Уличное дворовое освещение
Подборка наиболее важных документов по запросу Уличное дворовое освещение (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Апелляционное определение Ростовского областного суда от 03.10.2023 N 33-16844/2023 (УИД 61RS0004-01-2023-002536-81)
Категория: Споры с органами власти в сфере содержания объектов транспортной инфраструктуры.
Требования: Об обязании обеспечить стационарное электрическое освещение автомобильной дороги.
Обстоятельства: Истец ссылается на то, что непринятие мер по организации стационарного электрического уличного освещения автомобильной дороги создает реальную угрозу безопасности дорожного движения в ночное время и свидетельствует о ненадлежащем исполнении органом местного самоуправления обязанностей по осуществлению дорожной деятельности.
Решение: Удовлетворено.Следовательно, несостоятельными являются доводы апелляционных жалоб о том, что Администрация г. Ростова-на-Дону не обладает необходимыми законными полномочиями для принятия мер к организации уличного освещения мест общего пользования, и не может являться ни муниципальным заказчиком, ни главным распорядителем бюджетных средств по данной отрасли, поскольку в силу вышеприведенных требований закона осуществление организации и ремонта уличного (дворового) освещения отнесено непосредственно к полномочиям органов местного самоуправления.
Категория: Споры с органами власти в сфере содержания объектов транспортной инфраструктуры.
Требования: Об обязании обеспечить стационарное электрическое освещение автомобильной дороги.
Обстоятельства: Истец ссылается на то, что непринятие мер по организации стационарного электрического уличного освещения автомобильной дороги создает реальную угрозу безопасности дорожного движения в ночное время и свидетельствует о ненадлежащем исполнении органом местного самоуправления обязанностей по осуществлению дорожной деятельности.
Решение: Удовлетворено.Следовательно, несостоятельными являются доводы апелляционных жалоб о том, что Администрация г. Ростова-на-Дону не обладает необходимыми законными полномочиями для принятия мер к организации уличного освещения мест общего пользования, и не может являться ни муниципальным заказчиком, ни главным распорядителем бюджетных средств по данной отрасли, поскольку в силу вышеприведенных требований закона осуществление организации и ремонта уличного (дворового) освещения отнесено непосредственно к полномочиям органов местного самоуправления.
Апелляционное определение Ростовского областного суда от 01.08.2023 N 33-13110/2023 (УИД 61RS0004-01-2023-001076-96)
Категория: Споры с органами власти в сфере содержания объектов транспортной инфраструктуры.
Требования: Об обязании обеспечить стационарное электрическое освещение автомобильной дороги.
Обстоятельства: В ходе прокурорской проверки прокуратурой проведено обследование обеспечения безопасности дорожного движения, в ходе которой выявлено отсутствие стационарного электрического освещения на автомобильной дороге.
Решение: Удовлетворено.Следовательно, несостоятельными являются доводы апелляционных жалоб о том, что Администрация г. Ростова-на-Дону не обладает необходимыми законными полномочиями для принятия мер к организации уличного освещения мест общего пользования, и не может являться ни муниципальным заказчиком, ни главным распорядителем бюджетных средств по данной отрасли, поскольку в силу вышеприведенных требований закона осуществление организации и ремонта уличного (дворового) освещения отнесено непосредственно к полномочиям органов местного самоуправления.
Категория: Споры с органами власти в сфере содержания объектов транспортной инфраструктуры.
Требования: Об обязании обеспечить стационарное электрическое освещение автомобильной дороги.
Обстоятельства: В ходе прокурорской проверки прокуратурой проведено обследование обеспечения безопасности дорожного движения, в ходе которой выявлено отсутствие стационарного электрического освещения на автомобильной дороге.
Решение: Удовлетворено.Следовательно, несостоятельными являются доводы апелляционных жалоб о том, что Администрация г. Ростова-на-Дону не обладает необходимыми законными полномочиями для принятия мер к организации уличного освещения мест общего пользования, и не может являться ни муниципальным заказчиком, ни главным распорядителем бюджетных средств по данной отрасли, поскольку в силу вышеприведенных требований закона осуществление организации и ремонта уличного (дворового) освещения отнесено непосредственно к полномочиям органов местного самоуправления.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Вопрос: Как осуществляется устройство, содержание и ремонт наружного освещения?
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Минстрой России в Письме от 18.09.2017 N 33418-АЧ/04 "Об организации ремонта уличного (дворового) освещения" отмечает, что организация и ремонт уличного (дворового) освещения относится к компетенции органов местного самоуправления.
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Минстрой России в Письме от 18.09.2017 N 33418-АЧ/04 "Об организации ремонта уличного (дворового) освещения" отмечает, что организация и ремонт уличного (дворового) освещения относится к компетенции органов местного самоуправления.
Статья: Уличные комитеты - форма участия населения в осуществлении местного самоуправления
(Быкова А.Г.)
("Российский юридический журнал", 2025, N 1)Особым видом собственных полномочий уличных комитетов являются полномочия в сфере благоустройства. Комитеты не только знакомят жителей с правилами благоустройства территории, но и вправе требовать содержания в порядке внешнего вида домов, надворных построек, ограждений, дворовых территорий, тротуаров, ливневых канав и прилегающих к домовладению территорий. Они осуществляют контроль за наличием контейнеров для сбора мусора и его своевременным вывозом, а также следят за наличием на каждом доме номерного знака и его освещения <27>.
(Быкова А.Г.)
("Российский юридический журнал", 2025, N 1)Особым видом собственных полномочий уличных комитетов являются полномочия в сфере благоустройства. Комитеты не только знакомят жителей с правилами благоустройства территории, но и вправе требовать содержания в порядке внешнего вида домов, надворных построек, ограждений, дворовых территорий, тротуаров, ливневых канав и прилегающих к домовладению территорий. Они осуществляют контроль за наличием контейнеров для сбора мусора и его своевременным вывозом, а также следят за наличием на каждом доме номерного знака и его освещения <27>.
Нормативные акты
Приказ Минфина России от 24.05.2022 N 82н
(ред. от 10.06.2025)
"О Порядке формирования и применения кодов бюджетной классификации Российской Федерации, их структуре и принципах назначения"
(Зарегистрировано в Минюсте России 30.06.2022 N 69085)По подразделу 0503 "Благоустройство" классификации расходов бюджетов подлежат отражению расходы на проведение мероприятий по содержанию территории муниципального образования, а также по проектированию, созданию, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию объектов благоустройства, направленных на обеспечение и повышение комфортности условий проживания граждан, поддержание и улучшение санитарного и эстетического состояния территории (включая расходы на освещение улиц, в том числе энергоэффективное освещение, озеленение территорий, установку указателей с наименованиями улиц и номерами домов, размещение и содержание малых архитектурных форм, иных мероприятий по благоустройству территории муниципального образования, предусмотренных правилами благоустройства территории муниципального образования, за исключением расходов на осуществление дорожной деятельности, а также расходов на капитальный ремонт и ремонт дворовых территорий многоквартирных домов, проездов к дворовым территориям многоквартирных домов населенных пунктов, осуществляемых за счет средств дорожного фонда).
(ред. от 10.06.2025)
"О Порядке формирования и применения кодов бюджетной классификации Российской Федерации, их структуре и принципах назначения"
(Зарегистрировано в Минюсте России 30.06.2022 N 69085)По подразделу 0503 "Благоустройство" классификации расходов бюджетов подлежат отражению расходы на проведение мероприятий по содержанию территории муниципального образования, а также по проектированию, созданию, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию объектов благоустройства, направленных на обеспечение и повышение комфортности условий проживания граждан, поддержание и улучшение санитарного и эстетического состояния территории (включая расходы на освещение улиц, в том числе энергоэффективное освещение, озеленение территорий, установку указателей с наименованиями улиц и номерами домов, размещение и содержание малых архитектурных форм, иных мероприятий по благоустройству территории муниципального образования, предусмотренных правилами благоустройства территории муниципального образования, за исключением расходов на осуществление дорожной деятельности, а также расходов на капитальный ремонт и ремонт дворовых территорий многоквартирных домов, проездов к дворовым территориям многоквартирных домов населенных пунктов, осуществляемых за счет средств дорожного фонда).
<Письмо> Минстроя России от 18.09.2017 N 33418-АЧ/04
<Об организации ремонта уличного (дворового) освещения>МИНИСТЕРСТВО СТРОИТЕЛЬСТВА И ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО
<Об организации ремонта уличного (дворового) освещения>МИНИСТЕРСТВО СТРОИТЕЛЬСТВА И ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО