Учет затрат госоБоронзаказ
Подборка наиболее важных документов по запросу Учет затрат госоБоронзаказ (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Доказательства и доказывание в арбитражном суде: Административные правонарушения в области финансов, налогов, сборов и страхования: Головной исполнитель (Исполнитель) по гособоронзаказу оспаривает привлечение к ответственности за нарушение требования о ведении раздельного учета результатов финансово-хозяйственной деятельности
(КонсультантПлюс, 2025)Например, документами, подтверждающими, что денежные средства от контрагента поступили на расчетный, а не специальный счет для расчетов по государственному оборонному заказу, были учтены отдельно и возвращены как ошибочно перечисленные (платежными поручениями, в том числе контрагента, данными бухучета и т.п.) >>>
(КонсультантПлюс, 2025)Например, документами, подтверждающими, что денежные средства от контрагента поступили на расчетный, а не специальный счет для расчетов по государственному оборонному заказу, были учтены отдельно и возвращены как ошибочно перечисленные (платежными поручениями, в том числе контрагента, данными бухучета и т.п.) >>>
Постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 18.06.2024 N 05АП-2663/2024 по делу N А24-505/2024
Требование: О взыскании процентов за пользование чужими денежными средствами по контракту на выполнение работ.
Решение: Требование удовлетворено в части.Арбитражный суд Дальневосточного округа, поддерживая выводы апелляционного суда, в постановлении от 19.05.2021 N Ф03-1538/2021 указал, что несоблюдение ООО "Аквамет41" условий Закона N 275-ФЗ и контракта о ведении раздельного учета затрат и предоставлении заказчику отчетной документации и материалов проверки ценообразования при установленных апелляционным судом обстоятельствах не является безусловным основанием для отказа в оплате фактически выполненных работ в рамках контракта для государственного оборонного заказа. Государственное регулирование цен на продукцию по государственному оборонному заказу и оплата только экономически обоснованных затрат, связанных с выполнением государственного оборонного заказа, установлено в целях соблюдения публичных интересов и недопущения нецелевого расходования бюджетных средств. Однако, апелляционным судом установлено, что ООО "Аквамет41" выполнило работы по контракту, заключением эксперта подтвержден факт несения исполнителем расходов на сумму 22 566 615 руб., доказательств недостоверности представленной исполнителем отчетной документации, составленной с нарушением обязательных требований действующего законодательства, не представлено.
Требование: О взыскании процентов за пользование чужими денежными средствами по контракту на выполнение работ.
Решение: Требование удовлетворено в части.Арбитражный суд Дальневосточного округа, поддерживая выводы апелляционного суда, в постановлении от 19.05.2021 N Ф03-1538/2021 указал, что несоблюдение ООО "Аквамет41" условий Закона N 275-ФЗ и контракта о ведении раздельного учета затрат и предоставлении заказчику отчетной документации и материалов проверки ценообразования при установленных апелляционным судом обстоятельствах не является безусловным основанием для отказа в оплате фактически выполненных работ в рамках контракта для государственного оборонного заказа. Государственное регулирование цен на продукцию по государственному оборонному заказу и оплата только экономически обоснованных затрат, связанных с выполнением государственного оборонного заказа, установлено в целях соблюдения публичных интересов и недопущения нецелевого расходования бюджетных средств. Однако, апелляционным судом установлено, что ООО "Аквамет41" выполнило работы по контракту, заключением эксперта подтвержден факт несения исполнителем расходов на сумму 22 566 615 руб., доказательств недостоверности представленной исполнителем отчетной документации, составленной с нарушением обязательных требований действующего законодательства, не представлено.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Методологические требования к разработке положения по ведению раздельного учета результатов финансово-хозяйственной деятельности государственного заказа
(Прыгунков А.М.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2023)В соответствии с этими требованиями головной исполнитель (исполнитель) гособоронзаказа ведет учет затрат, дебиторской и кредиторской задолженности, денежных средств, имущественных прав, материальных запасов, основных средств, нематериальных активов и других объектов учета отдельно по каждому контракту. При этом финансовый результат по каждому контракту должен определяться отдельно как разница между договорной ценой, предусмотренной в контракте (ценой реализации), и суммой расходов [2, 3, 6].
