Учителя и ученики: права и обязанности



Подборка наиболее важных документов по запросу Учителя и ученики: права и обязанности (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).

Судебная практика

Определение Третьего кассационного суда общей юрисдикции от 03.04.2024 N 88-6634/2024 (УИД 10RS0015-01-2023-000456-29)
Категория спора: Причинение вреда жизни и здоровью.
Требования потерпевшего: О взыскании компенсации морального вреда.
Обстоятельства: Истец ссылался на то, что причиной нравственных страданий несовершеннолетнего явилось нанесение ему ответчиком удара.
Решение: Удовлетворено в части.
При разрешении доводов кассационной жалобы о наличии оснований для взыскания компенсации морального вреда в большем размере, ссылки на обязанность учителя в случае нарушения обучающимся дисциплины на уроке предпринять меры, не затрагивающие честь, достоинство и личную неприкосновенность, направленных исключительно на оспаривание приведенных выше выводов суда по существу спора, учитывается, что по смыслу части третьей статьи 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд кассационной инстанции, в силу своей компетенции, при рассмотрении жалобы должен исходить из признанных установленными судом первой и второй инстанций фактических обстоятельств, проверяя лишь правильность применения и толкования норм материального и процессуального права судами первой и второй инстанций, тогда как правом переоценки доказательств он не наделен.
показать больше документов

Статьи, комментарии, ответы на вопросы

Статья: Организационно-правовые аспекты реализации права на получение образования несовершеннолетними осужденными
(Павлова Л.В., Соколова Е.А.)
("Уголовно-исполнительная система: право, экономика, управление", 2021, N 3)
Подготовительный уровень включает в себя: изучение степени подготовленности к овладению образовательных программ с целью выявления пробелов в знаниях, а также сформированности навыков обучения; организацию подготовительных курсов и индивидуальных консультаций, в том числе и консультации психологов по повышению мотивации к обучению. Администрации исправительных учреждений следует ознакомить несовершеннолетних осужденных с условиями обучения, правами и обязанностями. Рассказать о требованиях, предъявляемых к обучающимся, и какие льготы предусмотрены для успевающих учеников.
показать больше документов

Нормативные акты

"Обобщение практики и правовых позиций международных договорных и внедоговорных органов, действующих в сфере защиты прав и свобод человека, по вопросам защиты права лица на жизнь"
(утв. Управлением систематизации законодательства и анализа судебной практики Верховного Суда РФ)
Следует упомянуть [постановление] Европейского [С]уда по правам человека в деле "Осман против Соединенного Королевства", которое касалось исков против британской полиции за непринятие надлежащих мер в связи с информацией о том, что местный школьный учитель собирался причинить вред одному из своих учеников и семье этого ученика. Европейский [С]уд по правам человека истолковал защиту права на жизнь как возлагающую на государственные органы обязанность "принимать надлежащие меры для защиты жизни лиц, находящихся под их юрисдикцией", и "принимать превентивные оперативные меры для защиты лица, чья жизнь находится под угрозой вследствие преступных действий другого лица".... В случае наличия утверждения о том, что власти нарушили свое позитивное обязательство по защите права на жизнь в контексте своей вышеупомянутой обязанности по предупреждению и пресечению преступлений против личности... должно быть неопровержимо установлено, что власти знали или должны были знать в то время о существовании реальной и непосредственной угрозы жизни определенного лица или определенных лиц вследствие преступных действий третьей стороны и что они не приняли мер в пределах своих полномочий, которые согласно разумному суждению могли бы позволить избежать этой угрозы. Для предъявления государственным органам иска за несоблюдение этой обязанности "заявителю достаточно продемонстрировать, что органы не сделали всего, что можно было бы разумно от них ожидать, во избежание реальной и непосредственной угрозы жизни, о которой они знали или должны были знать". "На этот вопрос можно ответить только в свете всех обстоятельств каждого конкретного дела" (пункт 36 Доклада Специального докладчика по вопросу о внесудебных казнях, казнях без надлежащего судебного разбирательства или произвольных казнях. Размещен 4 октября 2019 года. A/HRC/41/36).
<Письмо> Минпросвещения России N ВБ-1107/08, Профсоюза работников народного образования и науки РФ N 235 от 22.05.2020
<О направлении разъяснений>
(вместе с "Разъяснениями по предоставлению педагогическим работникам, реализующим образовательные программы начального общего, основного общего, среднего общего образования, образовательные программы среднего профессионального образования и дополнительные общеобразовательные программы с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий, ежегодных основных удлиненных оплачиваемых отпусков (ежегодных основных оплачиваемых отпусков) и ежегодных дополнительных оплачиваемых отпусков, учету рабочего времени и оплате труда")
К другой части педагогической работы учителя, выполнение которой увеличивает рабочее время учителя, но не всегда связано с ежедневным, еженедельным его увеличением, относится:
показать больше документов