Указ президента юридическая сила
Подборка наиболее важных документов по запросу Указ президента юридическая сила (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Дни великих воинских побед в правовом пространстве России
(Залоило М.В.)
("Журнал российского права", 2025, N 5)В Законе о днях воинской славы и памятных датах отражено несколько способов увековечения значимых исторических событий. Например, 7 ноября является одновременно днем воинской славы <23> и памятной датой <24>. В литературе также поднимается вопрос о различных статусах и названиях обозначенных в мемориальном законодательстве дат. Так, согласно Закону о днях воинской славы и памятных датах 9 мая определено как день воинской славы, а в Федеральном законе "Об увековечении победы советского народа в Великой Отечественной войне 1941 - 1945 годов" обозначено в качестве всенародного праздника. Как памятная дата определено в Законе о днях воинской славы и памятных датах России 12 декабря <25>, при этом все еще сохраняет юридическую силу Указ Президента РФ <26>, провозглашающий эту дату государственным праздником - Днем Конституции Российской Федерации <27>.
(Залоило М.В.)
("Журнал российского права", 2025, N 5)В Законе о днях воинской славы и памятных датах отражено несколько способов увековечения значимых исторических событий. Например, 7 ноября является одновременно днем воинской славы <23> и памятной датой <24>. В литературе также поднимается вопрос о различных статусах и названиях обозначенных в мемориальном законодательстве дат. Так, согласно Закону о днях воинской славы и памятных датах 9 мая определено как день воинской славы, а в Федеральном законе "Об увековечении победы советского народа в Великой Отечественной войне 1941 - 1945 годов" обозначено в качестве всенародного праздника. Как памятная дата определено в Законе о днях воинской славы и памятных датах России 12 декабря <25>, при этом все еще сохраняет юридическую силу Указ Президента РФ <26>, провозглашающий эту дату государственным праздником - Днем Конституции Российской Федерации <27>.
Нормативные акты
"Конституция Российской Федерации"
(принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020)3. Указы и распоряжения Президента Российской Федерации не должны противоречить Конституции Российской Федерации и федеральным законам.
(принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020)3. Указы и распоряжения Президента Российской Федерации не должны противоречить Конституции Российской Федерации и федеральным законам.
"Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации" от 14.11.2002 N 138-ФЗ
(ред. от 31.07.2025)1. Суд обязан разрешать гражданские дела на основании Конституции Российской Федерации, международных договоров Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации, нормативных правовых актов федеральных органов государственной власти, конституций (уставов), законов, иных нормативных правовых актов органов государственной власти субъектов Российской Федерации, нормативных правовых актов органов местного самоуправления. Суд разрешает гражданские дела, исходя из обычаев делового оборота в случаях, предусмотренных нормативными правовыми актами.
(ред. от 31.07.2025)1. Суд обязан разрешать гражданские дела на основании Конституции Российской Федерации, международных договоров Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации, нормативных правовых актов федеральных органов государственной власти, конституций (уставов), законов, иных нормативных правовых актов органов государственной власти субъектов Российской Федерации, нормативных правовых актов органов местного самоуправления. Суд разрешает гражданские дела, исходя из обычаев делового оборота в случаях, предусмотренных нормативными правовыми актами.
"Правовая норма в системе социальных регуляторов"
(Носов С.И.)
("Статут", 2024)3. Между нормами, содержащимися в актах различной юридической силы. Например, в федеральном законе и указе Президента РФ.
(Носов С.И.)
("Статут", 2024)3. Между нормами, содержащимися в актах различной юридической силы. Например, в федеральном законе и указе Президента РФ.
Статья: Помогут ли выиграть дело в суде письма и консультации Минтруда и Роструда
(Яковлев Н.)
("Кадровая служба и управление персоналом предприятия", 2023, N 4)Напомним, Указом были установлены "нерабочие дни". При этом ТК РФ, который имеет большую юридическую силу по сравнению с указами президента, не включает такой вид дней отдыха, как просто "нерабочие дни". В ТК РФ можно найти упоминание либо о нерабочих праздничных днях, либо о выходных днях. А вот об отдельной категории "нерабочие дни", не являющиеся ни выходными, ни праздничными, в ТК РФ ничего нет.
(Яковлев Н.)
("Кадровая служба и управление персоналом предприятия", 2023, N 4)Напомним, Указом были установлены "нерабочие дни". При этом ТК РФ, который имеет большую юридическую силу по сравнению с указами президента, не включает такой вид дней отдыха, как просто "нерабочие дни". В ТК РФ можно найти упоминание либо о нерабочих праздничных днях, либо о выходных днях. А вот об отдельной категории "нерабочие дни", не являющиеся ни выходными, ни праздничными, в ТК РФ ничего нет.
Статья: Опираемся в суде на письма Роструда. Поможет? "Утопит"?
("Практическая бухгалтерия", 2023, N 4)Напомним, Указом были установлены нерабочие дни. При этом ТК РФ, который имеет большую юридическую силу по сравнению с указами Президента, не включает такой вид дней отдыха, как просто нерабочие дни. В ТК РФ можно найти упоминание либо о нерабочих праздничных днях, либо о выходных днях. А вот об отдельной категории нерабочих дней, не являющихся ни выходными, ни праздничными, в ТК РФ ничего нет.
