Учет взносов в компенсационный фонд
Подборка наиболее важных документов по запросу Учет взносов в компенсационный фонд (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 55.16 "Компенсационные фонды саморегулируемой организации" Градостроительного кодекса РФУчитывая, что требования об уплате членом СРО дополнительного взноса в компенсационный фонд, признаны судом первой инстанции обоснованными, решение о приостановлении права принимать участие в заключении новых договоров подряда на подготовку проектной документации с использованием конкурентных способов заключения договоров, в связи с невнесением дополнительного взноса является правомерным, соответствующим закону."
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Корреспонденция счетов: Как отразить в учете организации расходы, которые связаны с вступлением в саморегулируемую организацию для работы по договорам о строительстве, заключенным с застройщиком?..
(Консультация эксперта, 2025)С учетом этого суммы вступительного взноса и взноса в компенсационный фонд организация может учесть в составе расходов единовременно в периоде их начисления (п. п. 16, 18 ПБУ 10/99) <*>.
(Консультация эксперта, 2025)С учетом этого суммы вступительного взноса и взноса в компенсационный фонд организация может учесть в составе расходов единовременно в периоде их начисления (п. п. 16, 18 ПБУ 10/99) <*>.
Готовое решение: Управленческие расходы в налоговом учете по налогу на прибыль
(КонсультантПлюс, 2025)Взносы в компенсационные фонды, вступительный, членские взносы в СРО при расчете налога на прибыль учитывайте в прочих расходах в том же порядке и на тех же условиях, что и членские взносы другими некоммерческим организациям (пп. 29 п. 1 ст. 264 НК РФ, Письма Минфина России от 14.04.2021 N 03-03-06/2/27871, от 11.02.2010 N 03-03-06/1/63, УФНС России по г. Москве от 20.06.2011 N 16-15/059229@).
(КонсультантПлюс, 2025)Взносы в компенсационные фонды, вступительный, членские взносы в СРО при расчете налога на прибыль учитывайте в прочих расходах в том же порядке и на тех же условиях, что и членские взносы другими некоммерческим организациям (пп. 29 п. 1 ст. 264 НК РФ, Письма Минфина России от 14.04.2021 N 03-03-06/2/27871, от 11.02.2010 N 03-03-06/1/63, УФНС России по г. Москве от 20.06.2011 N 16-15/059229@).
Нормативные акты
Федеральный закон от 01.12.2007 N 315-ФЗ
(ред. от 02.07.2021)
"О саморегулируемых организациях"2. Компенсационный фонд первоначально формируется исключительно в денежной форме за счет взносов членов саморегулируемой организации в размере не менее чем три тысячи рублей в отношении каждого члена.
(ред. от 02.07.2021)
"О саморегулируемых организациях"2. Компенсационный фонд первоначально формируется исключительно в денежной форме за счет взносов членов саморегулируемой организации в размере не менее чем три тысячи рублей в отношении каждого члена.
"Градостроительный кодекс Российской Федерации" от 29.12.2004 N 190-ФЗ
(ред. от 31.07.2025)10. Минимальный размер взноса в компенсационный фонд возмещения вреда на одного члена саморегулируемой организации в области инженерных изысканий или саморегулируемой организации в области архитектурно-строительного проектирования в зависимости от уровня ответственности члена саморегулируемой организации по обязательствам (далее в целях настоящей статьи - уровень ответственности члена саморегулируемой организации) составляет:
(ред. от 31.07.2025)10. Минимальный размер взноса в компенсационный фонд возмещения вреда на одного члена саморегулируемой организации в области инженерных изысканий или саморегулируемой организации в области архитектурно-строительного проектирования в зависимости от уровня ответственности члена саморегулируемой организации по обязательствам (далее в целях настоящей статьи - уровень ответственности члена саморегулируемой организации) составляет:
"Доктринальные основы практики Верховного Суда Российской Федерации: монография"
(Хабриева Т.Я., Ковлер А.И., Курбанов Р.А.)
