Учетная политика для целей налогообложения 2017
Подборка наиболее важных документов по запросу Учетная политика для целей налогообложения 2017 (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Перспективы и риски арбитражного спора: Налог на прибыль: Налоговый орган доначислил налог на прибыль (предложил уменьшить убыток) в связи с включением прямых расходов в состав косвенных
(КонсультантПлюс, 2025)Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 05.06.2018 N Ф06-32863/2018 по делу N А12-26817/2017
(КонсультантПлюс, 2025)Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 05.06.2018 N Ф06-32863/2018 по делу N А12-26817/2017
Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.10.2025 N 14АП-3025/2025 по делу N А13-21611/2017
Требование: О прекращении производства по делу в части признания недействительным решения налогового органа в части доначисления налога на прибыль, НДС, начисления пеней и штрафов в связи с отказом истца от требований в данной части, признании недействительным решения налогового органа о привлечении к ответственности в части доначисления налога на прибыль, НДС, начисления пени и штрафа.
Решение: Судом первой инстанции требование удовлетворено в части. Решение первой инстанции изменено.В Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 04.07.2017 N 1440-О указано, что налоговое законодательство не исключает в налоговых правоотношениях действия принципа диспозитивности и допускает возможность выбора налогоплательщиком того или иного метода учетной политики (применения налоговых льгот или отказа от них, применения специальных налоговых режимов и т.п.), которая однако не должна использоваться для неправомерного сокращения налоговых поступлений в бюджет в результате злоупотребления налогоплательщиками своими правомочиями.
Требование: О прекращении производства по делу в части признания недействительным решения налогового органа в части доначисления налога на прибыль, НДС, начисления пеней и штрафов в связи с отказом истца от требований в данной части, признании недействительным решения налогового органа о привлечении к ответственности в части доначисления налога на прибыль, НДС, начисления пени и штрафа.
Решение: Судом первой инстанции требование удовлетворено в части. Решение первой инстанции изменено.В Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 04.07.2017 N 1440-О указано, что налоговое законодательство не исключает в налоговых правоотношениях действия принципа диспозитивности и допускает возможность выбора налогоплательщиком того или иного метода учетной политики (применения налоговых льгот или отказа от них, применения специальных налоговых режимов и т.п.), которая однако не должна использоваться для неправомерного сокращения налоговых поступлений в бюджет в результате злоупотребления налогоплательщиками своими правомочиями.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Тематический выпуск: Основные изменения в Налоговом кодексе РФ в 2024 году
(под ред. А.В. Брызгалина)
("Налоги и финансовое право", 2024, N 1)В силу п. 1 ст. 740 ГК РФ подрядчик обязуется в установленный договором срок построить объект или выполнить иные строительные работы, а заказчик обязуется принять их результат и уплатить обусловленную цену. При этом сдача результатов работ подрядчиком и приемка его заказчиком оформляются актом, подписанным обеими сторонами по форме N КС-2. В соответствии с п. 4 ст. 753 ГК РФ такой акт свидетельствует о передаче результатов работ заказчику. В соответствии со ст. 720, 740, 753 ГК РФ, ст. 249, 271, 274 НК РФ, положениями Федерального закона от 21.11.1996 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" и учетной политикой в целях налогообложения, принятой налогоплательщиком на 2016 - 2017 гг., датой реализации товаров, работ, услуг считается день отгрузки товаров, работ, услуг. Документом, подтверждающим дату реализации строительных работ, на основании всех вышеизложенных норм законодательства является акт приемки выполненных работ формы N КС-2.
(под ред. А.В. Брызгалина)
("Налоги и финансовое право", 2024, N 1)В силу п. 1 ст. 740 ГК РФ подрядчик обязуется в установленный договором срок построить объект или выполнить иные строительные работы, а заказчик обязуется принять их результат и уплатить обусловленную цену. При этом сдача результатов работ подрядчиком и приемка его заказчиком оформляются актом, подписанным обеими сторонами по форме N КС-2. В соответствии с п. 4 ст. 753 ГК РФ такой акт свидетельствует о передаче результатов работ заказчику. В соответствии со ст. 720, 740, 753 ГК РФ, ст. 249, 271, 274 НК РФ, положениями Федерального закона от 21.11.1996 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" и учетной политикой в целях налогообложения, принятой налогоплательщиком на 2016 - 2017 гг., датой реализации товаров, работ, услуг считается день отгрузки товаров, работ, услуг. Документом, подтверждающим дату реализации строительных работ, на основании всех вышеизложенных норм законодательства является акт приемки выполненных работ формы N КС-2.
Тематический выпуск: Актуальные вопросы по налогу на имущество, земельному и транспортному налогам: из практики налогового консультирования
(под ред. А.В. Брызгалина)
("Налоги и финансовое право", 2023, N 10)В силу п. 1 ст. 740 ГК РФ подрядчик обязуется в установленный договором срок построить объект или выполнить иные строительные работы, а заказчик обязуется принять их результат и уплатить обусловленную цену. При этом сдача результатов работ подрядчиком и приемка его заказчиком оформляются актом, подписанным обеими сторонами по форме КС-2. В соответствии с п. 4 ст. 753 ГК РФ такой акт свидетельствует о передаче результатов работ заказчику. В соответствии со ст. 720, 740, 753 ГК РФ, ст. 249, 271, 274 НК РФ, положениями Федерального закона от 21.11.1996 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" и учетной политикой, в целях налогообложения принятой налогоплательщиком на 2016 - 2017 гг., датой реализации товаров, работ, услуг считается день отгрузки товаров, работ, услуг. Документом, подтверждающим дату реализации строительных работ, на основании всех вышеизложенных норм законодательства является акт приемки выполненных работ формы КС-2.
(под ред. А.В. Брызгалина)
("Налоги и финансовое право", 2023, N 10)В силу п. 1 ст. 740 ГК РФ подрядчик обязуется в установленный договором срок построить объект или выполнить иные строительные работы, а заказчик обязуется принять их результат и уплатить обусловленную цену. При этом сдача результатов работ подрядчиком и приемка его заказчиком оформляются актом, подписанным обеими сторонами по форме КС-2. В соответствии с п. 4 ст. 753 ГК РФ такой акт свидетельствует о передаче результатов работ заказчику. В соответствии со ст. 720, 740, 753 ГК РФ, ст. 249, 271, 274 НК РФ, положениями Федерального закона от 21.11.1996 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" и учетной политикой, в целях налогообложения принятой налогоплательщиком на 2016 - 2017 гг., датой реализации товаров, работ, услуг считается день отгрузки товаров, работ, услуг. Документом, подтверждающим дату реализации строительных работ, на основании всех вышеизложенных норм законодательства является акт приемки выполненных работ формы КС-2.
Нормативные акты
Справочная информация: "Формы бюджетной отчетности казенных учреждений и органов власти, формы бухгалтерской отчетности бюджетных и автономных учреждений, формы первичных учетных документов и регистров бухгалтерского учета учреждений"
(Материал подготовлен специалистами КонсультантПлюс)- Статья: Инвентарные карточки для учета нефинансовых активов (Романова Л.) ("Силовые министерства и ведомства: бухгалтерский учет и налогообложение", 2021, N 1)
(Материал подготовлен специалистами КонсультантПлюс)- Статья: Инвентарные карточки для учета нефинансовых активов (Романова Л.) ("Силовые министерства и ведомства: бухгалтерский учет и налогообложение", 2021, N 1)
<Письмо> ФНС России от 11.08.2017 N СА-4-7/15895@
<О направлении обзора судебной практики, связанной с обжалованием налогоплательщиками ненормативных актов налоговых органов, вынесенных по результатам мероприятий налогового контроля, в ходе которых установлены факты получения необоснованной налоговой выгоды путем формального разделения (дробления) бизнеса и искусственного распределения выручки от осуществляемой деятельности на подконтрольных взаимозависимых лиц>Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от 04.07.2017 N 1440-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Бунеева Сергея Петровича на нарушение его конституционных прав положениями статей 146, 153, 154, 247-249 и 274 Налогового кодекса Российской Федерации" сделал вывод о том, что налоговое законодательство не исключает в налоговых правоотношениях действия принципа диспозитивности и допускает возможность выбора налогоплательщиком того или иного метода учетной политики (применения налоговых льгот или отказа от них, применения специальных налоговых режимов и т.п.), которая, однако, не должна использоваться для неправомерного сокращения налоговых поступлений в бюджет в результате злоупотребления налогоплательщиками своими правомочиями.
<О направлении обзора судебной практики, связанной с обжалованием налогоплательщиками ненормативных актов налоговых органов, вынесенных по результатам мероприятий налогового контроля, в ходе которых установлены факты получения необоснованной налоговой выгоды путем формального разделения (дробления) бизнеса и искусственного распределения выручки от осуществляемой деятельности на подконтрольных взаимозависимых лиц>Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от 04.07.2017 N 1440-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Бунеева Сергея Петровича на нарушение его конституционных прав положениями статей 146, 153, 154, 247-249 и 274 Налогового кодекса Российской Федерации" сделал вывод о том, что налоговое законодательство не исключает в налоговых правоотношениях действия принципа диспозитивности и допускает возможность выбора налогоплательщиком того или иного метода учетной политики (применения налоговых льгот или отказа от них, применения специальных налоговых режимов и т.п.), которая, однако, не должна использоваться для неправомерного сокращения налоговых поступлений в бюджет в результате злоупотребления налогоплательщиками своими правомочиями.
Статья: Комментарий к Письму Федеральной налоговой службы от 30.12.2022 N СД-4-2/18011 <Об ответственности за непредставление документов (информации) по требованиям налоговых органов>
(Веселов А.В.)
("Нормативные акты для бухгалтера", 2023, N 7)- вопрос оправданности истребования (в т.ч. по количеству нужных документов). Действительное наличие у компании (ИП) запрошенного зависит от учетной политики, системы налогообложения и взаимодействия с контрагентом.
(Веселов А.В.)
("Нормативные акты для бухгалтера", 2023, N 7)- вопрос оправданности истребования (в т.ч. по количеству нужных документов). Действительное наличие у компании (ИП) запрошенного зависит от учетной политики, системы налогообложения и взаимодействия с контрагентом.
Статья: Учет НДС в обособленном подразделении
(Знаменщиков С.А.)
("Бухгалтерский учет", 2024, N 9)Минфин России неоднократно подчеркивал: плательщиками НДС обособленные подразделения не являются; счета-фактуры по проданным товарам (переданным результатам работ, оказанным услугам) выписываются покупателям (заказчикам) только от имени организации (Письма Минфина России от 04.07.2012 N 03-07-14/61, от 18.05.2017 N 03-07-09/30038). При этом порядковый номер счета-фактуры, выставленный подразделением, может дополняться через разделительный знак "/" (разделительную черту) цифровым индексом обособленного подразделения. Индекс может быть установлен организацией в приказе об учетной политике для налогообложения (подп. "а" п. 1 Правил заполнения счета-фактуры, применяемого при расчетах по налогу на добавленную стоимость, утв. Постановлением Правительства РФ от 26.12.2011 N 1137).
(Знаменщиков С.А.)
("Бухгалтерский учет", 2024, N 9)Минфин России неоднократно подчеркивал: плательщиками НДС обособленные подразделения не являются; счета-фактуры по проданным товарам (переданным результатам работ, оказанным услугам) выписываются покупателям (заказчикам) только от имени организации (Письма Минфина России от 04.07.2012 N 03-07-14/61, от 18.05.2017 N 03-07-09/30038). При этом порядковый номер счета-фактуры, выставленный подразделением, может дополняться через разделительный знак "/" (разделительную черту) цифровым индексом обособленного подразделения. Индекс может быть установлен организацией в приказе об учетной политике для налогообложения (подп. "а" п. 1 Правил заполнения счета-фактуры, применяемого при расчетах по налогу на добавленную стоимость, утв. Постановлением Правительства РФ от 26.12.2011 N 1137).
"Налоговые риски бизнеса"
(Мясников О.А.)
("АйСи Групп", 2024)Налогоплательщик не вправе применять лишь некоторые из них, не учитывая остальные (Определение Верховного Суда РФ от 08.04.2021 N 310-ЭС21-2900 по делу N А36-5234/2017).
(Мясников О.А.)
("АйСи Групп", 2024)Налогоплательщик не вправе применять лишь некоторые из них, не учитывая остальные (Определение Верховного Суда РФ от 08.04.2021 N 310-ЭС21-2900 по делу N А36-5234/2017).
Статья: Финансовые вложения в займы
(Агабекян О.В.)
("Бухгалтерский учет", 2024, N 4)В то же время Минфин России указывает на необходимость учитывать в составе данных расходов как расходы, непосредственно связанные с операциями, освобождаемыми от обложения НДС, так и относящуюся к указанным операциям часть общехозяйственных расходов. При этом налогоплательщики вправе распределять расходы, связанные как с освобождаемыми операциями, так и подлежащими налогообложению, исходя из специальной пропорции, для расчета которой могут быть использованы такие показатели, как: сумма прямых расходов, численность персонала, фонд оплаты труда, стоимость основных фондов и иные показатели, утвержденные учетной политикой для налогообложения (Письмо Минфина России от 03.07.2017 N 03-07-11/41701).
(Агабекян О.В.)
("Бухгалтерский учет", 2024, N 4)В то же время Минфин России указывает на необходимость учитывать в составе данных расходов как расходы, непосредственно связанные с операциями, освобождаемыми от обложения НДС, так и относящуюся к указанным операциям часть общехозяйственных расходов. При этом налогоплательщики вправе распределять расходы, связанные как с освобождаемыми операциями, так и подлежащими налогообложению, исходя из специальной пропорции, для расчета которой могут быть использованы такие показатели, как: сумма прямых расходов, численность персонала, фонд оплаты труда, стоимость основных фондов и иные показатели, утвержденные учетной политикой для налогообложения (Письмо Минфина России от 03.07.2017 N 03-07-11/41701).
Вопрос: Можно ли перейти на УПД в течение года?
(Консультация эксперта, УФНС России по Ростовской обл., 2025)Учетная политика для целей налогообложения - это выбранная налогоплательщиком совокупность допускаемых НК РФ способов (методов) определения доходов и (или) расходов, их признания, оценки и распределения, а также учета иных необходимых для целей налогообложения показателей финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщика (п. 2 ст. 11 НК РФ).
(Консультация эксперта, УФНС России по Ростовской обл., 2025)Учетная политика для целей налогообложения - это выбранная налогоплательщиком совокупность допускаемых НК РФ способов (методов) определения доходов и (или) расходов, их признания, оценки и распределения, а также учета иных необходимых для целей налогообложения показателей финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщика (п. 2 ст. 11 НК РФ).
Вопрос: Об определении совокупных расходов для целей ведения раздельного учета НДС при предоставлении имущества в аренду, лизинг.
(Письмо Минфина России от 06.02.2023 N 03-07-11/9081)Также Минфином России давались разъяснения, в соответствии с которыми в составе совокупных расходов следует учитывать расходы, непосредственно связанные с операциями, освобождаемыми от налогообложения НДС, а также относящуюся к указанным операциям часть расходов, связанных как с освобождаемыми операциями, так и с подлежащими налогообложению НДС (Письмо от 12.12.2018 N 03-07-11/90353), при этом налогоплательщики вправе распределять расходы, связанные как с освобождаемыми операциями, так и подлежащими налогообложению, исходя из пропорции, для расчета которой могут быть использованы такие показатели, как сумма прямых расходов, численность персонала, фонд оплаты труда, стоимость основных фондов, и иные показатели, утвержденные учетной политикой для целей налогообложения (Письмо от 03.07.2017 N 03-07-11/41701).
(Письмо Минфина России от 06.02.2023 N 03-07-11/9081)Также Минфином России давались разъяснения, в соответствии с которыми в составе совокупных расходов следует учитывать расходы, непосредственно связанные с операциями, освобождаемыми от налогообложения НДС, а также относящуюся к указанным операциям часть расходов, связанных как с освобождаемыми операциями, так и с подлежащими налогообложению НДС (Письмо от 12.12.2018 N 03-07-11/90353), при этом налогоплательщики вправе распределять расходы, связанные как с освобождаемыми операциями, так и подлежащими налогообложению, исходя из пропорции, для расчета которой могут быть использованы такие показатели, как сумма прямых расходов, численность персонала, фонд оплаты труда, стоимость основных фондов, и иные показатели, утвержденные учетной политикой для целей налогообложения (Письмо от 03.07.2017 N 03-07-11/41701).
"НДС: практика исчисления и уплаты"
(9-е издание, переработанное и дополненное)
(Крутякова Т.Л.)
("АйСи Групп", 2024)Методика расчета суммы НДС, приходящейся на экспортные отгрузки, должна быть определена в приказе об учетной политике для целей налогообложения (п. 10 ст. 165 НК РФ, Письма Минфина России от 17.11.2020 N 03-07-08/100058, от 06.03.2017 N 03-07-08/12468).
(9-е издание, переработанное и дополненное)
(Крутякова Т.Л.)
("АйСи Групп", 2024)Методика расчета суммы НДС, приходящейся на экспортные отгрузки, должна быть определена в приказе об учетной политике для целей налогообложения (п. 10 ст. 165 НК РФ, Письма Минфина России от 17.11.2020 N 03-07-08/100058, от 06.03.2017 N 03-07-08/12468).
