Учителя и ученики: права и обязанности
Подборка наиболее важных документов по запросу Учителя и ученики: права и обязанности (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Определение Третьего кассационного суда общей юрисдикции от 03.04.2024 N 88-6634/2024 (УИД 10RS0015-01-2023-000456-29)
Категория спора: Причинение вреда жизни и здоровью.
Требования потерпевшего: О взыскании компенсации морального вреда.
Обстоятельства: Истец ссылался на то, что причиной нравственных страданий несовершеннолетнего явилось нанесение ему ответчиком удара.
Решение: Удовлетворено в части.При разрешении доводов кассационной жалобы о наличии оснований для взыскания компенсации морального вреда в большем размере, ссылки на обязанность учителя в случае нарушения обучающимся дисциплины на уроке предпринять меры, не затрагивающие честь, достоинство и личную неприкосновенность, направленных исключительно на оспаривание приведенных выше выводов суда по существу спора, учитывается, что по смыслу части третьей статьи 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд кассационной инстанции, в силу своей компетенции, при рассмотрении жалобы должен исходить из признанных установленными судом первой и второй инстанций фактических обстоятельств, проверяя лишь правильность применения и толкования норм материального и процессуального права судами первой и второй инстанций, тогда как правом переоценки доказательств он не наделен.
Категория спора: Причинение вреда жизни и здоровью.
Требования потерпевшего: О взыскании компенсации морального вреда.
Обстоятельства: Истец ссылался на то, что причиной нравственных страданий несовершеннолетнего явилось нанесение ему ответчиком удара.
Решение: Удовлетворено в части.При разрешении доводов кассационной жалобы о наличии оснований для взыскания компенсации морального вреда в большем размере, ссылки на обязанность учителя в случае нарушения обучающимся дисциплины на уроке предпринять меры, не затрагивающие честь, достоинство и личную неприкосновенность, направленных исключительно на оспаривание приведенных выше выводов суда по существу спора, учитывается, что по смыслу части третьей статьи 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд кассационной инстанции, в силу своей компетенции, при рассмотрении жалобы должен исходить из признанных установленными судом первой и второй инстанций фактических обстоятельств, проверяя лишь правильность применения и толкования норм материального и процессуального права судами первой и второй инстанций, тогда как правом переоценки доказательств он не наделен.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
"Учителя и ученики: права и обязанности"
(выпуск 15)
(Духанина Л.Н.)
("Редакция "Российской газеты", 2019)УЧИТЕЛЯ И УЧЕНИКИ: ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ
(выпуск 15)
(Духанина Л.Н.)
("Редакция "Российской газеты", 2019)УЧИТЕЛЯ И УЧЕНИКИ: ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ
Статья: Организационно-правовые аспекты реализации права на получение образования несовершеннолетними осужденными
(Павлова Л.В., Соколова Е.А.)
("Уголовно-исполнительная система: право, экономика, управление", 2021, N 3)Подготовительный уровень включает в себя: изучение степени подготовленности к овладению образовательных программ с целью выявления пробелов в знаниях, а также сформированности навыков обучения; организацию подготовительных курсов и индивидуальных консультаций, в том числе и консультации психологов по повышению мотивации к обучению. Администрации исправительных учреждений следует ознакомить несовершеннолетних осужденных с условиями обучения, правами и обязанностями. Рассказать о требованиях, предъявляемых к обучающимся, и какие льготы предусмотрены для успевающих учеников.
(Павлова Л.В., Соколова Е.А.)
("Уголовно-исполнительная система: право, экономика, управление", 2021, N 3)Подготовительный уровень включает в себя: изучение степени подготовленности к овладению образовательных программ с целью выявления пробелов в знаниях, а также сформированности навыков обучения; организацию подготовительных курсов и индивидуальных консультаций, в том числе и консультации психологов по повышению мотивации к обучению. Администрации исправительных учреждений следует ознакомить несовершеннолетних осужденных с условиями обучения, правами и обязанностями. Рассказать о требованиях, предъявляемых к обучающимся, и какие льготы предусмотрены для успевающих учеников.
Нормативные акты
"Обобщение практики и правовых позиций международных договорных и внедоговорных органов, действующих в сфере защиты прав и свобод человека, по вопросам защиты права лица на жизнь"
(утв. Управлением систематизации законодательства и анализа судебной практики Верховного Суда РФ)Следует упомянуть [постановление] Европейского [С]уда по правам человека в деле "Осман против Соединенного Королевства", которое касалось исков против британской полиции за непринятие надлежащих мер в связи с информацией о том, что местный школьный учитель собирался причинить вред одному из своих учеников и семье этого ученика. Европейский [С]уд по правам человека истолковал защиту права на жизнь как возлагающую на государственные органы обязанность "принимать надлежащие меры для защиты жизни лиц, находящихся под их юрисдикцией", и "принимать превентивные оперативные меры для защиты лица, чья жизнь находится под угрозой вследствие преступных действий другого лица".... В случае наличия утверждения о том, что власти нарушили свое позитивное обязательство по защите права на жизнь в контексте своей вышеупомянутой обязанности по предупреждению и пресечению преступлений против личности... должно быть неопровержимо установлено, что власти знали или должны были знать в то время о существовании реальной и непосредственной угрозы жизни определенного лица или определенных лиц вследствие преступных действий третьей стороны и что они не приняли мер в пределах своих полномочий, которые согласно разумному суждению могли бы позволить избежать этой угрозы. Для предъявления государственным органам иска за несоблюдение этой обязанности "заявителю достаточно продемонстрировать, что органы не сделали всего, что можно было бы разумно от них ожидать, во избежание реальной и непосредственной угрозы жизни, о которой они знали или должны были знать". "На этот вопрос можно ответить только в свете всех обстоятельств каждого конкретного дела" (пункт 36 Доклада Специального докладчика по вопросу о внесудебных казнях, казнях без надлежащего судебного разбирательства или произвольных казнях. Размещен 4 октября 2019 года. A/HRC/41/36).
(утв. Управлением систематизации законодательства и анализа судебной практики Верховного Суда РФ)Следует упомянуть [постановление] Европейского [С]уда по правам человека в деле "Осман против Соединенного Королевства", которое касалось исков против британской полиции за непринятие надлежащих мер в связи с информацией о том, что местный школьный учитель собирался причинить вред одному из своих учеников и семье этого ученика. Европейский [С]уд по правам человека истолковал защиту права на жизнь как возлагающую на государственные органы обязанность "принимать надлежащие меры для защиты жизни лиц, находящихся под их юрисдикцией", и "принимать превентивные оперативные меры для защиты лица, чья жизнь находится под угрозой вследствие преступных действий другого лица".... В случае наличия утверждения о том, что власти нарушили свое позитивное обязательство по защите права на жизнь в контексте своей вышеупомянутой обязанности по предупреждению и пресечению преступлений против личности... должно быть неопровержимо установлено, что власти знали или должны были знать в то время о существовании реальной и непосредственной угрозы жизни определенного лица или определенных лиц вследствие преступных действий третьей стороны и что они не приняли мер в пределах своих полномочий, которые согласно разумному суждению могли бы позволить избежать этой угрозы. Для предъявления государственным органам иска за несоблюдение этой обязанности "заявителю достаточно продемонстрировать, что органы не сделали всего, что можно было бы разумно от них ожидать, во избежание реальной и непосредственной угрозы жизни, о которой они знали или должны были знать". "На этот вопрос можно ответить только в свете всех обстоятельств каждого конкретного дела" (пункт 36 Доклада Специального докладчика по вопросу о внесудебных казнях, казнях без надлежащего судебного разбирательства или произвольных казнях. Размещен 4 октября 2019 года. A/HRC/41/36).
