Учетная политика в части НДС
Подборка наиболее важных документов по запросу Учетная политика в части НДС (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 170 "Порядок отнесения сумм налога на затраты по производству и реализации товаров (работ, услуг)" главы 21 "Налог на добавленную стоимость" НК РФ
(Юридическая компания "TAXOLOGY")Налоговый орган доначислил обществу НДС, сделав вывод о необоснованном в нарушение п. 2.1 ст. 170 НК РФ предъявлении обществом к вычету НДС по операциям приобретения основных средств за счет бюджетных инвестиций, полученных путем увеличения уставного капитала. Общество оспорило доначисление, указав, что факт перечисления денежных средств на общий счет без заключения соглашения о предоставлении субсидии не позволяет квалифицировать спорные средства в качестве бюджетных инвестиций. Суд установил, что спорные денежные средства выделены обществу в рамках реализации государственной программы, их источником являлась бюджетная система РФ, денежные средства предоставлены конкретному получателю, носили целевой характер и повлекли увеличение стоимости государственного (муниципального) имущества на эквивалентную часть уставного капитала общества. Суд принял во внимание следующие обстоятельства: счета-фактуры на спорную сумму вычетов оплачены с общего счета общества, в учетной политике общества в спорный период не предусматривался раздельный или иной обособленный учет бюджетных средств и их расходования; доказательства того, что спорные затраты произведены за счет других источников, отсутствуют. Признавая доначисление правомерным, суд отметил, что в соответствии с п. 2.1 ст. 170 НК РФ суммы НДС по товарам (работам, услугам), приобретаемым за счет бюджетных инвестиций, не подлежат принятию к вычету.
(Юридическая компания "TAXOLOGY")Налоговый орган доначислил обществу НДС, сделав вывод о необоснованном в нарушение п. 2.1 ст. 170 НК РФ предъявлении обществом к вычету НДС по операциям приобретения основных средств за счет бюджетных инвестиций, полученных путем увеличения уставного капитала. Общество оспорило доначисление, указав, что факт перечисления денежных средств на общий счет без заключения соглашения о предоставлении субсидии не позволяет квалифицировать спорные средства в качестве бюджетных инвестиций. Суд установил, что спорные денежные средства выделены обществу в рамках реализации государственной программы, их источником являлась бюджетная система РФ, денежные средства предоставлены конкретному получателю, носили целевой характер и повлекли увеличение стоимости государственного (муниципального) имущества на эквивалентную часть уставного капитала общества. Суд принял во внимание следующие обстоятельства: счета-фактуры на спорную сумму вычетов оплачены с общего счета общества, в учетной политике общества в спорный период не предусматривался раздельный или иной обособленный учет бюджетных средств и их расходования; доказательства того, что спорные затраты произведены за счет других источников, отсутствуют. Признавая доначисление правомерным, суд отметил, что в соответствии с п. 2.1 ст. 170 НК РФ суммы НДС по товарам (работам, услугам), приобретаемым за счет бюджетных инвестиций, не подлежат принятию к вычету.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
"НДС: практика исчисления и уплаты"
(9-е издание, переработанное и дополненное)
(Крутякова Т.Л.)
("АйСи Групп", 2024)Внимание! Учитывая изложенное, считаем возможным рекомендовать организациям при формировании учетной политики в части раздельного учета НДС при экспорте сырьевых товаров закреплять в ней поквартальный расчет пропорций, рассчитываемых для определения соответствующей доли вычетов, приходящихся на экспортные операции и операции на внутреннем рынке. Помесячный расчет с большой долей вероятности приведет к спору с налоговым органом.
(9-е издание, переработанное и дополненное)
(Крутякова Т.Л.)
("АйСи Групп", 2024)Внимание! Учитывая изложенное, считаем возможным рекомендовать организациям при формировании учетной политики в части раздельного учета НДС при экспорте сырьевых товаров закреплять в ней поквартальный расчет пропорций, рассчитываемых для определения соответствующей доли вычетов, приходящихся на экспортные операции и операции на внутреннем рынке. Помесячный расчет с большой долей вероятности приведет к спору с налоговым органом.
