Учетная политика органа власти
Подборка наиболее важных документов по запросу Учетная политика органа власти (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Как уменьшить штраф, если отчетность не сдана из-за болезни главбуха
("Практическая бухгалтерия", 2024, N 2)Порядок передачи документов при смене главного бухгалтера необходимо установить в рамках формирования учетной политики учреждения - п. 14 Инструкции по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утвержденной Приказом Минфина России от 01.12.2010 N 157н.
("Практическая бухгалтерия", 2024, N 2)Порядок передачи документов при смене главного бухгалтера необходимо установить в рамках формирования учетной политики учреждения - п. 14 Инструкции по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утвержденной Приказом Минфина России от 01.12.2010 N 157н.
Статья: Понятие и виды финансовых активов. Особенности квалификации
(Болотова О.В.)
("Финансовое право", 2022, N 2)<17> Пункт 6 Положения по бухгалтерскому учету "Учетная политика организации" (ПБУ 1/2008), утвержденного Приказом Минфина России от 6 октября 2008 г. N 106н // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 2008. N 44; пункты 2.12, 4.59 Концептуальных основ формирования финансовой отчетности.
(Болотова О.В.)
("Финансовое право", 2022, N 2)<17> Пункт 6 Положения по бухгалтерскому учету "Учетная политика организации" (ПБУ 1/2008), утвержденного Приказом Минфина России от 6 октября 2008 г. N 106н // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 2008. N 44; пункты 2.12, 4.59 Концептуальных основ формирования финансовой отчетности.
Нормативные акты
Постановление Правительства РФ от 26.12.2005 N 812
(ред. от 28.10.2022)
"О размере и порядке выплаты суточных и надбавок к суточным при служебных командировках на территории иностранных государств работников, заключивших трудовой договор о работе в федеральных государственных органах, работников государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, федеральных государственных учреждений, военнослужащих, проходящих военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, федеральных органах исполнительной власти и федеральных государственных органах, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, а также о размере и порядке возмещения указанным военнослужащим дополнительных расходов при служебных командировках на территории иностранных государств"При отсутствии документов, подтверждающих использование служебного транспорта, работником, военнослужащим представляется служебная записка (справка, рапорт, заявление и другое) и (или) иной документ, установленный в рамках учетной политики или актами федерального государственного органа, государственного внебюджетного фонда Российской Федерации, федерального государственного учреждения, федерального органа исполнительной власти или федерального государственного органа, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, о фактическом сроке пребывания работника, военнослужащего в служебной командировке.
(ред. от 28.10.2022)
"О размере и порядке выплаты суточных и надбавок к суточным при служебных командировках на территории иностранных государств работников, заключивших трудовой договор о работе в федеральных государственных органах, работников государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, федеральных государственных учреждений, военнослужащих, проходящих военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, федеральных органах исполнительной власти и федеральных государственных органах, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, а также о размере и порядке возмещения указанным военнослужащим дополнительных расходов при служебных командировках на территории иностранных государств"При отсутствии документов, подтверждающих использование служебного транспорта, работником, военнослужащим представляется служебная записка (справка, рапорт, заявление и другое) и (или) иной документ, установленный в рамках учетной политики или актами федерального государственного органа, государственного внебюджетного фонда Российской Федерации, федерального государственного учреждения, федерального органа исполнительной власти или федерального государственного органа, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, о фактическом сроке пребывания работника, военнослужащего в служебной командировке.
Приказ Минфина России от 06.10.2008 N 106н
(ред. от 07.02.2020)
"Об утверждении положений по бухгалтерскому учету"
(вместе с "Положением по бухгалтерскому учету "Учетная политика организации" (ПБУ 1/2008)", "Положением по бухгалтерскому учету "Изменения оценочных значений" (ПБУ 21/2008)")
(Зарегистрировано в Минюсте России 27.10.2008 N 12522)2. Признать утратившим силу Приказ Министерства финансов Российской Федерации от 9 декабря 1998 г. N 60н "Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету "Учетная политика организации" ПБУ 1/98" (Приказ зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 31 декабря 1998 г., регистрационный номер 1673; Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти, N 2, 11 января 1999 г.; "Российская газета", N 10, 20 января 1999 г.).
