Учетная политика учет субсидий
Подборка наиболее важных документов по запросу Учетная политика учет субсидий (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.09.2023 N 17АП-9858/2023-АК по делу N А50-33758/2022
Требование: О признании недействительным представления органа казначейства о принятии мер по устранению причин и условий нарушений использования иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение.
Решение: Требование удовлетворено в части.То, что обособленный учет субсидии фактически велся на отдельном счете в бухгалтерском учете общества, но не был отражен в рабочем плане счетов учетной политики, не свидетельствует о том, что получатель субсидии не вел обособленный аналитический учет операций, осуществляемых за счет субсидии.
Требование: О признании недействительным представления органа казначейства о принятии мер по устранению причин и условий нарушений использования иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение.
Решение: Требование удовлетворено в части.То, что обособленный учет субсидии фактически велся на отдельном счете в бухгалтерском учете общества, но не был отражен в рабочем плане счетов учетной политики, не свидетельствует о том, что получатель субсидии не вел обособленный аналитический учет операций, осуществляемых за счет субсидии.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Тематический выпуск: Учетная политика предприятия для целей налогообложения на 2025 год
(под ред. А.В. Брызгалина)
("Налоги и финансовое право", 2025, N 2)Таким образом, по нашему мнению, для контроля за своевременностью и правильностью включения сумм субсидий в состав доходов целесообразно зафиксировать порядок раздельного учета субсидий и лиц, осуществляющих такой учет, в учетной политике.
(под ред. А.В. Брызгалина)
("Налоги и финансовое право", 2025, N 2)Таким образом, по нашему мнению, для контроля за своевременностью и правильностью включения сумм субсидий в состав доходов целесообразно зафиксировать порядок раздельного учета субсидий и лиц, осуществляющих такой учет, в учетной политике.
Тематический выпуск: Учетная политика предприятия для целей налогообложения на 2024 год
(под ред. А.В. Брызгалина)
("Налоги и финансовое право", 2024, N 2)Таким образом, по нашему мнению, для контроля за своевременностью и правильностью включения сумм субсидий в состав доходов целесообразно зафиксировать порядок раздельного учета субсидий и лиц, осуществляющих такой учет, в учетной политике.
(под ред. А.В. Брызгалина)
("Налоги и финансовое право", 2024, N 2)Таким образом, по нашему мнению, для контроля за своевременностью и правильностью включения сумм субсидий в состав доходов целесообразно зафиксировать порядок раздельного учета субсидий и лиц, осуществляющих такой учет, в учетной политике.
Нормативные акты
"Международный стандарт финансовой отчетности (IAS) 20 "Учет государственных субсидий и раскрытие информации о государственной помощи"
(введен в действие на территории Российской Федерации Приказом Минфина России от 28.12.2015 N 217н)"
(ред. от 27.06.2016)
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2018)(a) учетная политика, принятая для учета государственных субсидий, в том числе методы, принятые для их представления в финансовой отчетности;
(введен в действие на территории Российской Федерации Приказом Минфина России от 28.12.2015 N 217н)"
(ред. от 27.06.2016)
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2018)(a) учетная политика, принятая для учета государственных субсидий, в том числе методы, принятые для их представления в финансовой отчетности;
Приказ Минфина России от 01.12.2010 N 157н
(ред. от 27.04.2023)
"Об утверждении Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений и Инструкции по его применению"
(Зарегистрировано в Минюсте России 30.12.2010 N 19452)информация об имуществе, обязательствах и операциях, их изменяющих, а также о результатах исполнения бюджета и (или) хозяйственной деятельности субъекта учета, формируется субъектом учета на соответствующих счетах бухгалтерского учета с обеспечением аналитического учета (аналитики), в объеме показателей, предусмотренных для представления внешним пользователям (опубликования в средствах массовой информации) согласно законодательству Российской Федерации. Аналитический учет расчетов по доходам (расходам) осуществляется в разрезе контрагентов (идентификаторов контрагентов) и (или) групп контрагентов в случаях, предусмотренных настоящей Инструкцией, правовых оснований, включая даты исполнения, а также иных показателей, предусмотренных настоящей Инструкцией и учетной политикой. В случае невозможности установления конкретной даты исполнения задолженности или обязательства в аналитическом показателе "дата исполнения" отражается значение "31.12.2999". Аналитический учет расчетов по межбюджетным трансфертам, субсидиям бюджетным и автономным учреждениям, грантам в форме субсидий, субсидиям юридическим лицам, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг, иным физическим лицам, предоставляемым с условиями при передаче активов (далее - трансферты с условиями), осуществляется с дополнительным аналитическим признаком, идентифицирующим целевое назначение средств, предоставляемых с условиями при передаче активов (кодов целей) (при наличии);
