Учетная политика транспортной компании
Подборка наиболее важных документов по запросу Учетная политика транспортной компании (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Формы документов
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2022 год: Статья 154 "Порядок определения налоговой базы при реализации товаров (работ, услуг)" главы 21 "Налог на добавленную стоимость" НК РФ
(Юридическая компания "TAXOLOGY")Вследствие отказа страхователей (выгодоприобретателей) юридических лиц от своих прав на застрахованное имущество (в случае его гибели) в пользу страховщика в целях получения от него страховой выплаты (страхового возмещения) в размере полной страховой суммы согласно п. 5 ст. 10 Закона РФ от 27.11.1992 N 4015-1 "Об организации страхового дела в Российской Федерации" обществу (как страховщику) были переданы права собственности на годные остатки транспортных средств (автомобилей) согласно счетам-фактурам. При дальнейшей реализации годных остатков транспортных средств общество определило налоговую базу в соответствии с п. 3 ст. 154 НК РФ (по "межценовой разнице") и рассчитало соответствующие суммы НДС, подлежащие уплате в бюджет, по расчетной ставке 20/120 в соответствии с п. 4 ст. 164 НК РФ, что, по мнению инспекции, привело к неуплате НДС. Общество в целях учета сумм налога, уплаченных поставщикам по приобретаемым товарам (работам, услугам) согласно своей учетной политике, применяло п. 5 ст. 170 НК РФ, в соответствии с которым суммы предъявленного налога подлежат включению в затраты, принимаемые к вычету при исчислении налога на прибыль организаций, и учитывало остатки транспортных средств с учетом НДС в цене товара. При дальнейшей реализации данного имущества налоговая база определялась обществом на основании п. 3 ст. 154 НК РФ как разница между ценой реализуемого имущества с учетом НДС и стоимостью (остаточной стоимостью) этого имущества. Суд поддержал вывод налогового органа о том, что общество неправомерно одновременно учитывало в полном объеме НДС в составе затрат при исчислении налога на прибыль и при определении налоговой базы по НДС в виде разницы между ценой реализации имущества с учетом уплаченного налога и стоимостью реализуемого имущества. Общество неправомерно не исчисляло НДС по операциям, связанным с приобретением годных остатков транспортных средств, поскольку спорные годные остатки транспортных средств в деятельности, освобождаемой от налогообложения, не использовались и операции по реализации спорных ГОТС не являются услугами по страхованию, сострахованию и перестрахованию (по смыслу подп. 7 и 7.1 п. 3 ст. 149 НК РФ), соответственно, отнесение указанных операций к деятельности, освобождаемой от обложения НДС, является ошибочным. Налоговую базу при реализации ГОТС обществу следовало рассчитывать не согласно положениям п. 3 ст. 154 НК РФ (как разницу между ценой реализуемого имущества с учетом НДС и стоимостью ((остаточной стоимостью) этого имущества), а согласно п. 1 ст. 154 НК РФ, то есть исходя из полной стоимости реализуемых ГОТС и предъявлять покупателю НДС по ставке 20 процентов. Передача права собственности страховой компании на годные остатки производится не в порядке ст. 236 ГК РФ как отказ от собственности, а в порядке купли-продажи данных годных остатков, поскольку право собственности на них передаются в обмен на выплату застрахованному лицу страхового возмещения в виде полной страховой стоимости застрахованного транспортного средства, что является по существу встречным представлением. При приобретении ГОТС у юридических лиц-плательщиков НДС общество не вправе учитывать предъявленный налог в стоимости этих ГОТС, поскольку данное имущество не использовалось в освобождаемой от налогообложения деятельности (страховой).
