Удаление отходов
Подборка наиболее важных документов по запросу Удаление отходов (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Формы документов
Судебная практика
Позиции судов по спорным вопросам. Административная ответственность и проверки: Административная ответственность управляющей организации за нарушение правил содержания и ремонта жилых домов и (или) жилых помещений
(КонсультантПлюс, 2025)Для удаления бытовых отходов и мусора из жилых помещений жильцы дома используют контейнеры для отходов...
(КонсультантПлюс, 2025)Для удаления бытовых отходов и мусора из жилых помещений жильцы дома используют контейнеры для отходов...
Подборка судебных решений за 2023 год: Статья 1 "Основные понятия" Федерального закона "Об отходах производства и потребления""Термин "удаление" отходов производства и потребления используется законодателем только в пункте 1 статьи 1 Закона N 89-ФЗ для раскрытия понятия "отходы производства и потребления (далее - отходы)", под которыми понимаются вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Правовые проблемы определения понятия "отходы производства и потребления"
(Игнатьева И.А.)
("Экологическое право", 2018, N 1)Несмотря на применение специального термина "удаление", от раскрытия значения которого зависит теперь понимание правового понятия "отходы", в Законе об отходах он остался без определения и не используется в нем больше нигде. Определения сбора, накопления, транспортирования, обработки, утилизации, обезвреживания, размещения отходов <10> в ст. 1 Закона об отходах также не соотнесены с термином "удаление".
(Игнатьева И.А.)
("Экологическое право", 2018, N 1)Несмотря на применение специального термина "удаление", от раскрытия значения которого зависит теперь понимание правового понятия "отходы", в Законе об отходах он остался без определения и не используется в нем больше нигде. Определения сбора, накопления, транспортирования, обработки, утилизации, обезвреживания, размещения отходов <10> в ст. 1 Закона об отходах также не соотнесены с термином "удаление".
Нормативные акты
Федеральный закон от 24.06.1998 N 89-ФЗ
(ред. от 31.07.2025)
"Об отходах производства и потребления"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2025)отходы производства и потребления (далее - отходы) - вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с настоящим Федеральным законом. К отходам не относится донный грунт, используемый в порядке, определенном законодательством Российской Федерации, а также вскрышные и вмещающие горные породы, которые подлежат использованию в соответствии с Законом Российской Федерации от 21 февраля 1992 года N 2395-I "О недрах";
(ред. от 31.07.2025)
"Об отходах производства и потребления"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2025)отходы производства и потребления (далее - отходы) - вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с настоящим Федеральным законом. К отходам не относится донный грунт, используемый в порядке, определенном законодательством Российской Федерации, а также вскрышные и вмещающие горные породы, которые подлежат использованию в соответствии с Законом Российской Федерации от 21 февраля 1992 года N 2395-I "О недрах";
"НЦС 81-02-22-2025. Укрупненные нормативы цены строительства. Сборник N 22. Объекты использования атомной энергии"
(утв. Приказом Минстроя России от 15.04.2025 N 229/пр)РАЗДЕЛ 19. ЗДАНИЯ И СООРУЖЕНИЯ ДЛЯ ТОПЛИВОПОДАЧИ И УДАЛЕНИЯ ОТХОДОВ, ИСКЛЮЧАЯ ЯДЕРНОЕ ТОПЛИВО
(утв. Приказом Минстроя России от 15.04.2025 N 229/пр)РАЗДЕЛ 19. ЗДАНИЯ И СООРУЖЕНИЯ ДЛЯ ТОПЛИВОПОДАЧИ И УДАЛЕНИЯ ОТХОДОВ, ИСКЛЮЧАЯ ЯДЕРНОЕ ТОПЛИВО
"Квалификация экологических преступлений: учебное пособие"
(Питулько К.В., Коряковцев В.В.)
("КНОРУС", 2023)Статья 37 Закона "О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации" определяет захоронение отходов и других материалов как любое преднамеренное удаление отходов или других материалов с судов, летательных аппаратов, искусственных островов, установок и сооружений, а также любое преднамеренное уничтожение судов и иных плавучих средств, летательных аппаратов, искусственных островов, установок и сооружений.
(Питулько К.В., Коряковцев В.В.)
("КНОРУС", 2023)Статья 37 Закона "О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации" определяет захоронение отходов и других материалов как любое преднамеренное удаление отходов или других материалов с судов, летательных аппаратов, искусственных островов, установок и сооружений, а также любое преднамеренное уничтожение судов и иных плавучих средств, летательных аппаратов, искусственных островов, установок и сооружений.
