Учетная политика 2014
Подборка наиболее важных документов по запросу Учетная политика 2014 (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.09.2024 N 15АП-11738/2024, 15АП-12189/2024, 15АП-12190/2024 по делу N А53-47317/2023
Требование: О признании незаконным решения налогового органа о привлечении общества к налоговой ответственности.
Решение: Требование удовлетворено в части.Аналогичные правила были установлены и в 2015 году (на момент принятия ОС к бухгалтерскому учету), что указано в пункте 4 приложения к приказу об учетной политике N 22 от 30.12.2014.
Требование: О признании незаконным решения налогового органа о привлечении общества к налоговой ответственности.
Решение: Требование удовлетворено в части.Аналогичные правила были установлены и в 2015 году (на момент принятия ОС к бухгалтерскому учету), что указано в пункте 4 приложения к приказу об учетной политике N 22 от 30.12.2014.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Применение корректирующих проводок при формировании финансовой отчетности в ФСБУ и МСФО
(Соколов В.Я., Котельникова Н.В.)
("Международный бухгалтерский учет", 2025, N 7)3. Дружиловская Т.Ю. Применение методики трансформации для ретроспективного отражения изменений в учетной политике // Международный бухгалтерский учет. 2014. Вып. 46. С. 38 - 49. EDN: TIJIBT.
(Соколов В.Я., Котельникова Н.В.)
("Международный бухгалтерский учет", 2025, N 7)3. Дружиловская Т.Ю. Применение методики трансформации для ретроспективного отражения изменений в учетной политике // Международный бухгалтерский учет. 2014. Вып. 46. С. 38 - 49. EDN: TIJIBT.
Статья: Деформация законодательной конструкции объекта по налогу на имущество организаций посредством подзаконного регулирования правил бухгалтерского учета
(Ногина О.А.)
("Финансовое право", 2021, N 10)В соответствии с п. 3 ст. 375 НК РФ при определении налоговой базы как среднегодовой стоимости имущества, признаваемого объектом налогообложения, такое имущество учитывается по его остаточной стоимости, сформированной в соответствии с установленным порядком ведения бухгалтерского учета, утвержденным в учетной политике организации. Федеральным законом от 2 апреля 2014 г. N 52-ФЗ абзац первый п. 3 ст. 375 был дополнен предложением следующего содержания: "В случае, если остаточная стоимость имущества включает в себя денежную оценку предстоящих в будущем затрат, связанных с данным имуществом, остаточная стоимость указанного имущества для целей настоящей главы определяется без учета таких затрат". Указанная норма не детализирует и не содержит списка предстоящих в будущем затрат, которые должны быть исключены при расчете величины налоговой базы. Внесенные федеральным законодателем изменения свидетельствуют о взимании налога на имущество в пределах налогового периода, составляющего календарный год, только в отношении тех затрат налогоплательщика, которые понесены им реально и включены в стоимость налогооблагаемого имущества. По нашему мнению, Налоговый кодекс РФ не допускает взимание налога на имущество с будущих затрат, т.е. по налогу на имущество невозможно исчисление налоговой базы с применением метода начислений, исходя из возникших, но реально не исполненных в налоговом периоде обязательств. Поскольку законодатель фактически уточняет ранее действовавшие нормы об определении остаточной стоимости имущества, то данные положения п. 3 ст. 375 НК РФ могут рассматриваться в качестве дополнительной гарантии защиты права налогоплательщика и в силу п. 3 ст. 5 НК РФ распространять свое действие на ранее возникшие налоговые правоотношения вне зависимости от периода принятия основного средства на учет.
(Ногина О.А.)
("Финансовое право", 2021, N 10)В соответствии с п. 3 ст. 375 НК РФ при определении налоговой базы как среднегодовой стоимости имущества, признаваемого объектом налогообложения, такое имущество учитывается по его остаточной стоимости, сформированной в соответствии с установленным порядком ведения бухгалтерского учета, утвержденным в учетной политике организации. Федеральным законом от 2 апреля 2014 г. N 52-ФЗ абзац первый п. 3 ст. 375 был дополнен предложением следующего содержания: "В случае, если остаточная стоимость имущества включает в себя денежную оценку предстоящих в будущем затрат, связанных с данным имуществом, остаточная стоимость указанного имущества для целей настоящей главы определяется без учета таких затрат". Указанная норма не детализирует и не содержит списка предстоящих в будущем затрат, которые должны быть исключены при расчете величины налоговой базы. Внесенные федеральным законодателем изменения свидетельствуют о взимании налога на имущество в пределах налогового периода, составляющего календарный год, только в отношении тех затрат налогоплательщика, которые понесены им реально и включены в стоимость налогооблагаемого имущества. По нашему мнению, Налоговый кодекс РФ не допускает взимание налога на имущество с будущих затрат, т.е. по налогу на имущество невозможно исчисление налоговой базы с применением метода начислений, исходя из возникших, но реально не исполненных в налоговом периоде обязательств. Поскольку законодатель фактически уточняет ранее действовавшие нормы об определении остаточной стоимости имущества, то данные положения п. 3 ст. 375 НК РФ могут рассматриваться в качестве дополнительной гарантии защиты права налогоплательщика и в силу п. 3 ст. 5 НК РФ распространять свое действие на ранее возникшие налоговые правоотношения вне зависимости от периода принятия основного средства на учет.
Нормативные акты
"Международный стандарт финансовой отчетности (IFRS) 1 "Первое применение Международных стандартов финансовой отчетности"
(введен в действие на территории Российской Федерации Приказом Минфина России от 28.12.2015 N 217н)
(ред. от 04.06.2024)(c) считать, что корректировка показателей отчета о финансовом положении между отчетной датой сравнительного периода (т.е. отчета о финансовом положении, содержащего сравнительную информацию, которая была подготовлена в соответствии с ранее применявшимися ОПБУ) и датой начала первого отчетного периода по МСФО (т.е. первого периода, который содержит информацию, соответствующую требованиям МСФО (IFRS) 7 и окончательной редакции МСФО (IFRS) 9 (выпущенной в 2014 году)) возникла вследствие изменения учетной политики, и раскрыть информацию, требуемую пунктами 28(a) - (e) и (f)(i) МСФО (IAS) 8. Пункт 28(f)(i) распространяется только на суммы, представленные в отчете о финансовом положении по состоянию на отчетную дату сравнительного периода;
(введен в действие на территории Российской Федерации Приказом Минфина России от 28.12.2015 N 217н)
(ред. от 04.06.2024)(c) считать, что корректировка показателей отчета о финансовом положении между отчетной датой сравнительного периода (т.е. отчета о финансовом положении, содержащего сравнительную информацию, которая была подготовлена в соответствии с ранее применявшимися ОПБУ) и датой начала первого отчетного периода по МСФО (т.е. первого периода, который содержит информацию, соответствующую требованиям МСФО (IFRS) 7 и окончательной редакции МСФО (IFRS) 9 (выпущенной в 2014 году)) возникла вследствие изменения учетной политики, и раскрыть информацию, требуемую пунктами 28(a) - (e) и (f)(i) МСФО (IAS) 8. Пункт 28(f)(i) распространяется только на суммы, представленные в отчете о финансовом положении по состоянию на отчетную дату сравнительного периода;
"Международный стандарт финансовой отчетности (IFRS) 9 "Финансовые инструменты"
(введен в действие на территории Российской Федерации в редакции 2014 года Приказом Минфина России от 27.06.2016 N 98н)
(ред. от 17.02.2021)(c) считать, что корректировка показателей отчета о финансовом положении между отчетной датой сравнительного периода (т.е. отчета о финансовом положении, содержащего сравнительную информацию, которая была подготовлена в соответствии с ранее применявшимися ОПБУ) и датой начала первого отчетного периода по МСФО (т.е. первого периода, который содержит информацию, соответствующую требованиям МСФО (IFRS) 7 и окончательной редакции МСФО (IFRS) 9 (выпущенной в 2014 году)) возникла вследствие изменения учетной политики, и раскрыть информацию, требуемую пунктами 28(a) - (e) и (f)(i) МСФО (IAS) 8. Пункт 28(f)(i) распространяется только на суммы, представленные в отчете о финансовом положении по состоянию на отчетную дату сравнительного периода;
(введен в действие на территории Российской Федерации в редакции 2014 года Приказом Минфина России от 27.06.2016 N 98н)
(ред. от 17.02.2021)(c) считать, что корректировка показателей отчета о финансовом положении между отчетной датой сравнительного периода (т.е. отчета о финансовом положении, содержащего сравнительную информацию, которая была подготовлена в соответствии с ранее применявшимися ОПБУ) и датой начала первого отчетного периода по МСФО (т.е. первого периода, который содержит информацию, соответствующую требованиям МСФО (IFRS) 7 и окончательной редакции МСФО (IFRS) 9 (выпущенной в 2014 году)) возникла вследствие изменения учетной политики, и раскрыть информацию, требуемую пунктами 28(a) - (e) и (f)(i) МСФО (IAS) 8. Пункт 28(f)(i) распространяется только на суммы, представленные в отчете о финансовом положении по состоянию на отчетную дату сравнительного периода;
"Комментарий к Федеральному закону от 23 декабря 2003 г. N 177-ФЗ "О страховании вкладов в банках Российской Федерации"
(постатейный)
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2024)Положения ч. 2 комментируемой статьи воспроизведены и частично детализированы в п. 7.3 Указания Банка России от 11 июня 2014 г. N 3277-У "О методиках оценки финансовой устойчивости банка в целях признания ее достаточной для участия в системе страхования вкладов" (о данном документе сказано ниже): отчетность банка признается достоверной в случае, если одновременно учет и отчетность кредитной организации соответствуют федеральным законам, нормативным актам и правилам, установленным Банком России, собственной учетной политике кредитной организации, а выявленные недостатки или ошибки в состоянии учета и (или) отчетности не ведут в случае их устранения к такому изменению значения хотя бы одного показателя из группы показателей, применяемых для оценки финансовой устойчивости банка, при котором обобщающий результат по группе становится "неудовлетворительным".
(постатейный)
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2024)Положения ч. 2 комментируемой статьи воспроизведены и частично детализированы в п. 7.3 Указания Банка России от 11 июня 2014 г. N 3277-У "О методиках оценки финансовой устойчивости банка в целях признания ее достаточной для участия в системе страхования вкладов" (о данном документе сказано ниже): отчетность банка признается достоверной в случае, если одновременно учет и отчетность кредитной организации соответствуют федеральным законам, нормативным актам и правилам, установленным Банком России, собственной учетной политике кредитной организации, а выявленные недостатки или ошибки в состоянии учета и (или) отчетности не ведут в случае их устранения к такому изменению значения хотя бы одного показателя из группы показателей, применяемых для оценки финансовой устойчивости банка, при котором обобщающий результат по группе становится "неудовлетворительным".
Тематический выпуск: Учетная политика предприятия для целей бухгалтерского учета на 2024 год
(под ред. А.В. Брызгалина)
("Налоги и финансовое право", 2024, N 3)Подотчетные средства можно перечислить на банковскую карту работника (Письмо Минфина России от 25.08.2014 N 03-11-11/42288). Закреплять возможность выдавать деньги под отчет в безналичной форме в учетной политике не обязательно, хотя Минфин России и высказал такое мнение в обозначенном Письме.
(под ред. А.В. Брызгалина)
("Налоги и финансовое право", 2024, N 3)Подотчетные средства можно перечислить на банковскую карту работника (Письмо Минфина России от 25.08.2014 N 03-11-11/42288). Закреплять возможность выдавать деньги под отчет в безналичной форме в учетной политике не обязательно, хотя Минфин России и высказал такое мнение в обозначенном Письме.
Готовое решение: Как учесть затраты на приобретение и монтаж систем пожарной и охранной сигнализации
(КонсультантПлюс, 2025)Определитесь, будете ли вы применять амортизационную премию к неотделимым улучшениям. Если да, то порядок и критерии применения амортизационной премии, а также ее размер необходимо закрепить в учетной политике (Письма Минфина России от 09.10.2020 N 03-03-06/1/88491, от 30.10.2014 N 03-03-06/1/55106). В частности, рекомендуем закрепить, исходя из какой амортизационной группы определяется амортизационная премия по неотделимым улучшениям: исходя из амортизационной группы арендованного имущества или исходя из амортизационной группы, в которую входят сами неотделимые улучшения. По нашему мнению, группа, исходя из которой начисляется амортизационная премия, должна быть той же, что и группа для определения срока полезного использования в целях начисления амортизации.