(Юридическая компания "TAXOLOGY")Вследствие отказа страхователей (выгодоприобретателей) юридических лиц от своих прав на застрахованное имущество (в случае его гибели) в пользу страховщика в целях получения от него страховой выплаты (страхового возмещения) в размере полной страховой суммы согласно п. 5 ст. 10 Закона РФ от 27.11.1992 N 4015-1 "Об организации страхового дела в Российской Федерации" обществу (как страховщику) были переданы права собственности на годные остатки транспортных средств (автомобилей) согласно счетам-фактурам. При дальнейшей реализации годных остатков транспортных средств общество определило налоговую базу в соответствии с п. 3 ст. 154 НК РФ (по "межценовой разнице") и рассчитало соответствующие суммы НДС, подлежащие уплате в бюджет, по расчетной ставке 20/120 в соответствии с п. 4 ст. 164 НК РФ, что, по мнению инспекции, привело к неуплате НДС. Общество в целях учета сумм налога, уплаченных поставщикам по приобретаемым товарам (работам, услугам) согласно своей учетной политике, применяло п. 5 ст. 170 НК РФ, в соответствии с которым суммы предъявленного налога подлежат включению в затраты, принимаемые к вычету при исчислении налога на прибыль организаций, и учитывало остатки транспортных средств с учетом НДС в цене товара. При дальнейшей реализации данного имущества налоговая база определялась обществом на основании п. 3 ст. 154 НК РФ как разница между ценой реализуемого имущества с учетом НДС и стоимостью (остаточной стоимостью) этого имущества. Суд поддержал вывод налогового органа о том, что общество неправомерно одновременно учитывало в полном объеме НДС в составе затрат при исчислении налога на прибыль и при определении налоговой базы по НДС в виде разницы между ценой реализации имущества с учетом уплаченного налога и стоимостью реализуемого имущества. Общество неправомерно не исчисляло НДС по операциям, связанным с приобретением годных остатков транспортных средств, поскольку спорные годные остатки транспортных средств в деятельности, освобождаемой от налогообложения, не использовались и операции по реализации спорных ГОТС не являются услугами по страхованию, сострахованию и перестрахованию (по смыслу подп. 7 и 7.1 п. 3 ст. 149 НК РФ), соответственно, отнесение указанных операций к деятельности, освобождаемой от обложения НДС, является ошибочным. Налоговую базу при реализации ГОТС обществу следовало рассчитывать не согласно положениям п. 3 ст. 154 НК РФ (как разницу между ценой реализуемого имущества с учетом НДС и стоимостью ((остаточной стоимостью) этого имущества), а согласно п. 1 ст. 154 НК РФ, то есть исходя из полной стоимости реализуемых ГОТС и предъявлять покупателю НДС по ставке 20 процентов. Передача права собственности страховой компании на годные остатки производится не в порядке ст. 236 ГК РФ как отказ от собственности, а в порядке купли-продажи данных годных остатков, поскольку право собственности на них передаются в обмен на выплату застрахованному лицу страхового возмещения в виде полной страховой стоимости застрахованного транспортного средства, что является по существу встречным представлением. При приобретении ГОТС у юридических лиц-плательщиков НДС общество не вправе учитывать предъявленный налог в стоимости этих ГОТС, поскольку данное имущество не использовалось в освобождаемой от налогообложения деятельности (страховой).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
"Годовой отчет - 2024"
(под ред. В.И. Мещерякова)
("Агентство бухгалтерской информации", 2024)Согласно учетной политике организации транспортно-заготовительные расходы учитываются на счете 41, то есть включаются в фактическую себестоимость приобретаемых товаров.
(под ред. В.И. Мещерякова)
("Агентство бухгалтерской информации", 2024)Согласно учетной политике организации транспортно-заготовительные расходы учитываются на счете 41, то есть включаются в фактическую себестоимость приобретаемых товаров.
Статья: Расходы на продажу в торговых и производственных организациях: теоретические аспекты, особенности учета
(Копылова Е.К., Копылова Т.И.)
("Международный бухгалтерский учет", 2024, NN 9, 10)В бухгалтерском учете организаций, выпускающих продукцию, все расходы на продажу рекомендуется списывать в дебет счета 90 "Продажи", субсчет "Коммерческие расходы", в полном объеме, кроме расходов на упаковку продукции и транспортных расходов. Расходы на тару, упаковку продукции на складе и транспортные расходы рекомендуется распределять между отдельными видами проданной готовой продукции. Распределение этих расходов зависит от отраслевых особенностей производства, от ассортимента выпускаемой продукции, ее специфических качеств, нестандартного объема или ограниченного выпуска продукции по специальному заказу и других особенностей выпускаемой продукции в зависимости от вида производственной деятельности. Расходы на тару и упаковку продукции, специфичной для отдельных видов, относят в себестоимость продаж по прямому признаку на основании учетных первичных документов. Если такой метод распределения невозможен, то эти расходы могут распределяться пропорционально производственной себестоимости проданной продукции покупателям, исходя из веса, объема продукции или иной базы распределения, которую можно утвердить в учетной политике организации. Аналогично распределяются транспортные расходы.
(Копылова Е.К., Копылова Т.И.)
("Международный бухгалтерский учет", 2024, NN 9, 10)В бухгалтерском учете организаций, выпускающих продукцию, все расходы на продажу рекомендуется списывать в дебет счета 90 "Продажи", субсчет "Коммерческие расходы", в полном объеме, кроме расходов на упаковку продукции и транспортных расходов. Расходы на тару, упаковку продукции на складе и транспортные расходы рекомендуется распределять между отдельными видами проданной готовой продукции. Распределение этих расходов зависит от отраслевых особенностей производства, от ассортимента выпускаемой продукции, ее специфических качеств, нестандартного объема или ограниченного выпуска продукции по специальному заказу и других особенностей выпускаемой продукции в зависимости от вида производственной деятельности. Расходы на тару и упаковку продукции, специфичной для отдельных видов, относят в себестоимость продаж по прямому признаку на основании учетных первичных документов. Если такой метод распределения невозможен, то эти расходы могут распределяться пропорционально производственной себестоимости проданной продукции покупателям, исходя из веса, объема продукции или иной базы распределения, которую можно утвердить в учетной политике организации. Аналогично распределяются транспортные расходы.
"Годовой отчет 2024"
(Крутякова Т.Л.)
("АйСи Групп", 2024)Принятый организацией торговли порядок учета транспортно-заготовительных расходов должен быть отражен в приказе об учетной политике.
(Крутякова Т.Л.)
("АйСи Групп", 2024)Принятый организацией торговли порядок учета транспортно-заготовительных расходов должен быть отражен в приказе об учетной политике.
Статья: Способ распределения транспортных расходов при покупке товаров
("Практическая бухгалтерия", 2023, N 7)Сумма транспортных расходов, подлежащая списанию = Сумма транспортных расходов, относящаяся к остатку товаров на начало месяца + Сумма транспортных расходов, понесенных организацией в текущем месяце x Сумма транспортных расходов, относящаяся к остатку товаров на конец месяца.
("Практическая бухгалтерия", 2023, N 7)Сумма транспортных расходов, подлежащая списанию = Сумма транспортных расходов, относящаяся к остатку товаров на начало месяца + Сумма транспортных расходов, понесенных организацией в текущем месяце x Сумма транспортных расходов, относящаяся к остатку товаров на конец месяца.
"Годовой отчет для казенных учреждений - 2022"
(под общ. ред. д. э. н. Ю.А. Васильева)
("БиТуБи", 2022)В учетной политике учреждения необходимо предусмотреть порядок уточнения первоначальной стоимости материальных запасов, приобретенных учреждением, но находящихся в пути и признанных в бюджетном учете в оценке, определенной государственным контрактом (договором).
(под общ. ред. д. э. н. Ю.А. Васильева)
("БиТуБи", 2022)В учетной политике учреждения необходимо предусмотреть порядок уточнения первоначальной стоимости материальных запасов, приобретенных учреждением, но находящихся в пути и признанных в бюджетном учете в оценке, определенной государственным контрактом (договором).
"Годовой отчет для автономных учреждений - 2022"
(под общ. ред. д. э. н. Ю.А. Васильева)
("БиТуБи", 2022)В учетной политике учреждения необходимо предусмотреть порядок уточнения первоначальной стоимости материальных запасов, приобретенных учреждением, но находящихся в пути и признанных в бухгалтерском учете в оценке, предусмотренной государственным контрактом (договором).
(под общ. ред. д. э. н. Ю.А. Васильева)
("БиТуБи", 2022)В учетной политике учреждения необходимо предусмотреть порядок уточнения первоначальной стоимости материальных запасов, приобретенных учреждением, но находящихся в пути и признанных в бухгалтерском учете в оценке, предусмотренной государственным контрактом (договором).
Статья: Доначисленный НДФЛ, затраты на благоустройство, компенсации клиентам: что учитывать в расходах
(Коновалов Д.)
("Налогообложение, учет и отчетность в коммерческом банке", 2023, N 9)Что касается документального подтверждения расходов, то автотранспортные организации обязаны применять путевые листы в порядке, установленном Приказом Минтранса России от 28.09.2022 N 390, в том числе для подтверждения расходов в целях налогообложения прибыли. Организации, на которые положения Приказа не распространяются, могут использовать путевые листы в качестве одного из документов, подтверждающих расходы на горюче-смазочные материалы, закрепив указанный порядок в учетной политике, для целей налогообложения прибыли.
(Коновалов Д.)
("Налогообложение, учет и отчетность в коммерческом банке", 2023, N 9)Что касается документального подтверждения расходов, то автотранспортные организации обязаны применять путевые листы в порядке, установленном Приказом Минтранса России от 28.09.2022 N 390, в том числе для подтверждения расходов в целях налогообложения прибыли. Организации, на которые положения Приказа не распространяются, могут использовать путевые листы в качестве одного из документов, подтверждающих расходы на горюче-смазочные материалы, закрепив указанный порядок в учетной политике, для целей налогообложения прибыли.
Готовое решение: Когда оформляют товарную накладную по форме N ТОРГ-12
(КонсультантПлюс, 2025)Чтобы не дублировать одни и те же данные в различных документах (в товарной накладной и в товарном разделе товарно-транспортной накладной), организация при отгрузке этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции может применять только форму N 1-Т, утвердив ее в учетной политике в качестве первичного учетного документа, подтверждающего отгрузку (ч. 4 ст. 9 Закона о бухгалтерском учете, п. 4 ПБУ 1/2008).
(КонсультантПлюс, 2025)Чтобы не дублировать одни и те же данные в различных документах (в товарной накладной и в товарном разделе товарно-транспортной накладной), организация при отгрузке этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции может применять только форму N 1-Т, утвердив ее в учетной политике в качестве первичного учетного документа, подтверждающего отгрузку (ч. 4 ст. 9 Закона о бухгалтерском учете, п. 4 ПБУ 1/2008).
Готовое решение: Как учреждению отразить в учете ГСМ
(КонсультантПлюс, 2025)Считаем, что топливная карта, которая по условиям договора является собственностью выпустившей ее компании и служит носителем информации о произведенных авансах в оплату получаемых ГСМ, не является самостоятельным объектом бухгалтерского учета, учитываемым на балансовых счетах учреждения. Примените забалансовый счет, открываемый по аналогии со счетом 03 "Бланки строгой отчетности". Вывод основан на положениях Письма Минфина России от 02.10.2018 N 02-07-10/70752 в отношении транспортной карты.
(КонсультантПлюс, 2025)Считаем, что топливная карта, которая по условиям договора является собственностью выпустившей ее компании и служит носителем информации о произведенных авансах в оплату получаемых ГСМ, не является самостоятельным объектом бухгалтерского учета, учитываемым на балансовых счетах учреждения. Примените забалансовый счет, открываемый по аналогии со счетом 03 "Бланки строгой отчетности". Вывод основан на положениях Письма Минфина России от 02.10.2018 N 02-07-10/70752 в отношении транспортной карты.
Статья: Когда полевое довольствие подлежит обложению НДФЛ
(Мокрецов О.)
("ЭЖ-Бухгалтер", 2025, N 10)В рассматриваемом случае работники компании фактически не понесли расходы, связанные с проживанием вне места постоянного жительства, поскольку проживали в бытовых вагончиках работодателя, а также доставка сотрудников от места проживания к месту выполнения работ и возвращение домой на выходные дни и обратно осуществлялись с использованием транспортных средств, принадлежащих компании. Отчеты и документы, подтверждающие расходы, не составлялись.
(Мокрецов О.)
("ЭЖ-Бухгалтер", 2025, N 10)В рассматриваемом случае работники компании фактически не понесли расходы, связанные с проживанием вне места постоянного жительства, поскольку проживали в бытовых вагончиках работодателя, а также доставка сотрудников от места проживания к месту выполнения работ и возвращение домой на выходные дни и обратно осуществлялись с использованием транспортных средств, принадлежащих компании. Отчеты и документы, подтверждающие расходы, не составлялись.
Статья: Бухгалтерский и налоговый учет НЗП - пытаемся сблизить
(Жоголев А.А., Елина Л.А.)
("Главная книга", 2025, N 8)Бухучет. А как торговая организация распределяет прямые транспортные расходы в бухучете? Здесь, как и в налоговом учете, два варианта: либо включить их в фактическую себестоимость товаров при их покупке, либо отнести на расходы на продажу <14>. То есть можно сделать так, чтобы бухучет этих расходов совпадал с их налоговым учетом. Для этого в бухгалтерской учетной политике перечень прямых расходов надо сделать таким же, как в ст. 320 НК РФ. А также указать, что алгоритм распределения транспортных расходов и в налоговом, и в бухгалтерском учете одинаковый.
(Жоголев А.А., Елина Л.А.)
("Главная книга", 2025, N 8)Бухучет. А как торговая организация распределяет прямые транспортные расходы в бухучете? Здесь, как и в налоговом учете, два варианта: либо включить их в фактическую себестоимость товаров при их покупке, либо отнести на расходы на продажу <14>. То есть можно сделать так, чтобы бухучет этих расходов совпадал с их налоговым учетом. Для этого в бухгалтерской учетной политике перечень прямых расходов надо сделать таким же, как в ст. 320 НК РФ. А также указать, что алгоритм распределения транспортных расходов и в налоговом, и в бухгалтерском учете одинаковый.
Статья: Особенности работы транспортных компаний при выполнении контрактов в целях ГОЗ
(Ганичева А.П.)
("Оборонно-промышленный комплекс: управление, экономика и финансы, право", 2021, N 2)- определить порядок ведения раздельного учета ресурсов (для транспортной компании это, скорее всего, будут денежные средства, дебиторская и кредиторская задолженность, трудовые ресурсы, финансовый результат по объекту учета;
(Ганичева А.П.)
("Оборонно-промышленный комплекс: управление, экономика и финансы, право", 2021, N 2)- определить порядок ведения раздельного учета ресурсов (для транспортной компании это, скорее всего, будут денежные средства, дебиторская и кредиторская задолженность, трудовые ресурсы, финансовый результат по объекту учета;