Угроза причинения вреда окружающей среде
Подборка наиболее важных документов по запросу Угроза причинения вреда окружающей среде (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Формы документов
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2025 год: Статья 77 "Обязанность полного возмещения вреда окружающей среде" Федерального закона "Об охране окружающей среды""Из системного анализа положений пункта 1 статьи 77 Закона об охране окружающей среды и из содержащихся в статье 1 Закона об охране окружающей среды определений следует, что сброс в водный объект сточных вод, концентрация вредных веществ в которых превышает предельно допустимые нормативы, оказывает негативное воздействие на экологическую систему водоема, влечет его загрязнение и создает угрозу причинения существенного вреда окружающей среде и здоровью людей."
Подборка судебных решений за 2025 год: Статья 1 "Основные понятия" Федерального закона "Об охране окружающей среды""Из системного анализа положений пункта 1 статьи 77 Закона об охране окружающей среды и из содержащихся в статье 1 Закона об охране окружающей среды определений следует, что сброс в водный объект сточных вод, концентрация вредных веществ в которых превышает предельно допустимые нормативы, оказывает негативное воздействие на экологическую систему водоема, влечет его загрязнение и создает угрозу причинения существенного вреда окружающей среде и здоровью людей."
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Самостоятельная утилизация отходов: угрозы окружающей среде как следствие правовой неопределенности
(Мисник Г.А.)
("Экологическое право", 2024, N 4)Статья посвящена исследованию правовых вопросов реализации норм, предусматривающих правила самостоятельной утилизации отходов с позиций разграничения правовых режимов деятельности в сфере утилизации отходов и переработки побочных продуктов производства. Существующая в законодательстве правовая неопределенность по вопросу о признаках побочных продуктов производства, неясность в вопросе о юридическом отличии названных объектов от вторичных ресурсов и отходов, подлежащих обязательной утилизации, порождают новые угрозы причинения вреда окружающей среде вследствие нарастающих негативных процессов, связанных с увеличением числа несанкционированных свалок. Автор предлагает конкретизировать понятие "продукты побочного производства" в целях совершенствования правового режима самостоятельной утилизации отходов.
(Мисник Г.А.)
("Экологическое право", 2024, N 4)Статья посвящена исследованию правовых вопросов реализации норм, предусматривающих правила самостоятельной утилизации отходов с позиций разграничения правовых режимов деятельности в сфере утилизации отходов и переработки побочных продуктов производства. Существующая в законодательстве правовая неопределенность по вопросу о признаках побочных продуктов производства, неясность в вопросе о юридическом отличии названных объектов от вторичных ресурсов и отходов, подлежащих обязательной утилизации, порождают новые угрозы причинения вреда окружающей среде вследствие нарастающих негативных процессов, связанных с увеличением числа несанкционированных свалок. Автор предлагает конкретизировать понятие "продукты побочного производства" в целях совершенствования правового режима самостоятельной утилизации отходов.
Ситуация: Каков порядок проведения муниципального земельного контроля в отношении граждан?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)наличие у уполномоченного органа сведений о причинении вреда (ущерба) или об угрозе причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям. При этом контрольные (надзорные) мероприятия, предусматривающие взаимодействие с контролируемым лицом, проводятся только в установленных случаях (в частности, при наличии достоверной информации о причинении или непосредственной угрозе причинения вреда (ущерба) окружающей среде, которые влекут соответствующее административное наказание, например, в случае использования земельного участка не по целевому назначению, невыполнения обязанностей по приведению земель в состояние, пригодное для использования по целевому назначению);
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)наличие у уполномоченного органа сведений о причинении вреда (ущерба) или об угрозе причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям. При этом контрольные (надзорные) мероприятия, предусматривающие взаимодействие с контролируемым лицом, проводятся только в установленных случаях (в частности, при наличии достоверной информации о причинении или непосредственной угрозе причинения вреда (ущерба) окружающей среде, которые влекут соответствующее административное наказание, например, в случае использования земельного участка не по целевому назначению, невыполнения обязанностей по приведению земель в состояние, пригодное для использования по целевому назначению);
Нормативные акты
"Кодекс торгового мореплавания Российской Федерации" от 30.04.1999 N 81-ФЗ
(ред. от 24.06.2025)6. Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по федеральному государственному экологическому контролю (надзору), указанный в подпункте 2 пункта 5 настоящей статьи, в срок не более десяти рабочих дней со дня поступления сообщения о затонувшем имуществе информирует капитана морского порта о наличии предусмотренных подпунктом 2 пункта 2 статьи 109 настоящего Кодекса оснований для обязательного удаления затонувшего имущества либо об отсутствии угрозы причинения вреда окружающей среде затонувшим имуществом.
(ред. от 24.06.2025)6. Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по федеральному государственному экологическому контролю (надзору), указанный в подпункте 2 пункта 5 настоящей статьи, в срок не более десяти рабочих дней со дня поступления сообщения о затонувшем имуществе информирует капитана морского порта о наличии предусмотренных подпунктом 2 пункта 2 статьи 109 настоящего Кодекса оснований для обязательного удаления затонувшего имущества либо об отсутствии угрозы причинения вреда окружающей среде затонувшим имуществом.