(КонсультантПлюс, 2025)Определитесь, будете ли вы применять амортизационную премию к неотделимым улучшениям. Если да, то порядок и критерии применения амортизационной премии, а также ее размер необходимо закрепить в учетной политике (Письма Минфина России от 09.10.2020 N 03-03-06/1/88491, от 30.10.2014 N 03-03-06/1/55106). В частности, рекомендуем закрепить, исходя из какой амортизационной группы определяется амортизационная премия по неотделимым улучшениям: исходя из амортизационной группы арендованного имущества или исходя из амортизационной группы, в которую входят сами неотделимые улучшения. По нашему мнению, группа, исходя из которой начисляется амортизационная премия, должна быть той же, что и группа для определения срока полезного использования в целях начисления амортизации.
Статья: Резерв по сомнительным долгам, спонсорская реклама, реализация имущества: как снизить налоговые риски
(Коновалов Д.)
("Налогообложение, учет и отчетность в коммерческом банке", 2023, N 10)Статьей 313 НК РФ определено, что порядок ведения налогового учета устанавливается в учетной политике для целей налогообложения. Из Писем Минфина России от 11.12.2015 N 03-03-06/1/72636 и от 01.12.2014 N 03-03-06/1/61189 следует, что налогоплательщик вправе создавать резервы по сомнительным долгам, отразив данный порядок в учетной политике для целей налогообложения.
(Коновалов Д.)
("Налогообложение, учет и отчетность в коммерческом банке", 2023, N 10)Статьей 313 НК РФ определено, что порядок ведения налогового учета устанавливается в учетной политике для целей налогообложения. Из Писем Минфина России от 11.12.2015 N 03-03-06/1/72636 и от 01.12.2014 N 03-03-06/1/61189 следует, что налогоплательщик вправе создавать резервы по сомнительным долгам, отразив данный порядок в учетной политике для целей налогообложения.
Готовое решение: Прямые и косвенные расходы в налоговом учете
(КонсультантПлюс, 2025)Важно! При определении состава прямых расходов учитывайте, что ваш выбор должен быть обоснован. То есть порядок отнесения затрат к прямым расходам должен содержать экономически обоснованные показатели и учитывать особенности технологического процесса (Письма Минфина России от 03.05.2023 N 03-03-06/1/40503, от 22.03.2021 N 03-03-06/1/20225, от 26.06.2020 N 03-03-07/55268, от 05.09.2018 N 03-03-06/1/63428, от 13.03.2017 N 03-03-06/1/13785, от 19.05.2014 N 03-03-РЗ/23603, ФНС России от 24.02.2011 N КЕ-4-3/2952@). Неправомерное отнесение отдельных затрат, относящихся к прямым расходам, в состав косвенных включено ФНС России в Перечень частых нарушений обязательных требований по налоговому контролю. Рекомендуем вам проверить закрепленный в учетной политике состав прямых расходов с учетом указанных разъяснений Минфина России.
(КонсультантПлюс, 2025)Важно! При определении состава прямых расходов учитывайте, что ваш выбор должен быть обоснован. То есть порядок отнесения затрат к прямым расходам должен содержать экономически обоснованные показатели и учитывать особенности технологического процесса (Письма Минфина России от 03.05.2023 N 03-03-06/1/40503, от 22.03.2021 N 03-03-06/1/20225, от 26.06.2020 N 03-03-07/55268, от 05.09.2018 N 03-03-06/1/63428, от 13.03.2017 N 03-03-06/1/13785, от 19.05.2014 N 03-03-РЗ/23603, ФНС России от 24.02.2011 N КЕ-4-3/2952@). Неправомерное отнесение отдельных затрат, относящихся к прямым расходам, в состав косвенных включено ФНС России в Перечень частых нарушений обязательных требований по налоговому контролю. Рекомендуем вам проверить закрепленный в учетной политике состав прямых расходов с учетом указанных разъяснений Минфина России.
Тематический выпуск: Учетная политика предприятия для целей бухгалтерского учета на 2025 год
(под ред. А.В. Брызгалина)
("Налоги и финансовое право", 2025, N 3)Подотчетные средства можно перечислить на банковскую карту работника (Письмо Минфина России от 25.08.2014 N 03-11-11/42288). Закреплять возможность выдавать деньги под отчет в безналичной форме в учетной политике не обязательно, хотя Минфин России и высказал такое мнение в обозначенном Письме.
