Учредитель муниципального предприятия
Подборка наиболее важных документов по запросу Учредитель муниципального предприятия (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Позиции судов по спорным вопросам. Корпоративное право: Преимущественное право покупки доли в ООО
(КонсультантПлюс, 2025)...истец полагает, что директор МУП... в нарушение п. 15 ч. 1 ст. 20 Федерального закона... "О государственных и муниципальных предприятиях"... будучи представителем учредителя в высшем органе управления от имени учредителя, предоставил в ООО... нотариально заверенное заявление... об отказе от использования преимущественного права покупки, не истребовав согласия собственника предприятия о намерении воспользоваться преимущественным правом. Нарушение директором МУП требований ч. 1, 2 ст. 22 ФЗ N 161 повлекло продажу доли третьему лицу и, как следствие, возникновение неблагоприятных последствий для МУП и истца как собственника имущества.
(КонсультантПлюс, 2025)...истец полагает, что директор МУП... в нарушение п. 15 ч. 1 ст. 20 Федерального закона... "О государственных и муниципальных предприятиях"... будучи представителем учредителя в высшем органе управления от имени учредителя, предоставил в ООО... нотариально заверенное заявление... об отказе от использования преимущественного права покупки, не истребовав согласия собственника предприятия о намерении воспользоваться преимущественным правом. Нарушение директором МУП требований ч. 1, 2 ст. 22 ФЗ N 161 повлекло продажу доли третьему лицу и, как следствие, возникновение неблагоприятных последствий для МУП и истца как собственника имущества.
Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 51 "Владение, пользование и распоряжение муниципальным имуществом" Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации""Из положений части 4 статьи 51 Федерального закона N 131-ФЗ следует, что муниципальные образования могут создавать муниципальные предприятия и учреждения, участвовать в создании хозяйственных обществ, в том числе межмуниципальных, необходимых для осуществления полномочий по решению вопросов местного значения. Функции и полномочия учредителя в отношении муниципальных предприятий и учреждений осуществляют уполномоченные органы местного самоуправления.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Вопрос: О фактических затратах в имущество, получаемое организацией безвозмездно от учредителей, в том числе при передаче государственного (муниципального) имущества унитарному предприятию, в целях бухучета.
(Письмо Минфина России от 11.10.2023 N 07-01-10/96509)Вопрос: О фактических затратах в имущество, получаемое организацией безвозмездно от учредителей, в том числе при передаче государственного (муниципального) имущества унитарному предприятию, в целях бухучета.
(Письмо Минфина России от 11.10.2023 N 07-01-10/96509)Вопрос: О фактических затратах в имущество, получаемое организацией безвозмездно от учредителей, в том числе при передаче государственного (муниципального) имущества унитарному предприятию, в целях бухучета.
Готовое решение: Как заполнить заявление о внесении изменений в сведения о юридическом лице по форме N Р13014
(КонсультантПлюс, 2025)Обратите внимание: листы В, Г, Д, Е, Ж заполняются в отношении участника хозяйственного товарищества, ООО, хозяйственного партнерства, единственного акционера АО, участника (члена) крестьянского (фермерского) хозяйства, производственного кооператива, жилищного накопительного кооператива, учредителя государственного или муниципального унитарного предприятия, учреждения, госкорпорации, публично-правовой компании, общественной организации, общественного движения, ассоциации (союза), нотариальной палаты, адвокатской палаты, адвокатского образования, являющегося юрлицом, казачьего общества, внесенного в госреестр казачьих обществ в РФ, общины коренных малочисленных народов РФ, общественно полезного фонда, личного фонда, автономной некоммерческой организации, религиозной организации (п. 93 Требований к оформлению документов, представляемых в регистрирующий орган).
