Учет возврата субсидии у учредителя
Подборка наиболее важных документов по запросу Учет возврата субсидии у учредителя (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
"Финансовый контроль публичных закупок в Российской Федерации: монография"
(Кикавец В.В., Цареградская Ю.К.)
(под ред. В.В. Кикавца)
("Проспект", 2022)Нарушение условий предоставления субсидий является административным правонарушением, предусмотренным статьей 15.15.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Подобное правонарушение предусматривает два вида негативного воздействия на нарушителя: штраф и возврат субсидии в соответствующий бюджет, однако это не свидетельствует о двойном наказании за одно и то же нарушение. Пояснения Минфина России по этому поводу сводятся к следующему: возврат субсидии и штраф имеют различную правовую природу. Возврат субсидии нацелен на стимулирование добросовестного исполнения получателями условий предоставления бюджетных средств и обеспечение восстановления этих средств в случае нарушения, то есть носит компенсационный характер. Сумму возврата субсидии определяет учредитель на основании представленного окончательного отчета о выполнении задания, учитывая нормативные затраты на оказание услуги. Данное действие является обязанностью получателя средств, а не наказанием. Административная ответственность в виде штрафа наступает за противоправное деяние виновного лица, предусмотренное соответствующей статьей, и является санкцией за совершенное правонарушение, соответственно, носит карательный характер <400>.
(Кикавец В.В., Цареградская Ю.К.)
(под ред. В.В. Кикавца)
("Проспект", 2022)Нарушение условий предоставления субсидий является административным правонарушением, предусмотренным статьей 15.15.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Подобное правонарушение предусматривает два вида негативного воздействия на нарушителя: штраф и возврат субсидии в соответствующий бюджет, однако это не свидетельствует о двойном наказании за одно и то же нарушение. Пояснения Минфина России по этому поводу сводятся к следующему: возврат субсидии и штраф имеют различную правовую природу. Возврат субсидии нацелен на стимулирование добросовестного исполнения получателями условий предоставления бюджетных средств и обеспечение восстановления этих средств в случае нарушения, то есть носит компенсационный характер. Сумму возврата субсидии определяет учредитель на основании представленного окончательного отчета о выполнении задания, учитывая нормативные затраты на оказание услуги. Данное действие является обязанностью получателя средств, а не наказанием. Административная ответственность в виде штрафа наступает за противоправное деяние виновного лица, предусмотренное соответствующей статьей, и является санкцией за совершенное правонарушение, соответственно, носит карательный характер <400>.
Готовое решение: Как учреждению отразить в учете расчеты по доходам от оказания платных услуг (работ), компенсаций затрат (счет 0 205 30 000)
(КонсультантПлюс, 2025)5) счет 0 205 36 000 "Расчеты по доходам бюджета от возврата субсидий на выполнение государственного (муниципального) задания" предназначен для отражения в учете учредителя доходов от возврата бюджетными и автономными учреждениями субсидий на финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания, если задание не выполнено в полном объеме (отклонение превышает установленную норму) (Письмо Минфина России от 26.05.2021 N 02-06-10/44098).
(КонсультантПлюс, 2025)5) счет 0 205 36 000 "Расчеты по доходам бюджета от возврата субсидий на выполнение государственного (муниципального) задания" предназначен для отражения в учете учредителя доходов от возврата бюджетными и автономными учреждениями субсидий на финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания, если задание не выполнено в полном объеме (отклонение превышает установленную норму) (Письмо Минфина России от 26.05.2021 N 02-06-10/44098).
