Указание страны происхождения товара в контракте
Подборка наиболее важных документов по запросу Указание страны происхождения товара в контракте (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Позиции судов по спорным вопросам. Бюджетные организации: Основания для отказа в приемке товара при закупках по Закону N 44-ФЗ
(КонсультантПлюс, 2025)Признается незаконным отказ в приемке товара, которого нет в реестре российской радиоэлектронной продукции, из-за неподтверждения его российского происхождения, если вместе с ним представлен сертификат соответствия ЕАЭС с указанием страны происхождения товара - Россия
(КонсультантПлюс, 2025)Признается незаконным отказ в приемке товара, которого нет в реестре российской радиоэлектронной продукции, из-за неподтверждения его российского происхождения, если вместе с ним представлен сертификат соответствия ЕАЭС с указанием страны происхождения товара - Россия
Постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 11.06.2024 N 04АП-1468/2024 по делу N А19-26860/2023
Требование: О признании исполненными обязательства по поставке товара и взыскании задолженности по государственному контракту.
Решение: В удовлетворении требования отказано.При этом в представленном заказчику новом проекте дополнительного соглашения к контракту указан товар с такими же характеристиками, которые были указаны ранее, отличие в новой спецификации выражалось лишь в стране происхождения товара. Вместе с тем, указание иной страны происхождения товара не свидетельствует о том, что качество и технические характеристики (потребительские свойства) поставляемого товара являются улучшенными по сравнению с качеством и соответствующими техническими и функциональными характеристиками, указанными в заключенном 25.05.2023 контракте, в связи с чем отсутствуют основания для замены товара в порядке, предусмотренном частью 7 статьи 95 Закона N 44-ФЗ.
Требование: О признании исполненными обязательства по поставке товара и взыскании задолженности по государственному контракту.
Решение: В удовлетворении требования отказано.При этом в представленном заказчику новом проекте дополнительного соглашения к контракту указан товар с такими же характеристиками, которые были указаны ранее, отличие в новой спецификации выражалось лишь в стране происхождения товара. Вместе с тем, указание иной страны происхождения товара не свидетельствует о том, что качество и технические характеристики (потребительские свойства) поставляемого товара являются улучшенными по сравнению с качеством и соответствующими техническими и функциональными характеристиками, указанными в заключенном 25.05.2023 контракте, в связи с чем отсутствуют основания для замены товара в порядке, предусмотренном частью 7 статьи 95 Закона N 44-ФЗ.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Готовое решение: Как предоставить преференции участникам закупки по Закону N 44-ФЗ
(КонсультантПлюс, 2025)если на этапе заключения контракта победитель сам предлагает изменить страну происхождения товара на страну не из ЕАЭС, откажитесь от такого изменения. Если победитель не подпишет вовремя проект контракта с указанием страны происхождения товара, указанной в заявке, признайте его уклонившимся от заключения контракта.
(КонсультантПлюс, 2025)если на этапе заключения контракта победитель сам предлагает изменить страну происхождения товара на страну не из ЕАЭС, откажитесь от такого изменения. Если победитель не подпишет вовремя проект контракта с указанием страны происхождения товара, указанной в заявке, признайте его уклонившимся от заключения контракта.
Нормативные акты
Постановление Правительства РФ от 27.01.2022 N 60
(ред. от 02.09.2025)
"О мерах по информационному обеспечению контрактной системы в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, по организации в ней документооборота, о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу актов и отдельных положений актов Правительства Российской Федерации"10. В реестр в соответствии с настоящими Правилами подлежат включению следующие информация и документы о контракте, заключенном в соответствии с Федеральным законом:
(ред. от 02.09.2025)
"О мерах по информационному обеспечению контрактной системы в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, по организации в ней документооборота, о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу актов и отдельных положений актов Правительства Российской Федерации"10. В реестр в соответствии с настоящими Правилами подлежат включению следующие информация и документы о контракте, заключенном в соответствии с Федеральным законом:
"Обзор административной практики в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд (декабрь 2024 года)"
(Управление контроля размещения государственного заказа ФАС России)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки.
(Управление контроля размещения государственного заказа ФАС России)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки.
"Обзор практики рассмотрения жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа (учреждения), специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при проведении закупок в соответствии с положениями Федерального закона от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (октябрь 2023 года)"
(Управление контроля размещения государственного заказа ФАС России)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2023)В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки.
(Управление контроля размещения государственного заказа ФАС России)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2023)В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки.
Готовое решение: Какие особенности учесть при закупке продуктов и услуг общественного питания по Закону N 44-ФЗ
(КонсультантПлюс, 2025)Кроме того, полагаем, что при закупке продуктов питания у единственного поставщика в контракте и приложениях к нему могут быть отражены характеристики поставляемого товара, в том числе с указанием товарных знаков, фирменных наименований и наименования страны происхождения. Это связано с тем, что запрет на указание соответствующих сведений при подготовке закупки распространяется только на описание объекта закупки, которое прилагается к извещению о конкурентной закупке или извещению об электронной малой закупке (ч. 1 ст. 33, п. 1 ч. 2 ст. 42 Закона N 44-ФЗ). Исключение составляют электронные малые закупки, при которых характеристики товара указываются в извещении исключительно с применением КТРУ, который, в свою очередь, не содержит указания на товарные знаки (пп. "в" п. 3 ч. 12 ст. 93 Закона N 44-ФЗ).