<Письмо> Минпросвещения России N ВБ-1107/08, Профсоюза работников народного образования и науки РФ N 235 от 22.05.2020
<О направлении разъяснений>
(вместе с "Разъяснениями по предоставлению педагогическим работникам, реализующим образовательные программы начального общего, основного общего, среднего общего образования, образовательные программы среднего профессионального образования и дополнительные общеобразовательные программы с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий, ежегодных основных удлиненных оплачиваемых отпусков (ежегодных основных оплачиваемых отпусков) и ежегодных дополнительных оплачиваемых отпусков, учету рабочего времени и оплате труда")К другой части педагогической работы учителя, выполнение которой увеличивает рабочее время учителя, но не всегда связано с ежедневным, еженедельным его увеличением, относится:
<О направлении разъяснений>
(вместе с "Разъяснениями по предоставлению педагогическим работникам, реализующим образовательные программы начального общего, основного общего, среднего общего образования, образовательные программы среднего профессионального образования и дополнительные общеобразовательные программы с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий, ежегодных основных удлиненных оплачиваемых отпусков (ежегодных основных оплачиваемых отпусков) и ежегодных дополнительных оплачиваемых отпусков, учету рабочего времени и оплате труда")К другой части педагогической работы учителя, выполнение которой увеличивает рабочее время учителя, но не всегда связано с ежедневным, еженедельным его увеличением, относится:
Ситуация: Как оформить договор дарения жилого дома (в том числе с земельным участком)?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Собственник объекта недвижимости вправе распоряжаться им по своему усмотрению, в том числе подарить другому лицу, за некоторыми исключениями. В частности, не допускается дарение (за исключением обычных подарков, стоимость которых не превышает 3 000 руб.) от имени малолетних и недееспособных граждан, учителям со стороны учеников и их родственников, а также лицам, замещающим государственные должности, в связи с их должностным положением или в связи с исполнением ими служебных обязанностей (п. п. 1, 2 ст. 209, п. 1 ст. 572, пп. 1, 2, 3 п. 1 ст. 575 ГК РФ; п. 4 ст. 35 ЗК РФ).
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Собственник объекта недвижимости вправе распоряжаться им по своему усмотрению, в том числе подарить другому лицу, за некоторыми исключениями. В частности, не допускается дарение (за исключением обычных подарков, стоимость которых не превышает 3 000 руб.) от имени малолетних и недееспособных граждан, учителям со стороны учеников и их родственников, а также лицам, замещающим государственные должности, в связи с их должностным положением или в связи с исполнением ими служебных обязанностей (п. п. 1, 2 ст. 209, п. 1 ст. 572, пп. 1, 2, 3 п. 1 ст. 575 ГК РФ; п. 4 ст. 35 ЗК РФ).
Вопрос: Обращения, связанные с вопросами осуществления текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся.
("Официальный сайт Минпросвещения России", 2022)При наличии претензий к учителю в связи с несоблюдением им критериев выставления оценок успеваемости, установленных локальным нормативным актом организации, и (или) несогласии с итогами промежуточной аттестации обучающиеся, родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся в целях защиты своих прав могут самостоятельно или через своих представителей обратиться в комиссию по урегулированию споров между участниками образовательных отношений (пункт 2 части 1 статьи 45 Федерального закона). Соответствующая комиссия создается в образовательной организации в целях урегулирования разногласий между участниками образовательных отношений по вопросам реализации права на образование, в том числе в случаях применения локальных нормативных актов (часть 2 статьи 45 Федерального закона).
("Официальный сайт Минпросвещения России", 2022)При наличии претензий к учителю в связи с несоблюдением им критериев выставления оценок успеваемости, установленных локальным нормативным актом организации, и (или) несогласии с итогами промежуточной аттестации обучающиеся, родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся в целях защиты своих прав могут самостоятельно или через своих представителей обратиться в комиссию по урегулированию споров между участниками образовательных отношений (пункт 2 части 1 статьи 45 Федерального закона). Соответствующая комиссия создается в образовательной организации в целях урегулирования разногласий между участниками образовательных отношений по вопросам реализации права на образование, в том числе в случаях применения локальных нормативных актов (часть 2 статьи 45 Федерального закона).
Ситуация: Как заключить договор дарения недвижимости с родственником?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Собственник недвижимого имущества вправе распорядиться этим имуществом по своему усмотрению, в том числе подарить его любому лицу, за некоторыми исключениями. В частности, не допускается дарение (за исключением обычных подарков, стоимость которых не превышает 3 000 руб.) от имени малолетних и недееспособных граждан, учителям со стороны учеников и их родственников, а также лицам, замещающим государственные должности, в связи с их должностным положением или в связи с исполнением ими служебных обязанностей (п. п. 1, 2 ст. 209, п. 2 ст. 218, п. 1 ст. 287.4, п. 1 ст. 288, п. 1 ст. 572, пп. 1, 2, 3 п. 1 ст. 575 ГК РФ).
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Собственник недвижимого имущества вправе распорядиться этим имуществом по своему усмотрению, в том числе подарить его любому лицу, за некоторыми исключениями. В частности, не допускается дарение (за исключением обычных подарков, стоимость которых не превышает 3 000 руб.) от имени малолетних и недееспособных граждан, учителям со стороны учеников и их родственников, а также лицам, замещающим государственные должности, в связи с их должностным положением или в связи с исполнением ими служебных обязанностей (п. п. 1, 2 ст. 209, п. 2 ст. 218, п. 1 ст. 287.4, п. 1 ст. 288, п. 1 ст. 572, пп. 1, 2, 3 п. 1 ст. 575 ГК РФ).
Статья: Конституционно-правовое регулирование статуса религиозных служителей
(Пибаев И.А.)
("Вестник Пермского университета. Юридические науки", 2022, N 3)4.2. Право на обучение служителей религии
(Пибаев И.А.)
("Вестник Пермского университета. Юридические науки", 2022, N 3)4.2. Право на обучение служителей религии
Ситуация: Как заключить договор дарения доли в жилом доме (в том числе с долей земельного участка)?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Следует учесть, что не допускается, в частности, дарение (за исключением обычных подарков, стоимость которых не превышает 3 000 руб.) от имени малолетних и недееспособных граждан, учителям со стороны учеников и их родственников, а также лицам, замещающим государственные должности, в связи с их должностным положением или в связи с исполнением ими служебных обязанностей (п. 2 ст. 246, п. 1 ст. 572, пп. 1, 2, 3 п. 1 ст. 575 ГК РФ; п. 4 ст. 35 ЗК РФ).
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Следует учесть, что не допускается, в частности, дарение (за исключением обычных подарков, стоимость которых не превышает 3 000 руб.) от имени малолетних и недееспособных граждан, учителям со стороны учеников и их родственников, а также лицам, замещающим государственные должности, в связи с их должностным положением или в связи с исполнением ими служебных обязанностей (п. 2 ст. 246, п. 1 ст. 572, пп. 1, 2, 3 п. 1 ст. 575 ГК РФ; п. 4 ст. 35 ЗК РФ).
Ситуация: Как гражданам заключить договор дарения нежилого помещения?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Собственник нежилого помещения вправе распоряжаться им по своему усмотрению, в том числе подарить его другому лицу, за некоторыми исключениями. В частности, не допускается дарение (за исключением обычных подарков, стоимость которых не превышает 3 000 руб.) от имени малолетних и недееспособных граждан, учителям со стороны учеников и их родственников, а также лицам, замещающим государственные должности, в связи с их должностным положением или в связи с исполнением ими служебных обязанностей (п. п. 1, 2 ст. 209, пп. 1, 2, 3 п. 1 ст. 575 ГК РФ).
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Собственник нежилого помещения вправе распоряжаться им по своему усмотрению, в том числе подарить его другому лицу, за некоторыми исключениями. В частности, не допускается дарение (за исключением обычных подарков, стоимость которых не превышает 3 000 руб.) от имени малолетних и недееспособных граждан, учителям со стороны учеников и их родственников, а также лицам, замещающим государственные должности, в связи с их должностным положением или в связи с исполнением ими служебных обязанностей (п. п. 1, 2 ст. 209, пп. 1, 2, 3 п. 1 ст. 575 ГК РФ).
Статья: Могут ли врачи и учителя (преподаватели) нести уголовную ответственность в качестве должностных лиц: нюансы правоприменения
(Шиханов В.Н.)
("Закон", 2022, N 4)2. Названные выше полномочия по удостоверению юридических фактов в сложившейся системе судебного нормативного толкования уголовного закона относятся к организационно-распорядительным, хотя пациенты и ученики (студенты) не находятся у врачей и учителей (преподавателей) в служебном подчинении.
(Шиханов В.Н.)
("Закон", 2022, N 4)2. Названные выше полномочия по удостоверению юридических фактов в сложившейся системе судебного нормативного толкования уголовного закона относятся к организационно-распорядительным, хотя пациенты и ученики (студенты) не находятся у врачей и учителей (преподавателей) в служебном подчинении.
"Комментарий к Федеральному закону от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"
(постатейный)
(Барабанова С.В., Пешкова (Белогорцева) Х.В., Агибалова Е.Н., Баранов И.В., Воронцов А.Л., Менкенов А.В., Ротко С.В., Селезнева А.Х., Чернусь Н.Ю., Беляев М.А., Зенков М.Ю., Елаев А.А., Котухов С.А., Тимошенко Д.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2023)В структуре локальных актов организации при наличии указанных выше специальных должностей (соцпедагог, психолог, логопед, дефектолог, медработник) должны присутствовать должностные инструкции таких работников, в которых детально определены их права и обязанности. Также в этом случае среди локальных актов должны быть положения об оказании данных видов помощи. При достаточном количестве обучающихся, нуждающихся в адаптивных и коррекционных мерах, создаются специализированные классы коррекции.
(постатейный)
(Барабанова С.В., Пешкова (Белогорцева) Х.В., Агибалова Е.Н., Баранов И.В., Воронцов А.Л., Менкенов А.В., Ротко С.В., Селезнева А.Х., Чернусь Н.Ю., Беляев М.А., Зенков М.Ю., Елаев А.А., Котухов С.А., Тимошенко Д.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2023)В структуре локальных актов организации при наличии указанных выше специальных должностей (соцпедагог, психолог, логопед, дефектолог, медработник) должны присутствовать должностные инструкции таких работников, в которых детально определены их права и обязанности. Также в этом случае среди локальных актов должны быть положения об оказании данных видов помощи. При достаточном количестве обучающихся, нуждающихся в адаптивных и коррекционных мерах, создаются специализированные классы коррекции.
Ситуация: Какие меры соцподдержки предусмотрены для педагогических работников?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Педагогическим работником считается лицо, которое состоит в трудовых, служебных отношениях с организацией, осуществляющей образовательную деятельность, и выполняет обязанности по обучению, воспитанию обучающихся и (или) организации образовательной деятельности. К таким работникам относятся, в частности, учитель, воспитатель (п. 21 ст. 2, ч. 2 ст. 46 Закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ; подраздел 2 разд. I Номенклатуры должностей, утв. Постановлением Правительства РФ от 21.02.2022 N 225).
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Педагогическим работником считается лицо, которое состоит в трудовых, служебных отношениях с организацией, осуществляющей образовательную деятельность, и выполняет обязанности по обучению, воспитанию обучающихся и (или) организации образовательной деятельности. К таким работникам относятся, в частности, учитель, воспитатель (п. 21 ст. 2, ч. 2 ст. 46 Закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ; подраздел 2 разд. I Номенклатуры должностей, утв. Постановлением Правительства РФ от 21.02.2022 N 225).
Ситуация: Как заключить договор дарения гаража?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Собственник гаража вправе распоряжаться им по своему усмотрению, в том числе подарить его другому лицу, за некоторыми исключениями. Так, в частности, не допускается дарение (за исключением обычных подарков, стоимость которых не превышает 3 000 руб.) от имени малолетних и недееспособных граждан, учителям со стороны учеников и их родственников, а также лицам, замещающим государственные должности, в связи с их должностным положением или в связи с исполнением ими служебных обязанностей (п. п. 1, 2 ст. 209, п. 1 ст. 572, пп. 1, 2, 3 п. 1 ст. 575 ГК РФ).
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Собственник гаража вправе распоряжаться им по своему усмотрению, в том числе подарить его другому лицу, за некоторыми исключениями. Так, в частности, не допускается дарение (за исключением обычных подарков, стоимость которых не превышает 3 000 руб.) от имени малолетних и недееспособных граждан, учителям со стороны учеников и их родственников, а также лицам, замещающим государственные должности, в связи с их должностным положением или в связи с исполнением ими служебных обязанностей (п. п. 1, 2 ст. 209, п. 1 ст. 572, пп. 1, 2, 3 п. 1 ст. 575 ГК РФ).