(КонсультантПлюс, 2025)Обратите внимание: листы В, Г, Д, Е, Ж заполняются в отношении участника хозяйственного товарищества, ООО, хозяйственного партнерства, единственного акционера АО, участника (члена) крестьянского (фермерского) хозяйства, производственного кооператива, жилищного накопительного кооператива, учредителя государственного или муниципального унитарного предприятия, учреждения, госкорпорации, публично-правовой компании, общественной организации, общественного движения, ассоциации (союза), нотариальной палаты, адвокатской палаты, адвокатского образования, являющегося юрлицом, казачьего общества, внесенного в госреестр казачьих обществ в РФ, общины коренных малочисленных народов РФ, общественно полезного фонда, личного фонда, автономной некоммерческой организации, религиозной организации (п. 93 Требований к оформлению документов, представляемых в регистрирующий орган).
Нормативные акты
Федеральный закон от 14.11.2002 N 161-ФЗ
(ред. от 23.05.2025)
"О государственных и муниципальных унитарных предприятиях"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.06.2025)1.1. Органы публичной власти федеральной территории осуществляют функции и полномочия учредителя государственных, муниципальных унитарных предприятий от имени Российской Федерации или от имени федеральной территории с учетом положений федерального закона о федеральной территории.
(ред. от 23.05.2025)
"О государственных и муниципальных унитарных предприятиях"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.06.2025)1.1. Органы публичной власти федеральной территории осуществляют функции и полномочия учредителя государственных, муниципальных унитарных предприятий от имени Российской Федерации или от имени федеральной территории с учетом положений федерального закона о федеральной территории.
Федеральный закон от 20.03.2025 N 33-ФЗ
"Об общих принципах организации местного самоуправления в единой системе публичной власти"5. Муниципальные образования могут создавать муниципальные предприятия и учреждения, участвовать в создании хозяйственных обществ, в том числе межмуниципальных, необходимых для осуществления полномочий по решению вопросов непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения. Функции и полномочия учредителя в отношении муниципальных предприятий и учреждений осуществляют уполномоченные органы местного самоуправления.
"Об общих принципах организации местного самоуправления в единой системе публичной власти"5. Муниципальные образования могут создавать муниципальные предприятия и учреждения, участвовать в создании хозяйственных обществ, в том числе межмуниципальных, необходимых для осуществления полномочий по решению вопросов непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения. Функции и полномочия учредителя в отношении муниципальных предприятий и учреждений осуществляют уполномоченные органы местного самоуправления.
Статья: Правовая природа субсидий, предоставляемых органами местного самоуправления муниципальным предприятиям на ремонт и содержание имущества
(Полякова Н.Г.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2024, N 11)Так, в основе правовой природы субсидий муниципальным предприятиям лежит установленная ст. 210 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) обязанность собственника имущества нести бремя его содержания. В отношении имущества муниципального предприятия собственником выступает муниципальное образование, от имени которого права собственника осуществляют органы местного самоуправления (ч. 2 ст. 113 ГК РФ <9>, ч. 1 ст. 2 Федерального закона от 14 ноября 2002 г. N 161-ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях" <10>). Как указал КС РФ в Постановлении от 4 июля 2024 г. N 35-П, "именно собственник, которым в отношении имущества муниципального унитарного предприятия остается его учредитель по общему правилу несет бремя содержания принадлежащего ему имущества". Поскольку БК РФ не предусмотрены специальные формы расходования бюджетных средств, направленные на текущее финансирование содержания и ремонта имущества, закрепленного за унитарными предприятиями, органы местного самоуправления могут использовать такой инструмент софинансирования, как субсидии из местных бюджетов. Как указывает Е.В. Абызова, если говорить о схемах финансирования унитарных предприятий, то "в настоящий момент они почти одинаковы - в основной деятельности возмещение расходов происходит за счет средств субсидий" <11>. Таким образом, указанный тип субсидии, по сути, представляет собой форму финансирования, которое осуществляется собственником муниципального имущества.