(ред. от 27.04.2023)
"Об утверждении Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений и Инструкции по его применению"
(Зарегистрировано в Минюсте России 30.12.2010 N 19452)информация об имуществе, обязательствах и операциях, их изменяющих, а также о результатах исполнения бюджета и (или) хозяйственной деятельности субъекта учета, формируется субъектом учета на соответствующих счетах бухгалтерского учета с обеспечением аналитического учета (аналитики), в объеме показателей, предусмотренных для представления внешним пользователям (опубликования в средствах массовой информации) согласно законодательству Российской Федерации. Аналитический учет расчетов по доходам (расходам) осуществляется в разрезе контрагентов (идентификаторов контрагентов) и (или) групп контрагентов в случаях, предусмотренных настоящей Инструкцией, правовых оснований, включая даты исполнения, а также иных показателей, предусмотренных настоящей Инструкцией и учетной политикой. В случае невозможности установления конкретной даты исполнения задолженности или обязательства в аналитическом показателе "дата исполнения" отражается значение "31.12.2999". Аналитический учет расчетов по межбюджетным трансфертам, субсидиям бюджетным и автономным учреждениям, грантам в форме субсидий, субсидиям юридическим лицам, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг, иным физическим лицам, предоставляемым с условиями при передаче активов (далее - трансферты с условиями), осуществляется с дополнительным аналитическим признаком, идентифицирующим целевое назначение средств, предоставляемых с условиями при передаче активов (кодов целей) (при наличии);
Статья: Комментарий к Приказу Минфина России от 21.12.2022 N 192н "О внесении изменений в Приказ Министерства финансов Российской Федерации от 1 декабря 2010 г. N 157н "Об утверждении Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений и Инструкции по его применению"
(Капранова А.)
("Бюджетные организации: акты и комментарии для бухгалтера", 2023, N 5)Абзац 9 п. 3 Инструкции N 157н дополнен такой нормой. Аналитический учет расчетов по доходам (расходам) осуществляется в разрезе контрагентов (идентификаторов контрагентов) и (или) групп контрагентов в случаях, закрепленных в данной Инструкции, правовых оснований, включая даты исполнения, а также иных показателей, предусмотренных Инструкцией N 157н и учетной политикой. В случае невозможности установления конкретной даты исполнения задолженности или обязательства в аналитическом показателе "дата исполнения" отражается значение "31.12.2999". Аналитический учет расчетов по межбюджетным трансфертам, субсидиям, субсидиям юридическим лицам, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг, иным физическим лицам, предоставляемым с условиями при передаче активов, осуществляется с дополнительным аналитическим признаком, идентифицирующим целевое назначение средств, предоставляемых с условиями при передаче активов (коды целей) (при наличии).
(Капранова А.)
("Бюджетные организации: акты и комментарии для бухгалтера", 2023, N 5)Абзац 9 п. 3 Инструкции N 157н дополнен такой нормой. Аналитический учет расчетов по доходам (расходам) осуществляется в разрезе контрагентов (идентификаторов контрагентов) и (или) групп контрагентов в случаях, закрепленных в данной Инструкции, правовых оснований, включая даты исполнения, а также иных показателей, предусмотренных Инструкцией N 157н и учетной политикой. В случае невозможности установления конкретной даты исполнения задолженности или обязательства в аналитическом показателе "дата исполнения" отражается значение "31.12.2999". Аналитический учет расчетов по межбюджетным трансфертам, субсидиям, субсидиям юридическим лицам, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг, иным физическим лицам, предоставляемым с условиями при передаче активов, осуществляется с дополнительным аналитическим признаком, идентифицирующим целевое назначение средств, предоставляемых с условиями при передаче активов (коды целей) (при наличии).
Корреспонденция счетов: Как в учете организации-заказчика отразить получение субсидии из бюджета на компенсацию расходов, понесенных на выполнение научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ, которые дали положительный результат, учитываемый в качестве НМА?..