Федеральный закон от 31.07.2020 N 248-ФЗ
(ред. от 24.06.2025)
"О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации"3) о причинении вреда (ущерба) или непосредственной угрозе причинения вреда (ущерба) окружающей среде, которые влекут административное наказание за совершение административного правонарушения в области охраны окружающей среды, природопользования и обращения с животными, предусмотренного Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях;
(ред. от 24.06.2025)
"О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации"3) о причинении вреда (ущерба) или непосредственной угрозе причинения вреда (ущерба) окружающей среде, которые влекут административное наказание за совершение административного правонарушения в области охраны окружающей среды, природопользования и обращения с животными, предусмотренного Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях;
"Государство, общество и личность: пути преодоления вызовов и угроз в информационной сфере: монография"
(отв. ред. Л.К. Терещенко)
("Инфотропик Медиа", 2024)<569> К указанным последствиям относятся: возникновение угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, а также угрозы чрезвычайных ситуаций техногенного характера; человеческие жертвы или причинение тяжкого вреда здоровью граждан, причинение средней тяжести вреда здоровью двух и более граждан, причинение вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, возникновение чрезвычайных ситуаций техногенного характера, нанесение ущерба правам, законным интересам граждан, обороне страны и безопасности государства.
(отв. ред. Л.К. Терещенко)
("Инфотропик Медиа", 2024)<569> К указанным последствиям относятся: возникновение угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, а также угрозы чрезвычайных ситуаций техногенного характера; человеческие жертвы или причинение тяжкого вреда здоровью граждан, причинение средней тяжести вреда здоровью двух и более граждан, причинение вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, возникновение чрезвычайных ситуаций техногенного характера, нанесение ущерба правам, законным интересам граждан, обороне страны и безопасности государства.
"Административно-предупредительные меры в области безопасности дорожного движения: монография"
(Баканов К.С., Антонов С.Н., Исаев М.М.)
("ФКУ "НЦ БДД МВД России", 2023)Создание угрозы причинения существенного вреда здоровью человека или окружающей среде, подлежащее квалификации по ч. 1 ст. 247 УК РФ, означает возникновение такой ситуации, которая повлекла бы вредные последствия, если бы они не были предотвращены вовремя принятыми мерами или иными обстоятельствами, не зависящими от воли лица, нарушившего правила обращения с экологически опасными веществами и отходами <171>.
(Баканов К.С., Антонов С.Н., Исаев М.М.)
("ФКУ "НЦ БДД МВД России", 2023)Создание угрозы причинения существенного вреда здоровью человека или окружающей среде, подлежащее квалификации по ч. 1 ст. 247 УК РФ, означает возникновение такой ситуации, которая повлекла бы вредные последствия, если бы они не были предотвращены вовремя принятыми мерами или иными обстоятельствами, не зависящими от воли лица, нарушившего правила обращения с экологически опасными веществами и отходами <171>.
Статья: Соблюдение минимального ассортимента лекарственных средств
(Сухов А.Б.)
("Аптека: бухгалтерский учет и налогообложение", 2023, N 4)- возникновение угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, а также угрозы чрезвычайных ситуаций техногенного характера;
(Сухов А.Б.)
("Аптека: бухгалтерский учет и налогообложение", 2023, N 4)- возникновение угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, а также угрозы чрезвычайных ситуаций техногенного характера;
Статья: Анализ и синтез как парные методы научного познания (криминалистический аспект)
(Гарбуз Г.С.)
("Безопасность бизнеса", 2025, N 2)Так, по уголовному делу в отношении Л. о нарушении правил транспортировки химически опасных веществ, когда эти деяния создали угрозу причинения существенного вреда окружающей среде и повлекли ее загрязнение (ч. 2 ст. 247 УК РФ), следователем была назначена судебно-трасологическая экспертиза по цифровым фотоизображениям цистерны и отверстию, через которое произошла утечка перевозимого дизельного топлива в реку Ангара. Из заключения эксперта от 21 декабря 2020 г. следует, что эксперт сначала анализировал идентификационные признаки изучаемых объектов, выявил динамические следы скольжения со статическими следами утыкания в верхней части и разрывом металла в средней части повреждения цистерны, после этого синтезировал полученные данные и пришел к выводу, что повреждение могло образоваться в результате воздействия предмета, имеющего прочностные характеристики твердости не менее чем у твердости металла цистерны и прямоугольную или близкую по форме к прямоугольной рабочую часть шириной не менее 37 мм, предположив, что таковым мог быть зуб ковша погрузчика <15>.
(Гарбуз Г.С.)