(отв. ред. Т.Я. Хабриева)
("НОРМА", "ИНФРА-М", 2023)Реформа градостроительного законодательства также затронула вопросы перечисления средств взноса в компенсационный фонд из одного СРО в другое. Суть реформы заключалась в том, что строительные организации должны быть членами СРО по месту своего нахождения. Это повлекло необходимость перехода многих организаций из одного СРО в другое (по месту своего нахождения). Учитывая, что взнос в компенсационный фонд уже был уплачен, организация должна была направить в свое прошлое СРО требование о перечислении взноса в другое СРО. Однако казавшаяся простой на бумаге система была сложна для исполнения. Так, во многих случаях средства компенсационного фонда были утрачены в результате отзыва лицензий и банкротства банков. Организациям для продолжения работы и вступления в новое СРО приходилось выплачивать взнос заново, а затем уже обращаться в суд с иском о взыскании убытков. Возможность привлечения СРО к гражданско-правовой ответственности подтверждена Н.С. Чучуновой в Определении Верховного Суда РФ от 18.06.2018 N 310-ЭС18-7022 по делу N А36-4263/2017: "...исходя из того, что Общество воспользовалось правом на вхождение в состав Ассоциации, а следовательно, перечисление денежных средств в компенсационный фонд нового СРО должно быть осуществлено из компенсационного фонда Партнерства, чего не было произведено, в связи с чем усматривается необходимая совокупность условий для привлечения ответчика к гражданско-правовой ответственности в виде взыскания убытков".
(Хабриева Т.Я., Ковлер А.И., Курбанов Р.А.)
(отв. ред. Т.Я. Хабриева)
("НОРМА", "ИНФРА-М", 2023)Реформа градостроительного законодательства также затронула вопросы перечисления средств взноса в компенсационный фонд из одного СРО в другое. Суть реформы заключалась в том, что строительные организации должны быть членами СРО по месту своего нахождения. Это повлекло необходимость перехода многих организаций из одного СРО в другое (по месту своего нахождения). Учитывая, что взнос в компенсационный фонд уже был уплачен, организация должна была направить в свое прошлое СРО требование о перечислении взноса в другое СРО. Однако казавшаяся простой на бумаге система была сложна для исполнения. Так, во многих случаях средства компенсационного фонда были утрачены в результате отзыва лицензий и банкротства банков. Организациям для продолжения работы и вступления в новое СРО приходилось выплачивать взнос заново, а затем уже обращаться в суд с иском о взыскании убытков. Возможность привлечения СРО к гражданско-правовой ответственности подтверждена Н.С. Чучуновой в Определении Верховного Суда РФ от 18.06.2018 N 310-ЭС18-7022 по делу N А36-4263/2017: "...исходя из того, что Общество воспользовалось правом на вхождение в состав Ассоциации, а следовательно, перечисление денежных средств в компенсационный фонд нового СРО должно быть осуществлено из компенсационного фонда Партнерства, чего не было произведено, в связи с чем усматривается необходимая совокупность условий для привлечения ответчика к гражданско-правовой ответственности в виде взыскания убытков".
"Обзор практики рассмотрения жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа (учреждения), специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при проведении закупок в соответствии с положениями Федерального закона от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (декабрь 2024 года)"
(Управление контроля размещения государственного заказа ФАС России)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)С учетом изложенного уровень ответственности в части взноса в компенсационный фонд возмещения вреда ООО "СОМАКС" как члена саморегулируемой организации в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, не соответствует требованиям Извещения.
(Управление контроля размещения государственного заказа ФАС России)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)С учетом изложенного уровень ответственности в части взноса в компенсационный фонд возмещения вреда ООО "СОМАКС" как члена саморегулируемой организации в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, не соответствует требованиям Извещения.
Ситуация: Что предусмотреть в договоре участия в долевом строительстве?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Следует отметить, что в случае заключения договора участия в долевом строительстве после ввода построенного объекта недвижимости в эксплуатацию до осуществления его государственного кадастрового учета выполнение условий по уплате взносов в компенсационный фонд или использованию счетов эскроу не является обязательным. При этом первый договор участия в долевом строительстве должен быть заключен до получения разрешения на ввод объекта в эксплуатацию (ч. 7.1 ст. 18 Закона N 214-ФЗ; Письмо Росреестра от 03.08.2020 N 14-6833-ГЕ/20).
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Следует отметить, что в случае заключения договора участия в долевом строительстве после ввода построенного объекта недвижимости в эксплуатацию до осуществления его государственного кадастрового учета выполнение условий по уплате взносов в компенсационный фонд или использованию счетов эскроу не является обязательным. При этом первый договор участия в долевом строительстве должен быть заключен до получения разрешения на ввод объекта в эксплуатацию (ч. 7.1 ст. 18 Закона N 214-ФЗ; Письмо Росреестра от 03.08.2020 N 14-6833-ГЕ/20).
