Учетная политика электронная подпись
Подборка наиболее важных документов по запросу Учетная политика электронная подпись (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 07.10.2025 N 08АП-3303/2025 по делу N А70-18867/2023
Требование: Об обязании передать документы.
Решение: Судом первой инстанции требование удовлетворено в части. Решение первой инстанции изменено.Как следует из пояснений ответчика, новая редакция типовой учетной политики, на которую ориентируется ответчик в своей деятельности в настоящее время, "взята" в сети "Интернет" после 12.12.2023, однако, как и ранее, обществом не утверждалась ни на бумажном носителе, ни электронной подписью, приказ об ее утверждении не издавался.
Требование: Об обязании передать документы.
Решение: Судом первой инстанции требование удовлетворено в части. Решение первой инстанции изменено.Как следует из пояснений ответчика, новая редакция типовой учетной политики, на которую ориентируется ответчик в своей деятельности в настоящее время, "взята" в сети "Интернет" после 12.12.2023, однако, как и ранее, обществом не утверждалась ни на бумажном носителе, ни электронной подписью, приказ об ее утверждении не издавался.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Типовая ситуация: Первичные документы по ФСБУ 27/2021: оформление, принятие к учету, исправление
(Издательство "Главная книга", 2025)Электронный первичный документ можно принять к учету и подтвердить им расходы для налога на прибыль, если он подписан УКЭП. Внутренние документы организации с простой или усиленной неквалифицированной ЭП можно принять к учету, если это предусмотрено учетной политикой, внешние - если есть соглашение с контрагентом о применении таких документов (ст. 6 Закона об электронной подписи, п. 17 ФСБУ 27/2021, Письмо Минфина от 14.11.2022 N 03-03-06/1/110658).
(Издательство "Главная книга", 2025)Электронный первичный документ можно принять к учету и подтвердить им расходы для налога на прибыль, если он подписан УКЭП. Внутренние документы организации с простой или усиленной неквалифицированной ЭП можно принять к учету, если это предусмотрено учетной политикой, внешние - если есть соглашение с контрагентом о применении таких документов (ст. 6 Закона об электронной подписи, п. 17 ФСБУ 27/2021, Письмо Минфина от 14.11.2022 N 03-03-06/1/110658).
Вопрос: Можно ли перейти на электронный документооборот с контрагентом, если договор в письменном виде не заключен, и есть ли риски при принятии расходов по налогу на прибыль и вычету НДС по актам и счетам-фактурам, полученным по ЭДО?
(Консультация эксперта, УФНС России по Курганской обл., 2025)закрепить в учетной политике организации правила применения электронного документооборота, а также выбор используемого вида электронной подписи.
(Консультация эксперта, УФНС России по Курганской обл., 2025)закрепить в учетной политике организации правила применения электронного документооборота, а также выбор используемого вида электронной подписи.
Нормативные акты
Приказ Минфина России от 23.12.2010 N 183н
(ред. от 05.05.2023)
"Об утверждении Плана счетов бухгалтерского учета автономных учреждений и Инструкции по его применению"
(Зарегистрировано в Минюсте России 04.02.2011 N 19713)3. При ведении бухгалтерского учета хозяйственные операции автономных учреждений в зависимости от их экономического содержания отражаются на основании первичных учетных документов, составленных в том числе в форме электронного документа, подписанного в соответствии с законодательством Российской Федерации квалифицированной электронной подписью или простой электронной подписью, на счетах утвержденного в рамках формирования учетной политики автономным учреждением Рабочего плана счетов, на счетах Рабочего плана счетов централизованного бухгалтерского учета, утвержденного централизованной бухгалтерией в рамках формирования единой учетной политики при централизации учета (далее при совместном упоминании - Рабочий план счетов, учетная политика), содержащих в структуре номера счета:
(ред. от 05.05.2023)
"Об утверждении Плана счетов бухгалтерского учета автономных учреждений и Инструкции по его применению"