Статья: Практика разрешения споров, связанных с водоснабжением и водоотведением
(Холминов А.А., Парфенова А.С.)
("Арбитражные споры", 2025, N 2)- среднесуточный объем сбрасываемых сточных вод с которых менее указанного в абзаце первом пункта 124 названных Правил (то есть менее 30 куб. м в сутки), используемых (в том числе фактически, без государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей и (или) без указания соответствующего вида экономической деятельности в учредительных документах юридического лица или Едином государственном реестре юридических лиц (далее - ЕГРЮЛ)) в целях осуществления деятельности гостиниц, предприятий общественного питания, полиграфической деятельности, деятельности по складированию и хранению, деятельности бань и душевых по предоставлению общегигиенических услуг, деятельности саун, деятельности сухопутного транспорта, розничной торговли моторным топливом в специализированных магазинах, предоставления услуг парикмахерскими и салонами красоты, производства пара и горячей воды (тепловой энергии), производства пищевых продуктов, производства стекла и изделий из стекла, производства строительных керамических материалов, производства керамических изделий, производства огнеупорных керамических товаров, производства стекловолокна, производства изделий из бетона, цемента и гипса, производства химических веществ и химических продуктов, производства кожи и изделий из кожи, производства одежды из кожи, обработки кож и шкур на бойнях, производства меховых изделий, производства электрических аккумуляторов и аккумуляторных батарей, гальванопокрытия, металлизации и тепловой обработки металла, производства лекарственных средств и материалов, применяемых в медицинских целях, производства резиновых и пластмассовых изделий, мойки транспортных средств, стирки или химической чистки текстильных и меховых изделий, сбора, обработки или утилизации отходов, обработки вторичного сырья, предоставления услуг в области ликвидации последствий загрязнений и прочих услуг, связанных с удалением отходов;
(Холминов А.А., Парфенова А.С.)
("Арбитражные споры", 2025, N 2)- среднесуточный объем сбрасываемых сточных вод с которых менее указанного в абзаце первом пункта 124 названных Правил (то есть менее 30 куб. м в сутки), используемых (в том числе фактически, без государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей и (или) без указания соответствующего вида экономической деятельности в учредительных документах юридического лица или Едином государственном реестре юридических лиц (далее - ЕГРЮЛ)) в целях осуществления деятельности гостиниц, предприятий общественного питания, полиграфической деятельности, деятельности по складированию и хранению, деятельности бань и душевых по предоставлению общегигиенических услуг, деятельности саун, деятельности сухопутного транспорта, розничной торговли моторным топливом в специализированных магазинах, предоставления услуг парикмахерскими и салонами красоты, производства пара и горячей воды (тепловой энергии), производства пищевых продуктов, производства стекла и изделий из стекла, производства строительных керамических материалов, производства керамических изделий, производства огнеупорных керамических товаров, производства стекловолокна, производства изделий из бетона, цемента и гипса, производства химических веществ и химических продуктов, производства кожи и изделий из кожи, производства одежды из кожи, обработки кож и шкур на бойнях, производства меховых изделий, производства электрических аккумуляторов и аккумуляторных батарей, гальванопокрытия, металлизации и тепловой обработки металла, производства лекарственных средств и материалов, применяемых в медицинских целях, производства резиновых и пластмассовых изделий, мойки транспортных средств, стирки или химической чистки текстильных и меховых изделий, сбора, обработки или утилизации отходов, обработки вторичного сырья, предоставления услуг в области ликвидации последствий загрязнений и прочих услуг, связанных с удалением отходов;
"Государство, общество и личность: пути преодоления вызовов и угроз в информационной сфере: монография"
(отв. ред. Л.К. Терещенко)
("Инфотропик Медиа", 2024)Закон Германии о федеральном управлении по информационной безопасности от 14 августа 2009 г. к секторам критической информационной инфраструктуры относит следующие сферы: энергетику, информационные технологии и телекоммуникации, транспорт и трафик, здравоохранение, средства массовой информации и культуру, водоснабжение, питание, финансы и страхование, государство и федеральную администрацию, а также удаление бытовых отходов <120>. Все эти сферы имеют большое значение для функционирования общества, поскольку их отказ или ухудшение состояния может привести к значительным перебоям в снабжении или угрозе общественной безопасности. В Постановлении об определении критических инфраструктур в соответствии с вышеназванным законом (BSI-Kritis Ordinance - BSI-KritisV) <121> устанавливается, какие объекты, системы или их части считаются критическими инфраструктурами, а также закрепляются пороговые значения, при достижении которых субъектом критической информационной инфраструктуры должны выполняться требования к отчетности и проверкам, установленные законом. Кроме того, Федеральному ведомству по информационной безопасности (BSI) предоставлено право проверять ИТ-продукты на предмет их безопасности для выполнения своих задач, а также анализировать интерфейсы и порядок регистрации данных в сетях федеральной администрации.