(Консультация эксперта, 2025)Договорная стоимость выполненных НИОКиТР (относятся к стадии разработок, исполнитель - научная организация) составляет 900 000 руб. (НДС не облагается). В месяце завершения работ подписан акт приемки-сдачи выполненных работ, организация рассчиталась с исполнителем и начала использовать полученный в результате НИОКиТР НМА в производственных целях. Результаты НИОКиТР не подлежат правовой охране. Согласно учетной политике в бухгалтерском учете амортизация по НМА начисляется линейным способом начиная с даты их признания, при этом в месяце принятия НМА к учету амортизация начисляется как за полный месяц.
(Консультация эксперта, 2025)Договорная стоимость выполненных НИОКиТР (относятся к стадии разработок, исполнитель - научная организация) составляет 900 000 руб. (НДС не облагается). В месяце завершения работ подписан акт приемки-сдачи выполненных работ, организация рассчиталась с исполнителем и начала использовать полученный в результате НИОКиТР НМА в производственных целях. Результаты НИОКиТР не подлежат правовой охране. Согласно учетной политике в бухгалтерском учете амортизация по НМА начисляется линейным способом начиная с даты их признания, при этом в месяце принятия НМА к учету амортизация начисляется как за полный месяц.
Статья: Бухгалтерский учет операций по распределению общехозяйственных расходов
(Крамаров В.)
("Учреждения образования: бухгалтерский учет и налогообложение", 2023, N 4)Поскольку перечень, приведенный в п. 20 Постановления Правительства РФ N 640, является примерным, полный список общехозяйственных расходов (формируемых как за счет средств субсидии на выполнение государственного задания, так и за счет средств иных источников финансового обеспечения) образовательному учреждению нужно предусмотреть в рамках учетной политики для целей бухгалтерского учета (п. 135 Инструкции N 157н).
(Крамаров В.)
("Учреждения образования: бухгалтерский учет и налогообложение", 2023, N 4)Поскольку перечень, приведенный в п. 20 Постановления Правительства РФ N 640, является примерным, полный список общехозяйственных расходов (формируемых как за счет средств субсидии на выполнение государственного задания, так и за счет средств иных источников финансового обеспечения) образовательному учреждению нужно предусмотреть в рамках учетной политики для целей бухгалтерского учета (п. 135 Инструкции N 157н).
"Годовой отчет для бюджетных учреждений - 2022"
(под общ. ред. д. э. н. Ю.А. Васильева)
("БиТуБи", 2022)Доходы в форме субсидий в случае, если учетной политикой учреждения установлено применение счетов 0 401 41 и 401 49, отражаются на счетах бухгалтерского учета так (п. 93 Инструкции N 174н):
(под общ. ред. д. э. н. Ю.А. Васильева)
("БиТуБи", 2022)Доходы в форме субсидий в случае, если учетной политикой учреждения установлено применение счетов 0 401 41 и 401 49, отражаются на счетах бухгалтерского учета так (п. 93 Инструкции N 174н):
Корреспонденция счетов: Как учесть расходы на приобретение спецодежды и их возмещение территориальным органом СФР?..
(Консультация эксперта, 2025)В рассматриваемой ситуации организация, в соответствии со своей учетной политикой, учитывает затраты на приобретение спецодежды, срок полезного использования которой не превышает 12 месяцев, единовременно.
(Консультация эксперта, 2025)В рассматриваемой ситуации организация, в соответствии со своей учетной политикой, учитывает затраты на приобретение спецодежды, срок полезного использования которой не превышает 12 месяцев, единовременно.
Вопрос: Каков порядок отражения платы концедента в налоговом учете концессионера?
(Консультация эксперта, Минфин России, 2025)Кроме того, из приведенных норм следует, что, поскольку п. 4.1 ст. 271 НК РФ установлен порядок учета платы концедента по концессионному соглашению по аналогии с учетом субсидий, в случае поэтапного признания затрат, осуществленных за счет платы концедента, концессионер должен обеспечить раздельный учет соответствующих средств (доходов и расходов).
(Консультация эксперта, Минфин России, 2025)Кроме того, из приведенных норм следует, что, поскольку п. 4.1 ст. 271 НК РФ установлен порядок учета платы концедента по концессионному соглашению по аналогии с учетом субсидий, в случае поэтапного признания затрат, осуществленных за счет платы концедента, концессионер должен обеспечить раздельный учет соответствующих средств (доходов и расходов).
Вопрос: Об определении стоимости имущества, приобретенного в кредит с использованием субсидии из федерального бюджета на возмещение затрат на уплату процентов, в целях налога на имущество организаций.
(Письмо Минфина России от 22.09.2023 N 03-05-05-01/90325)При определении налоговой базы как среднегодовой стоимости имущества, признаваемого объектом налогообложения, такое имущество учитывается по его остаточной стоимости, сформированной в соответствии с установленным порядком ведения бухгалтерского учета, утвержденным в учетной политике организации.
(Письмо Минфина России от 22.09.2023 N 03-05-05-01/90325)При определении налоговой базы как среднегодовой стоимости имущества, признаваемого объектом налогообложения, такое имущество учитывается по его остаточной стоимости, сформированной в соответствии с установленным порядком ведения бухгалтерского учета, утвержденным в учетной политике организации.
Статья: Случаи, когда "входной" НДС может учитываться в составе расходов
(Максимова А.С.)
("Налог на прибыль: учет доходов и расходов", 2023, N 6)Между тем порядок ведения раздельного учета в указанном случае Налоговым кодексом не установлен (этот факт чиновники Минфина России признали еще в Письме от 18.01.2018 N 03-11-10/2342). Следовательно, организация должна самостоятельно определить этот порядок и отразить его в учетной политике для целей налогообложения.
(Максимова А.С.)
("Налог на прибыль: учет доходов и расходов", 2023, N 6)Между тем порядок ведения раздельного учета в указанном случае Налоговым кодексом не установлен (этот факт чиновники Минфина России признали еще в Письме от 18.01.2018 N 03-11-10/2342). Следовательно, организация должна самостоятельно определить этот порядок и отразить его в учетной политике для целей налогообложения.
Статья: Критический анализ подходов к бухгалтерскому учету государственной помощи
(Аксентьев А.А.)
("Международный бухгалтерский учет", 2024, NN 9, 10)Следовательно, в рамках резервного подхода суммы экономических выгод от полученной государственной помощи зачисляются на резервный "капитальный" счет, который может быть впоследствии распределен на различные цели: увеличение уставного капитала, начисление дивидендов, покрытие убытков прошлых лет и т.д. Очевидно, что такие методические особенности определяются учетной политикой организации. Например, может быть предусмотрено распределение сумм с резервного счета по мере амортизации "субсидированного" актива.
(Аксентьев А.А.)
("Международный бухгалтерский учет", 2024, NN 9, 10)Следовательно, в рамках резервного подхода суммы экономических выгод от полученной государственной помощи зачисляются на резервный "капитальный" счет, который может быть впоследствии распределен на различные цели: увеличение уставного капитала, начисление дивидендов, покрытие убытков прошлых лет и т.д. Очевидно, что такие методические особенности определяются учетной политикой организации. Например, может быть предусмотрено распределение сумм с резервного счета по мере амортизации "субсидированного" актива.
Вопрос: Об осуществлении АО - получателем субсидии из бюджета субъекта РФ раздельного учета расходов на оплату труда работников, осуществляемых за счет субсидии и средств от коммерческой деятельности.
(Письмо Минфина России от 25.12.2024 N 02-12-10/131294)По мнению Минфина России, ведение обособленного учета расходов, осуществляемых в целях достижения результата субсидий (целевых расходов), организуется получателем субсидии в рамках формирования его учетной политики (управленческого учета). При определении способа обособления целевых расходов по оплате труда следует учитывать условия предоставления субсидии, а также установленную получателем субсидии согласно законодательству Российской Федерации о труде систему оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования.
(Письмо Минфина России от 25.12.2024 N 02-12-10/131294)По мнению Минфина России, ведение обособленного учета расходов, осуществляемых в целях достижения результата субсидий (целевых расходов), организуется получателем субсидии в рамках формирования его учетной политики (управленческого учета). При определении способа обособления целевых расходов по оплате труда следует учитывать условия предоставления субсидии, а также установленную получателем субсидии согласно законодательству Российской Федерации о труде систему оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования.