Уход за лесами
Подборка наиболее важных документов по запросу Уход за лесами (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 29 "Заготовка древесины" ЛК РФПри этом необходимо учитывать, что допустимый объем изъятия древесины - это не один, а совокупность объемных показателей, характеризующих заготовку древесины на лесном участке в зависимости от целевого назначения лесов, формы рубок (сплошные и выборочные) и по видам рубок (рубки спелых и перестойных лесных насаждений; при уходе за лесами, при вырубке погибших и поврежденных лесных насаждений)."
Подборка судебных решений за 2025 год: Статья 63.1 "Особенности осуществления лесовосстановления и лесоразведения отдельными категориями лиц" ЛК РФ"Таким образом, в соответствии с указанными законоположениями ответчик как лицо, использующее лес для строительства и/или реконструкции автомобильных дорог, обязан осуществлять не только мероприятия по лесовосстановлению или лесоразведению, но и последующему в течение трех лет после посадки агротехническому уходу за лесными насаждениями (рыхление почвы, уничтожение или предупреждение появления нежелательной растительности и другие мероприятия, направленные на повышение приживаемости саженцев, сеянцев основных лесных древесных пород и улучшение условий их роста и пр.) и мероприятия по агротехническому уходу может осуществляться ответчиком как лично, так и с привлечением на возмездной и договорной основе соответствующих организаций."
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Ситуация: Каковы правила сбора грибов, ягод и иных пищевых лесных ресурсов для собственных нужд?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Отметим, что при нахождении в лесу необходимо соблюдать правила пожарной и санитарной безопасности в лесах, правила лесовосстановления и ухода за лесами. Так, заготавливать лесные ресурсы можно только теми способами, которые исключают возникновение очагов вредных организмов и усыхание деревьев (ч. 2 ст. 11 ЛК РФ; п. 28 Правил, утв. Постановлением Правительства РФ от 09.12.2020 N 2047).
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Отметим, что при нахождении в лесу необходимо соблюдать правила пожарной и санитарной безопасности в лесах, правила лесовосстановления и ухода за лесами. Так, заготавливать лесные ресурсы можно только теми способами, которые исключают возникновение очагов вредных организмов и усыхание деревьев (ч. 2 ст. 11 ЛК РФ; п. 28 Правил, утв. Постановлением Правительства РФ от 09.12.2020 N 2047).
Статья: Ответственность за незаконную рубку лесных насаждений
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Часть 2 ст. 8.25 КоАП РФ устанавливает ответственность за нарушение порядка проведения рубок лесных насаждений, который, как указано в ч. 3 ст. 23.1 ЛК РФ, определяется правилами заготовки древесины, правилами пожарной безопасности в лесах, правилами санитарной безопасности в лесах, правилами лесовосстановления и правилами ухода за лесами.
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Часть 2 ст. 8.25 КоАП РФ устанавливает ответственность за нарушение порядка проведения рубок лесных насаждений, который, как указано в ч. 3 ст. 23.1 ЛК РФ, определяется правилами заготовки древесины, правилами пожарной безопасности в лесах, правилами санитарной безопасности в лесах, правилами лесовосстановления и правилами ухода за лесами.
Нормативные акты
"Лесной кодекс Российской Федерации" от 04.12.2006 N 200-ФЗ
(ред. от 26.12.2024)
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2025)3. Порядок осуществления рубок лесных насаждений определяется правилами заготовки древесины, правилами пожарной безопасности в лесах, правилами санитарной безопасности в лесах, правилами лесовосстановления и правилами ухода за лесами.
(ред. от 26.12.2024)
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2025)3. Порядок осуществления рубок лесных насаждений определяется правилами заготовки древесины, правилами пожарной безопасности в лесах, правилами санитарной безопасности в лесах, правилами лесовосстановления и правилами ухода за лесами.
