда отсутствие бюджетных средств
(КонсультантПлюс, 2025)Кроме того, уменьшение лимитов бюджетных обязательств не освобождает администрацию от исполнения обязанности по оплате стоимости работ, выполненных предприятием на основании муниципального контракта от 13.09.2008 N 112, и не может рассматриваться в качестве основания для отказа в иске о взыскании задолженности при принятии учреждением (органом местного самоуправления) обязательств сверх этих лимитов (пункт 15.1 Постановления Высшего Арбитражного Суда РФ от 22.06.2006 N 23)..."
Освобождает ли заказчика от оплаты работ по договору подряда отсутствие бюджетных средств
(КонсультантПлюс, 2025)Кроме того, уменьшение лимитов бюджетных обязательств не освобождает администрацию от исполнения обязанности по оплате стоимости работ, выполненных предприятием на основании муниципального контракта от 13.09.2008 N 112, и не может рассматриваться в качестве основания для отказа в иске о взыскании задолженности при принятии учреждением (органом местного самоуправления) обязательств сверх этих лимитов (пункт 15.1 Постановления Высшего Арбитражного Суда РФ от 22.06.2006 N 23)..."
Последние изменения: Изменение срока исполнения контракта по Закону N 44-ФЗ
(КонсультантПлюс, 2025)Минфин разъяснил, как изменить срок исполнения контракта при уменьшении лимитов бюджетных обязательств.
(КонсультантПлюс, 2025)Минфин разъяснил, как изменить срок исполнения контракта при уменьшении лимитов бюджетных обязательств.
"Бюджетное право: учебное пособие для магистратуры"
(4-е издание, пересмотренное)
(Болтинова О.В.)
("НОРМА", "ИНФРА-М", 2023)При изменении показателей сводной бюджетной росписи по расходам, утвержденным в соответствии с ведомственной структурой расходов, уменьшение бюджетных ассигнований, предусмотренных на исполнение публичных нормативных обязательств и обслуживание государственного (муниципального) долга, для увеличения иных бюджетных ассигнований без внесения изменений в закон (решение) о бюджете не допускается.
(4-е издание, пересмотренное)
(Болтинова О.В.)
("НОРМА", "ИНФРА-М", 2023)При изменении показателей сводной бюджетной росписи по расходам, утвержденным в соответствии с ведомственной структурой расходов, уменьшение бюджетных ассигнований, предусмотренных на исполнение публичных нормативных обязательств и обслуживание государственного (муниципального) долга, для увеличения иных бюджетных ассигнований без внесения изменений в закон (решение) о бюджете не допускается.
Статья: Механизм государственно-правового регулирования финансового суверенитета и его составляющие
(Албитова Е.П.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2025, N 5)1. Правовое регулирование, состоящее из национального и международного законодательства. Нормы национального законодательства, нацеленные на контрольные мероприятия во внутренней политике государства для снижения антикоррупционных рисков в расходных обязательствах бюджетно-финансового суверенитета страны. Нормы международного законодательства во внешней политике государства обеспечивают стабильное развитие страны, состоящее в решении вопросов внешнеэкономического сотрудничества, торговли, обмена опытом, и возникающего военного положения, санкционного давления, неконтролируемых вывозов для страны.
(Албитова Е.П.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2025, N 5)1. Правовое регулирование, состоящее из национального и международного законодательства. Нормы национального законодательства, нацеленные на контрольные мероприятия во внутренней политике государства для снижения антикоррупционных рисков в расходных обязательствах бюджетно-финансового суверенитета страны. Нормы международного законодательства во внешней политике государства обеспечивают стабильное развитие страны, состоящее в решении вопросов внешнеэкономического сотрудничества, торговли, обмена опытом, и возникающего военного положения, санкционного давления, неконтролируемых вывозов для страны.
Готовое решение: Как обосновать начальную максимальную цену контракта
(КонсультантПлюс, 2025)Нет, нельзя. Согласно п. 2 ст. 72 БК РФ контракты заключаются и оплачиваются в пределах лимитов бюджетного обязательства. Следовательно, НМЦК должна быть снижена до размера таких лимитов. В противном случае действия заказчика могут быть признаны нарушением этой нормы. На возможность снизить НМЦК, полученную при обосновании, указывал и Минфин России (Письма от 05.03.2025 N 24-06-09/21386, от 16.03.2020 N 24-01-08/19862, от 08.09.2017 N 24-01-09/58179). Аналогичной позиции придерживается и Казначейство России.
(КонсультантПлюс, 2025)Нет, нельзя. Согласно п. 2 ст. 72 БК РФ контракты заключаются и оплачиваются в пределах лимитов бюджетного обязательства. Следовательно, НМЦК должна быть снижена до размера таких лимитов. В противном случае действия заказчика могут быть признаны нарушением этой нормы. На возможность снизить НМЦК, полученную при обосновании, указывал и Минфин России (Письма от 05.03.2025 N 24-06-09/21386, от 16.03.2020 N 24-01-08/19862, от 08.09.2017 N 24-01-09/58179). Аналогичной позиции придерживается и Казначейство России.