Указание о предостережении
Подборка наиболее важных документов по запросу Указание о предостережении (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Позиции судов по спорным вопросам. Административная ответственность и проверки: Предостережение прокурора
(КонсультантПлюс, 2025)...Как следует из материалов дела, оспариваемое предостережение не содержит прямого указания на готовящиеся противоправные деяния, сведения о которых в силу ч. 1 ст. 25.1 ФЗ "О прокуратуре РФ" могли бы послужить основанием для вынесения предостережения.
(КонсультантПлюс, 2025)...Как следует из материалов дела, оспариваемое предостережение не содержит прямого указания на готовящиеся противоправные деяния, сведения о которых в силу ч. 1 ст. 25.1 ФЗ "О прокуратуре РФ" могли бы послужить основанием для вынесения предостережения.
Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 49 "Объявление предостережения" Федерального закона "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации""Типовая форма предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований, утвержденная приказом Минэкономразвития России от 31.03.2021 N 151, также предусматривает указание адреса официального сайта в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", позволяющего пройти самообследование соблюдения обязательных требований, при условии наличия самообследования в числе используемых профилактических мероприятий по соответствующему виду контроля.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Юридическое значение предостережения
(Федотов С.А.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2025, N 2)Один из пунктов, который обязательно должен присутствовать в предостережении, это указание сроков предоставления ответа - уведомления о выполнении предостережения. То есть на юридическое лицо или индивидуального предпринимателя возлагается обязанность подать такое уведомление. Однако нигде не упоминается о возможной ответственности за неисполнение данной обязанности.
(Федотов С.А.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2025, N 2)Один из пунктов, который обязательно должен присутствовать в предостережении, это указание сроков предоставления ответа - уведомления о выполнении предостережения. То есть на юридическое лицо или индивидуального предпринимателя возлагается обязанность подать такое уведомление. Однако нигде не упоминается о возможной ответственности за неисполнение данной обязанности.
"Проблемы строительного права: сборник статей"
(выпуск 3)
(сост. и отв. ред. Н.Б. Щербаков)
("Статут", 2024)3) обязанность предостережения заказчика о том, что его указания приведут к недостаткам выполняемых работ. Эта обязанность выводится из ст. 369 ШОЗ, в которой говорится, что у заказчика отпадают права, вытекающие из недостатков выполненных работ, в том случае, если он дал указания вопреки явным предостережениям подрядчика и тем самым сам виновен в наступивших недостатках;
(выпуск 3)
(сост. и отв. ред. Н.Б. Щербаков)
("Статут", 2024)3) обязанность предостережения заказчика о том, что его указания приведут к недостаткам выполняемых работ. Эта обязанность выводится из ст. 369 ШОЗ, в которой говорится, что у заказчика отпадают права, вытекающие из недостатков выполненных работ, в том случае, если он дал указания вопреки явным предостережениям подрядчика и тем самым сам виновен в наступивших недостатках;
Нормативные акты
Указание Генпрокуратуры РФ от 06.07.1999 N 39/7
(с изм. от 16.10.2000)
"О применении предостережения о недопустимости нарушения закона"ГЕНЕРАЛЬНАЯ ПРОКУРАТУРА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
(с изм. от 16.10.2000)
"О применении предостережения о недопустимости нарушения закона"ГЕНЕРАЛЬНАЯ ПРОКУРАТУРА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральный закон от 25.07.2002 N 114-ФЗ
(ред. от 27.10.2025)
"О противодействии экстремистской деятельности"При наличии достаточных и предварительно подтвержденных сведений о готовящихся противоправных действиях, содержащих признаки экстремистской деятельности, и при отсутствии оснований для привлечения к уголовной ответственности Генеральный прокурор Российской Федерации или его заместитель либо подчиненный ему соответствующий прокурор или его заместитель направляет руководителю общественного или религиозного объединения либо руководителю иной организации, а также другим соответствующим лицам предостережение в письменной форме о недопустимости такой деятельности с указанием конкретных оснований объявления предостережения.
