Угрозы экологической безопасности
Подборка наиболее важных документов по запросу Угрозы экологической безопасности (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2023 год: Статья 7 "Основания для проведения оперативно-розыскных мероприятий" Федерального закона "Об оперативно-розыскной деятельности""В то же время, статьей 7 Федерального закона от 12.08.1995 N 144-ФЗ "Об оперативно-розыскной деятельности" определен исчерпывающий перечень оснований для проведения оперативно-розыскных мероприятий, к которым относятся: наличие возбужденного уголовного дела или ставшие известными органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, сведения о признаках подготавливаемого, совершаемого или совершенного противоправного деяния, а также о лицах, его подготавливающих, совершающих или совершивших, если нет достаточных данных для решения вопроса о возбуждении уголовного дела или событиях или действиях (бездействии), создающих угрозу государственной, военной, экономической, информационной или экологической безопасности Российской Федерации."
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Экологическая безопасность России как стратегический национальный приоритет: современное состояние, угрозы и возможности государственного контроля и надзора
(Федотова Ю.Г.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2024, N 5)"Государственная власть и местное самоуправление", 2024, N 5
(Федотова Ю.Г.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2024, N 5)"Государственная власть и местное самоуправление", 2024, N 5
Статья: Экологическая безопасность
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Согласно п. 4 Стратегии экологической безопасности достижение целей экологической безопасности осуществляется путем проведения единой государственной политики, направленной на предотвращение и ликвидацию внутренних и внешних вызовов и угроз экологической безопасности.
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Согласно п. 4 Стратегии экологической безопасности достижение целей экологической безопасности осуществляется путем проведения единой государственной политики, направленной на предотвращение и ликвидацию внутренних и внешних вызовов и угроз экологической безопасности.
Нормативные акты
Указ Президента РФ от 06.05.2011 N 590
(ред. от 27.12.2024)
"Вопросы Совета Безопасности Российской Федерации"
(вместе с "Положением о Межведомственной комиссии Совета Безопасности Российской Федерации по безопасности в экономической и социальной сфере", "Положением о Межведомственной комиссии Совета Безопасности Российской Федерации по военной безопасности", "Положением о Межведомственной комиссии Совета Безопасности Российской Федерации по информационной безопасности", "Положением о Межведомственной комиссии Совета Безопасности Российской Федерации по общественной безопасности", "Положением о Межведомственной комиссии Совета Безопасности Российской Федерации по проблемам Содружества Независимых Государств", "Положением о Межведомственной комиссии Совета Безопасности Российской Федерации по проблемам стратегического планирования", "Положение о Межведомственной комиссии Совета Безопасности Российской Федерации по экологической безопасности")а) выявление и оценка внутренних и внешних угроз экологической безопасности Российской Федерации, подготовка предложений Совету Безопасности по их нейтрализации;
(ред. от 27.12.2024)
"Вопросы Совета Безопасности Российской Федерации"
(вместе с "Положением о Межведомственной комиссии Совета Безопасности Российской Федерации по безопасности в экономической и социальной сфере", "Положением о Межведомственной комиссии Совета Безопасности Российской Федерации по военной безопасности", "Положением о Межведомственной комиссии Совета Безопасности Российской Федерации по информационной безопасности", "Положением о Межведомственной комиссии Совета Безопасности Российской Федерации по общественной безопасности", "Положением о Межведомственной комиссии Совета Безопасности Российской Федерации по проблемам Содружества Независимых Государств", "Положением о Межведомственной комиссии Совета Безопасности Российской Федерации по проблемам стратегического планирования", "Положение о Межведомственной комиссии Совета Безопасности Российской Федерации по экологической безопасности")а) выявление и оценка внутренних и внешних угроз экологической безопасности Российской Федерации, подготовка предложений Совету Безопасности по их нейтрализации;
Федеральный закон от 12.08.1995 N 144-ФЗ
(ред. от 01.04.2025)
"Об оперативно-розыскной деятельности"добывание информации о событиях или действиях (бездействии), создающих угрозу государственной, военной, экономической, информационной или экологической безопасности Российской Федерации;
(ред. от 01.04.2025)
"Об оперативно-розыскной деятельности"добывание информации о событиях или действиях (бездействии), создающих угрозу государственной, военной, экономической, информационной или экологической безопасности Российской Федерации;
"Административно-предупредительные меры в области безопасности дорожного движения: монография"
(Баканов К.С., Антонов С.Н., Исаев М.М.)
("ФКУ "НЦ БДД МВД России", 2023)Под общественной безопасностью в научной литературе в широком смысле этого термина понимается "система общественных отношений, урегулированных правовыми нормами в целях обеспечения безопасности личности, общественного спокойствия, благоприятных условий для труда и отдыха граждан, нормальной деятельности государственных органов, общественных объединений, предприятий, учреждений и организаций от угрозы, исходящей от преступных и иных противоправных деяний, нарушения порядка пользования источниками повышенной опасности, предметами и веществами, изъятыми из гражданского оборота, явлений негативного техногенного и природного характера, а также других особых обстоятельств от стихийных явлений природы, безопасность от техногенных и экологических угроз" <163>.
(Баканов К.С., Антонов С.Н., Исаев М.М.)
("ФКУ "НЦ БДД МВД России", 2023)Под общественной безопасностью в научной литературе в широком смысле этого термина понимается "система общественных отношений, урегулированных правовыми нормами в целях обеспечения безопасности личности, общественного спокойствия, благоприятных условий для труда и отдыха граждан, нормальной деятельности государственных органов, общественных объединений, предприятий, учреждений и организаций от угрозы, исходящей от преступных и иных противоправных деяний, нарушения порядка пользования источниками повышенной опасности, предметами и веществами, изъятыми из гражданского оборота, явлений негативного техногенного и природного характера, а также других особых обстоятельств от стихийных явлений природы, безопасность от техногенных и экологических угроз" <163>.
Статья: Современные правовые проблемы права и экологии в условиях цифровой трансформации общественных отношений, предпринимательской деятельности и глобальных климатических изменений
(Егорова М.А.)
("Предпринимательское право", 2023, N 1)Следует отметить, что проблематика климатической, техногенной и экологической безопасности имеет комплексный, интегрированный характер. В Стратегии экологической безопасности Российской Федерации до 2025 года, принятой в апреле 2017 г., отмечено, что угрозы экологической безопасности сохраняются, несмотря на принимаемые меры по декарбонизации экономики, снижению углеродного следа производственной деятельности крупных промышленных предприятий. На окружающую среду оказывается сильное воздействие химических, физических, биологических, антропогенных факторов, поэтому необходимо уделять значительное внимание предотвращению аварийных ситуаций на опасных производственных объектах и адаптации стратегических отраслей экономики (энергетический сектор, атомная энергия, военно-промышленный (ВПК), оборонно-промышленный (ОПК) и агропромышленный (АПК) комплексы, фармацевтическая и химическая промышленность, крупное машиностроение) к неблагоприятным изменениям климата. Вызовы и угрозы экологической безопасности, отраженные в Стратегии <1>, следующие:
(Егорова М.А.)
("Предпринимательское право", 2023, N 1)Следует отметить, что проблематика климатической, техногенной и экологической безопасности имеет комплексный, интегрированный характер. В Стратегии экологической безопасности Российской Федерации до 2025 года, принятой в апреле 2017 г., отмечено, что угрозы экологической безопасности сохраняются, несмотря на принимаемые меры по декарбонизации экономики, снижению углеродного следа производственной деятельности крупных промышленных предприятий. На окружающую среду оказывается сильное воздействие химических, физических, биологических, антропогенных факторов, поэтому необходимо уделять значительное внимание предотвращению аварийных ситуаций на опасных производственных объектах и адаптации стратегических отраслей экономики (энергетический сектор, атомная энергия, военно-промышленный (ВПК), оборонно-промышленный (ОПК) и агропромышленный (АПК) комплексы, фармацевтическая и химическая промышленность, крупное машиностроение) к неблагоприятным изменениям климата. Вызовы и угрозы экологической безопасности, отраженные в Стратегии <1>, следующие:
Статья: Понятие экологической безопасности в законодательстве России и Финляндии
(Шлямина А.А.)
("Административное право и процесс", 2021, N 12)Понятие экологической безопасности используется в современном праве в первую очередь для того, чтобы определить, какие стратегические задачи стоят перед внутренней и внешней политикой в сфере охраны окружающей среды. Сталкиваясь с глобальными вызовами и с локальными экологическими проблемами, современное государство опирается в их решении на комплекс заранее выработанных принципов и природоохранных мер. Согласно положениям национального законодательства, а также требованиям международных соглашений, к которым оно присоединяется, государство планирует воздействие на окружающую среду, осуществляет мониторинг ее состояния и оценивает риски хозяйственной и иной деятельности. В качестве угроз экологической безопасности при этом выступают как различные формы изменения окружающей среды, которые ухудшают ее состояние, так и факторы неантропогенного характера.
(Шлямина А.А.)