(Полякова Н.Г.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2024, N 11)Так, в основе правовой природы субсидий муниципальным предприятиям лежит установленная ст. 210 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) обязанность собственника имущества нести бремя его содержания. В отношении имущества муниципального предприятия собственником выступает муниципальное образование, от имени которого права собственника осуществляют органы местного самоуправления (ч. 2 ст. 113 ГК РФ <9>, ч. 1 ст. 2 Федерального закона от 14 ноября 2002 г. N 161-ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях" <10>). Как указал КС РФ в Постановлении от 4 июля 2024 г. N 35-П, "именно собственник, которым в отношении имущества муниципального унитарного предприятия остается его учредитель по общему правилу несет бремя содержания принадлежащего ему имущества". Поскольку БК РФ не предусмотрены специальные формы расходования бюджетных средств, направленные на текущее финансирование содержания и ремонта имущества, закрепленного за унитарными предприятиями, органы местного самоуправления могут использовать такой инструмент софинансирования, как субсидии из местных бюджетов. Как указывает Е.В. Абызова, если говорить о схемах финансирования унитарных предприятий, то "в настоящий момент они почти одинаковы - в основной деятельности возмещение расходов происходит за счет средств субсидий" <11>. Таким образом, указанный тип субсидии, по сути, представляет собой форму финансирования, которое осуществляется собственником муниципального имущества.
"Корпоративное право современной России: монография"
(3-е издание, переработанное и дополненное)
(Андреев В.К., Лаптев В.А.)
("Проспект", 2023)В обновленном определении юридического лица нет указания на характер обособления, на оформление его в бухгалтерском балансе или смете. В п. 1 ст. 48 предусмотрено, что организация, имеющая обособленное имущество, может от своего имени приобретать гражданские права и нести гражданские обязанности. Возникает вопрос: а как эти права и обязанности соотносятся с вещными правами учредителей государственных и муниципальных предприятий и учреждений, а также с корпоративными правами участников корпоративных организаций (п. 3 ст. 48 ГК РФ)? Вещные права учредителей, как и корпоративные права участников, не являются гражданскими правами и гражданскими обязанностями самого юридического лица. Однако наличие корпоративных прав и обязанностей участников корпораций влияет на характеристику юридического лица данного типа настолько, что можно говорить о корпоративной организации не только как об участнике гражданского оборота, но и как о субъекте корпоративных отношений, что прямо основывается на положениях п. 1 ст. 2 ГК РФ. Значит, корпорация - самостоятельный субъект корпоративного права, правовое положение, права и обязанности участников корпорации регулируются ГК РФ и корпоративным законодательством, другими источниками корпоративного права.
(3-е издание, переработанное и дополненное)
(Андреев В.К., Лаптев В.А.)
("Проспект", 2023)В обновленном определении юридического лица нет указания на характер обособления, на оформление его в бухгалтерском балансе или смете. В п. 1 ст. 48 предусмотрено, что организация, имеющая обособленное имущество, может от своего имени приобретать гражданские права и нести гражданские обязанности. Возникает вопрос: а как эти права и обязанности соотносятся с вещными правами учредителей государственных и муниципальных предприятий и учреждений, а также с корпоративными правами участников корпоративных организаций (п. 3 ст. 48 ГК РФ)? Вещные права учредителей, как и корпоративные права участников, не являются гражданскими правами и гражданскими обязанностями самого юридического лица. Однако наличие корпоративных прав и обязанностей участников корпораций влияет на характеристику юридического лица данного типа настолько, что можно говорить о корпоративной организации не только как об участнике гражданского оборота, но и как о субъекте корпоративных отношений, что прямо основывается на положениях п. 1 ст. 2 ГК РФ. Значит, корпорация - самостоятельный субъект корпоративного права, правовое положение, права и обязанности участников корпорации регулируются ГК РФ и корпоративным законодательством, другими источниками корпоративного права.
"Комментарий к отдельным положениям Уголовного кодекса Российской Федерации в решениях Верховного Суда РФ и Конституционного Суда РФ"
(постатейный)
(Хромов Е.В.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2023)В действиях директора муниципального коммерческого предприятия, использовавшего неоприходованные средства, полученные за сдачу в аренду магазинов и земель, суд обоснованно признал состав преступления, предусмотренный ч. 1 ст. 201 УК РФ. Присвоение как форма хищения представляет собой действия виновного по изъятию вверенных ему товарно-материальных ценностей и обращению их в свою пользу, суд пришел к правильному выводу об отсутствии в содеянном Вахрушевой состава данного преступления, поскольку она присваивала не деньги, вверенные ей учредителями муниципального коммерческого предприятия, а денежные суммы, полученные от арендаторов (не являющихся работниками данного предприятия) и не поступавшие в кассу предприятия, т.е. не находившиеся в его собственности <663>.
(постатейный)
(Хромов Е.В.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2023)В действиях директора муниципального коммерческого предприятия, использовавшего неоприходованные средства, полученные за сдачу в аренду магазинов и земель, суд обоснованно признал состав преступления, предусмотренный ч. 1 ст. 201 УК РФ. Присвоение как форма хищения представляет собой действия виновного по изъятию вверенных ему товарно-материальных ценностей и обращению их в свою пользу, суд пришел к правильному выводу об отсутствии в содеянном Вахрушевой состава данного преступления, поскольку она присваивала не деньги, вверенные ей учредителями муниципального коммерческого предприятия, а денежные суммы, полученные от арендаторов (не являющихся работниками данного предприятия) и не поступавшие в кассу предприятия, т.е. не находившиеся в его собственности <663>.
Статья: Муниципальные унитарные предприятия: ликвидировать нельзя сохранить (с учетом Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 4 июля 2024 г. N 35-П)
(Баженова О.И.)
("Местное право", 2024, N 5)В своей отправной точке КС РФ исходит из того, что унитарные предприятия являются коммерческими организациями, т.е. функционируют на основе получаемой от использования имущества, которым они наделены учредителем (публично-правовым образованием), прибыли. В то же время, как подчеркивает Суд, "это не исключает и возникновения таких ситуаций, когда публичному образованию необходимо осуществить финансирование деятельности унитарного предприятия по содержанию закрепленного за ним публичного имущества... Именно собственник, которым в отношении имущества муниципального унитарного предприятия остается его учредитель, по общему правилу, несет бремя содержания принадлежащего ему имущества (ст. 210 ГК РФ)".
(Баженова О.И.)
("Местное право", 2024, N 5)В своей отправной точке КС РФ исходит из того, что унитарные предприятия являются коммерческими организациями, т.е. функционируют на основе получаемой от использования имущества, которым они наделены учредителем (публично-правовым образованием), прибыли. В то же время, как подчеркивает Суд, "это не исключает и возникновения таких ситуаций, когда публичному образованию необходимо осуществить финансирование деятельности унитарного предприятия по содержанию закрепленного за ним публичного имущества... Именно собственник, которым в отношении имущества муниципального унитарного предприятия остается его учредитель, по общему правилу, несет бремя содержания принадлежащего ему имущества (ст. 210 ГК РФ)".
Статья: Может ли бухгалтер одновременно работать официально и по совместительству?
("Практическая бухгалтерия", 2023, N 11)Совместителем при этом не могут быть сотрудники, которые по основному месту работы занимают должность руководителя унитарных (муниципальных) предприятий или же являются единственными учредителями/акционерами ООО/АО.
("Практическая бухгалтерия", 2023, N 11)Совместителем при этом не могут быть сотрудники, которые по основному месту работы занимают должность руководителя унитарных (муниципальных) предприятий или же являются единственными учредителями/акционерами ООО/АО.
Статья: Вопросы судебной практики рассмотрения споров о привлечении к субсидиарной ответственности контролирующих должника лиц в рамках дел о несостоятельности (банкротстве)
(Корюкаева Т.Г., Петряшова А.А.)
("Арбитражные споры", 2024, N 3)На следующий день после изъятия имущества у должника оно было передано на праве хозяйственного ведения муниципальному предприятию "Горводоканал", учредителем которого также является администрация.
(Корюкаева Т.Г., Петряшова А.А.)
("Арбитражные споры", 2024, N 3)На следующий день после изъятия имущества у должника оно было передано на праве хозяйственного ведения муниципальному предприятию "Горводоканал", учредителем которого также является администрация.