(КонсультантПлюс, 2025)Кроме того, полагаем, что при закупке продуктов питания у единственного поставщика в контракте и приложениях к нему могут быть отражены характеристики поставляемого товара, в том числе с указанием товарных знаков, фирменных наименований и наименования страны происхождения. Это связано с тем, что запрет на указание соответствующих сведений при подготовке закупки распространяется только на описание объекта закупки, которое прилагается к извещению о конкурентной закупке или извещению об электронной малой закупке (ч. 1 ст. 33, п. 1 ч. 2 ст. 42 Закона N 44-ФЗ). Исключение составляют электронные малые закупки, при которых характеристики товара указываются в извещении исключительно с применением КТРУ, который, в свою очередь, не содержит указания на товарные знаки (пп. "в" п. 3 ч. 12 ст. 93 Закона N 44-ФЗ).
"Обзор судебной практики в сфере размещения заказов для государственных и муниципальных нужд (апрель 2023 года)"
(Управление контроля размещения государственного заказа ФАС России)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2023)В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки.
(Управление контроля размещения государственного заказа ФАС России)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2023)В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки.
"Обзор судебной практики в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд (март 2025 года)"
(Управление контроля размещения государственного заказа ФАС России)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе установлено, что в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки.
(Управление контроля размещения государственного заказа ФАС России)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе установлено, что в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки.
Статья: Разъяснения Минфина по применению Закона N 44-ФЗ
(Суворова Т.)
("Актуальные вопросы учета и налогообложения для учреждений госсектора", 2025, N 4)Наименование страны происхождения товара с учетом п. 1 ст. 432 ГК РФ является существенным условием контракта. В связи с вышесказанным неопределенность по вопросу о стране происхождения закупаемого товара на момент заключения контракта ввиду указания в заявке на участие в закупке нескольких стран происхождения товара, из которых может происходить поставляемый товар, будет означать отсутствие достижения соглашения по обозначенному существенному условию, что, в свою очередь, является основанием считать контракт незаключенным.
(Суворова Т.)
("Актуальные вопросы учета и налогообложения для учреждений госсектора", 2025, N 4)Наименование страны происхождения товара с учетом п. 1 ст. 432 ГК РФ является существенным условием контракта. В связи с вышесказанным неопределенность по вопросу о стране происхождения закупаемого товара на момент заключения контракта ввиду указания в заявке на участие в закупке нескольких стран происхождения товара, из которых может происходить поставляемый товар, будет означать отсутствие достижения соглашения по обозначенному существенному условию, что, в свою очередь, является основанием считать контракт незаключенным.
"Обзор административной практики в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд (октябрь 2024 года)"
(Управление контроля размещения государственного заказа ФАС России)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки.
(Управление контроля размещения государственного заказа ФАС России)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки.
"Обзор административной практики в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд (май 2025 года)"
(Управление контроля размещения государственного заказа ФАС России)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки.
(Управление контроля размещения государственного заказа ФАС России)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки.
Последние изменения: Указание информации о стране происхождения товара по Закону N 44-ФЗ
(КонсультантПлюс, 2025)Приняты новые Правила ведения реестра контрактов, которыми учтены положения об указании наименования страны происхождения товара.
(КонсультантПлюс, 2025)Приняты новые Правила ведения реестра контрактов, которыми учтены положения об указании наименования страны происхождения товара.
Готовое решение: Как составить описание объекта закупки (техническое задание) для закупки по Закону N 44-ФЗ
(КонсультантПлюс, 2025)Составьте проект контракта на выполнение работ (оказание услуг), отразив в нем в том числе обязательства сторон и иные условия, связанные с поставкой товара. В частности, в проекте контракта, заключаемого по результатам электронных процедур закупки, предусмотрите обязанность поставщика указать в документе о приемке помимо информации о выполненных работах (оказанных услугах) также сведения о поставленном товаре, в том числе о его наименовании, месте поставки, количестве, стоимости с указанием цены за единицу, наименовании страны происхождения (пп. 1 ч. 13 ст. 94 Закона N 44-ФЗ).
(КонсультантПлюс, 2025)Составьте проект контракта на выполнение работ (оказание услуг), отразив в нем в том числе обязательства сторон и иные условия, связанные с поставкой товара. В частности, в проекте контракта, заключаемого по результатам электронных процедур закупки, предусмотрите обязанность поставщика указать в документе о приемке помимо информации о выполненных работах (оказанных услугах) также сведения о поставленном товаре, в том числе о его наименовании, месте поставки, количестве, стоимости с указанием цены за единицу, наименовании страны происхождения (пп. 1 ч. 13 ст. 94 Закона N 44-ФЗ).