(Прыгунков А.М.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2023)В соответствии с этими требованиями головной исполнитель (исполнитель) гособоронзаказа ведет учет затрат, дебиторской и кредиторской задолженности, денежных средств, имущественных прав, материальных запасов, основных средств, нематериальных активов и других объектов учета отдельно по каждому контракту. При этом финансовый результат по каждому контракту должен определяться отдельно как разница между договорной ценой, предусмотренной в контракте (ценой реализации), и суммой расходов [2, 3, 6].
Вопрос: Может ли организация-продавец принять на свой расчетный счет плату за произведенную продукцию со специального счета по государственному оборонному заказу от покупателя и указать в УПД их идентификатор государственного контракта (ИГК)? Какие для продавца могут быть последствия?
(Консультация эксперта, 2024)Так, организация, выполняющая государственный оборонный заказ (головной исполнитель), а также организация, участвующая в поставках продукции по государственному оборонному заказу (исполнитель, участник кооперации), осуществляют учет производственных и коммерческих затрат, обязательств (дебиторская и кредиторская задолженности), денежных средств, имущественных прав, материальных запасов, основных средств, нематериальных активов и тому подобное (далее - ресурсы) отдельно по каждому государственному контракту, контракту (далее - контракт) (п. 1 Правил N 47). Таким образом, полагаем, если организация информирована о том, что поставка товара осуществляется в рамках государственного оборонного заказа (в том числе в условия контракта включен ИГК), то с учетом п. 16 ч. 2 ст. 8 Закона N 275-ФЗ организация обязана вести раздельный учет финансово-хозяйственной деятельности по каждому контракту.
(Консультация эксперта, 2024)Так, организация, выполняющая государственный оборонный заказ (головной исполнитель), а также организация, участвующая в поставках продукции по государственному оборонному заказу (исполнитель, участник кооперации), осуществляют учет производственных и коммерческих затрат, обязательств (дебиторская и кредиторская задолженности), денежных средств, имущественных прав, материальных запасов, основных средств, нематериальных активов и тому подобное (далее - ресурсы) отдельно по каждому государственному контракту, контракту (далее - контракт) (п. 1 Правил N 47). Таким образом, полагаем, если организация информирована о том, что поставка товара осуществляется в рамках государственного оборонного заказа (в том числе в условия контракта включен ИГК), то с учетом п. 16 ч. 2 ст. 8 Закона N 275-ФЗ организация обязана вести раздельный учет финансово-хозяйственной деятельности по каждому контракту.
Нормативные акты
Федеральный закон от 29.12.2012 N 275-ФЗ
(ред. от 28.12.2024)
"О государственном оборонном заказе"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.06.2025)4) учета в структуре цены на продукцию по государственному оборонному заказу произведенных затрат на ее производство и реализацию;
(ред. от 28.12.2024)
"О государственном оборонном заказе"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.06.2025)4) учета в структуре цены на продукцию по государственному оборонному заказу произведенных затрат на ее производство и реализацию;
Постановление Правительства РФ от 19.01.1998 N 47
(ред. от 15.07.2022)
"О Правилах ведения организациями, выполняющими государственный заказ за счет средств федерального бюджета, раздельного учета результатов финансово-хозяйственной деятельности"1. Организация, выполняющая государственный заказ за счет средств федерального бюджета (за исключением организаций, выполняющих государственный оборонный заказ), осуществляет учет затрат, связанных с его выполнением, отдельно по каждому государственному заказу.
(ред. от 15.07.2022)
"О Правилах ведения организациями, выполняющими государственный заказ за счет средств федерального бюджета, раздельного учета результатов финансово-хозяйственной деятельности"1. Организация, выполняющая государственный заказ за счет средств федерального бюджета (за исключением организаций, выполняющих государственный оборонный заказ), осуществляет учет затрат, связанных с его выполнением, отдельно по каждому государственному заказу.
