Указ по МРОТ
Подборка наиболее важных документов по запросу Указ по МРОТ (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Информация: Заседание Правительства
("Официальный сайт Правительства РФ", 2024)Также в соответствии с Указом Президента необходимо обеспечить опережающий рост минимального размера оплаты труда. Напомню, к 2030 году он должен достигнуть 35 тыс. рублей.
("Официальный сайт Правительства РФ", 2024)Также в соответствии с Указом Президента необходимо обеспечить опережающий рост минимального размера оплаты труда. Напомню, к 2030 году он должен достигнуть 35 тыс. рублей.
Статья: Критерии эффективности государственных закупок: неучтенные эффекты
(Павлова Н.С., Плеханова Л.С.)
("Закон", 2021, N 8)Институт государственных закупок Российской Федерации начал свое становление в 1990-х гг. в процессе перехода от плановой экономики к рыночной. Новая система должна была создать конкуренцию между поставщиками товаров и услуг за получение государственного заказа. Принимаемые в этом направлении меры в первую очередь были направлены на сокращение масштабов коррупции и предотвращение нецелевых растрат бюджетных средств. Это явным образом следует из названия первого нормативного акта, регулирующего государственные закупки на конкурентной основе: Указ Президента РФ от 08.04.1997 N 305 "О первоочередных мерах по предотвращению коррупции и сокращению бюджетных расходов при организации закупки продукции для государственных нужд" (далее - Указ). Указ устанавливал границу стоимости заказа (2 500 размеров минимальной месячной оплаты труда <1>), при превышении которой заказчик был обязан размещать его на конкурентной основе с ведением протокола процедуры закупки, а также формализовывал допустимые способы присуждения контрактов. В качестве наиболее предпочтительной формы отбора поставщиков Указ называл процедуру открытого конкурса, допуская в ряде случаев использование альтернативных форм (двухэтапные торги с переговорами, закрытый конкурс, запрос котировок) и регламентируя ситуации, когда допустимы закупки у единственного поставщика. В то же время Указ не обеспечил создание полноценной институциональной среды, необходимой для эффективного функционирования закупочной системы. Он ввел требование о публикации информации о конкурентных торгах, запретил использовать критерии отбора или процедуры, носящие дискриминационный характер, предъявил ряд прочих требований к заказчикам, однако не предусмотрел никаких санкций за нарушение соответствующих его положений и прав поставщиков. Механизм контроля и регулирования сферы закупок практически отсутствовал - за все вопросы, связанные с госзакупками, отвечало небольшое, численностью около 30 сотрудников, подразделение в Министерстве экономики <2>. Вскоре после вступления Указа в силу был принят Федеральный закон от 06.05.1999 N 97-ФЗ "О конкурсах на размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд". Его действие было ограниченным и распространялось только на закупки, финансируемые из федерального бюджета. Основной упор при последующей разработке нормативных актов делался на совершенствование механизмов присуждения контрактов и контроля над государственными расходами.
(Павлова Н.С., Плеханова Л.С.)
("Закон", 2021, N 8)Институт государственных закупок Российской Федерации начал свое становление в 1990-х гг. в процессе перехода от плановой экономики к рыночной. Новая система должна была создать конкуренцию между поставщиками товаров и услуг за получение государственного заказа. Принимаемые в этом направлении меры в первую очередь были направлены на сокращение масштабов коррупции и предотвращение нецелевых растрат бюджетных средств. Это явным образом следует из названия первого нормативного акта, регулирующего государственные закупки на конкурентной основе: Указ Президента РФ от 08.04.1997 N 305 "О первоочередных мерах по предотвращению коррупции и сокращению бюджетных расходов при организации закупки продукции для государственных нужд" (далее - Указ). Указ устанавливал границу стоимости заказа (2 500 размеров минимальной месячной оплаты труда <1>), при превышении которой заказчик был обязан размещать его на конкурентной основе с ведением протокола процедуры закупки, а также формализовывал допустимые способы присуждения контрактов. В качестве наиболее предпочтительной формы отбора поставщиков Указ называл процедуру открытого конкурса, допуская в ряде случаев использование альтернативных форм (двухэтапные торги с переговорами, закрытый конкурс, запрос котировок) и регламентируя ситуации, когда допустимы закупки у единственного поставщика. В то же время Указ не обеспечил создание полноценной институциональной среды, необходимой для эффективного функционирования закупочной системы. Он ввел требование о публикации информации о конкурентных торгах, запретил использовать критерии отбора или процедуры, носящие дискриминационный характер, предъявил ряд прочих требований к заказчикам, однако не предусмотрел никаких санкций за нарушение соответствующих его положений и прав поставщиков. Механизм контроля и регулирования сферы закупок практически отсутствовал - за все вопросы, связанные с госзакупками, отвечало небольшое, численностью около 30 сотрудников, подразделение в Министерстве экономики <2>. Вскоре после вступления Указа в силу был принят Федеральный закон от 06.05.1999 N 97-ФЗ "О конкурсах на размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд". Его действие было ограниченным и распространялось только на закупки, финансируемые из федерального бюджета. Основной упор при последующей разработке нормативных актов делался на совершенствование механизмов присуждения контрактов и контроля над государственными расходами.
Нормативные акты
Указ Президента РФ от 23.05.1994 N 1005
(ред. от 17.05.2007)
"О дополнительных мерах по нормализации расчетов и укреплению платежной дисциплины в народном хозяйстве"а) все платежи, за исключением выплат денежных средств на неотложные нужды в соответствии с подпунктом "б" настоящего пункта, платежей в бюджеты всех уровней, а также Пенсионный фонд Российской Федерации (включая суммы пени, штрафов, финансовых санкций по платежам в Пенсионный фонд Российской Федерации), Федеральный дорожный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Государственный фонд занятости населения Российской Федерации и фонды обязательного медицинского страхования с расчетных (текущих) счетов юридических лиц производятся в порядке календарной очередности поступления в банк расчетных документов (наступления сроков платежей). Выплаты денежных средств на неотложные нужды в соответствии с подпунктом "б" настоящего пункта, платежи в бюджеты всех уровней и Пенсионный фонд Российской Федерации (включая суммы пени, штрафов, финансовых санкций по платежам в Пенсионный фонд Российской Федерации), Федеральный дорожный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Государственный фонд занятости населения Российской Федерации и фонды обязательного медицинского страхования, осуществляемые юридическими лицами, производятся в первоочередном порядке;
(ред. от 17.05.2007)
"О дополнительных мерах по нормализации расчетов и укреплению платежной дисциплины в народном хозяйстве"а) все платежи, за исключением выплат денежных средств на неотложные нужды в соответствии с подпунктом "б" настоящего пункта, платежей в бюджеты всех уровней, а также Пенсионный фонд Российской Федерации (включая суммы пени, штрафов, финансовых санкций по платежам в Пенсионный фонд Российской Федерации), Федеральный дорожный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Государственный фонд занятости населения Российской Федерации и фонды обязательного медицинского страхования с расчетных (текущих) счетов юридических лиц производятся в порядке календарной очередности поступления в банк расчетных документов (наступления сроков платежей). Выплаты денежных средств на неотложные нужды в соответствии с подпунктом "б" настоящего пункта, платежи в бюджеты всех уровней и Пенсионный фонд Российской Федерации (включая суммы пени, штрафов, финансовых санкций по платежам в Пенсионный фонд Российской Федерации), Федеральный дорожный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Государственный фонд занятости населения Российской Федерации и фонды обязательного медицинского страхования, осуществляемые юридическими лицами, производятся в первоочередном порядке;
Статья: О смягчении в сфере труда негативных последствий распространения коронавирусной инфекции COVID-19
(Благодир А.Л.)
("Трудовое право в России и за рубежом", 2021, N 1)Указом Президента РФ от 11 мая 2020 г. <5> объявлено о новых мерах поддержки занятости. В частности, в случае принятия решения о приостановлении (ограничении) деятельности находящихся на соответствующей территории отдельных организаций независимо от формы собственности, а также индивидуальных предпринимателей за работниками таких организаций и лицами, работающими у индивидуальных предпринимателей, сохраняется заработная плата (п. 3 Указа). Объявлено об открытии новой кредитной линии для предприятий из пострадавших от эпидемии отраслей. Размер кредита должен соответствовать МРОТ на каждого работника в месяц по льготной ставке в 2%. Кредит следует погасить до 1 апреля 2021 г. При этом если организация сможет сохранить 90 и более процентов работников, то в этом случае кредит и проценты по нему будут полностью списаны. В случае если занятость работодатель сохранит на уровне 80%, будет списана половина суммы кредита и процентов.
(Благодир А.Л.)
("Трудовое право в России и за рубежом", 2021, N 1)Указом Президента РФ от 11 мая 2020 г. <5> объявлено о новых мерах поддержки занятости. В частности, в случае принятия решения о приостановлении (ограничении) деятельности находящихся на соответствующей территории отдельных организаций независимо от формы собственности, а также индивидуальных предпринимателей за работниками таких организаций и лицами, работающими у индивидуальных предпринимателей, сохраняется заработная плата (п. 3 Указа). Объявлено об открытии новой кредитной линии для предприятий из пострадавших от эпидемии отраслей. Размер кредита должен соответствовать МРОТ на каждого работника в месяц по льготной ставке в 2%. Кредит следует погасить до 1 апреля 2021 г. При этом если организация сможет сохранить 90 и более процентов работников, то в этом случае кредит и проценты по нему будут полностью списаны. В случае если занятость работодатель сохранит на уровне 80%, будет списана половина суммы кредита и процентов.
Статья: Принцип федерализма института административной ответственности через призму защиты трудовых прав граждан
(Зокиров Т.З.)
("Административное право и процесс", 2023, N 4)Дальнейшей конкретизации трудовых отношений посвящен Трудовой кодекс Российской Федерации как системообразующий правовой акт (ТК РФ). Трудовое законодательство также составляют и иные федеральные законы (наиболее важное значение имеют Законы "О занятости населения" <1>, "О минимальном размере оплаты труда" <2> и др.) и законы субъектов РФ (Закон "Об охране труда в городе Москве" <3> и пр.). Нормы трудового права содержат указы Президента РФ, нормативные акты подзаконного характера, принятые органами публичной власти различных уровней, включая уровень субъектов РФ. Согласно действующей редакции Трудового кодекса РФ, не вправе издавать нормативные правовые акты в сфере труда органы публичной власти федеральной территории "Сириус".
(Зокиров Т.З.)
("Административное право и процесс", 2023, N 4)Дальнейшей конкретизации трудовых отношений посвящен Трудовой кодекс Российской Федерации как системообразующий правовой акт (ТК РФ). Трудовое законодательство также составляют и иные федеральные законы (наиболее важное значение имеют Законы "О занятости населения" <1>, "О минимальном размере оплаты труда" <2> и др.) и законы субъектов РФ (Закон "Об охране труда в городе Москве" <3> и пр.). Нормы трудового права содержат указы Президента РФ, нормативные акты подзаконного характера, принятые органами публичной власти различных уровней, включая уровень субъектов РФ. Согласно действующей редакции Трудового кодекса РФ, не вправе издавать нормативные правовые акты в сфере труда органы публичной власти федеральной территории "Сириус".
"Правовые проблемы жизни и работы граждан в районах с неблагоприятными климатическими условиями: монография"
(отв. ред. Т.Ю. Коршунова, С.В. Каменская)
("КОНТРАКТ", 2024)<5> См. п. 2 Указа Президента РФ от 26 февраля 2013 г. N 175 "О ежемесячных выплатах лицам, осуществляющим уход за детьми-инвалидами и инвалидами с детства I группы" (СЗ РФ. 2013. N 9. Ст. 938).
(отв. ред. Т.Ю. Коршунова, С.В. Каменская)
("КОНТРАКТ", 2024)<5> См. п. 2 Указа Президента РФ от 26 февраля 2013 г. N 175 "О ежемесячных выплатах лицам, осуществляющим уход за детьми-инвалидами и инвалидами с детства I группы" (СЗ РФ. 2013. N 9. Ст. 938).
Статья: О корреляции социально значимых потребностей и прожиточного минимума
(Иванчина Ю.В., Истомина Е.А.)
("Социальное и пенсионное право", 2021, N 1)Прожиточный минимум как правовая категория появился в законодательстве о социальном обеспечении в начале 90-х годов прошлого века, будучи закреплен в Указе Президента Российской Федерации от 2 марта 1992 г. N 210 "О системе минимальных потребительских бюджетов населения Российской Федерации". В Федеральном законе от 24 октября 1997 г. N 134-ФЗ "О прожиточном минимуме в Российской Федерации" была сформулирована легальная дефиниция, а в начале 2000-х годов она получила отражение в Трудовом кодексе Российской Федерации (далее - ТК РФ), где предусматривалось, что минимальный размер оплаты труда не может быть ниже величины прожиточного минимума трудоспособного населения (ст. 133 ТК РФ).
(Иванчина Ю.В., Истомина Е.А.)
("Социальное и пенсионное право", 2021, N 1)Прожиточный минимум как правовая категория появился в законодательстве о социальном обеспечении в начале 90-х годов прошлого века, будучи закреплен в Указе Президента Российской Федерации от 2 марта 1992 г. N 210 "О системе минимальных потребительских бюджетов населения Российской Федерации". В Федеральном законе от 24 октября 1997 г. N 134-ФЗ "О прожиточном минимуме в Российской Федерации" была сформулирована легальная дефиниция, а в начале 2000-х годов она получила отражение в Трудовом кодексе Российской Федерации (далее - ТК РФ), где предусматривалось, что минимальный размер оплаты труда не может быть ниже величины прожиточного минимума трудоспособного населения (ст. 133 ТК РФ).
Статья: Организация надзора в сфере неформальной занятости
(Васильева А.В., Егоров М.А.)
("Законность", 2024, N 11)Конституция РФ провозглашает свободу труда и право каждого свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию, запрещается принудительный труд, устанавливается право на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда (ст. 37).
(Васильева А.В., Егоров М.А.)
("Законность", 2024, N 11)Конституция РФ провозглашает свободу труда и право каждого свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию, запрещается принудительный труд, устанавливается право на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда (ст. 37).
Статья: О дифференциации минимального размера оплаты труда
(Молчанов Р.Ю.)
("Электронное приложение к "Российскому юридическому журналу", 2021, N 4)<3> Петров А.Я. МРОТ как основная государственная гарантия заработной платы работников // Трудовое право. 2010. N 7. С. 101 - 111.
(Молчанов Р.Ю.)
("Электронное приложение к "Российскому юридическому журналу", 2021, N 4)<3> Петров А.Я. МРОТ как основная государственная гарантия заработной платы работников // Трудовое право. 2010. N 7. С. 101 - 111.
Готовое решение: Система оплаты труда в казенном учреждении
(КонсультантПлюс, 2025)В документах системы оплаты нужно учесть нормы и условия оплаты труда, предусмотренные ТК РФ, иными законами и нормативными актами, в том числе Указами Президента РФ, а также действующий размер МРОТ.
(КонсультантПлюс, 2025)В документах системы оплаты нужно учесть нормы и условия оплаты труда, предусмотренные ТК РФ, иными законами и нормативными актами, в том числе Указами Президента РФ, а также действующий размер МРОТ.
Путеводитель по судебной практике: Возмездное оказание услуг.
