Указание видов деятельности в уставе



Подборка наиболее важных документов по запросу Указание видов деятельности в уставе (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).

Судебная практика

Позиции судов по спорным вопросам. Корпоративное право: Уставы организаций, осуществляющих отдельные виды деятельности
(КонсультантПлюс, 2025)
Указание в уставе строительной организации строительно-монтажных работ в качестве основного вида деятельности может повлечь признание сделок организации на выполнение таких работ не выходящими за рамки обычной хозяйственной деятельности
Кассационное определение Восьмого кассационного суда общей юрисдикции от 27.06.2023 N 88А-13853/2023 (УИД 19RS0013-01-2022-000206-62)
Процессуальные вопросы: Принято определение о частичном возмещении расходов на оплату услуг представителя.
Решение: Определение отменено, дело направлено на новое рассмотрение.
Принимая во внимание в том числе тот факт, что деятельность по оказанию юридических (правовых) услуг лицензированию не подлежит и материалы дела не содержат сведений о наличии у представителя истца статуса адвоката, название некоммерческой организации и указание ее вида деятельности в уставе об осуществлении деятельности в области права не свидетельствует о том, что не требуется подтверждения наличия у представителя истца, который по его утверждению составлял процессуальные документы, высшего юридического образования.
показать больше документов

Статьи, комментарии, ответы на вопросы

Готовое решение: Что делать, если меняется вид деятельности, указанный в уставе юридического лица
(КонсультантПлюс, 2025)
Нет, не должны. Закон не устанавливает обязанности перечислять в учредительных документах юрлица (даже для которых указание на виды деятельности в уставе является необходимым) виды деятельности в соответствии с формулировками каких-либо классификаторов, в том числе ОКВЭД. Между тем на практике юрлица при описании видов деятельности в уставе ориентируются на формулировки ОКВЭД.
Статья: Порядок оказания платных услуг бюджетными учреждениями
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)
Законодательством бюджетным учреждениям предоставлено право оказывать услуги, относящиеся как к основным, так и к иным видам деятельности (п. 4 ст. 9.2 Закона о некоммерческих организациях). При этом прямо определено, что услуги, относящиеся к основным видам деятельности, могут оказываться платно (абз. 1 п. 4 ст. 9.2 Закона о некоммерческих организациях). В отношении иных видов деятельности, не противоречащих уставу бюджетного учреждения, такое указание отсутствует (абз. 2 п. 4 ст. 9.2 Закона о некоммерческих организациях). Практика свидетельствует о том, что в отношении иных услуг устанавливается плата (Приказ ФГБУ "ФКП Росреестра" от 10.02.2022 N П/058-22), и судебные органы признают такие действия правомерными (Постановление ФАС Северо-Западного округа от 03.06.2014 по делу N А56-46048/2013). В связи с этим можно заключить, что платные услуги могут оказываться бюджетным учреждением в рамках как основных, так и иных видов деятельности.
показать больше документов

Нормативные акты

Федеральный закон от 12.01.1996 N 7-ФЗ
(ред. от 31.07.2025)
"О некоммерческих организациях"
3.1. Устав бюджетного или казенного учреждения также должен содержать наименование учреждения, указание на тип учреждения, сведения о собственнике его имущества, исчерпывающий перечень видов деятельности, которые бюджетное или казенное учреждение вправе осуществлять в соответствии с целями, для достижения которых оно создано, указания о структуре, компетенции органов управления учреждения, порядке их формирования, сроках полномочий и порядке деятельности таких органов.
Постановление Конституционного Суда РФ от 12.05.2020 N 23-П
"По делу о проверке конституционности пункта 5 статьи 123.22 Гражданского кодекса Российской Федерации в связи с жалобой общества с ограниченной ответственностью "Лысьва-теплоэнерго"
Федеральный закон от 12 января 1996 года N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" регламентирует следующие особенности правового статуса бюджетного учреждения. Таковым признается некоммерческая организация, созданная Российской Федерацией, ее субъектом или муниципальным образованием для выполнения работ, оказания услуг в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий соответственно органов государственной власти (государственных органов) или органов местного самоуправления в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а также в иных сферах (пункт 1 статьи 9.2). Муниципальным бюджетным учреждением признается учреждение, созданное муниципальным образованием (пункт 1 статьи 9.1) в порядке, установленном местной администрацией муниципального образования (подпункт 3 пункт 2 статьи 13). Его единственным учредительным документом является устав (пункт 1 статьи 14), утвержденный местной администрацией муниципального образования (подпункт 3 пункта 1.1 статьи 14) и содержащий наименование учреждения с указанием его типа, сведения о собственнике его имущества, исчерпывающий перечень видов деятельности, которые оно вправе осуществлять в соответствии с целями, для достижения которых оно создано, указания о структуре, компетенции органов управления учреждения, порядке их формирования, сроках полномочий и порядке деятельности таких органов (пункт 3 статьи 14). Функции и полномочия учредителя муниципального учреждения, созданного муниципальным образованием, в случае, если иное не установлено федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации, осуществляются органом местного самоуправления (пункт 3 статьи 9.1). Муниципальное бюджетное учреждение осуществляет свою деятельность в соответствии с предметом и целями деятельности, определенными в соответствии с федеральными законами, иными нормативными правовыми актами, муниципальными правовыми актами и уставом (пункт 2 статьи 9.2), посредством выполнения муниципального задания, которое формируется и утверждается в соответствии с предусмотренными его учредительными документами основными видами деятельности органом, осуществляющим функции и полномочия учредителя, и финансовое обеспечение которого производится в виде субсидий из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации (пункты 3 и 6 статьи 9.2). Муниципальное бюджетное учреждение вправе осуществлять и иные виды деятельности (пункт 4 статьи 9.2).
показать больше документов