Вопрос: Вправе ли организация-исполнитель использовать деньги на отдельном счете по ГОЗ на уплату налога на прибыль за налоговый период в целом по всей деятельности, а не только по ГОЗ?
(Консультация эксперта, 2023)Так, согласно п. 1 Правил организация, участвующая в поставках продукции по государственному оборонному заказу (исполнитель, участник кооперации), осуществляет учет производственных и коммерческих затрат, обязательств (дебиторская и кредиторская задолженности), денежных средств, имущественных прав, материальных запасов, основных средств, нематериальных активов и т.п. отдельно по каждому государственному контракту, контракту. Каждая хозяйственная операция учитывается в составе ресурсов контракта. При этом обязанности пропорционально выделять сумму налога по ГОЗ Правилами не предусмотрено.
(Консультация эксперта, 2023)Так, согласно п. 1 Правил организация, участвующая в поставках продукции по государственному оборонному заказу (исполнитель, участник кооперации), осуществляет учет производственных и коммерческих затрат, обязательств (дебиторская и кредиторская задолженности), денежных средств, имущественных прав, материальных запасов, основных средств, нематериальных активов и т.п. отдельно по каждому государственному контракту, контракту. Каждая хозяйственная операция учитывается в составе ресурсов контракта. При этом обязанности пропорционально выделять сумму налога по ГОЗ Правилами не предусмотрено.
Вопрос: Об определении сроков полезного использования объектов ОС и НМА и способах начисления амортизации по ним в целях бухучета.
(Письмо Минфина России от 22.11.2024 N 07-01-09/116639)По вопросу применения Порядка определения состава затрат, включаемых в цену продукции, поставляемой в рамках государственного оборонного заказа, утвержденного приказом Минпромторга России от 8 февраля 2019 г. N 334, следует обращаться в Минпромторг России.
(Письмо Минфина России от 22.11.2024 N 07-01-09/116639)По вопросу применения Порядка определения состава затрат, включаемых в цену продукции, поставляемой в рамках государственного оборонного заказа, утвержденного приказом Минпромторга России от 8 февраля 2019 г. N 334, следует обращаться в Минпромторг России.
Статья: Практика Арбитражного суда Северо-Западного округа по спорам, связанным с исполнением государственного оборонного заказа
(Власова М.Г., Теплякова М.В.)
("Арбитражные споры", 2022, N 3)С учетом требований Закона N 275-ФЗ денежные средства на оплату работ выделяются только после проверки затрат, понесенных исполнителями, так как все исполнители оборонного заказа обязаны отчитываться перед стоящим выше его по цепочке контрагентом о целевом расходовании выделенных бюджетных средств и несут ответственность за нецелевое расходование выделенных из бюджета средств.
(Власова М.Г., Теплякова М.В.)
("Арбитражные споры", 2022, N 3)С учетом требований Закона N 275-ФЗ денежные средства на оплату работ выделяются только после проверки затрат, понесенных исполнителями, так как все исполнители оборонного заказа обязаны отчитываться перед стоящим выше его по цепочке контрагентом о целевом расходовании выделенных бюджетных средств и несут ответственность за нецелевое расходование выделенных из бюджета средств.
Вопрос: Каков порядок определения цены государственного контракта по государственному оборонному заказу?
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Ответ: Цена государственного контракта по государственному оборонному заказу формируется в соответствии с законодательством о контрактной системе в сфере закупок с учетом объемов финансирования государственного оборонного заказа, предусмотренных по соответствующим видам расходов и номенклатурным позициям. Начальная (максимальная) цена определяется исходя из цены единицы продукции, объема поставки продукции, предусмотренного государственным оборонным заказом, с включением в цену контракта стоимости вспомогательных работ (услуг), предусмотренных его условиями.
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Ответ: Цена государственного контракта по государственному оборонному заказу формируется в соответствии с законодательством о контрактной системе в сфере закупок с учетом объемов финансирования государственного оборонного заказа, предусмотренных по соответствующим видам расходов и номенклатурным позициям. Начальная (максимальная) цена определяется исходя из цены единицы продукции, объема поставки продукции, предусмотренного государственным оборонным заказом, с включением в цену контракта стоимости вспомогательных работ (услуг), предусмотренных его условиями.