("Административное право и процесс", 2021, N 12)Понятие экологической безопасности используется в современном праве в первую очередь для того, чтобы определить, какие стратегические задачи стоят перед внутренней и внешней политикой в сфере охраны окружающей среды. Сталкиваясь с глобальными вызовами и с локальными экологическими проблемами, современное государство опирается в их решении на комплекс заранее выработанных принципов и природоохранных мер. Согласно положениям национального законодательства, а также требованиям международных соглашений, к которым оно присоединяется, государство планирует воздействие на окружающую среду, осуществляет мониторинг ее состояния и оценивает риски хозяйственной и иной деятельности. В качестве угроз экологической безопасности при этом выступают как различные формы изменения окружающей среды, которые ухудшают ее состояние, так и факторы неантропогенного характера.
Статья: Обеспечение экологической безопасности в Российской Федерации: административно-правовой аспект
(Чистяков К.А.)
("Административное право и процесс", 2022, N 4)Важно отметить, что в Указе Президента РФ от 19 апреля 2017 г. N 176 "О Стратегии экологической безопасности Российской Федерации на период до 2025 г." <2> законодатель определяет место экологической безопасности и указывает, что она является частью национальной безопасности Российской Федерации. В гл. III данного Указа определены вызовы и угрозы экологической безопасности - как внутренние, так и глобальные, - что, несомненно, важно для ее обеспечения.
(Чистяков К.А.)
("Административное право и процесс", 2022, N 4)Важно отметить, что в Указе Президента РФ от 19 апреля 2017 г. N 176 "О Стратегии экологической безопасности Российской Федерации на период до 2025 г." <2> законодатель определяет место экологической безопасности и указывает, что она является частью национальной безопасности Российской Федерации. В гл. III данного Указа определены вызовы и угрозы экологической безопасности - как внутренние, так и глобальные, - что, несомненно, важно для ее обеспечения.
Статья: Бухгалтерский учет как информационная основа построения системы экономической безопасности агрохолдинга
(Глущенко А.В., Кучерова Е.П.)
("Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях", 2023, N 17)Земельные угодья в системе бухгалтерского учета агрохолдинга занимают особое место и являются объектом основных средств, в этой связи существует объективная необходимость обеспечения достоверного учета, анализа и контроля земельных угодий и вложений в них, что выступит информационной основой для выявления потенциальных рисков и угроз в сфере финансово-инвестиционной, производственно-технологической и экологической безопасности агрохолдинга. Земельные угодья отражаются в бухгалтерском учете агрохолдинга в натуральных измерительных единицах (гектарах, га), а дополнительные капитальные вложения и приобретение земельных участков - в денежном выражении. В целях формирования информационной базы для обеспечения соответствующих функциональных составляющих экономической безопасности аналитический учет земельных угодий можно организовать в следующем разрезе:
(Глущенко А.В., Кучерова Е.П.)
("Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях", 2023, N 17)Земельные угодья в системе бухгалтерского учета агрохолдинга занимают особое место и являются объектом основных средств, в этой связи существует объективная необходимость обеспечения достоверного учета, анализа и контроля земельных угодий и вложений в них, что выступит информационной основой для выявления потенциальных рисков и угроз в сфере финансово-инвестиционной, производственно-технологической и экологической безопасности агрохолдинга. Земельные угодья отражаются в бухгалтерском учете агрохолдинга в натуральных измерительных единицах (гектарах, га), а дополнительные капитальные вложения и приобретение земельных участков - в денежном выражении. В целях формирования информационной базы для обеспечения соответствующих функциональных составляющих экономической безопасности аналитический учет земельных угодий можно организовать в следующем разрезе:
Статья: Эколого-правовые проблемы и подходы к стратегированию в области пространственного развития Российской Федерации
(Выпханова Г.В., Жаворонкова Н.Г.)
("Экологическое право", 2020, N 6)Перечисленные вызовы и угрозы экологической безопасности требуют системного отражения в положениях Стратегии пространственного развития.
(Выпханова Г.В., Жаворонкова Н.Г.)
("Экологическое право", 2020, N 6)Перечисленные вызовы и угрозы экологической безопасности требуют системного отражения в положениях Стратегии пространственного развития.
Статья: Организация сбора и обмена информацией в области защиты от чрезвычайных ситуаций на муниципальном (городском, районном) уровне
("Гражданская оборона и защита от чрезвычайных ситуаций в учреждениях, организациях и на предприятиях", 2025, N 4)7.3. При обмене информацией между органами управления муниципального звена РегСЧС по вертикали уровней РСЧС и органами повседневного управления на объектовом уровне ТП РСЧС основанием для немедленного доклада с последующим представлением донесения о возникновении чрезвычайной ситуации или об угрозе возникновения является поступление информации, соответствующей критериям чрезвычайных ситуаций <1>. Остальная информация о событиях с гибелью людей, материальном ущербе, нарушениях жизнеобеспечения населения и возникновении угрозы экологической безопасности, не подпадающая под критерии чрезвычайных ситуаций, классифицируется как происшествие и представляется в установленном порядке.