Нормативные акты
Приказ Минфина России от 23.12.2010 N 183н
(ред. от 05.05.2023)
"Об утверждении Плана счетов бухгалтерского учета автономных учреждений и Инструкции по его применению"
(Зарегистрировано в Минюсте России 04.02.2011 N 19713)уменьшение задолженности автономного учреждения по возврату в доход бюджета неиспользованных остатков целевых субсидий при принятии решения учредителем о подтверждении потребности в их использовании отражается по дебету счета 030305831 "Уменьшение кредиторской задолженности по прочим платежам в бюджет" (530305831, 630305831) и кредиту соответствующих счетов аналитического учета счета 040140100 "Доходы будущих периодов" (540140152, 540140162, 640140162);
(ред. от 05.05.2023)
"Об утверждении Плана счетов бухгалтерского учета автономных учреждений и Инструкции по его применению"
(Зарегистрировано в Минюсте России 04.02.2011 N 19713)уменьшение задолженности автономного учреждения по возврату в доход бюджета неиспользованных остатков целевых субсидий при принятии решения учредителем о подтверждении потребности в их использовании отражается по дебету счета 030305831 "Уменьшение кредиторской задолженности по прочим платежам в бюджет" (530305831, 630305831) и кредиту соответствующих счетов аналитического учета счета 040140100 "Доходы будущих периодов" (540140152, 540140162, 640140162);
Постановление Правительства РФ от 26.06.2015 N 640
(ред. от 08.05.2025)
"О порядке формирования государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ) в отношении федеральных государственных учреждений и финансового обеспечения выполнения государственного задания"
(вместе с "Положением о формировании государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ) в отношении федеральных государственных учреждений и финансовом обеспечении выполнения государственного задания")При изменении в течение текущего финансового года типа федерального бюджетного или автономного учреждения на казенное неиспользованные остатки субсидии подлежат возврату органу, осуществляющему функции и полномочия учредителя.
(ред. от 08.05.2025)
"О порядке формирования государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ) в отношении федеральных государственных учреждений и финансового обеспечения выполнения государственного задания"
(вместе с "Положением о формировании государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ) в отношении федеральных государственных учреждений и финансовом обеспечении выполнения государственного задания")При изменении в течение текущего финансового года типа федерального бюджетного или автономного учреждения на казенное неиспользованные остатки субсидии подлежат возврату органу, осуществляющему функции и полномочия учредителя.
Готовое решение: Как казенному, бюджетному, автономному учреждению отразить расчеты по доходам (счет 0 205 00 000)
(КонсультантПлюс, 2025)На счете 0 205 63 000 учредитель учитывает доходы от возврата бюджетными (автономными) учреждениями остатков субсидий капитального характера прошлых лет, субсидий на иные цели (п. 199 Инструкции N 157н, п. 77 Инструкции N 162н, п. 9.6.3 Порядка N 209н).
(КонсультантПлюс, 2025)На счете 0 205 63 000 учредитель учитывает доходы от возврата бюджетными (автономными) учреждениями остатков субсидий капитального характера прошлых лет, субсидий на иные цели (п. 199 Инструкции N 157н, п. 77 Инструкции N 162н, п. 9.6.3 Порядка N 209н).
Статья: Характеристики дебиторской и кредиторской задолженности
(Ратовская С.А.)
("Советник в сфере образования", 2023, N 1)Есть задолженность, которая должна признаваться синхронно в учете учредителя и подведомственного учреждения. Например, дебиторская задолженность учреждения по возврату остатков целевых субсидий прошлых лет признается просроченной у учредителя после 1 июня (установленный срок возврата). У учреждения в этот же срок она становится просроченной кредиторской.
(Ратовская С.А.)
("Советник в сфере образования", 2023, N 1)Есть задолженность, которая должна признаваться синхронно в учете учредителя и подведомственного учреждения. Например, дебиторская задолженность учреждения по возврату остатков целевых субсидий прошлых лет признается просроченной у учредителя после 1 июня (установленный срок возврата). У учреждения в этот же срок она становится просроченной кредиторской.
Статья: Новая форма соглашения о предоставлении субсидии на госзадание
(Зайцева Г.Г.)
("Руководитель автономного учреждения", 2023, N 6)Часть формулировок доработаны. Например, орган-учредитель и раньше должен был направлять подведомственному учреждению расчет суммы субсидии, подлежащей возврату в бюджет. Теперь законодатель уточнил условие, необходимое для такого возврата: недостижение (с учетом допустимых отклонений) показателей задания, выявленное на основании годового отчета (п. 4.1.8 Типовой формы N 28н).
(Зайцева Г.Г.)