"Казначейское сопровождение и бюджетный мониторинг: монография"
(Артюхин Р.Е., Демидов А.Ю., Карпенко В.М., Поветкина Н.А.)
("Юриспруденция", 2024)- начало казначейского сопровождения средств государственного оборонного заказа;
(Артюхин Р.Е., Демидов А.Ю., Карпенко В.М., Поветкина Н.А.)
("Юриспруденция", 2024)- начало казначейского сопровождения средств государственного оборонного заказа;
Готовое решение: Как организовать раздельный учет при выполнении гособоронзаказа
(КонсультантПлюс, 2025)Головной исполнитель (исполнитель) гособоронзаказа обязан вести раздельный учет результатов финансово-хозяйственной деятельности по каждому государственному контракту. Головной исполнитель должен по запросу предоставить контролирующему органу (государственному заказчику) информацию о затратах по исполненным контрактам. Исполнитель предоставляет информацию о затратах по исполненным контрактам по запросу головного исполнителя.
(КонсультантПлюс, 2025)Головной исполнитель (исполнитель) гособоронзаказа обязан вести раздельный учет результатов финансово-хозяйственной деятельности по каждому государственному контракту. Головной исполнитель должен по запросу предоставить контролирующему органу (государственному заказчику) информацию о затратах по исполненным контрактам. Исполнитель предоставляет информацию о затратах по исполненным контрактам по запросу головного исполнителя.
"Нормативно-правовая регламентация бюджетного процесса в России: учебное пособие"
(Гуринович А.Г.)
("Юстицинформ", 2023)- предложения по распределению по кодам классификации расходов бюджетов базовых бюджетных ассигнований на очередной финансовый год и плановый период (обоснования бюджетных ассигнований), выделяемых на реализацию соответствующих государственных программ Российской Федерации (согласованные с коллегией Военно-промышленной комиссии Российской Федерации в части расходов на обеспечение обороны страны, безопасности государства и правоохранительной деятельности, учитываемых при формировании основных показателей государственного оборонного заказа, с Министерством экономического развития Российской Федерации - в части расходов на реализацию федеральных целевых программ и федеральной адресной инвестиционной программы (в части бюджетных ассигнований на реализацию государственного оборонного заказа), с Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации - в части расходов на реализацию федеральной адресной инвестиционной программы (за исключением бюджетных ассигнований на реализацию государственного оборонного заказа));
(Гуринович А.Г.)
("Юстицинформ", 2023)- предложения по распределению по кодам классификации расходов бюджетов базовых бюджетных ассигнований на очередной финансовый год и плановый период (обоснования бюджетных ассигнований), выделяемых на реализацию соответствующих государственных программ Российской Федерации (согласованные с коллегией Военно-промышленной комиссии Российской Федерации в части расходов на обеспечение обороны страны, безопасности государства и правоохранительной деятельности, учитываемых при формировании основных показателей государственного оборонного заказа, с Министерством экономического развития Российской Федерации - в части расходов на реализацию федеральных целевых программ и федеральной адресной инвестиционной программы (в части бюджетных ассигнований на реализацию государственного оборонного заказа), с Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации - в части расходов на реализацию федеральной адресной инвестиционной программы (за исключением бюджетных ассигнований на реализацию государственного оборонного заказа));
Статья: Раздельный учет результатов финансовой деятельности в организациях, выполняющих государственный заказ
(Ивашкевич В.Б.)