("Гражданская оборона и защита от чрезвычайных ситуаций в учреждениях, организациях и на предприятиях", 2025, N 4)7.3. При обмене информацией между органами управления муниципального звена РегСЧС по вертикали уровней РСЧС и органами повседневного управления на объектовом уровне ТП РСЧС основанием для немедленного доклада с последующим представлением донесения о возникновении чрезвычайной ситуации или об угрозе возникновения является поступление информации, соответствующей критериям чрезвычайных ситуаций <1>. Остальная информация о событиях с гибелью людей, материальном ущербе, нарушениях жизнеобеспечения населения и возникновении угрозы экологической безопасности, не подпадающая под критерии чрезвычайных ситуаций, классифицируется как происшествие и представляется в установленном порядке.
Статья: К вопросу об экологизации и деэкологизации законодательства и других сфер общественной жизни
(Злотникова Т.В.)
("Экологическое право", 2024, N 2)К сожалению, большая часть из перечисленных экологических завоеваний, достигнутых на рубеже XXI в., в последующем была отменена. Началом периода деэкологизации многих сфер общественной жизни можно считать 2000 г. Остановлюсь только на некоторых маркерах деэкологизации, которые трудно оценить иначе, чем реальную угрозу экологической безопасности, как угрозу здоровью и благополучию населения.
(Злотникова Т.В.)
("Экологическое право", 2024, N 2)К сожалению, большая часть из перечисленных экологических завоеваний, достигнутых на рубеже XXI в., в последующем была отменена. Началом периода деэкологизации многих сфер общественной жизни можно считать 2000 г. Остановлюсь только на некоторых маркерах деэкологизации, которые трудно оценить иначе, чем реальную угрозу экологической безопасности, как угрозу здоровью и благополучию населения.
Статья: Криминализация деяний в сфере добычи и оборота особо ценных растений и грибов, принадлежащих к видам, занесенным в Красную книгу Российской Федерации и (или) охраняемым международными договорами Российской Федерации
(Зазолина Е.В.)
("Сибирское юридическое обозрение", 2024, N 2)Экологические преступления как особый вид общественно опасных деяний составляют основную угрозу экологической безопасности нашей страны. За последние годы в России сформировалась тенденция к снижению числа преступлений в области природопользования и охраны окружающей среды. Так, по статистическим данным МВД России, за 2020 г. зарегистрировано 22 676 экологических преступлений, раскрыто за указанный период 10 918 преступлений; за 2021 г. зарегистрировано 20 289 экологических преступлений, раскрыто 10 432 преступления; за 2022 г. зарегистрировано 19 070 экологических преступлений, раскрыто 10 451 преступление <2>.
(Зазолина Е.В.)
("Сибирское юридическое обозрение", 2024, N 2)Экологические преступления как особый вид общественно опасных деяний составляют основную угрозу экологической безопасности нашей страны. За последние годы в России сформировалась тенденция к снижению числа преступлений в области природопользования и охраны окружающей среды. Так, по статистическим данным МВД России, за 2020 г. зарегистрировано 22 676 экологических преступлений, раскрыто за указанный период 10 918 преступлений; за 2021 г. зарегистрировано 20 289 экологических преступлений, раскрыто 10 432 преступления; за 2022 г. зарегистрировано 19 070 экологических преступлений, раскрыто 10 451 преступление <2>.
Статья: Правовое обеспечение экологической безопасности в чрезвычайных экологических ситуациях: роль и место правоохранительных органов
(Бурганова Г.В.)
("Экологическое право", 2025, N 4)Сегодня система государственных мер противодействия угрозам экологической безопасности, как указывает К.А. Чистяков, включает в себя "меры правового, организационного, экономического и иного характера, направленные на охрану окружающей среды и защиту прав, свобод и законных интересов человека в указанной сфере" <9>.
(Бурганова Г.В.)
("Экологическое право", 2025, N 4)Сегодня система государственных мер противодействия угрозам экологической безопасности, как указывает К.А. Чистяков, включает в себя "меры правового, организационного, экономического и иного характера, направленные на охрану окружающей среды и защиту прав, свобод и законных интересов человека в указанной сфере" <9>.