Готовое решение: Прямые и косвенные расходы в налоговом учете
(КонсультантПлюс, 2025)Важно! При определении состава прямых расходов учитывайте, что ваш выбор должен быть обоснован. То есть порядок отнесения затрат к прямым расходам должен содержать экономически обоснованные показатели и учитывать особенности технологического процесса (Письма Минфина России от 03.05.2023 N 03-03-06/1/40503, от 22.03.2021 N 03-03-06/1/20225, от 26.06.2020 N 03-03-07/55268, от 05.09.2018 N 03-03-06/1/63428, от 13.03.2017 N 03-03-06/1/13785, от 19.05.2014 N 03-03-РЗ/23603, ФНС России от 24.02.2011 N КЕ-4-3/2952@). Неправомерное отнесение отдельных затрат, относящихся к прямым расходам, в состав косвенных включено ФНС России в Перечень частых нарушений обязательных требований по налоговому контролю. Рекомендуем вам проверить закрепленный в учетной политике состав прямых расходов с учетом указанных разъяснений Минфина России.
(КонсультантПлюс, 2025)Важно! При определении состава прямых расходов учитывайте, что ваш выбор должен быть обоснован. То есть порядок отнесения затрат к прямым расходам должен содержать экономически обоснованные показатели и учитывать особенности технологического процесса (Письма Минфина России от 03.05.2023 N 03-03-06/1/40503, от 22.03.2021 N 03-03-06/1/20225, от 26.06.2020 N 03-03-07/55268, от 05.09.2018 N 03-03-06/1/63428, от 13.03.2017 N 03-03-06/1/13785, от 19.05.2014 N 03-03-РЗ/23603, ФНС России от 24.02.2011 N КЕ-4-3/2952@). Неправомерное отнесение отдельных затрат, относящихся к прямым расходам, в состав косвенных включено ФНС России в Перечень частых нарушений обязательных требований по налоговому контролю. Рекомендуем вам проверить закрепленный в учетной политике состав прямых расходов с учетом указанных разъяснений Минфина России.
"Расходы в бухгалтерском и налоговом учете"
(5-е издание, переработанное и дополненное)
(Крутякова Т.Л.)
("АйСи Групп", 2025)Подобный спор был рассмотрен АС Северо-Западного округа (Постановление от 31.01.2019 N Ф07-16272/2018 по делу N А44-12050/2017). Согласно учетной политике общества заработная плата всех работников была отнесена к косвенным расходам. При этом основным видом деятельности общества являлся ремонт авиатехники. Налоговый орган пришел к выводу, что заработная плата производственных рабочих не может быть учтена в составе косвенных расходов и должна быть отнесена к прямым расходам. Суд поддержал позицию налоговиков, указав следующее:
(5-е издание, переработанное и дополненное)
(Крутякова Т.Л.)
("АйСи Групп", 2025)Подобный спор был рассмотрен АС Северо-Западного округа (Постановление от 31.01.2019 N Ф07-16272/2018 по делу N А44-12050/2017). Согласно учетной политике общества заработная плата всех работников была отнесена к косвенным расходам. При этом основным видом деятельности общества являлся ремонт авиатехники. Налоговый орган пришел к выводу, что заработная плата производственных рабочих не может быть учтена в составе косвенных расходов и должна быть отнесена к прямым расходам. Суд поддержал позицию налоговиков, указав следующее:
Статья: Резерв по сомнительным долгам, спонсорская реклама, реализация имущества: как снизить налоговые риски
(Коновалов Д.)
("Налогообложение, учет и отчетность в коммерческом банке", 2023, N 10)Из ст. 313 НК РФ следует, что изменить метод учета путем внесения изменений в учетную политику возможно только с начала нового налогового периода. Вносить изменения в учетную политику для целей налогообложения в течение налогового периода налогоплательщик вправе только в двух случаях: в случае изменения законодательства о налогах и сборах и в случае начала осуществления нового вида деятельности. Аналогичный вывод содержится в Письмах Минфина России от 08.04.2020 N 03-03-07/27947, от 03.07.2018 N 03-03-06/1/45756 и от 08.12.2017 N 03-03-06/1/81943.
(Коновалов Д.)
("Налогообложение, учет и отчетность в коммерческом банке", 2023, N 10)Из ст. 313 НК РФ следует, что изменить метод учета путем внесения изменений в учетную политику возможно только с начала нового налогового периода. Вносить изменения в учетную политику для целей налогообложения в течение налогового периода налогоплательщик вправе только в двух случаях: в случае изменения законодательства о налогах и сборах и в случае начала осуществления нового вида деятельности. Аналогичный вывод содержится в Письмах Минфина России от 08.04.2020 N 03-03-07/27947, от 03.07.2018 N 03-03-06/1/45756 и от 08.12.2017 N 03-03-06/1/81943.