(отв. ред. Л.К. Терещенко)
("Инфотропик Медиа", 2024)Закон Германии о федеральном управлении по информационной безопасности от 14 августа 2009 г. к секторам критической информационной инфраструктуры относит следующие сферы: энергетику, информационные технологии и телекоммуникации, транспорт и трафик, здравоохранение, средства массовой информации и культуру, водоснабжение, питание, финансы и страхование, государство и федеральную администрацию, а также удаление бытовых отходов <120>. Все эти сферы имеют большое значение для функционирования общества, поскольку их отказ или ухудшение состояния может привести к значительным перебоям в снабжении или угрозе общественной безопасности. В Постановлении об определении критических инфраструктур в соответствии с вышеназванным законом (BSI-Kritis Ordinance - BSI-KritisV) <121> устанавливается, какие объекты, системы или их части считаются критическими инфраструктурами, а также закрепляются пороговые значения, при достижении которых субъектом критической информационной инфраструктуры должны выполняться требования к отчетности и проверкам, установленные законом. Кроме того, Федеральному ведомству по информационной безопасности (BSI) предоставлено право проверять ИТ-продукты на предмет их безопасности для выполнения своих задач, а также анализировать интерфейсы и порядок регистрации данных в сетях федеральной администрации.
Статья: Проблемы совершенствования законодательства об отходах: расширенная ответственность производителя
(Брославский Л.И.)
("Экологическое право", 2024, N 6)В понятии "обращение с отходами" выпал один из видов деятельности в этой сфере - удаление, о котором говорится в ее ч. 1. Следовало бы определить в этой статье понятие "удаление отходов". Не совсем удачным представляется само понятие "обращение с отходами". Это одна из сфер хозяйственной деятельности. Не лучше ли сформулировать его как понятие "управление отходами", подчеркнув тем самым, что это целенаправленная хозяйственная деятельность?
(Брославский Л.И.)
("Экологическое право", 2024, N 6)В понятии "обращение с отходами" выпал один из видов деятельности в этой сфере - удаление, о котором говорится в ее ч. 1. Следовало бы определить в этой статье понятие "удаление отходов". Не совсем удачным представляется само понятие "обращение с отходами". Это одна из сфер хозяйственной деятельности. Не лучше ли сформулировать его как понятие "управление отходами", подчеркнув тем самым, что это целенаправленная хозяйственная деятельность?
Готовое решение: Как оказываются услуги по вывозу мусора и каким требованиям они должны соответствовать
(КонсультантПлюс, 2025)При этом под понятием "бестарный метод" понимают удаление по графикам твердых коммунальных отходов в таре собственника (мешок, пакет, ведро) непосредственно в транспорт, предназначенный для транспортирования, без накопления твердых коммунальных отходов на контейнерных площадках и вне их (Письмо Роспотребнадзора от 09.03.2022 N 09-4906-2022-40).
(КонсультантПлюс, 2025)При этом под понятием "бестарный метод" понимают удаление по графикам твердых коммунальных отходов в таре собственника (мешок, пакет, ведро) непосредственно в транспорт, предназначенный для транспортирования, без накопления твердых коммунальных отходов на контейнерных площадках и вне их (Письмо Роспотребнадзора от 09.03.2022 N 09-4906-2022-40).
"Бюджетное право: учебное пособие для магистратуры"
(4-е издание, пересмотренное)
(Болтинова О.В.)
("НОРМА", "ИНФРА-М", 2023)сбор, удаление отходов и очистка сточных вод;
(4-е издание, пересмотренное)
(Болтинова О.В.)
("НОРМА", "ИНФРА-М", 2023)сбор, удаление отходов и очистка сточных вод;
Путеводитель по судебной практике: Возмездное оказание услуг.
Является ли существенным условием договора возмездного оказания услуг срок их оказания
(КонсультантПлюс, 2025)"...Ссылаясь на задолженность предпринимателя за оказанные услуги по удалению отходов в период с октября 2009 года по январь 2010 года, компания обратилась в арбитражный суд с настоящим иском.
Является ли существенным условием договора возмездного оказания услуг срок их оказания
(КонсультантПлюс, 2025)"...Ссылаясь на задолженность предпринимателя за оказанные услуги по удалению отходов в период с октября 2009 года по январь 2010 года, компания обратилась в арбитражный суд с настоящим иском.