"Юридический справочник застройщика"
(9-я редакция)
(под ред. Д.С. Некрестьянова)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)- вырубка зеленых насаждений, кроме рубок ухода за лесом, санитарных рубок, рубок, связанных со строительством, реконструкцией, капитальным ремонтом и эксплуатацией объектов капитального строительства (в том числе линейных объектов и некапитальных строений, сооружений), непосредственно связанных с созданием и развитием сферы курортного лечения и отдыха и с обеспечением функционирования расположенных в границах лечебно-оздоровительных местностей и курортов федерального значения населенных пунктов.
(9-я редакция)
(под ред. Д.С. Некрестьянова)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)- вырубка зеленых насаждений, кроме рубок ухода за лесом, санитарных рубок, рубок, связанных со строительством, реконструкцией, капитальным ремонтом и эксплуатацией объектов капитального строительства (в том числе линейных объектов и некапитальных строений, сооружений), непосредственно связанных с созданием и развитием сферы курортного лечения и отдыха и с обеспечением функционирования расположенных в границах лечебно-оздоровительных местностей и курортов федерального значения населенных пунктов.
"ARS IURIS: сборник научных статей к юбилею Г.А. Гаджиева"
(под общ. ред. П.Д. Блохина, А.В. Ильина, Д.В. Тютина)
("Статут", 2023)Однако в ряде случаев законодатель тем не менее предполагает в качестве налогоплательщиков именно публично-правовые образования. Так, согласно п. 3 ст. 161 НК РФ обязанности налогового агента по НДС возложены на арендаторов государственного (муниципального) имущества. Указанные лица обязаны исчислить, удержать из доходов, уплачиваемых арендодателю (публично-правовому образованию в лице соответствующих органов), и перечислить в бюджет соответствующую сумму НДС. Поскольку налоговый агент (ст. 24 НК РФ) не может существовать без налогоплательщика, в данном примере налогоплательщиком косвенно предполагается соответствующее публично-правовое образование. Следует отметить, что в ряде Определений КС РФ (от 2 октября 2003 года N 384-О, от 1 октября 2009 года N 1345-О-О, от 21 ноября 2013 года N 1817-О) подобная правовая конструкция не была признана неконституционной. Другой пример: в Определениях КС РФ от 1 ноября 2007 года N 719-О-О, от 19 февраля 2009 года N 123-О-Р изучался вопрос обложения НДС и налогом на прибыль организаций по реализации лесхозами древесины, полученной от рубок ухода за лесом. При этом данная древесина лесхозам на каком-либо праве не принадлежит (входит в состав казны публично-правового образования), вследствие чего налогоплательщиком по существу опять же косвенно признается публично-правовое образование.
(под общ. ред. П.Д. Блохина, А.В. Ильина, Д.В. Тютина)
("Статут", 2023)Однако в ряде случаев законодатель тем не менее предполагает в качестве налогоплательщиков именно публично-правовые образования. Так, согласно п. 3 ст. 161 НК РФ обязанности налогового агента по НДС возложены на арендаторов государственного (муниципального) имущества. Указанные лица обязаны исчислить, удержать из доходов, уплачиваемых арендодателю (публично-правовому образованию в лице соответствующих органов), и перечислить в бюджет соответствующую сумму НДС. Поскольку налоговый агент (ст. 24 НК РФ) не может существовать без налогоплательщика, в данном примере налогоплательщиком косвенно предполагается соответствующее публично-правовое образование. Следует отметить, что в ряде Определений КС РФ (от 2 октября 2003 года N 384-О, от 1 октября 2009 года N 1345-О-О, от 21 ноября 2013 года N 1817-О) подобная правовая конструкция не была признана неконституционной. Другой пример: в Определениях КС РФ от 1 ноября 2007 года N 719-О-О, от 19 февраля 2009 года N 123-О-Р изучался вопрос обложения НДС и налогом на прибыль организаций по реализации лесхозами древесины, полученной от рубок ухода за лесом. При этом данная древесина лесхозам на каком-либо праве не принадлежит (входит в состав казны публично-правового образования), вследствие чего налогоплательщиком по существу опять же косвенно признается публично-правовое образование.