"НДС: практика исчисления и уплаты"
(8-е издание, переработанное и дополненное)
(Крутякова Т.Л.)
("АйСи Групп", 2023)Примечание. Учитывая изложенное, считаем возможным рекомендовать организациям при формировании учетной политики в части раздельного учета НДС при экспорте закреплять в ней поквартальный расчет пропорций, рассчитываемых для определения соответствующей доли вычетов, приходящихся на экспортные операции и операции на внутреннем рынке. Помесячный расчет с большой долей вероятности приведет к спору с налоговым органом.
(8-е издание, переработанное и дополненное)
(Крутякова Т.Л.)
("АйСи Групп", 2023)Примечание. Учитывая изложенное, считаем возможным рекомендовать организациям при формировании учетной политики в части раздельного учета НДС при экспорте закреплять в ней поквартальный расчет пропорций, рассчитываемых для определения соответствующей доли вычетов, приходящихся на экспортные операции и операции на внутреннем рынке. Помесячный расчет с большой долей вероятности приведет к спору с налоговым органом.
Нормативные акты
"Договор между Российской Федерацией и Республикой Беларусь об общих принципах налогообложения по косвенным налогам"
(Подписан в г. Москве 03.10.2022)
(ред. от 20.09.2024)
(вместе с <Нотой> МИД России от 30.12.2022 N 22722/2дснг)Перечень товаров (работ, услуг), имущественных прав, при передаче которых в пределах одного юридического лица Республики Беларусь производятся исчисление и уплата НДС (применяется освобождение от налогообложения), отражается в учетной политике плательщика;
(Подписан в г. Москве 03.10.2022)
(ред. от 20.09.2024)
(вместе с <Нотой> МИД России от 30.12.2022 N 22722/2дснг)Перечень товаров (работ, услуг), имущественных прав, при передаче которых в пределах одного юридического лица Республики Беларусь производятся исчисление и уплата НДС (применяется освобождение от налогообложения), отражается в учетной политике плательщика;
Корреспонденция счетов: Как отразить в учете организации-производителя продажу готовой продукции на условиях коммерческого кредита (отсрочки платежа), если покупателем выписан беспроцентный дисконтный вексель, который может быть предъявлен к платежу не ранее установленного в нем срока?..
(Консультация эксперта, 2025)Напомним, что при наличии различных вариантов учета выбранный вариант закрепляется в учетной политике организации (п. 7.1 Положения по бухгалтерскому учету "Учетная политика организации" (ПБУ 1/2008), утвержденного Приказом Минфина России от 06.10.2008 N 106н).
(Консультация эксперта, 2025)Напомним, что при наличии различных вариантов учета выбранный вариант закрепляется в учетной политике организации (п. 7.1 Положения по бухгалтерскому учету "Учетная политика организации" (ПБУ 1/2008), утвержденного Приказом Минфина России от 06.10.2008 N 106н).
Статья: Вычет НДС при строительстве офисного здания с привлечением средств участников долевого строительства
(Соловьева А.А.)
("Строительство: бухгалтерский учет и налогообложение", 2023, N 4)Порядок определения долей, сумм налоговых вычетов и размера восстанавливаемого НДС нужно закрепить в учетной политике организации.
(Соловьева А.А.)
("Строительство: бухгалтерский учет и налогообложение", 2023, N 4)Порядок определения долей, сумм налоговых вычетов и размера восстанавливаемого НДС нужно закрепить в учетной политике организации.
Корреспонденция счетов: Как отразить в учете организации-подрядчика расчеты с заказчиком по договору подряда длящегося характера с поэтапным принятием работ заказчиком, если учетной политикой предусмотрено применение счета 46 "Выполненные этапы по незавершенным работам"?..