"Обзор судебной практики в сфере размещения заказов для государственных и муниципальных нужд (ноябрь 2020 года)"
(Управление контроля размещения государственного заказа ФАС России)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2020)Размеры компенсационного фонда возмещения вреда и компенсационного фонда обеспечения договорных обязательств определяются некоммерческой организацией, имеющей статус саморегулируемой организации, на основании документов, представленных ее членами, с учетом ранее внесенных ими взносов в компенсационный фонд такой некоммерческой организации, а также с учетом взносов, внесенных ранее исключенными членами саморегулируемой организации и членами саморегулируемой организации, добровольно прекратившими в ней членство, взносов, перечисленных другими саморегулируемыми организациями за членов, добровольно прекративших в них членство, и доходов, полученных от размещения средств компенсационного фонда такой некоммерческой организации.
(Управление контроля размещения государственного заказа ФАС России)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2020)Размеры компенсационного фонда возмещения вреда и компенсационного фонда обеспечения договорных обязательств определяются некоммерческой организацией, имеющей статус саморегулируемой организации, на основании документов, представленных ее членами, с учетом ранее внесенных ими взносов в компенсационный фонд такой некоммерческой организации, а также с учетом взносов, внесенных ранее исключенными членами саморегулируемой организации и членами саморегулируемой организации, добровольно прекратившими в ней членство, взносов, перечисленных другими саморегулируемыми организациями за членов, добровольно прекративших в них членство, и доходов, полученных от размещения средств компенсационного фонда такой некоммерческой организации.
"Публично-правовые компании в России: проблемы правового статуса: монография"
(Зайцева Ю.А.)
("Юстицинформ", 2024)Перечень указанных в п. 5 ст. 2 Закона о ППК государственных функций и публичных полномочий, которыми может быть наделена компания, не является полным. В силу ст. 3 Закона о ППК они определяются нормативным актом о создании конкретной компании. Например, согласно п. 4, пп. "б", "в", "к" п. 6 Указа о ВСК на ППК "ВСК" возложены полномочия по проведению строительного контроля в отношении объектов военной и социальной инфраструктуры; по реализации государственных программ, федеральных целевых программ, поручений Президента РФ и Правительства РФ; по выполнению государственного оборонного заказа (представляющего собой установленные нормативным правовым актом Правительства РФ задания на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для федеральных нужд в целях обеспечения обороны и безопасности Российской Федерации <141>). ППК "Фонд" уполномочено на учет поступивших обязательных отчислений (взносов) застройщиков в компенсационный фонд (пп. 2 п. 3 ст. 3 Закона о Фонде). Для отдельных публично-правовых компаний делегируемые ей публичные полномочия определяются специальными поручениями Президента РФ. Например, ППК "РЭО" Президентом РФ дано поручение разработать совместно с Правительством РФ комплекс мер по уменьшению негативного воздействия отходов производства и потребления на особо охраняемые природные территории федерального значения, а также принятие мер по минимизации использования на таких территориях пластиковой упаковки, раздельное накопление отходов, экологическое просвещение и развитие волонтерской деятельности <142>. ППК "ВСК" поручено строительство автомобильных дорог на территории Республики Крым и г. Севастополя <143>.
(Зайцева Ю.А.)
("Юстицинформ", 2024)Перечень указанных в п. 5 ст. 2 Закона о ППК государственных функций и публичных полномочий, которыми может быть наделена компания, не является полным. В силу ст. 3 Закона о ППК они определяются нормативным актом о создании конкретной компании. Например, согласно п. 4, пп. "б", "в", "к" п. 6 Указа о ВСК на ППК "ВСК" возложены полномочия по проведению строительного контроля в отношении объектов военной и социальной инфраструктуры; по реализации государственных программ, федеральных целевых программ, поручений Президента РФ и Правительства РФ; по выполнению государственного оборонного заказа (представляющего собой установленные нормативным правовым актом Правительства РФ задания на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для федеральных нужд в целях обеспечения обороны и безопасности Российской Федерации <141>). ППК "Фонд" уполномочено на учет поступивших обязательных отчислений (взносов) застройщиков в компенсационный фонд (пп. 2 п. 3 ст. 3 Закона о Фонде). Для отдельных публично-правовых компаний делегируемые ей публичные полномочия определяются специальными поручениями Президента РФ. Например, ППК "РЭО" Президентом РФ дано поручение разработать совместно с Правительством РФ комплекс мер по уменьшению негативного воздействия отходов производства и потребления на особо охраняемые природные территории федерального значения, а также принятие мер по минимизации использования на таких территориях пластиковой упаковки, раздельное накопление отходов, экологическое просвещение и развитие волонтерской деятельности <142>. ППК "ВСК" поручено строительство автомобильных дорог на территории Республики Крым и г. Севастополя <143>.