(Зарегистрировано в Минюсте России 04.02.2011 N 19713)3. При ведении бухгалтерского учета хозяйственные операции автономных учреждений в зависимости от их экономического содержания отражаются на основании первичных учетных документов, составленных в том числе в форме электронного документа, подписанного в соответствии с законодательством Российской Федерации квалифицированной электронной подписью или простой электронной подписью, на счетах утвержденного в рамках формирования учетной политики автономным учреждением Рабочего плана счетов, на счетах Рабочего плана счетов централизованного бухгалтерского учета, утвержденного централизованной бухгалтерией в рамках формирования единой учетной политики при централизации учета (далее при совместном упоминании - Рабочий план счетов, учетная политика), содержащих в структуре номера счета:
Федеральный закон от 06.12.2011 N 402-ФЗ
(ред. от 26.12.2024)
"О бухгалтерском учете"4) требования к учетной политике, в том числе к определению условий ее изменения, инвентаризации активов и обязательств, документам бухгалтерского учета и документообороту в бухгалтерском учете, в том числе виды электронных подписей, используемых для подписания документов бухгалтерского учета;
(ред. от 26.12.2024)
"О бухгалтерском учете"4) требования к учетной политике, в том числе к определению условий ее изменения, инвентаризации активов и обязательств, документам бухгалтерского учета и документообороту в бухгалтерском учете, в том числе виды электронных подписей, используемых для подписания документов бухгалтерского учета;
Статья: Что указать в учетной политике при внедрении ЭДО
(Шихов А.Ю.)
("Советник в сфере образования", 2023, N 6)2. Обеспечить сотрудников простыми электронными подписями (ПЭП) и квалифицированными цифровыми подписями (ЭЦП) согласно Приложению N XX к Учетной политике до 1 ноября 2023 года.
(Шихов А.Ю.)
("Советник в сфере образования", 2023, N 6)2. Обеспечить сотрудников простыми электронными подписями (ПЭП) и квалифицированными цифровыми подписями (ЭЦП) согласно Приложению N XX к Учетной политике до 1 ноября 2023 года.
"Казенные учреждения: бюджетный учет и отчетность: Учебник"
(Маслова Т.С., Журавлева Т.А.)
(под ред. Т.С. Масловой)
("Магистр", "ИНФРА-М", 2023)Рабочий план счетов бухгалтерского бюджетного учета, другие документы учетной политики, средства, обеспечивающие воспроизведение электронных документов, а также проверку подлинности электронной подписи, должны храниться учреждениями не менее пяти лет после года, в котором они использовались для составления бухгалтерской (финансовой) отчетности в последний раз.
(Маслова Т.С., Журавлева Т.А.)
(под ред. Т.С. Масловой)
("Магистр", "ИНФРА-М", 2023)Рабочий план счетов бухгалтерского бюджетного учета, другие документы учетной политики, средства, обеспечивающие воспроизведение электронных документов, а также проверку подлинности электронной подписи, должны храниться учреждениями не менее пяти лет после года, в котором они использовались для составления бухгалтерской (финансовой) отчетности в последний раз.
Готовое решение: Как составить справку-расчет к больничному листу
(КонсультантПлюс, 2025)Справка-расчет, используемая для расчета пособия, относится к первичным документам, поэтому должна соответствовать требованиям, установленным Законом о бухгалтерском учете. Утвердите самостоятельно разработанную форму такой справки в учетной политике (п. 4 ФСБУ 27/2021 "Документы и документооборот в бухгалтерском учете", ч. 4 ст. 9 Закона о бухгалтерском учете, п. 4 ПБУ 1/2008 "Учетная политика организации").
(КонсультантПлюс, 2025)Справка-расчет, используемая для расчета пособия, относится к первичным документам, поэтому должна соответствовать требованиям, установленным Законом о бухгалтерском учете. Утвердите самостоятельно разработанную форму такой справки в учетной политике (п. 4 ФСБУ 27/2021 "Документы и документооборот в бухгалтерском учете", ч. 4 ст. 9 Закона о бухгалтерском учете, п. 4 ПБУ 1/2008 "Учетная политика организации").
Статья: ФСБУ 28/2023 "Инвентаризация": что новенького
(Елина Л.А.)
("Главная книга", 2025, N 3)Документы. Документы инвентаризации можно составлять на бумаге и (или) в электронном виде, тогда их надо подписывать электронной подписью.
(Елина Л.А.)
("Главная книга", 2025, N 3)Документы. Документы инвентаризации можно составлять на бумаге и (или) в электронном виде, тогда их надо подписывать электронной подписью.
Статья: В каком формате обмениваться документами с контрагентами через ЭДО
(Катаева Н.Н.)
("Главная книга", 2025, N 5)- или по формам, утвержденным организацией в составе учетной политики. Их надо разработать самостоятельно или использовать рекомендованные. Главное, чтобы документ содержал все обязательные реквизиты.
(Катаева Н.Н.)
("Главная книга", 2025, N 5)- или по формам, утвержденным организацией в составе учетной политики. Их надо разработать самостоятельно или использовать рекомендованные. Главное, чтобы документ содержал все обязательные реквизиты.
"Упрощенка: доходы минус расходы"
(5-е издание, переработанное и дополненное)
(Крутякова Т.Л.)
("АйСи Групп", 2023)В соответствии со ст. 29 Закона "О бухгалтерском учете" документы учетной политики, стандарты экономического субъекта, другие документы, связанные с организацией и ведением бухгалтерского учета, в том числе средства, обеспечивающие воспроизведение электронных документов, а также проверку подлинности электронной подписи, подлежат хранению не менее пяти лет после года, в котором они использовались для составления бухгалтерской (финансовой) отчетности в последний раз.
(5-е издание, переработанное и дополненное)
(Крутякова Т.Л.)
("АйСи Групп", 2023)В соответствии со ст. 29 Закона "О бухгалтерском учете" документы учетной политики, стандарты экономического субъекта, другие документы, связанные с организацией и ведением бухгалтерского учета, в том числе средства, обеспечивающие воспроизведение электронных документов, а также проверку подлинности электронной подписи, подлежат хранению не менее пяти лет после года, в котором они использовались для составления бухгалтерской (финансовой) отчетности в последний раз.
Готовое решение: Каков порядок ведения карточки количественно-суммового учета материальных ценностей (ф. 0504041)
(КонсультантПлюс, 2025)Если карточки вы формируете в электронном виде, то и хранить их можно в таком же формате. Распечатывать не обязательно. Единственное условие - они должны быть заверены электронной подписью. Порядок хранения электронных регистров определите в учетной политике.
(КонсультантПлюс, 2025)Если карточки вы формируете в электронном виде, то и хранить их можно в таком же формате. Распечатывать не обязательно. Единственное условие - они должны быть заверены электронной подписью. Порядок хранения электронных регистров определите в учетной политике.
Тематический выпуск: Учетная политика предприятия для целей налогообложения на 2025 год
(под ред. А.В. Брызгалина)
("Налоги и финансовое право", 2025, N 2)В связи с вышеизложенным мы рекомендуем при принятии учетной политики для целей налогообложения определить должностное лицо (должность), которое будет уполномочено на заверение копий документов, истребуемых налоговым органом при проведении налоговых проверок.
(под ред. А.В. Брызгалина)
("Налоги и финансовое право", 2025, N 2)В связи с вышеизложенным мы рекомендуем при принятии учетной политики для целей налогообложения определить должностное лицо (должность), которое будет уполномочено на заверение копий документов, истребуемых налоговым органом при проведении налоговых проверок.
Тематический выпуск: Учетная политика предприятия для целей бухгалтерского учета на 2023 год
(под ред. А.В. Брызгалина)
("Налоги и финансовое право", 2023, N 3)10. Установить, что в отдельных случаях форма первичного документа, а также составление и передача документов в электронной форме с электронной подписью могут быть утверждены отдельным распоряжением (приказом или иным организационно-распорядительным документом) руководителя или договором. При этом документ в обязательном порядке должен содержать реквизиты, установленные ст. 9 Закона "О бухгалтерском учете".
(под ред. А.В. Брызгалина)
("Налоги и финансовое право", 2023, N 3)10. Установить, что в отдельных случаях форма первичного документа, а также составление и передача документов в электронной форме с электронной подписью могут быть утверждены отдельным распоряжением (приказом или иным организационно-распорядительным документом) руководителя или договором. При этом документ в обязательном порядке должен содержать реквизиты, установленные ст. 9 Закона "О бухгалтерском учете".