(ред. от 07.02.2020)
"Об утверждении положений по бухгалтерскому учету"
(вместе с "Положением по бухгалтерскому учету "Учетная политика организации" (ПБУ 1/2008)", "Положением по бухгалтерскому учету "Изменения оценочных значений" (ПБУ 21/2008)")
(Зарегистрировано в Минюсте России 27.10.2008 N 12522)2. Признать утратившим силу Приказ Министерства финансов Российской Федерации от 9 декабря 1998 г. N 60н "Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету "Учетная политика организации" ПБУ 1/98" (Приказ зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 31 декабря 1998 г., регистрационный номер 1673; Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти, N 2, 11 января 1999 г.; "Российская газета", N 10, 20 января 1999 г.).
Вопрос: Об определении объекта налогообложения и налоговой базы по налогу на имущество организаций.
(Письмо ФНС России от 02.02.2023 N БС-3-21/1299@)Таким образом, для организаций, применяющих Федеральный стандарт бухгалтерского учета ФСБУ 6/2020 "Основные средства", утвержденный приказом Минфина России от 17.09.2020 N 204н (далее - ФСБУ 6/2020), налоговая база по налогу в отношении объектов налогообложения, указанных в подпункте 1 пункта 1 статьи 374 Кодекса, определяется исходя из установленных правил по ведению бухгалтерского учета основных средств, утвержденных организацией в своей учетной политике с учетом требований ФСБУ 6/2020.
(Письмо ФНС России от 02.02.2023 N БС-3-21/1299@)Таким образом, для организаций, применяющих Федеральный стандарт бухгалтерского учета ФСБУ 6/2020 "Основные средства", утвержденный приказом Минфина России от 17.09.2020 N 204н (далее - ФСБУ 6/2020), налоговая база по налогу в отношении объектов налогообложения, указанных в подпункте 1 пункта 1 статьи 374 Кодекса, определяется исходя из установленных правил по ведению бухгалтерского учета основных средств, утвержденных организацией в своей учетной политике с учетом требований ФСБУ 6/2020.
Статья: Оформление копий документов
(Доронина Л.А.)
("Делопроизводство", 2023, N 1)Может быть и наоборот - копия электронного документа формируется на бумажном носителе. Организация распечатывает электронный документ на бумажном носителе, формируя тем самым копию электронного документа с отметкой о подписании документа электронной подписью, и заверяет личной подписью руководителя организации или лица, которому предоставлены полномочия по заверению копий электронных документов, оформляет отметку о заверении копии по рассмотренным выше правилам ГОСТ Р 7.0.97-2016 или по требованиям вышестоящих органов власти и управления в определенной сфере деятельности.
(Доронина Л.А.)
("Делопроизводство", 2023, N 1)Может быть и наоборот - копия электронного документа формируется на бумажном носителе. Организация распечатывает электронный документ на бумажном носителе, формируя тем самым копию электронного документа с отметкой о подписании документа электронной подписью, и заверяет личной подписью руководителя организации или лица, которому предоставлены полномочия по заверению копий электронных документов, оформляет отметку о заверении копии по рассмотренным выше правилам ГОСТ Р 7.0.97-2016 или по требованиям вышестоящих органов власти и управления в определенной сфере деятельности.
Вопрос: О ведении радиочастотной службой учета доходов по плате пользователей радиочастотного спектра в ГИИС "Электронный бюджет" по группе плательщиков дохода.
(Письмо Минфина России от 23.06.2025 N 02-06-09/61090)Согласно положениям пункта 3 Инструкции по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утвержденной приказом Министерства финансов Российской Федерации от 01.12.2010 N 157н, аналитический учет расчетов по доходам (расходам) осуществляется в разрезе контрагентов (идентификаторов контрагентов) и (или) групп контрагентов в случаях, предусмотренных Инструкцией N 157н, правовых оснований, включая даты исполнения, а также иных показателей, предусмотренных Инструкцией N 157н и учетной политикой.
(Письмо Минфина России от 23.06.2025 N 02-06-09/61090)Согласно положениям пункта 3 Инструкции по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утвержденной приказом Министерства финансов Российской Федерации от 01.12.2010 N 157н, аналитический учет расчетов по доходам (расходам) осуществляется в разрезе контрагентов (идентификаторов контрагентов) и (или) групп контрагентов в случаях, предусмотренных Инструкцией N 157н, правовых оснований, включая даты исполнения, а также иных показателей, предусмотренных Инструкцией N 157н и учетной политикой.
"Финансовое право (право публичных финансов): доктрина, законодательство, судебная практика, сравнительно-правовой анализ: учебник"
(том I)
(под науч. ред. Д.В. Винницкого)
("Юстицинформ", 2023)Впрочем, сложно утверждать, что налогово-правовой метод также в полной мере обладает чертами конформизма. Действительно, в налоговом праве определенные виды субъектов, выступающие в качестве налогоплательщиков, в значительной степени сами могут инициировать правоотношения (например, они вправе обращаться в финансовые органы за предоставлением отсрочек). Налогоплательщики вправе: предлагать некоторые способы обеспечения обязанностей по уплате налогов и сборов (гл. 11 НК РФ), просить предоставить инвестиционный налоговый кредит, обращаться за разъяснениями законодательства, самостоятельно формировать учетную политику, инициировать переход на специальный налоговый режим (например, упрощенную систему налогообложения) и т.п. Таким же образом и участники налоговых отношений, наделенные властными полномочиями, в определенных случаях способны проявлять правовую инициативу в рамках налоговых отношений. Так, налоговые органы могут по собственной инициативе приступить к выездной или камеральной проверке налогоплательщика или налогового агента, и НК РФ на стадии изъявления подобной инициативы не устанавливает существенных ограничений.
(том I)
(под науч. ред. Д.В. Винницкого)
("Юстицинформ", 2023)Впрочем, сложно утверждать, что налогово-правовой метод также в полной мере обладает чертами конформизма. Действительно, в налоговом праве определенные виды субъектов, выступающие в качестве налогоплательщиков, в значительной степени сами могут инициировать правоотношения (например, они вправе обращаться в финансовые органы за предоставлением отсрочек). Налогоплательщики вправе: предлагать некоторые способы обеспечения обязанностей по уплате налогов и сборов (гл. 11 НК РФ), просить предоставить инвестиционный налоговый кредит, обращаться за разъяснениями законодательства, самостоятельно формировать учетную политику, инициировать переход на специальный налоговый режим (например, упрощенную систему налогообложения) и т.п. Таким же образом и участники налоговых отношений, наделенные властными полномочиями, в определенных случаях способны проявлять правовую инициативу в рамках налоговых отношений. Так, налоговые органы могут по собственной инициативе приступить к выездной или камеральной проверке налогоплательщика или налогового агента, и НК РФ на стадии изъявления подобной инициативы не устанавливает существенных ограничений.
Вопрос: О применении в целях налога на прибыль коэффициента к норме амортизации ОС, включенных в реестр радиоэлектронной продукции, и соотнесении кодов ОКОФ и ОКПД 2 для определения амортизационной группы ОС.
(Письмо Минфина России от 11.07.2023 N 03-03-06/1/64410)В случае если амортизируемое основное средство, включенное на дату ввода в эксплуатацию в Реестр, введено в эксплуатацию до 01.01.2023, то, по мнению Департамента, применение специального коэффициента, предусмотренного подпунктом 5 пункта 2 статьи 259.3 Кодекса, к основной норме амортизации в отношении такого основного средства возможно, но не ранее чем с 01.01.2023, при условии, что учетной политикой для целей налогообложения на соответствующий год предусмотрено применение повышающего коэффициента.
(Письмо Минфина России от 11.07.2023 N 03-03-06/1/64410)В случае если амортизируемое основное средство, включенное на дату ввода в эксплуатацию в Реестр, введено в эксплуатацию до 01.01.2023, то, по мнению Департамента, применение специального коэффициента, предусмотренного подпунктом 5 пункта 2 статьи 259.3 Кодекса, к основной норме амортизации в отношении такого основного средства возможно, но не ранее чем с 01.01.2023, при условии, что учетной политикой для целей налогообложения на соответствующий год предусмотрено применение повышающего коэффициента.
"Ревизии и проверки государственных (муниципальных) учреждений - 2022"
(под общ. ред. д. э. н. Ю.А. Васильева)
("БиТуБи", 2022)Единая учетная политика формируется также при передаче Федеральному казначейству, финансовому органу субъекта РФ, финансовому органу муниципального образования (уполномоченным органам) полномочий соответственно федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местной администрации (их территориальных органов, подведомственных казенных учреждений) по начислению физическим лицам выплат по оплате труда и иных выплат, а также связанных с ними обязательных платежей в бюджеты бюджетной системы РФ и их перечислению, по ведению бюджетного учета, включая составление и представление бюджетной отчетности, консолидированной отчетности бюджетных и автономных учреждений, иной обязательной отчетности, формируемой на основании данных бюджетного учета, по обеспечению представления такой отчетности в соответствующие государственные (муниципальные) органы с учетом общих требований к передаче этих полномочий, установленных Правительством РФ.
(под общ. ред. д. э. н. Ю.А. Васильева)
("БиТуБи", 2022)Единая учетная политика формируется также при передаче Федеральному казначейству, финансовому органу субъекта РФ, финансовому органу муниципального образования (уполномоченным органам) полномочий соответственно федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местной администрации (их территориальных органов, подведомственных казенных учреждений) по начислению физическим лицам выплат по оплате труда и иных выплат, а также связанных с ними обязательных платежей в бюджеты бюджетной системы РФ и их перечислению, по ведению бюджетного учета, включая составление и представление бюджетной отчетности, консолидированной отчетности бюджетных и автономных учреждений, иной обязательной отчетности, формируемой на основании данных бюджетного учета, по обеспечению представления такой отчетности в соответствующие государственные (муниципальные) органы с учетом общих требований к передаче этих полномочий, установленных Правительством РФ.
Статья: Система нормативного регулирования бухгалтерского учета и отчетности в государственном секторе России
(Черткова А.В.)
("Международный бухгалтерский учет", 2025, N 9)Дальнейший уровень нормативного регулирования включает ведомственное регулирование бухгалтерского учета и отчетности. Этот уровень содержит акты, разрабатываемые учредителями государственных (муниципальных) учреждений. Подобными нормативными документами являются приказы о сроках представления квартальной и годовой бюджетной и бухгалтерской отчетности бюджетными, казенными и автономными учреждениями, подведомственными тому или иному исполнительному органу власти.
(Черткова А.В.)
("Международный бухгалтерский учет", 2025, N 9)Дальнейший уровень нормативного регулирования включает ведомственное регулирование бухгалтерского учета и отчетности. Этот уровень содержит акты, разрабатываемые учредителями государственных (муниципальных) учреждений. Подобными нормативными документами являются приказы о сроках представления квартальной и годовой бюджетной и бухгалтерской отчетности бюджетными, казенными и автономными учреждениями, подведомственными тому или иному исполнительному органу власти.
Последние изменения: Приемка результатов исполнения контракта по Закону N 44-ФЗ
(КонсультантПлюс, 2025)Такая обязанность возникает у отдельных федеральных органов исполнительной власти, их территориальных органов и подведомственных им федеральных казенных учреждений, когда по решению Правительства РФ бюджетный учет этих заказчиков ведет уполномоченная организация. Другие учреждения по-прежнему могут использовать форму акта до наступления срока ее обязательного применения (до 1 января 2024 г.), если это предусмотрено учетной политикой (п. 2 Приказа).
(КонсультантПлюс, 2025)Такая обязанность возникает у отдельных федеральных органов исполнительной власти, их территориальных органов и подведомственных им федеральных казенных учреждений, когда по решению Правительства РФ бюджетный учет этих заказчиков ведет уполномоченная организация. Другие учреждения по-прежнему могут использовать форму акта до наступления срока ее обязательного применения (до 1 января 2024 г.), если это предусмотрено учетной политикой (п. 2 Приказа).
Статья: Учреждение получило грант: бухучет в 2023 году
(Артемова И.В.)
("Советник в сфере образования", 2023, N 9)Таким образом, если учреждение, самостоятельно ведущее учет, применяет в 2023 году Приказ N 100н согласно своей учетной политике, оно обязано применять извещение (ф. 0510453) для начисления дохода от гранта, предоставленного органом власти.
(Артемова И.В.)
("Советник в сфере образования", 2023, N 9)Таким образом, если учреждение, самостоятельно ведущее учет, применяет в 2023 году Приказ N 100н согласно своей учетной политике, оно обязано применять извещение (ф. 0510453) для начисления дохода от гранта, предоставленного органом власти.
"Годовой отчет для казенных учреждений - 2022"
(под общ. ред. д. э. н. Ю.А. Васильева)
("БиТуБи", 2022)В случае ведения бюджетного учета уполномоченной организацией (в рамках переданных по решению Правительства РФ полномочий отдельных федеральных органов исполнительной власти, их территориальных органов и подведомственных им федеральных казенных учреждений) данные формы не нужно включать в учетную политику, поскольку указанные субъекты учета применяют Приказ N 61н с 2022 года.
(под общ. ред. д. э. н. Ю.А. Васильева)
("БиТуБи", 2022)В случае ведения бюджетного учета уполномоченной организацией (в рамках переданных по решению Правительства РФ полномочий отдельных федеральных органов исполнительной власти, их территориальных органов и подведомственных им федеральных казенных учреждений) данные формы не нужно включать в учетную политику, поскольку указанные субъекты учета применяют Приказ N 61н с 2022 года.