Указания прокурора
Подборка наиболее важных документов по запросу Указания прокурора (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2023 год: Статья 350 "Основания для пересмотра судебных актов по новым или вновь открывшимся обстоятельствам" КАС РФ"Приводимое заявителем основание относительно указания прокурором в иске, предъявленном в суд в их интересах, об отсутствии у дома (помещения) по адресу: <адрес> статуса жилого дома применительно к части 2 статьи 350 КАС РФ не может быть отнесено к вновь открывшемуся обстоятельству, поскольку суд второй инстанции в апелляционном определении от 19 мая 2022 года исходил из того, что органом местного самоуправления не установлено место фактического проживания семьи Г., в том числе и по названному выше адресу."
Позиции судов по спорным вопросам. Гражданский процесс: Исковое заявление о лишении родительских прав в гражданском процессе
(КонсультантПлюс, 2025)...ошибка была допущена судьей... необоснованно отказавшим в принятии заявления прокурора... в интересах несовершеннолетнего о лишении его отца М. родительских прав со ссылкой на то, что несовершеннолетний имеет опекуна, который в соответствии с законом и должен защищать права несовершеннолетнего, а каких-либо причин, по которым он не в состоянии это сделать, прокурор не указал. Отменяя это определение судьи, судебная коллегия по гражданским делам... правильно указала, что согласно п. 1 ст. 70 СК РФ дела о лишении родительских прав рассматриваются по заявлению одного из родителей или лиц, их заменяющих, по заявлению прокурора, а также по заявлениям органов или организаций, на которые возложены обязанности по охране прав несовершеннолетних детей (органов опеки и попечительства, комиссий по делам несовершеннолетних, организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и других). В связи с этим прокурор в силу прямого указания закона вправе обращаться в суд с иском о лишении родительских прав, при этом наличие аналогичных прав у иных лиц... препятствием для обращения в суд прокурора с указанными требованиями не является..."
(КонсультантПлюс, 2025)...ошибка была допущена судьей... необоснованно отказавшим в принятии заявления прокурора... в интересах несовершеннолетнего о лишении его отца М. родительских прав со ссылкой на то, что несовершеннолетний имеет опекуна, который в соответствии с законом и должен защищать права несовершеннолетнего, а каких-либо причин, по которым он не в состоянии это сделать, прокурор не указал. Отменяя это определение судьи, судебная коллегия по гражданским делам... правильно указала, что согласно п. 1 ст. 70 СК РФ дела о лишении родительских прав рассматриваются по заявлению одного из родителей или лиц, их заменяющих, по заявлению прокурора, а также по заявлениям органов или организаций, на которые возложены обязанности по охране прав несовершеннолетних детей (органов опеки и попечительства, комиссий по делам несовершеннолетних, организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и других). В связи с этим прокурор в силу прямого указания закона вправе обращаться в суд с иском о лишении родительских прав, при этом наличие аналогичных прав у иных лиц... препятствием для обращения в суд прокурора с указанными требованиями не является..."
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Полномочия и обязанности дознавателя в уголовном процессе
(Шестало С.С.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Согласно ч. 4 ст. 41 УПК РФ указания прокурора и начальника органа дознания, данные в соответствии с УПК РФ, обязательны для дознавателя. При этом дознаватель вправе обжаловать указания начальника органа дознания прокурору, а указания прокурора - вышестоящему прокурору. Обжалование данных указаний не приостанавливает их исполнения, за исключением случаев, предусмотренных ч. 5 ст. 226 и ч. 5 ст. 226.8 УПК РФ.
(Шестало С.С.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Согласно ч. 4 ст. 41 УПК РФ указания прокурора и начальника органа дознания, данные в соответствии с УПК РФ, обязательны для дознавателя. При этом дознаватель вправе обжаловать указания начальника органа дознания прокурору, а указания прокурора - вышестоящему прокурору. Обжалование данных указаний не приостанавливает их исполнения, за исключением случаев, предусмотренных ч. 5 ст. 226 и ч. 5 ст. 226.8 УПК РФ.