(Консультация эксперта, 2025)Исчислен НДС с реализации работ по III этапу
(Консультация эксперта, 2025)Исчислен НДС с реализации работ по III этапу
Корреспонденция счетов: Как отразить в учете затраты на установку пожарной сигнализации в собственном помещении организации, если ее стоимость не превышает лимит, установленный для определения основных средств, информация о которых несущественна?..
(Консультация эксперта, 2025)Напомним, что применяемые счета и субсчета фиксируются в рабочем плане счетов, являющемся частью учетной политики организации (п. 4 ПБУ 1/2008).
(Консультация эксперта, 2025)Напомним, что применяемые счета и субсчета фиксируются в рабочем плане счетов, являющемся частью учетной политики организации (п. 4 ПБУ 1/2008).
Статья: Совершенствование методики учета налога на добавленную стоимость в экономических субъектах ломбардной деятельности
(Кучеренко С.А., Сериков В.В.)
("Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях", 2023, N 23)На сегодняшний день деятельность ломбардов осуществляется на основании Федерального закона от 19.07.2007 N 196-ФЗ [4]. Регулирование и надзор производит Банк России, он же ведет государственный реестр ломбардов. Согласно действующему законодательству осуществление ломбардной деятельности может вестись с применением исключительно общей системы налогообложения, из чего следует, что действующие ломбарды, находящиеся в реестре ЦБ, в обязательном порядке должны являться плательщиками налога на добавленную стоимость и налога на прибыль. Следует отметить, что согласно положениям Закона N 196-ФЗ под ломбардной деятельностью понимается предоставление гражданам краткосрочных займов под залог их движимого имущества и хранение имущества, переданного в залог, а также оказание информационных и консультационных услуг. Это позволяет говорить о том, что основной оборот ломбарда, обеспеченный доходом от процентов по займам и составляющий порядка 80 - 90% от удельного веса ломбардного оборота, не является объектом обложения НДС, что, в свою очередь, свидетельствует о целесообразности применения льготы по НДС в части оставшейся доли выручки, полученной по факту хранения имущества и оказания консультационных услуг. Это вытекает из п. 1 ст. 145 НК РФ, "организации... имеют право на освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика, связанных с исчислением и уплатой НДС, если за три предшествующих последовательных календарных месяца сумма выручки от реализации товаров (работ, услуг) этих организаций или индивидуальных предпринимателей без учета налога не превысила в совокупности два миллиона рублей" [2]. При незначительности объемов таких услуг субъект экономической деятельности, в том числе и предоставляющий услуги ломбарда, может быть освобожден от НДС. Подобная ситуация является типичной для большинства ломбардов, имеющих незначительные обороты от деятельности, сопутствующей финансовой. До внедрения Единого плана счетов при использовании положения п. 1 ст. 145 НК РФ в учете ломбарда сумма "входящего" НДС выделялась на счете 19 "НДС по приобретенным ценностям". Де-факто такое выделение имело смысл только для мониторинга суммы выручки от реализации товаров (работ, услуг) без учета налога за три последовательных месяца: "исходящий" НДС не уменьшал показателей выручки в отчете о финансовых результатах, а "входящий" - полностью списывался на затраты, не увеличивая своими остатками сумму второго раздела бухгалтерского баланса. Если же ломбардная организация не применяла освобождение от НДС, то имела место необходимость раздельного учета операций с НДС и без него, где, посредством расчета, величина "входящего" НДС частично списывалась на затраты (в части деятельности, не облагаемой НДС), а частично принималась к вычету (в части деятельности, облагаемой НДС) в зависимости от выбранной в учетной политике базы распределения [7].
(Кучеренко С.А., Сериков В.В.)
("Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях", 2023, N 23)На сегодняшний день деятельность ломбардов осуществляется на основании Федерального закона от 19.07.2007 N 196-ФЗ [4]. Регулирование и надзор производит Банк России, он же ведет государственный реестр ломбардов. Согласно действующему законодательству осуществление ломбардной деятельности может вестись с применением исключительно общей системы налогообложения, из чего следует, что действующие ломбарды, находящиеся в реестре ЦБ, в обязательном порядке должны являться плательщиками налога на добавленную стоимость и налога на прибыль. Следует отметить, что согласно положениям Закона N 196-ФЗ под ломбардной деятельностью понимается предоставление гражданам краткосрочных займов под залог их движимого имущества и хранение имущества, переданного в залог, а также оказание информационных и консультационных услуг. Это позволяет говорить о том, что основной оборот ломбарда, обеспеченный доходом от процентов по займам и составляющий порядка 80 - 90% от удельного веса ломбардного оборота, не является объектом обложения НДС, что, в свою очередь, свидетельствует о целесообразности применения льготы по НДС в части оставшейся доли выручки, полученной по факту хранения имущества и оказания консультационных услуг. Это вытекает из п. 1 ст. 145 НК РФ, "организации... имеют право на освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика, связанных с исчислением и уплатой НДС, если за три предшествующих последовательных календарных месяца сумма выручки от реализации товаров (работ, услуг) этих организаций или индивидуальных предпринимателей без учета налога не превысила в совокупности два миллиона рублей" [2]. При незначительности объемов таких услуг субъект экономической деятельности, в том числе и предоставляющий услуги ломбарда, может быть освобожден от НДС. Подобная ситуация является типичной для большинства ломбардов, имеющих незначительные обороты от деятельности, сопутствующей финансовой. До внедрения Единого плана счетов при использовании положения п. 1 ст. 145 НК РФ в учете ломбарда сумма "входящего" НДС выделялась на счете 19 "НДС по приобретенным ценностям". Де-факто такое выделение имело смысл только для мониторинга суммы выручки от реализации товаров (работ, услуг) без учета налога за три последовательных месяца: "исходящий" НДС не уменьшал показателей выручки в отчете о финансовых результатах, а "входящий" - полностью списывался на затраты, не увеличивая своими остатками сумму второго раздела бухгалтерского баланса. Если же ломбардная организация не применяла освобождение от НДС, то имела место необходимость раздельного учета операций с НДС и без него, где, посредством расчета, величина "входящего" НДС частично списывалась на затраты (в части деятельности, не облагаемой НДС), а частично принималась к вычету (в части деятельности, облагаемой НДС) в зависимости от выбранной в учетной политике базы распределения [7].
"Годовой отчет 2024"
(Крутякова Т.Л.)
("АйСи Групп", 2024)В Рекомендациях Минфина ответа на этот вопрос нет. При этом в устных разъяснениях чиновники высказывают мнение о том, что эту сумму (в нашем примере 30 000 рублей) следует отразить в составе прочих оборотных активов. А в Рекомендации БМЦ N Р-29/2013-КпР "НДС с авансов выданных и полученных" говорится о том, что эта сумма НДС должна отражаться в балансе в составе дебиторской задолженности (либо уменьшать кредиторскую задолженность) по налоговым платежам. Решение за вами (имеет смысл закрепить выбранный вариант в бухгалтерской учетной политике).
(Крутякова Т.Л.)
("АйСи Групп", 2024)В Рекомендациях Минфина ответа на этот вопрос нет. При этом в устных разъяснениях чиновники высказывают мнение о том, что эту сумму (в нашем примере 30 000 рублей) следует отразить в составе прочих оборотных активов. А в Рекомендации БМЦ N Р-29/2013-КпР "НДС с авансов выданных и полученных" говорится о том, что эта сумма НДС должна отражаться в балансе в составе дебиторской задолженности (либо уменьшать кредиторскую задолженность) по налоговым платежам. Решение за вами (имеет смысл закрепить выбранный вариант в бухгалтерской учетной политике).
Вопрос: Как отразить в бухгалтерском учете начисление и уплату штрафов?