Статья: Проблемы правового регулирования использования и охраны лесов на землях сельскохозяйственного назначения
(Волков Г.А., Голиченков А.К., Нарышева Н.Г.)
("Экологическое право", 2023, N 4)В Положение о "сельскохозяйственных" лесах взамен прежних п. 22 - 24 включены новые п. 21(1) и 21(2), предписывающие лицам, использующим леса, расположенные на землях сельскохозяйственного назначения, подавать лесную декларацию в уполномоченные органы и представлять отчеты об использовании лесов, об охране лесов от пожаров, о защите лесов, о воспроизводстве лесов и лесоразведении (в части мероприятий по уходу за лесами) в уполномоченные органы в соответствии с лесным законодательством.
(Волков Г.А., Голиченков А.К., Нарышева Н.Г.)
("Экологическое право", 2023, N 4)В Положение о "сельскохозяйственных" лесах взамен прежних п. 22 - 24 включены новые п. 21(1) и 21(2), предписывающие лицам, использующим леса, расположенные на землях сельскохозяйственного назначения, подавать лесную декларацию в уполномоченные органы и представлять отчеты об использовании лесов, об охране лесов от пожаров, о защите лесов, о воспроизводстве лесов и лесоразведении (в части мероприятий по уходу за лесами) в уполномоченные органы в соответствии с лесным законодательством.
Статья: Правовое регулирование реализации климатических проектов в России
(Леонова И.И.)
("Журнал российского права", 2024, N 3)оптимизацию ухода за лесом, увеличивающую продуктивность эксплуатационных лесов и запасы биомассы в лесах при продолжении их хозяйственного использования;
(Леонова И.И.)
("Журнал российского права", 2024, N 3)оптимизацию ухода за лесом, увеличивающую продуктивность эксплуатационных лесов и запасы биомассы в лесах при продолжении их хозяйственного использования;
Статья: Защита прав предпринимателей в сфере лесопользования средствами прокурорского надзора
(Ишин А.В., Куницына Е.А.)
("Законность", 2024, N 11)Республика Коми по праву является лесным субъектом Российской Федерации, поскольку по состоянию на 1 января 2023 г. общая площадь земель ее лесного фонда составила 36 273,0 тыс. га, или 87,0% территории республики. Средняя лесистость - 79,0%. Ежегодная расчетная лесосека по всем видам рубок - 32,4 млн м3. За 2022 г. фактическая заготовка древесины по Республике Коми составила 9 146,4 тыс. м3, сплошные рубки проведены на площади 53 886,7 га, при этом заготовлено 8 978,6 тыс. м3 древесины; выборочные рубки - 15 349,4 га (167,8 тыс. м3), в том числе рубки ухода за лесом - на площади 12 291,7 га, заготовлено 80,5 тыс. м3. Отвод лесосек под рубки проведен на площади 64,9 тыс. га <1>.
(Ишин А.В., Куницына Е.А.)
("Законность", 2024, N 11)Республика Коми по праву является лесным субъектом Российской Федерации, поскольку по состоянию на 1 января 2023 г. общая площадь земель ее лесного фонда составила 36 273,0 тыс. га, или 87,0% территории республики. Средняя лесистость - 79,0%. Ежегодная расчетная лесосека по всем видам рубок - 32,4 млн м3. За 2022 г. фактическая заготовка древесины по Республике Коми составила 9 146,4 тыс. м3, сплошные рубки проведены на площади 53 886,7 га, при этом заготовлено 8 978,6 тыс. м3 древесины; выборочные рубки - 15 349,4 га (167,8 тыс. м3), в том числе рубки ухода за лесом - на площади 12 291,7 га, заготовлено 80,5 тыс. м3. Отвод лесосек под рубки проведен на площади 64,9 тыс. га <1>.