(под ред. А.В. Брызгалина)
("Налоги и финансовое право", 2025, N 3)Подотчетные средства можно перечислить на банковскую карту работника (Письмо Минфина России от 25.08.2014 N 03-11-11/42288). Закреплять возможность выдавать деньги под отчет в безналичной форме в учетной политике не обязательно, хотя Минфин России и высказал такое мнение в обозначенном Письме.
Тематический выпуск: Учетная политика предприятия для целей бухгалтерского учета на 2023 год
(под ред. А.В. Брызгалина)
("Налоги и финансовое право", 2023, N 3)Подотчетные средства можно перечислить на банковскую карту работника (Письмо Минфина России от 25.08.2014 N 03-11-11/42288). Закреплять возможность выдавать деньги под отчет в безналичной форме в учетной политике необязательно, хотя Минфин России и высказал такое мнение в обозначенном Письме.
(под ред. А.В. Брызгалина)
("Налоги и финансовое право", 2023, N 3)Подотчетные средства можно перечислить на банковскую карту работника (Письмо Минфина России от 25.08.2014 N 03-11-11/42288). Закреплять возможность выдавать деньги под отчет в безналичной форме в учетной политике необязательно, хотя Минфин России и высказал такое мнение в обозначенном Письме.
Статья: Оценка инвестиционной недвижимости по переоцененной стоимости
(Жигачев А.В.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2023)Но произвольно вносить изменения в учетную политику нельзя (это подтверждено также в Постановлении Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 05.06.2015 N Ф04-18596/2015 по делу N А27-13666/2014, письме Минфина России от 23.04.2015 N 03-05-05-01/23462, Рекомендации Р-106/2019-КпР "Изменение модели оценки основных средств при переходе на ФСБУ" (Фонд "Национальный негосударственный регулятор бухгалтерского учета "Бухгалтерский методологический центр" (Фонд "НРБУ "БМЦ"), принята Комитетом по рекомендациям 27.09.2019)).
(Жигачев А.В.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2023)Но произвольно вносить изменения в учетную политику нельзя (это подтверждено также в Постановлении Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 05.06.2015 N Ф04-18596/2015 по делу N А27-13666/2014, письме Минфина России от 23.04.2015 N 03-05-05-01/23462, Рекомендации Р-106/2019-КпР "Изменение модели оценки основных средств при переходе на ФСБУ" (Фонд "Национальный негосударственный регулятор бухгалтерского учета "Бухгалтерский методологический центр" (Фонд "НРБУ "БМЦ"), принята Комитетом по рекомендациям 27.09.2019)).
Статья: Экономическая природа и процесс формирования оценочных значений и бухгалтерских оценок
(Карташов В.С.)
("Международный бухгалтерский учет", 2024, N 9)11. Луговский Д.В. Учетная политика и оценочные значения: сущность, содержание, взаимосвязь // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 5: Экономика. 2014. N 2. С. 98 - 106. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/uchetnaya-politika-i-otsenochnye-znacheniya-suschnost-soderzhanie-vzaimosvyaz.
(Карташов В.С.)
("Международный бухгалтерский учет", 2024, N 9)11. Луговский Д.В. Учетная политика и оценочные значения: сущность, содержание, взаимосвязь // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 5: Экономика. 2014. N 2. С. 98 - 106. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/uchetnaya-politika-i-otsenochnye-znacheniya-suschnost-soderzhanie-vzaimosvyaz.
"Основные средства и капитальные вложения: Практическое руководство по ведению бухучета в соответствии с требованиями ФСБУ 6/2020 и 26/2020, МСФО и рекомендациями разработчиков"
(Смирнова С.А.)
("АйСи Групп", 2024)По мнению ФННРБУ БМЦ <72>, критерий существенности проводимых ремонтов устанавливается экономическим субъектом самостоятельно в учетной политике.
(Смирнова С.А.)
("АйСи Групп", 2024)По мнению ФННРБУ БМЦ <72>, критерий существенности проводимых ремонтов устанавливается экономическим субъектом самостоятельно в учетной политике.