(Консультация эксперта, Минфин России, 2025)Бухгалтерский учет в организации ведется в соответствии с разработанным рабочим планом счетов, который может быть сформирован на основании Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и Инструкции по его применению, утвержденных Приказом Минфина России от 31.10.2000 N 94н, в той части, в которой их использование не препятствует реализации требований Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" и ФСБУ (п. 6 Рекомендации Р-150/2023-КпР "Нормативная основа плана счетов"). Рабочий план счетов является частью учетной политики организации.
(Консультация эксперта, Минфин России, 2025)Бухгалтерский учет в организации ведется в соответствии с разработанным рабочим планом счетов, который может быть сформирован на основании Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и Инструкции по его применению, утвержденных Приказом Минфина России от 31.10.2000 N 94н, в той части, в которой их использование не препятствует реализации требований Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" и ФСБУ (п. 6 Рекомендации Р-150/2023-КпР "Нормативная основа плана счетов"). Рабочий план счетов является частью учетной политики организации.
Готовое решение: Как отражать в бухгалтерском учете ликвидацию (демонтаж, утилизацию) основных средств при применении ФСБУ 6/2020
(КонсультантПлюс, 2025)Длина пути после частичной ликвидации - 2 000 м. Стоимость работ по разборке пути, выполненных подрядчиком, составила 240 000 руб. (в том числе НДС 40 000 руб.).
(КонсультантПлюс, 2025)Длина пути после частичной ликвидации - 2 000 м. Стоимость работ по разборке пути, выполненных подрядчиком, составила 240 000 руб. (в том числе НДС 40 000 руб.).
Корреспонденция счетов: Как отражаются в учете расходы на периодический плановый ремонт объекта основных средств, производимый каждые три года (36 месяцев)? В налоговом учете резерв на ремонт не создается...
(Консультация эксперта, 2025)Стоимость ремонта, осуществленного подрядной организацией, согласно акту приемки-сдачи выполненных работ составила 518 400 руб. (в том числе НДС 86 400 руб.). Работы оплачены в месяце их принятия. Ремонт произведен без замены отдельных частей объекта ОС. Стоимость ремонта является для организации существенной. На дату завершения ремонта оставшийся срок полезного использования ремонтируемого объекта ОС составил 15 лет.
(Консультация эксперта, 2025)Стоимость ремонта, осуществленного подрядной организацией, согласно акту приемки-сдачи выполненных работ составила 518 400 руб. (в том числе НДС 86 400 руб.). Работы оплачены в месяце их принятия. Ремонт произведен без замены отдельных частей объекта ОС. Стоимость ремонта является для организации существенной. На дату завершения ремонта оставшийся срок полезного использования ремонтируемого объекта ОС составил 15 лет.
Корреспонденция счетов: Как отразить в учете организации (покупателя) приобретение товара и последующий возврат части не проданного в течение месяца товара, качество которого соответствует условиям договора?..
(Консультация эксперта, 2025)При реализации покупных товаров налогоплательщик вправе уменьшить доходы от реализации товаров на стоимость приобретения данных товаров, определяемую в соответствии с учетной политикой налогоплательщика для целей налогообложения с учетом положений ст. 320 НК РФ (п. 1, пп. 3 п. 1 ст. 268 НК РФ). В рассматриваемой ситуации стоимость приобретения товара равна его договорной цене (без учета НДС), уплаченной поставщику по договору поставки.
(Консультация эксперта, 2025)При реализации покупных товаров налогоплательщик вправе уменьшить доходы от реализации товаров на стоимость приобретения данных товаров, определяемую в соответствии с учетной политикой налогоплательщика для целей налогообложения с учетом положений ст. 320 НК РФ (п. 1, пп. 3 п. 1 ст. 268 НК РФ). В рассматриваемой ситуации стоимость приобретения товара равна его договорной цене (без учета НДС), уплаченной поставщику по договору поставки.