("Безопасность бизнеса", 2025, N 2)Так, по уголовному делу в отношении Л. о нарушении правил транспортировки химически опасных веществ, когда эти деяния создали угрозу причинения существенного вреда окружающей среде и повлекли ее загрязнение (ч. 2 ст. 247 УК РФ), следователем была назначена судебно-трасологическая экспертиза по цифровым фотоизображениям цистерны и отверстию, через которое произошла утечка перевозимого дизельного топлива в реку Ангара. Из заключения эксперта от 21 декабря 2020 г. следует, что эксперт сначала анализировал идентификационные признаки изучаемых объектов, выявил динамические следы скольжения со статическими следами утыкания в верхней части и разрывом металла в средней части повреждения цистерны, после этого синтезировал полученные данные и пришел к выводу, что повреждение могло образоваться в результате воздействия предмета, имеющего прочностные характеристики твердости не менее чем у твердости металла цистерны и прямоугольную или близкую по форме к прямоугольной рабочую часть шириной не менее 37 мм, предположив, что таковым мог быть зуб ковша погрузчика <15>.
Статья: Презумпции в экологическом праве
(Волков Г.А.)
("Экологическое право", 2025, N 1)Ключевые слова: экологическое право, презумпции, экологическая опасность любой планируемой хозяйственной и иной деятельности, нормативы допустимого воздействия на окружающую среду, санитарно-защитные зоны, самовольная постройка, угроза жизни и здоровью граждан, угроза причинения вреда окружающей среде, угроза причинения вреда объектам культурного наследия.
(Волков Г.А.)
("Экологическое право", 2025, N 1)Ключевые слова: экологическое право, презумпции, экологическая опасность любой планируемой хозяйственной и иной деятельности, нормативы допустимого воздействия на окружающую среду, санитарно-защитные зоны, самовольная постройка, угроза жизни и здоровью граждан, угроза причинения вреда окружающей среде, угроза причинения вреда объектам культурного наследия.
"Квалификация экологических преступлений: учебное пособие"
(Питулько К.В., Коряковцев В.В.)
("КНОРУС", 2023)Далее, ч. 1 ст. 247 УК РФ в качестве последствия называет угрозу причинения существенного вреда здоровью человека или окружающей среде. В соотношении со ст. 246 УК РФ сразу же виден дисбаланс, поскольку в ней говорится о вреде здоровью человека, который, как известно, может быть легким, средней тяжести или тяжким. На вопрос, какой из этих видов является существенным, Пленум Верховного Суда РФ дал четкий ответ, указав, что это вред здоровью средней тяжести или тяжкий вред здоровью хотя бы одного лица. Номинально ст. 246 УК РФ характеризует деяние с большей степенью общественной опасности, поскольку ее максимальная санкция составляет пять лет лишения свободы, тогда как в ч. 1 ст. 247 УК РФ - только два. Кроме того, в ст. 246 УК РФ речь идет о реальном наступлении последствий, тогда как в ч. 1 ст. 247 УК РФ - только об угрозе их наступления. Аналогично относительно угрозы причинения существенного вреда окружающей среде Пленум Верховного Суда РФ привел характеристику, имеющуюся в диспозиции ст. 246 УК РФ, частично раскрыв ее содержание: в частности, упомянув об изменении радиоактивного фона до величин, представляющих опасность для здоровья или жизни человека. Оценку изменения радиоактивного фона применительно к ст. 246 УК РФ он не дал, а об угрозе жизни (а тем более о наступлении смерти человека как иного тяжкого последствия нарушения правил охраны окружающей среды) не высказался.
(Питулько К.В., Коряковцев В.В.)
("КНОРУС", 2023)Далее, ч. 1 ст. 247 УК РФ в качестве последствия называет угрозу причинения существенного вреда здоровью человека или окружающей среде. В соотношении со ст. 246 УК РФ сразу же виден дисбаланс, поскольку в ней говорится о вреде здоровью человека, который, как известно, может быть легким, средней тяжести или тяжким. На вопрос, какой из этих видов является существенным, Пленум Верховного Суда РФ дал четкий ответ, указав, что это вред здоровью средней тяжести или тяжкий вред здоровью хотя бы одного лица. Номинально ст. 246 УК РФ характеризует деяние с большей степенью общественной опасности, поскольку ее максимальная санкция составляет пять лет лишения свободы, тогда как в ч. 1 ст. 247 УК РФ - только два. Кроме того, в ст. 246 УК РФ речь идет о реальном наступлении последствий, тогда как в ч. 1 ст. 247 УК РФ - только об угрозе их наступления. Аналогично относительно угрозы причинения существенного вреда окружающей среде Пленум Верховного Суда РФ привел характеристику, имеющуюся в диспозиции ст. 246 УК РФ, частично раскрыв ее содержание: в частности, упомянув об изменении радиоактивного фона до величин, представляющих опасность для здоровья или жизни человека. Оценку изменения радиоактивного фона применительно к ст. 246 УК РФ он не дал, а об угрозе жизни (а тем более о наступлении смерти человека как иного тяжкого последствия нарушения правил охраны окружающей среды) не высказался.
Статья: Разные торговые наименования для соблюдения аптекой минимального ассортимента
(Сухов А.Б.)
("Аптека: бухгалтерский учет и налогообложение", 2023, N 6)- возникновение угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, а также угрозы чрезвычайных ситуаций техногенного характера;
(Сухов А.Б.)
("Аптека: бухгалтерский учет и налогообложение", 2023, N 6)- возникновение угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, а также угрозы чрезвычайных ситуаций техногенного характера;