Уголовная ответственность за нарушение антикоррупционного законодательства
Подборка наиболее важных документов по запросу Уголовная ответственность за нарушение антикоррупционного законодательства (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Коррупционные преступления
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Ответственность за совершение коррупционных преступлений
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Ответственность за совершение коррупционных преступлений
Статья: Виды коррупционных правонарушений
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Уголовная ответственность за коррупционные правонарушения
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Уголовная ответственность за коррупционные правонарушения
Нормативные акты
"Уголовный кодекс Российской Федерации" от 13.06.1996 N 63-ФЗ
(ред. от 17.11.2025)Статья 201. Злоупотребление полномочиями
(ред. от 17.11.2025)Статья 201. Злоупотребление полномочиями
Федеральный закон от 25.12.2008 N 273-ФЗ
(ред. от 28.12.2024)
"О противодействии коррупции"Статья 13. Ответственность физических лиц за коррупционные правонарушения
(ред. от 28.12.2024)
"О противодействии коррупции"Статья 13. Ответственность физических лиц за коррупционные правонарушения
Статья: Проблемы латентного соучастия в коррупционном преступлении
(Шаманский Д.А.)
("Российский судья", 2024, N 1)Комментируя данный пример, необходимо отметить, что привлечь гражданина К. к ответственности по ст. 285 УК РФ за нарушение требований или ограничений, установленных законом (отсутствие диплома о высшем профессиональном образовании, необходимого стажа работы, при наличии судимости и т.п.), вряд ли удастся, так как К. фактически не злоупотреблял должностными полномочиями. Более того, на сегодняшний день в административном и в уголовном законодательстве иная универсальная норма, предусматривающая ответственность за нарушение антикоррупционного законодательства РФ, отсутствует. Следует назвать бесспорным факт соучастия остальных в данном коррупционном деянии, но система противодействия и борьбы с подобным соучастием на сегодняшний день в стране не организованна именно потому, что антикоррупционное законодательство не охватывает все существующие формы коррупционной деятельности. Возбуждение дел или инициирование соответствующих служебных расследований в отношении должностных лиц (судей, министров, прокуроров), как правило, является весьма непростой задачей для правоприменителя. В этой связи правоприменитель вынужденно борется либо с мелкими коррупционными преступлениями, либо с мелкими чиновниками, которые их совершают <5>. Соответственно, иные формы коррупционной деятельности допускаются ввиду отсутствия адекватной ответственности за несущественные злоупотребления, которые, в свою очередь, остаются латентными. В этой связи в данных уголовной статистики все больше отражается низовая коррупция, а несущественные злоупотребления или злоупотребления высших должностных лиц, как правило, остаются в тени <6>. В сложившейся ситуации процесс привлечения к уголовной ответственности главного обвиняемого лица без раскрытия роли латентных соучастников является более доступным и удобным для правоприменителя.
(Шаманский Д.А.)
("Российский судья", 2024, N 1)Комментируя данный пример, необходимо отметить, что привлечь гражданина К. к ответственности по ст. 285 УК РФ за нарушение требований или ограничений, установленных законом (отсутствие диплома о высшем профессиональном образовании, необходимого стажа работы, при наличии судимости и т.п.), вряд ли удастся, так как К. фактически не злоупотреблял должностными полномочиями. Более того, на сегодняшний день в административном и в уголовном законодательстве иная универсальная норма, предусматривающая ответственность за нарушение антикоррупционного законодательства РФ, отсутствует. Следует назвать бесспорным факт соучастия остальных в данном коррупционном деянии, но система противодействия и борьбы с подобным соучастием на сегодняшний день в стране не организованна именно потому, что антикоррупционное законодательство не охватывает все существующие формы коррупционной деятельности. Возбуждение дел или инициирование соответствующих служебных расследований в отношении должностных лиц (судей, министров, прокуроров), как правило, является весьма непростой задачей для правоприменителя. В этой связи правоприменитель вынужденно борется либо с мелкими коррупционными преступлениями, либо с мелкими чиновниками, которые их совершают <5>. Соответственно, иные формы коррупционной деятельности допускаются ввиду отсутствия адекватной ответственности за несущественные злоупотребления, которые, в свою очередь, остаются латентными. В этой связи в данных уголовной статистики все больше отражается низовая коррупция, а несущественные злоупотребления или злоупотребления высших должностных лиц, как правило, остаются в тени <6>. В сложившейся ситуации процесс привлечения к уголовной ответственности главного обвиняемого лица без раскрытия роли латентных соучастников является более доступным и удобным для правоприменителя.