Статья: Следственная формула обвинения как непререкаемый императив для прокурора и суда первой инстанции
(Ковтун Н.Н.)
("Российская юстиция", 2025, N 9)Как известно, в 2007 году <18> прокурор фактически утратил властные полномочия по распоряжению обвинением на этапе предварительного следствия. Он более не вправе ни привлечь лицо в качестве обвиняемого, ни отменить, изменить или обжаловать соответствующее следственное постановление. Не обязательны для следственного органа и любые указания прокурора по сути этого акта. Закон буквален: обвинение на этом этапе есть следственное утверждение-тезис о виновности обвиняемого; прокурору лишь направляется копия этого акта, не более того. Пока оставим без комментария эти (своего рода) аналоги французской модели формирования обвинения следственным судьей по делам, подсудным суду ассизов, и согласимся с закрепленным законом порядком - в силу того, что, во-первых, речь явно идет о (публично заявленной) независимости и самостоятельности следственной власти, а во-вторых, дело на этот момент находится в производстве следственного органа, который и выступает процессуальным "хозяином" обвинения как в части предмета, так и в отношении его возможных материальных пределов.
(Ковтун Н.Н.)
("Российская юстиция", 2025, N 9)Как известно, в 2007 году <18> прокурор фактически утратил властные полномочия по распоряжению обвинением на этапе предварительного следствия. Он более не вправе ни привлечь лицо в качестве обвиняемого, ни отменить, изменить или обжаловать соответствующее следственное постановление. Не обязательны для следственного органа и любые указания прокурора по сути этого акта. Закон буквален: обвинение на этом этапе есть следственное утверждение-тезис о виновности обвиняемого; прокурору лишь направляется копия этого акта, не более того. Пока оставим без комментария эти (своего рода) аналоги французской модели формирования обвинения следственным судьей по делам, подсудным суду ассизов, и согласимся с закрепленным законом порядком - в силу того, что, во-первых, речь явно идет о (публично заявленной) независимости и самостоятельности следственной власти, а во-вторых, дело на этот момент находится в производстве следственного органа, который и выступает процессуальным "хозяином" обвинения как в части предмета, так и в отношении его возможных материальных пределов.
Нормативные акты
Федеральный закон от 17.01.1992 N 2202-I
(ред. от 03.02.2025)
"О прокуратуре Российской Федерации"2. Указания Генерального прокурора Российской Федерации по вопросам дознания, не требующим законодательного регулирования, являются обязательными для исполнения.
(ред. от 03.02.2025)
"О прокуратуре Российской Федерации"2. Указания Генерального прокурора Российской Федерации по вопросам дознания, не требующим законодательного регулирования, являются обязательными для исполнения.
"Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации" от 18.12.2001 N 174-ФЗ
(ред. от 27.10.2025)4. Указания прокурора и начальника органа дознания, данные в соответствии с настоящим Кодексом, обязательны для дознавателя. При этом дознаватель вправе обжаловать указания начальника органа дознания прокурору, а указания прокурора - вышестоящему прокурору. Обжалование данных указаний не приостанавливает их исполнения, за исключением случаев, предусмотренных частью пятой статьи 226 и частью пятой статьи 226.8 настоящего Кодекса.
(ред. от 27.10.2025)4. Указания прокурора и начальника органа дознания, данные в соответствии с настоящим Кодексом, обязательны для дознавателя. При этом дознаватель вправе обжаловать указания начальника органа дознания прокурору, а указания прокурора - вышестоящему прокурору. Обжалование данных указаний не приостанавливает их исполнения, за исключением случаев, предусмотренных частью пятой статьи 226 и частью пятой статьи 226.8 настоящего Кодекса.
"Комментарий к Кодексу административного судопроизводства Российской Федерации: в 2 ч."
(постатейный)
(часть 1)
(под общ. ред. Л.В. Тумановой)
("Проспект", 2025)В комментируемой статье отсутствует указание на участие прокурора в подготовке административного дела. Вместе с тем прокурор в случае предъявления им административного иска, как указано в ч. 4 ст. 39, пользуется процессуальными правами и несет процессуальные обязанности административного истца. Соответственно, его роль в стадии подготовки дела аналогична роли стороны.
(постатейный)
(часть 1)
(под общ. ред. Л.В. Тумановой)
("Проспект", 2025)В комментируемой статье отсутствует указание на участие прокурора в подготовке административного дела. Вместе с тем прокурор в случае предъявления им административного иска, как указано в ч. 4 ст. 39, пользуется процессуальными правами и несет процессуальные обязанности административного истца. Соответственно, его роль в стадии подготовки дела аналогична роли стороны.
Статья: Обзор правовых позиций Верховного Суда Российской Федерации по вопросам частного права за ноябрь 2024 года
(Гуна А.Н., Гвоздева С.В., Карапетов А.Г., Саргсян Т.А., Сбитнев Ю.В., Трофимов С.В., Фетисова Е.М.)
("Вестник экономического правосудия Российской Федерации", 2025, N 1)б) исковую давность по иску прокурора следует исчислять не по моменту, когда нарушение выявил прокурор, а с момента, с которого потекла давность для иска самого публичного образования, чье имущество было отчуждено; указание прокурором в иске на то, что он действует в интересах неопределенного круга лиц, это положение изменить не может;
(Гуна А.Н., Гвоздева С.В., Карапетов А.Г., Саргсян Т.А., Сбитнев Ю.В., Трофимов С.В., Фетисова Е.М.)
("Вестник экономического правосудия Российской Федерации", 2025, N 1)б) исковую давность по иску прокурора следует исчислять не по моменту, когда нарушение выявил прокурор, а с момента, с которого потекла давность для иска самого публичного образования, чье имущество было отчуждено; указание прокурором в иске на то, что он действует в интересах неопределенного круга лиц, это положение изменить не может;
"Преступления против правосудия: монография"
(Чекмезова Е.И.)
("Сибирский юридический университет", 2024)Первым потерпевшим в диспозиции ч. 2 ст. 294 УК РФ назван прокурор. Указание на цель в виде воспрепятствования всестороннему, полному и объективному расследованию позволяет заключить, что деятельность прокурора по надзору за исполнением законов органами дознания и предварительного следствия и по осуществлению уголовного преследования не защищается данной нормой.
(Чекмезова Е.И.)
("Сибирский юридический университет", 2024)Первым потерпевшим в диспозиции ч. 2 ст. 294 УК РФ назван прокурор. Указание на цель в виде воспрепятствования всестороннему, полному и объективному расследованию позволяет заключить, что деятельность прокурора по надзору за исполнением законов органами дознания и предварительного следствия и по осуществлению уголовного преследования не защищается данной нормой.
Статья: Полномочия прокурора в сфере уголовного судопроизводства в России и за рубежом
(Корнакова С.В.)
("Актуальные проблемы российского права", 2025, N 3)Таким образом, во Франции прокурор осуществляет функции руководителя предварительного следствия, обладая большим объемом полномочий в рамках осуществления надзора за предварительным следствием. Он может вступать на любой стадии предварительного следствия в процесс расследования уголовного дела, а также брать на себя часть следственных функций. Вместе с тем, анализируя положение следственного судьи на предмет объема полномочий при производстве предварительного следствия, можно резюмировать, что следователь в Российской Федерации обладает большей процессуальной независимостью, нежели следственный судья во Франции. С одной стороны, следственный судья обязан исполнять указания прокурора при проведении следственных действий, с другой стороны, он организационно подчиняется суду, так как является частью судебной системы.
(Корнакова С.В.)