("Практическая бухгалтерия", 2023, N 4)Напомним, Указом были установлены нерабочие дни. При этом ТК РФ, который имеет большую юридическую силу по сравнению с указами Президента, не включает такой вид дней отдыха, как просто нерабочие дни. В ТК РФ можно найти упоминание либо о нерабочих праздничных днях, либо о выходных днях. А вот об отдельной категории нерабочих дней, не являющихся ни выходными, ни праздничными, в ТК РФ ничего нет.
Статья: Стратегическое планирование и права человека в Российской Федерации: единство и борьба противоположностей?
(Сабаева С.В.)
("Административное право и процесс", 2025, N 3)5) исходя из структуры документов СП задачи и приоритеты государственной политики рассредоточены по различным документам, в том числе принятым до Федерального закона. Главный документ СП - стратегия - может приниматься (утверждаться) нормативными актами разной юридической силы: указами Президента РФ (например, о развитии здравоохранения, развитии информационного общества, экологической безопасности, национальной политике), распоряжениями Правительства РФ (развития отрасли связи, конгрессно-выставочной отрасли, строительной отрасли, янтарной отрасли, лесного комплекса, зернового комплекса, фармацевтической промышленности, электронной промышленности, производства органической продукции, беспилотной авиации, повышения финансовой грамотности, физической культуры и спорта, в области защиты прав потребителей, транспортной стратегии, энергетической стратегии), приказами федеральных органов исполнительной власти, что свидетельствует об их различных механизмах реализации, учета, контроля, вытекающих из различной юридической силы названных документов. В связи с постоянным принятием документов СП образуется большой массив несистематизированных, иногда противоречивых ориентиров, не синхронизированных по целям и задачам, которые не способны направлять в нужном направлении деятельность органов публичной власти (общее количество которых превышает 60 тыс.). Отсутствие единых методологических подходов к их подготовке также предопределяет низкий организационно-управленческий потенциал сформированных на сегодняшний день правовых основ СП <13>;
(Сабаева С.В.)
("Административное право и процесс", 2025, N 3)5) исходя из структуры документов СП задачи и приоритеты государственной политики рассредоточены по различным документам, в том числе принятым до Федерального закона. Главный документ СП - стратегия - может приниматься (утверждаться) нормативными актами разной юридической силы: указами Президента РФ (например, о развитии здравоохранения, развитии информационного общества, экологической безопасности, национальной политике), распоряжениями Правительства РФ (развития отрасли связи, конгрессно-выставочной отрасли, строительной отрасли, янтарной отрасли, лесного комплекса, зернового комплекса, фармацевтической промышленности, электронной промышленности, производства органической продукции, беспилотной авиации, повышения финансовой грамотности, физической культуры и спорта, в области защиты прав потребителей, транспортной стратегии, энергетической стратегии), приказами федеральных органов исполнительной власти, что свидетельствует об их различных механизмах реализации, учета, контроля, вытекающих из различной юридической силы названных документов. В связи с постоянным принятием документов СП образуется большой массив несистематизированных, иногда противоречивых ориентиров, не синхронизированных по целям и задачам, которые не способны направлять в нужном направлении деятельность органов публичной власти (общее количество которых превышает 60 тыс.). Отсутствие единых методологических подходов к их подготовке также предопределяет низкий организационно-управленческий потенциал сформированных на сегодняшний день правовых основ СП <13>;
Статья: Правовая природа и система актов государственной экологической политики
(Краснова И.О.)
("Актуальные проблемы российского права", 2022, N 1)По смыслу Конституции РФ, указы и распоряжения Президента РФ по всем вопросам, в том числе по вопросам внутренней и внешней политики, должны соответствовать одновременно Конституции РФ и федеральным законам. Это означает, что такие нормативные правовые акты носят "четко выраженный подзаконный характер" <15>. Юридическая сила указов Президента РФ как подзаконных актов единодушно признается в науке конституционного права <16> и общей теории права <17>. Вместе с тем положение о необходимости соответствия указов и распоряжений Президента РФ федеральным законам вносит некоторую долю неопределенности в вопрос о соотношении указов Президента РФ и федеральных законов. Так, имеются случаи, когда провозглашенное указом Президента РФ направление государственной экологической политики требует изменения соответствующей нормы закона.
(Краснова И.О.)
("Актуальные проблемы российского права", 2022, N 1)По смыслу Конституции РФ, указы и распоряжения Президента РФ по всем вопросам, в том числе по вопросам внутренней и внешней политики, должны соответствовать одновременно Конституции РФ и федеральным законам. Это означает, что такие нормативные правовые акты носят "четко выраженный подзаконный характер" <15>. Юридическая сила указов Президента РФ как подзаконных актов единодушно признается в науке конституционного права <16> и общей теории права <17>. Вместе с тем положение о необходимости соответствия указов и распоряжений Президента РФ федеральным законам вносит некоторую долю неопределенности в вопрос о соотношении указов Президента РФ и федеральных законов. Так, имеются случаи, когда провозглашенное указом Президента РФ направление государственной экологической политики требует изменения соответствующей нормы закона.