Должен ли договор возмездного оказания услуг для госнужд заключаться с учетом положений бюджетного законодательства об осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд
(КонсультантПлюс, 2025)Согласно Положению о муниципальном заказе в г. Омске, изданному во исполнение Указа Президента РФ от 08.04.1997 N 305 "О первоочередных мерах по предотвращению коррупции и сокращению бюджетных расходов при организации закупки продукции для государственных нужд", договоры на оказание услуг за счет средств городского бюджета на сумму свыше 2000 минимальных размеров оплаты труда осуществляются исключительно на конкурсной основе.
Должен ли договор возмездного оказания услуг для госнужд заключаться с учетом положений бюджетного законодательства об осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд
(КонсультантПлюс, 2025)Согласно Положению о муниципальном заказе в г. Омске, изданному во исполнение Указа Президента РФ от 08.04.1997 N 305 "О первоочередных мерах по предотвращению коррупции и сокращению бюджетных расходов при организации закупки продукции для государственных нужд", договоры на оказание услуг за счет средств городского бюджета на сумму свыше 2000 минимальных размеров оплаты труда осуществляются исключительно на конкурсной основе.
Статья: Отражение конституционно-правовых принципов регулирования оплаты труда в решениях Конституционного Суда Российской Федерации
(Коршунова Т.Ю., Каменская С.В.)
("Журнал российского права", 2021, N 4)При таком подходе можно сделать вывод о том, что работник, отработавший норму времени (0,5 ставки), может претендовать на оплату труда не меньше минимального размера, установленного федеральным законом. На это обстоятельство обращает внимание В.А. Абалдуев и предлагает уточнить ч. 3 ст. 133 ТК РФ в целях установления более точной смысловой связи права на МРОТ с работой на условиях нормальной или сокращенной продолжительности рабочего времени. Правда, далее автор опровергает свое же предложение и говорит о том, что "лицам, работающим на условиях неполного рабочего времени, выполнившим нормы труда и рабочего времени, гарантируется минимальный размер оплаты труда пропорционально степени занятости" <16>.
(Коршунова Т.Ю., Каменская С.В.)
("Журнал российского права", 2021, N 4)При таком подходе можно сделать вывод о том, что работник, отработавший норму времени (0,5 ставки), может претендовать на оплату труда не меньше минимального размера, установленного федеральным законом. На это обстоятельство обращает внимание В.А. Абалдуев и предлагает уточнить ч. 3 ст. 133 ТК РФ в целях установления более точной смысловой связи права на МРОТ с работой на условиях нормальной или сокращенной продолжительности рабочего времени. Правда, далее автор опровергает свое же предложение и говорит о том, что "лицам, работающим на условиях неполного рабочего времени, выполнившим нормы труда и рабочего времени, гарантируется минимальный размер оплаты труда пропорционально степени занятости" <16>.
Информация: Заседание Совета по стратегическому развитию и национальным проектам
("Официальный сайт Президента РФ", 2022)Но хотелось бы, чтобы наряду с повышением МРОТ это бы дополнялось рекомендациями. Я понимаю, что сегодня у нас по-другому построено все хозяйство и вся экономика, и поэтому невозможно выпустить закон или указ, как строить тарифные сетки, но тем не менее рекомендации по тарифным сеткам, которые должны применяться в различных секторах экономики, были бы полезны. Потому что, если мы будем повышать только МРОТ, мы будем все время работников с низкими доходами подтягивать до работников со средними доходами. После этого происходят перекосы в квалификации, в оплате в зависимости от квалификации.
("Официальный сайт Президента РФ", 2022)Но хотелось бы, чтобы наряду с повышением МРОТ это бы дополнялось рекомендациями. Я понимаю, что сегодня у нас по-другому построено все хозяйство и вся экономика, и поэтому невозможно выпустить закон или указ, как строить тарифные сетки, но тем не менее рекомендации по тарифным сеткам, которые должны применяться в различных секторах экономики, были бы полезны. Потому что, если мы будем повышать только МРОТ, мы будем все время работников с низкими доходами подтягивать до работников со средними доходами. После этого происходят перекосы в квалификации, в оплате в зависимости от квалификации.