Указ мэра пандемия
Подборка наиболее важных документов по запросу Указ мэра пандемия (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Позиции судов по спорным вопросам. Гражданский процесс: Восстановление срока на подачу частной жалобы в гражданском процессе по заявлению стороны
(КонсультантПлюс, 2025)...Указание в жалобе на ограничительные меры, действовавшие в период установленного законом срока для подачи частной жалобы на определение... на нерабочие дни, установленные Указом мэра... а также на перевод большинства сотрудников... на дистанционный порядок работы отклоняется исходя из следующего.
(КонсультантПлюс, 2025)...Указание в жалобе на ограничительные меры, действовавшие в период установленного законом срока для подачи частной жалобы на определение... на нерабочие дни, установленные Указом мэра... а также на перевод большинства сотрудников... на дистанционный порядок работы отклоняется исходя из следующего.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Проблемы ЖКХ в условиях пандемии
(Климентьева С.В.)
("Правовые вопросы недвижимости", 2021, N 2)Ключевые слова: ЖКХ, пандемия, проблемы ЖКХ, указ мэра, нормативно-правовой акт, пандемия, коронавирусная инфекция, ограничения в период пандемии.
(Климентьева С.В.)
("Правовые вопросы недвижимости", 2021, N 2)Ключевые слова: ЖКХ, пандемия, проблемы ЖКХ, указ мэра, нормативно-правовой акт, пандемия, коронавирусная инфекция, ограничения в период пандемии.
Статья: Проблемы определения субъектов административной юрисдикции по делам об административных правонарушениях, структурированных в КоАП РФ и Кодексе города Москвы об административных правонарушениях в период пандемии коронавируса
(Куракин А.В., Карпухин Д.В.)
("Современное право", 2020, N 12)Структуры новых составов КоАП города Москвы, устанавливающих ответственность за нарушение режима повышенной готовности, отличаются бланкетным характером, так как отсылают к нормативным правовым актам, устанавливающим правила поведения граждан и юридических лиц в условиях введенного режима повышенной готовности. Кроме того, КоАП города Москвы оперирует категорией "режим самоизоляции", зафиксированной в Указе Мэра Москвы от 05.03.2020 N 12-УМ (далее - Указ N 12-УМ), содержащем жесткий перечень ограничительных мер в условиях пандемии коронавируса.
(Куракин А.В., Карпухин Д.В.)
("Современное право", 2020, N 12)Структуры новых составов КоАП города Москвы, устанавливающих ответственность за нарушение режима повышенной готовности, отличаются бланкетным характером, так как отсылают к нормативным правовым актам, устанавливающим правила поведения граждан и юридических лиц в условиях введенного режима повышенной готовности. Кроме того, КоАП города Москвы оперирует категорией "режим самоизоляции", зафиксированной в Указе Мэра Москвы от 05.03.2020 N 12-УМ (далее - Указ N 12-УМ), содержащем жесткий перечень ограничительных мер в условиях пандемии коронавируса.
Статья: Правовые проблемы разработки и внедрения механизмов защиты конституционных прав граждан в условиях пандемии COVID-19
(Шалберкина М.Н.)