(ред. от 27.10.2025)
"О противодействии экстремистской деятельности"При наличии достаточных и предварительно подтвержденных сведений о готовящихся противоправных действиях, содержащих признаки экстремистской деятельности, и при отсутствии оснований для привлечения к уголовной ответственности Генеральный прокурор Российской Федерации или его заместитель либо подчиненный ему соответствующий прокурор или его заместитель направляет руководителю общественного или религиозного объединения либо руководителю иной организации, а также другим соответствующим лицам предостережение в письменной форме о недопустимости такой деятельности с указанием конкретных оснований объявления предостережения.
Статья: Об оценке действий хозяйствующих субъектов - владельцев цифровых платформ в качестве монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции
(Ашфа Д.М.)
("Конкурентное право", 2025, N 4)Кроме того, ФАС России в порядке ст. 25.7 Закона о защите конкуренции в адрес Wildberries <20> было выдано предостережение в связи с указанием им в оферте условия, согласно которому с 30 июня 2025 г. без открытия счета в банке маркетплейса станут невозможными регистрация новых продавцов и продолжение работы ранее присоединившихся к Wildberries предпринимателей. При несоблюдении этого условия маркетплейс мог бы ограничить доступ продавцов к их личным кабинетам.
(Ашфа Д.М.)
("Конкурентное право", 2025, N 4)Кроме того, ФАС России в порядке ст. 25.7 Закона о защите конкуренции в адрес Wildberries <20> было выдано предостережение в связи с указанием им в оферте условия, согласно которому с 30 июня 2025 г. без открытия счета в банке маркетплейса станут невозможными регистрация новых продавцов и продолжение работы ранее присоединившихся к Wildberries предпринимателей. При несоблюдении этого условия маркетплейс мог бы ограничить доступ продавцов к их личным кабинетам.
"Государственный контроль (надзор): монография"
(Зырянов С.М.)
("КОНТРАКТ", 2023)В целях устранения неопределенности Законодательное собрание Оренбургской области внесло в Государственную Думу законопроект, в котором предлагает дополнить положение Закона N 248-ФЗ, предоставляющее контролируемому лицу право направить возражение на предостережение, указанием на право (не обязанность) направить уведомление о проведении мероприятий, названных в распоряжении <1>. Вряд ли такое изменение повысит определенность положений законодательства об объявлении предостережения.
(Зырянов С.М.)
("КОНТРАКТ", 2023)В целях устранения неопределенности Законодательное собрание Оренбургской области внесло в Государственную Думу законопроект, в котором предлагает дополнить положение Закона N 248-ФЗ, предоставляющее контролируемому лицу право направить возражение на предостережение, указанием на право (не обязанность) направить уведомление о проведении мероприятий, названных в распоряжении <1>. Вряд ли такое изменение повысит определенность положений законодательства об объявлении предостережения.
Статья: Антиконкурентные соглашения: бороться или предупреждать?
(Малютина О.А.)
("Конкурентное право", 2023, N 1)Основанием для направления предостережения является публичное заявление должностного лица хозяйствующего субъекта о планируемом поведении на товарном рынке, если такое поведение может привести к нарушению антимонопольного законодательства и при этом отсутствуют основания для возбуждения и рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства. При этом предостережение должно содержать указание на нормы антимонопольного законодательства, которые могут быть нарушены хозяйствующим субъектом <11>.
(Малютина О.А.)
("Конкурентное право", 2023, N 1)Основанием для направления предостережения является публичное заявление должностного лица хозяйствующего субъекта о планируемом поведении на товарном рынке, если такое поведение может привести к нарушению антимонопольного законодательства и при этом отсутствуют основания для возбуждения и рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства. При этом предостережение должно содержать указание на нормы антимонопольного законодательства, которые могут быть нарушены хозяйствующим субъектом <11>.