("Международный бухгалтерский учет", 2019, N 8; "Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях", 2022, N 23)Существующие в нашей стране правила и практика бухгалтерского учета затрат предприятия допускают возможность применения варианта директ-костинга, при котором полная сумма общехозяйственных расходов сразу относится на счет продаж, минуя счета основного производства. Именно такая методика предусмотрена в последнем издании правил ведения организациями, выполняющими государственный, в том числе оборонный, заказ, раздельного учета результатов финансово-хозяйственной деятельности. Согласно этим правилам организация, выполняющая государственный заказ (головной исполнитель), а также организация, участвующая в поставках комплектующих изделий к этому заказу (участник кооперации), ведут учет производственных и коммерческих расходов, обязательств, денежных средств, имущественных прав, материальных запасов, основных средств, нематериальных активов и других ресурсов отдельно по каждому государственному контракту. Первичная документация (лимитные карты, требования, рабочие наряды и др.) оформляется обособленно, на отдельное изделие, группу изделий, работу, услугу с соответствующим обозначением.
(Ивашкевич В.Б.)
("Международный бухгалтерский учет", 2019, N 8; "Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях", 2022, N 23)Существующие в нашей стране правила и практика бухгалтерского учета затрат предприятия допускают возможность применения варианта директ-костинга, при котором полная сумма общехозяйственных расходов сразу относится на счет продаж, минуя счета основного производства. Именно такая методика предусмотрена в последнем издании правил ведения организациями, выполняющими государственный, в том числе оборонный, заказ, раздельного учета результатов финансово-хозяйственной деятельности. Согласно этим правилам организация, выполняющая государственный заказ (головной исполнитель), а также организация, участвующая в поставках комплектующих изделий к этому заказу (участник кооперации), ведут учет производственных и коммерческих расходов, обязательств, денежных средств, имущественных прав, материальных запасов, основных средств, нематериальных активов и других ресурсов отдельно по каждому государственному контракту. Первичная документация (лимитные карты, требования, рабочие наряды и др.) оформляется обособленно, на отдельное изделие, группу изделий, работу, услугу с соответствующим обозначением.
Вопрос: О ведении участником казначейского сопровождения раздельного учета результатов ФХД по госконтракту, контрактам (договорам) в рамках гособоронзаказа и отражении его показателей в расходной декларации.
(Письмо Минфина России от 02.07.2025 N 02-12-12/64654)В соответствии с положениями подпункта "д" пункта 10 Правил N 2024 порядок ведения учета доходов, затрат, произведенных участником казначейского сопровождения в целях достижения результатов, установленных при предоставлении целевых средств по каждому государственному контракту о поставке товаров, выполнении работ, оказании услуг, заключенному в том числе в рамках государственного оборонного заказа (далее соответственно - раздельный учет результатов финансово-хозяйственной деятельности, государственный контракт), определен приказом Минфина России от 10 декабря 2021 г. N 210н <3>, согласно которому участники казначейского сопровождения ведут раздельный учет результатов финансово-хозяйственной деятельности, предусматривающий:
(Письмо Минфина России от 02.07.2025 N 02-12-12/64654)В соответствии с положениями подпункта "д" пункта 10 Правил N 2024 порядок ведения учета доходов, затрат, произведенных участником казначейского сопровождения в целях достижения результатов, установленных при предоставлении целевых средств по каждому государственному контракту о поставке товаров, выполнении работ, оказании услуг, заключенному в том числе в рамках государственного оборонного заказа (далее соответственно - раздельный учет результатов финансово-хозяйственной деятельности, государственный контракт), определен приказом Минфина России от 10 декабря 2021 г. N 210н <3>, согласно которому участники казначейского сопровождения ведут раздельный учет результатов финансово-хозяйственной деятельности, предусматривающий:
Вопрос: Организация планирует заключить договор поставки товара в рамках гособоронзаказа на сумму менее 3 млн руб. В договоре указан номер ИГК, но отсутствует указание на открытие специального счета. Организация не является исполнителем первого уровня. Обязана ли организация вести раздельный учет?
(Консультация эксперта, 2023)в) перечень прав и обязанностей исполнителя, включая обязанность по обеспечению раздельного учета затрат, связанных с исполнением контракта, в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном оборонном заказе.
(Консультация эксперта, 2023)в) перечень прав и обязанностей исполнителя, включая обязанность по обеспечению раздельного учета затрат, связанных с исполнением контракта, в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном оборонном заказе.