("Актуальные проблемы российского права", 2025, N 3)Таким образом, во Франции прокурор осуществляет функции руководителя предварительного следствия, обладая большим объемом полномочий в рамках осуществления надзора за предварительным следствием. Он может вступать на любой стадии предварительного следствия в процесс расследования уголовного дела, а также брать на себя часть следственных функций. Вместе с тем, анализируя положение следственного судьи на предмет объема полномочий при производстве предварительного следствия, можно резюмировать, что следователь в Российской Федерации обладает большей процессуальной независимостью, нежели следственный судья во Франции. С одной стороны, следственный судья обязан исполнять указания прокурора при проведении следственных действий, с другой стороны, он организационно подчиняется суду, так как является частью судебной системы.
"Настольная книга специалиста по корпоративным закупкам"
(Байрашев В.Р., Исютин-Федотков Д.В.)
("Проспект", 2025)В соответствии с п. 8.4 Приказа Генпрокуратуры России от 07.12.2007 N 195 прокурорам дано указание при осуществлении прокурорского надзора не допускать необоснованного вмешательства в экономическую деятельность предприятий и организаций и вовлечения органов прокуратуры в хозяйственные споры между коммерческими структурами <1>.
(Байрашев В.Р., Исютин-Федотков Д.В.)
("Проспект", 2025)В соответствии с п. 8.4 Приказа Генпрокуратуры России от 07.12.2007 N 195 прокурорам дано указание при осуществлении прокурорского надзора не допускать необоснованного вмешательства в экономическую деятельность предприятий и организаций и вовлечения органов прокуратуры в хозяйственные споры между коммерческими структурами <1>.
Статья: Невмешательство в управленческую деятельность поднадзорных лиц как критерий определения пределов прокурорской деятельности
(Афанасьева Т.И.)
("Журнал российского права", 2025, N 7)Между тем Верховный Суд РФ, проверяя законность вынесенных нижестоящими судами решений, не квалифицирует в качестве вмешательства прокурора в оперативно-хозяйственную деятельность указания на конкретные меры по устранению нарушений, содержащиеся в резолютивной части представления. Например, в оспариваемых представлениях содержались такие требования прокурора: "изменить вид разрешенного использования принадлежащего Обществу на праве собственности земельного участка и направить соответствующие документы в филиал федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" <12>; "снять наложенное на подчиненного военнослужащего дисциплинарное взыскание, о чем сообщить в письменной форме" <13>; "организовать комиссией Думы городского округа по соблюдению требований к служебному поведению и урегулированию конфликта интересов проведение проверки соблюдения депутатом... требований законодательства о предотвращении и об урегулировании конфликта интересов" <14>; "прекратить несанкционированную рубку древесной растительности в полосе отвода автомобильной дороги "Нагорье - Берендеево"... возместить ущерб, причиненный компонентам природной среды" <15>; "принять меры по организации содержания дороги, очистке ее от снега, подаче заявления в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, для постановки дороги на учет" <16>. Более того, Верховный Суд РФ напоминает судам о необходимости сверки требований прокурора, изложенных в представлении, и вмененного лицу деяния при решении вопроса о наличии оснований для привлечения к ответственности по ст. 17.7 КоАП РФ, поскольку таковое возможно лишь при неисполнении законного требования <17>. Изложенное позволяет говорить, что Верховный Суд РФ признает допустимыми указания прокурора на конкретные меры устранения выявленных им нарушений.
(Афанасьева Т.И.)
("Журнал российского права", 2025, N 7)Между тем Верховный Суд РФ, проверяя законность вынесенных нижестоящими судами решений, не квалифицирует в качестве вмешательства прокурора в оперативно-хозяйственную деятельность указания на конкретные меры по устранению нарушений, содержащиеся в резолютивной части представления. Например, в оспариваемых представлениях содержались такие требования прокурора: "изменить вид разрешенного использования принадлежащего Обществу на праве собственности земельного участка и направить соответствующие документы в филиал федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" <12>; "снять наложенное на подчиненного военнослужащего дисциплинарное взыскание, о чем сообщить в письменной форме" <13>; "организовать комиссией Думы городского округа по соблюдению требований к служебному поведению и урегулированию конфликта интересов проведение проверки соблюдения депутатом... требований законодательства о предотвращении и об урегулировании конфликта интересов" <14>; "прекратить несанкционированную рубку древесной растительности в полосе отвода автомобильной дороги "Нагорье - Берендеево"... возместить ущерб, причиненный компонентам природной среды" <15>; "принять меры по организации содержания дороги, очистке ее от снега, подаче заявления в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, для постановки дороги на учет" <16>. Более того, Верховный Суд РФ напоминает судам о необходимости сверки требований прокурора, изложенных в представлении, и вмененного лицу деяния при решении вопроса о наличии оснований для привлечения к ответственности по ст. 17.7 КоАП РФ, поскольку таковое возможно лишь при неисполнении законного требования <17>. Изложенное позволяет говорить, что Верховный Суд РФ признает допустимыми указания прокурора на конкретные меры устранения выявленных им нарушений.
Статья: О роли суда при отказе прокурора от поддержания обвинения на стадии предварительного слушания
(Гусейнов Р.Г.)
("Администратор суда", 2025, N 1)- выявить, имеет ли судья право оставить без удовлетворения ходатайство прокурора об отказе от обвинения или дать указания прокурору изменить мотивы отказа для удовлетворения.
(Гусейнов Р.Г.)
("Администратор суда", 2025, N 1)- выявить, имеет ли судья право оставить без удовлетворения ходатайство прокурора об отказе от обвинения или дать указания прокурору изменить мотивы отказа для удовлетворения.
Статья: Постановление Пленума Верховного Суда РФ о возвращении уголовного дела прокурору как возвращение к истокам
(Есаков Г.А.)
("Закон", 2025, N 2)Речь идет об абз. 1 и 2 п. 18 Постановления, согласно которым "судам следует учитывать, что после возвращения дела судом следователь, руководитель следственного органа либо дознаватель, начальник подразделения дознания, начальник органа дознания в соответствии с указанием прокурора вправе провести следственные или иные процессуальные действия, необходимые для устранения выявленных нарушений, и, руководствуясь статьями 221 и 226 УПК РФ, составить новое обвинительное заключение или новый обвинительный акт и передать его прокурору для утверждения и повторного направления уголовного дела в суд.
(Есаков Г.А.)
("Закон", 2025, N 2)Речь идет об абз. 1 и 2 п. 18 Постановления, согласно которым "судам следует учитывать, что после возвращения дела судом следователь, руководитель следственного органа либо дознаватель, начальник подразделения дознания, начальник органа дознания в соответствии с указанием прокурора вправе провести следственные или иные процессуальные действия, необходимые для устранения выявленных нарушений, и, руководствуясь статьями 221 и 226 УПК РФ, составить новое обвинительное заключение или новый обвинительный акт и передать его прокурору для утверждения и повторного направления уголовного дела в суд.
"Судебные и правоохранительные органы: курс лекций: в 2 т."
(том 2)
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Загорский Г.И., Попов К.И.)
(под ред. Г.И. Загорского)
("Проспект", 2023)Письменные указания прокурора и начальника органа дознания, данные в соответствии с УПК РФ, обязательны для дознавателя. При этом дознаватель вправе обжаловать указания начальника органа дознания прокурору, а указания прокурора - вышестоящему прокурору. Однако обжалование данных указаний не приостанавливает их исполнения, то есть он в полной мере не обладает процессуальной самостоятельностью следователя.
(том 2)
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Загорский Г.И., Попов К.И.)
(под ред. Г.И. Загорского)
("Проспект", 2023)Письменные указания прокурора и начальника органа дознания, данные в соответствии с УПК РФ, обязательны для дознавателя. При этом дознаватель вправе обжаловать указания начальника органа дознания прокурору, а указания прокурора - вышестоящему прокурору. Однако обжалование данных указаний не приостанавливает их исполнения, то есть он в полной мере не обладает процессуальной самостоятельностью следователя.