"Административно-предупредительные меры в области безопасности дорожного движения: монография"
(Баканов К.С., Антонов С.Н., Исаев М.М.)
("ФКУ "НЦ БДД МВД России", 2023)В ч. 2 ст. 49 Закона о контроле (надзоре) предусмотрено, что предостережение должно содержать указание на соответствующие ОТ, предусматривающий их нормативный правовой акт, информацию о том, какие действия (бездействие) могут привести или приводят к нарушению ОТ, а также предложение о принятии мер по обеспечению соблюдения ОТ. Отметим, что ранее порядок составления и направления предостережения о недопустимости нарушения ОТ определялся постановлением Правительства Российской Федерации <123>.
(Баканов К.С., Антонов С.Н., Исаев М.М.)
("ФКУ "НЦ БДД МВД России", 2023)В ч. 2 ст. 49 Закона о контроле (надзоре) предусмотрено, что предостережение должно содержать указание на соответствующие ОТ, предусматривающий их нормативный правовой акт, информацию о том, какие действия (бездействие) могут привести или приводят к нарушению ОТ, а также предложение о принятии мер по обеспечению соблюдения ОТ. Отметим, что ранее порядок составления и направления предостережения о недопустимости нарушения ОТ определялся постановлением Правительства Российской Федерации <123>.
Статья: Как налоговики будут проверять применение ККТ в 2024 г.
(Архаров М.)
("ЭЖ-Бухгалтер", 2024, N 17)Предостережение должно содержать указание на соответствующие обязательные требования законодательства о применении ККТ, информацию о том, какие конкретно действия (бездействие) контролируемого лица могут привести или приводят к нарушению обязательных требований, а также предложение о принятии мер по обеспечению соблюдения данных требований и не может содержать требование представления контролируемым лицом сведений и документов.
(Архаров М.)
("ЭЖ-Бухгалтер", 2024, N 17)Предостережение должно содержать указание на соответствующие обязательные требования законодательства о применении ККТ, информацию о том, какие конкретно действия (бездействие) контролируемого лица могут привести или приводят к нарушению обязательных требований, а также предложение о принятии мер по обеспечению соблюдения данных требований и не может содержать требование представления контролируемым лицом сведений и документов.
Статья: Использование института официального предостережения в отношении носителей правовых иммунитетов
(Амиров Д.Р., Ищенко С.А.)
("Журнал российского права", 2023, N 12)С учетом определения адресатов объявления официального предостережения ключевым является вопрос о том, к какому виду государственного воздействия оно относится. Анализ содержания правовой основы объявления официального предостережения позволяет утверждать, что в рассматриваемом аспекте она несколько противоречива. С одной стороны, нормативные правовые акты рассматривают объявление официального предостережения как разновидность мер профилактики, применяемых уполномоченными государственными органами, т.е. не имеющих принудительного характера. С другой стороны, они содержат указание на то, что предостережение является обязательным для исполнения <28> и в случае неисполнения изложенного в официальном предостережении требования лицо, которому оно было объявлено, может быть привлечено к ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации <29>, т.е. речь уже идет о государственном принуждении.
(Амиров Д.Р., Ищенко С.А.)
("Журнал российского права", 2023, N 12)С учетом определения адресатов объявления официального предостережения ключевым является вопрос о том, к какому виду государственного воздействия оно относится. Анализ содержания правовой основы объявления официального предостережения позволяет утверждать, что в рассматриваемом аспекте она несколько противоречива. С одной стороны, нормативные правовые акты рассматривают объявление официального предостережения как разновидность мер профилактики, применяемых уполномоченными государственными органами, т.е. не имеющих принудительного характера. С другой стороны, они содержат указание на то, что предостережение является обязательным для исполнения <28> и в случае неисполнения изложенного в официальном предостережении требования лицо, которому оно было объявлено, может быть привлечено к ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации <29>, т.е. речь уже идет о государственном принуждении.