("Актуальные проблемы российского права", 2022, N 10)Анализируя работы административистов <15>, следует предположить, что режим повышенной готовности является вторичным по отношению к общему режиму чрезвычайной ситуации. Оба они носят экстраординарный характер и направлены на достижение общей цели - обеспечение конституционной безопасности прав граждан. Проявляется их экстраординарность в следующем: наделение чрезвычайными полномочиями отдельных органов управления, создание различных центров управления и введение особых форм управления соответствующими территориями, что следует из норм Закона N 68-ФЗ. Несмотря на широкую публичную огласку используемых самостоятельных комплексов защиты жизни и здоровья граждан и их подвижность (только в период пандемии их было принято свыше 250), согласимся с мнением С.М. Зырянова, что при исследовании режимов речь идет о "спящем" законодательстве - правовых нормах, которые в обычных условиях не действуют, а включаются при возникновении предусмотренных законодательством оснований - экстраординарных ситуаций разного рода <16>. Примечательно, что экстраординарные обстоятельства пандемии COVID-19 способствовали использованию инструментария правовой системы федеративного государства в полной мере. Осознанная необходимость выработки индивидуальных подходов к предотвращению и противодействию распространению новой коронавирусной инфекции в субъектах Федерации способствовала выстраиванию определенного оркестра отличных ограничительных правозащитных мер, столь гармонично вписавшихся в ритм современных реалий. Так, например, ограничительные меры были введены Указом Мэра г. Москвы от 05.03.2020 N 12-УМ "О введении режима повышенной готовности" <17>, которым в целях обеспечения защиты жизни и здоровья граждан и недопущения распространения заболевания, вызванного вирусом SARS-CoV-2 были предприняты меры введения различных режимов: режима изоляции на дому (п. 9.1.3 при наличии постановления руководителя Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека - Главного государственного санитарного врача Российской Федерации, санитарных врачей - о нахождении в режиме изоляции на дому); режима самоизоляции граждан (п. 10.1 для граждан в возрасте старше 65 лет, а также граждан, имеющих заболевания, перечень которых устанавливался приложением к настоящему Указу Мэра г. Москвы N 12-УМ). Режим повышенной готовности был введен Постановлением губернатора Тверской области от 17.03.2020 N 16-пг "О введении режима повышенной готовности на территории Тверской области" <18>, в п. 2 которого сказано, что распространение новой коронавирусной инфекции (COVID-2019) является в сложившихся условиях чрезвычайным и непредотвратимым обстоятельством, повлекшим введение режима повышенной готовности, который является обстоятельством непреодолимой силы. Причем данная ситуация признана обстоятельством непреодолимой силы в более чем 40 субъектах Федерации <19>. Режим повышенной готовности введен Постановлением Правительства Калининградской области от 16.03.2020 N 134 "О введении на территории Калининградской области режима повышенной готовности для органов управления и сил территориальной подсистемы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций Калининградской области и некоторых мерах по предотвращению распространения в Калининградской области новой коронавирусной инфекции" <20>. Наименование данного документа с максимальной точностью передает цели введения режима повышенной готовности, обусловленные возникшей осознанной необходимостью. В данном Постановлении в числе мер, принимаемых в Калининградской области, применялись: изоляция в домашних условиях или условиях обсерватора (в течение 14 дней со дня возвращения в Российскую Федерацию) и самоизоляция по месту проживания для граждан старше 65 лет и имеющих заболевания. В ряде субъектов РФ с целью предупреждения распространения COVID-19 были установлены пропускные режимы (например, в г. Москве, Московской и Тверской областях, Республике Карелия, Приморском крае и пр.). подчеркнуть, что приведенные в настоящей статье отдельные меры защиты жизни и здоровья граждан, по сути, сводимые лишь к исключению контактов между людьми в целях недопущения заражения, лишили граждан элементарных условий частной жизни. К сожалению, претворение подобных нормативных предписаний в жизнь создало огромную правовую проблему. Количество дел в судах по оспариванию административных распоряжений высших должностных лиц субъектов РФ зашкаливает, причем, как правило, в каждом из субъектов Федерации складывается своя судебная практика.
(Шалберкина М.Н.)
("Актуальные проблемы российского права", 2022, N 10)Анализируя работы административистов <15>, следует предположить, что режим повышенной готовности является вторичным по отношению к общему режиму чрезвычайной ситуации. Оба они носят экстраординарный характер и направлены на достижение общей цели - обеспечение конституционной безопасности прав граждан. Проявляется их экстраординарность в следующем: наделение чрезвычайными полномочиями отдельных органов управления, создание различных центров управления и введение особых форм управления соответствующими территориями, что следует из норм Закона N 68-ФЗ. Несмотря на широкую публичную огласку используемых самостоятельных комплексов защиты жизни и здоровья граждан и их подвижность (только в период пандемии их было принято свыше 250), согласимся с мнением С.М. Зырянова, что при исследовании режимов речь идет о "спящем" законодательстве - правовых нормах, которые в обычных условиях не действуют, а включаются при возникновении предусмотренных законодательством оснований - экстраординарных ситуаций разного рода <16>. Примечательно, что экстраординарные обстоятельства пандемии COVID-19 способствовали использованию инструментария правовой системы федеративного государства в полной мере. Осознанная необходимость выработки индивидуальных подходов к предотвращению и противодействию распространению новой коронавирусной инфекции в субъектах Федерации способствовала выстраиванию определенного оркестра отличных ограничительных правозащитных мер, столь гармонично вписавшихся в ритм современных реалий. Так, например, ограничительные меры были введены Указом Мэра г. Москвы от 05.03.2020 N 12-УМ "О введении режима повышенной готовности" <17>, которым в целях обеспечения защиты жизни и здоровья граждан и недопущения распространения заболевания, вызванного вирусом SARS-CoV-2 были предприняты меры введения различных режимов: режима изоляции на дому (п. 9.1.3 при наличии постановления руководителя Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека - Главного государственного санитарного врача Российской Федерации, санитарных врачей - о нахождении в режиме изоляции на дому); режима самоизоляции граждан (п. 10.1 для граждан в возрасте старше 65 лет, а также граждан, имеющих заболевания, перечень которых устанавливался приложением к настоящему Указу Мэра г. Москвы N 12-УМ). Режим повышенной готовности был введен Постановлением губернатора Тверской области от 17.03.2020 N 16-пг "О введении режима повышенной готовности на территории Тверской области" <18>, в п. 2 которого сказано, что распространение новой коронавирусной инфекции (COVID-2019) является в сложившихся условиях чрезвычайным и непредотвратимым обстоятельством, повлекшим введение режима повышенной готовности, который является обстоятельством непреодолимой силы. Причем данная ситуация признана обстоятельством непреодолимой силы в более чем 40 субъектах Федерации <19>. Режим повышенной готовности введен Постановлением Правительства Калининградской области от 16.03.2020 N 134 "О введении на территории Калининградской области режима повышенной готовности для органов управления и сил территориальной подсистемы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций Калининградской области и некоторых мерах по предотвращению распространения в Калининградской области новой коронавирусной инфекции" <20>. Наименование данного документа с максимальной точностью передает цели введения режима повышенной готовности, обусловленные возникшей осознанной необходимостью. В данном Постановлении в числе мер, принимаемых в Калининградской области, применялись: изоляция в домашних условиях или условиях обсерватора (в течение 14 дней со дня возвращения в Российскую Федерацию) и самоизоляция по месту проживания для граждан старше 65 лет и имеющих заболевания. В ряде субъектов РФ с целью предупреждения распространения COVID-19 были установлены пропускные режимы (например, в г. Москве, Московской и Тверской областях, Республике Карелия, Приморском крае и пр.). подчеркнуть, что приведенные в настоящей статье отдельные меры защиты жизни и здоровья граждан, по сути, сводимые лишь к исключению контактов между людьми в целях недопущения заражения, лишили граждан элементарных условий частной жизни. К сожалению, претворение подобных нормативных предписаний в жизнь создало огромную правовую проблему. Количество дел в судах по оспариванию административных распоряжений высших должностных лиц субъектов РФ зашкаливает, причем, как правило, в каждом из субъектов Федерации складывается своя судебная практика.
Статья: Пандемия и персональные данные: как распространение новой коронавирусной инфекции бросает новые вызовы персональным данным
(Салихов Д.Р.)
("Конституционное и муниципальное право", 2021, N 3)<17> Система и одноименное приложение для контроля геолокации пациентов с признаками ОРВИ и новой коронавирусной инфекции, а также лиц, с ними проживающих. Введена только в городе федерального значения Москве на основании Указа Мэра Москвы от 5 марта 2020 г. N 12-УМ "О введении режима повышенной готовности". См.: URL: https://www.mos.ru/authority/documents/doc/43503220/.
(Салихов Д.Р.)
("Конституционное и муниципальное право", 2021, N 3)<17> Система и одноименное приложение для контроля геолокации пациентов с признаками ОРВИ и новой коронавирусной инфекции, а также лиц, с ними проживающих. Введена только в городе федерального значения Москве на основании Указа Мэра Москвы от 5 марта 2020 г. N 12-УМ "О введении режима повышенной готовности". См.: URL: https://www.mos.ru/authority/documents/doc/43503220/.
Статья: О возможностях расширения полномочий нотариусов в части организации видео-конференц-связи с арбитражными судами и судами общей юрисдикции
(Синцов Г.В., Прохоров А.А.)
("Нотариус", 2021, N 2)<3> Указ Мэра Москвы от 11 апреля 2020 г. N 43-УМ "Об утверждении Порядка оформления и использования цифровых пропусков для передвижения по территории города Москвы в период действия режима повышенной готовности в городе Москве" // Вестник Мэра и Правительства Москвы. 2020. N 21.
(Синцов Г.В., Прохоров А.А.)
("Нотариус", 2021, N 2)<3> Указ Мэра Москвы от 11 апреля 2020 г. N 43-УМ "Об утверждении Порядка оформления и использования цифровых пропусков для передвижения по территории города Москвы в период действия режима повышенной готовности в городе Москве" // Вестник Мэра и Правительства Москвы. 2020. N 21.
Статья: Защита прав и освобождение от ответственности за ненадлежащее исполнение обязательств арендатора в условиях режима самоизоляции
(Самигулина А.В.)
("Вестник арбитражной практики", 2021, N 6)Что касается вопроса, является ли пандемия коронавируса обстоятельством непреодолимой силы, то позиция Президиума Верховного Суда РФ, высказанная в Обзоре N 1 от 21 апреля 2020 года, заключается в следующем: распространение коронавирусной инфекции не может быть универсальным основанием для освобождения должников от ответственности, стоит принимать во внимание, какая деятельность осуществляется должником и в каком регионе, и ряд других обстоятельств в совокупности, на основании чего судам следует делать вывод о том, будет ли в случае конкретного должника распространение коронавируса являться обстоятельством непреодолимой силы. Однако обстоятельства непреодолимой силы должны отвечать двум признакам - чрезвычайности и непредотвратимости - и пандемия коронавируса соответствует обоим. В связи с чем, на наш взгляд, Верховный Суд РФ не только не разрешил данный опрос, но лишь усугубил ситуацию, переложив решение вопроса на суды.
(Самигулина А.В.)
("Вестник арбитражной практики", 2021, N 6)Что касается вопроса, является ли пандемия коронавируса обстоятельством непреодолимой силы, то позиция Президиума Верховного Суда РФ, высказанная в Обзоре N 1 от 21 апреля 2020 года, заключается в следующем: распространение коронавирусной инфекции не может быть универсальным основанием для освобождения должников от ответственности, стоит принимать во внимание, какая деятельность осуществляется должником и в каком регионе, и ряд других обстоятельств в совокупности, на основании чего судам следует делать вывод о том, будет ли в случае конкретного должника распространение коронавируса являться обстоятельством непреодолимой силы. Однако обстоятельства непреодолимой силы должны отвечать двум признакам - чрезвычайности и непредотвратимости - и пандемия коронавируса соответствует обоим. В связи с чем, на наш взгляд, Верховный Суд РФ не только не разрешил данный опрос, но лишь усугубил ситуацию, переложив решение вопроса на суды.
Статья: Особенности грузоперевозок в условиях распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19)
(Юнда А.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)На лиц, осуществляющих грузоперевозки, не распространялись требования о необходимости получать цифровой пропуск для передвижения по городу (п. 3.4 Порядка оформления и использования цифровых пропусков для передвижения по территории города Москвы в период действия режима повышенной готовности в городе Москве, утратившего силу в связи с принятием Указа мэра Москвы от 08.06.2020 N 68-УМ).
(Юнда А.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)На лиц, осуществляющих грузоперевозки, не распространялись требования о необходимости получать цифровой пропуск для передвижения по городу (п. 3.4 Порядка оформления и использования цифровых пропусков для передвижения по территории города Москвы в период действия режима повышенной готовности в городе Москве, утратившего силу в связи с принятием Указа мэра Москвы от 08.06.2020 N 68-УМ).
"Правовая норма в системе социальных регуляторов"
(Носов С.И.)
("Статут", 2024)Не все принимаемые акты вызывали одобрение, некоторые (например Указ Мэра Москвы "О введении режима повышенной готовности" <2> и др.) были обжалованы в судебные органы. Меры ограничительного характера устанавливались и Указом Мэра, приостанавливающим оказание гражданам услуг общественного питания без наличия у посетителей QR-кода <3>.
(Носов С.И.)
("Статут", 2024)Не все принимаемые акты вызывали одобрение, некоторые (например Указ Мэра Москвы "О введении режима повышенной готовности" <2> и др.) были обжалованы в судебные органы. Меры ограничительного характера устанавливались и Указом Мэра, приостанавливающим оказание гражданам услуг общественного питания без наличия у посетителей QR-кода <3>.