("Руководитель автономного учреждения", 2023, N 6)Часть формулировок доработаны. Например, орган-учредитель и раньше должен был направлять подведомственному учреждению расчет суммы субсидии, подлежащей возврату в бюджет. Теперь законодатель уточнил условие, необходимое для такого возврата: недостижение (с учетом допустимых отклонений) показателей задания, выявленное на основании годового отчета (п. 4.1.8 Типовой формы N 28н).
Готовое решение: Как бюджетному (автономному) учреждению учитывать субсидию на иные цели
(КонсультантПлюс, 2025)порядок возврата неиспользованного остатка субсидии.
(КонсультантПлюс, 2025)порядок возврата неиспользованного остатка субсидии.
Статья: Субсидия на госзадание на 2024 год
(Вадимова И.В.)
("Советник в сфере образования", 2023, N 8)Если учреждение не выполнило госзадание с учетом допустимых отклонений, учредитель обязан скорректировать госзадание и направить учреждению расчет объема субсидии, подлежащей возврату в бюджет. В соглашении учредитель и учреждение должны установить срок в рабочих днях после принятия предварительного отчета, в течение которого учредитель обязан рассчитать сумму возврата.
(Вадимова И.В.)
("Советник в сфере образования", 2023, N 8)Если учреждение не выполнило госзадание с учетом допустимых отклонений, учредитель обязан скорректировать госзадание и направить учреждению расчет объема субсидии, подлежащей возврату в бюджет. В соглашении учредитель и учреждение должны установить срок в рабочих днях после принятия предварительного отчета, в течение которого учредитель обязан рассчитать сумму возврата.
Статья: Отчет за субсидии с условиями - новое извещение в 2023 году
(Артемова И.В.)
("Советник в сфере образования", 2022, N 12)А корректировка ранее сформированных в бухгалтерском (бюджетном) учете расчетов по предоставленным субсидиям с учетом предъявленных требований по возврату средств субсидий осуществляется в финансовом году, в котором предъявлены такие требования.
(Артемова И.В.)
("Советник в сфере образования", 2022, N 12)А корректировка ранее сформированных в бухгалтерском (бюджетном) учете расчетов по предоставленным субсидиям с учетом предъявленных требований по возврату средств субсидий осуществляется в финансовом году, в котором предъявлены такие требования.
Статья: Вопросы по заполнению отчета (ф. 0503127) за I квартал 2024 года
(Малова Е.)
("Казенные учреждения: учет, налоги, право", 2024, N 5)Возврат учредителю остатка целевой субсидии
(Малова Е.)
("Казенные учреждения: учет, налоги, право", 2024, N 5)Возврат учредителю остатка целевой субсидии
Статья: Компенсация стоимости жилья, отопления и освещения работникам образования в сельской местности в 2023 году
(Вадимова И.В.)
("Советник в сфере образования", 2022, N 12)Для бюджетных и автономных учреждений могут быть использованы три варианта: учет остатка в расчетах следующего квартала, возврат не израсходованной на конец квартала субсидии учредителю, образование остатков в пределах финансового года. Напомним, что учреждение должно отчитаться учредителю за использование целевой субсидии. Порядок этой отчетности должен быть предусмотрен соглашением о выделении субсидии.
(Вадимова И.В.)
("Советник в сфере образования", 2022, N 12)Для бюджетных и автономных учреждений могут быть использованы три варианта: учет остатка в расчетах следующего квартала, возврат не израсходованной на конец квартала субсидии учредителю, образование остатков в пределах финансового года. Напомним, что учреждение должно отчитаться учредителю за использование целевой субсидии. Порядок этой отчетности должен быть предусмотрен соглашением о выделении субсидии.
Готовое решение: Как учреждению учитывать субсидию на финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания
(КонсультантПлюс, 2025)Сумму возврата определит учредитель на основании представленного окончательного отчета о выполнении задания. При этом он должен учесть нормативные затраты на оказание госуслуг (выполнение работ), используя форму, предусмотренную соглашением о порядке и условиях предоставления субсидии (п. 46 Положения, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 26.06.2015 N 640).
(КонсультантПлюс, 2025)Сумму возврата определит учредитель на основании представленного окончательного отчета о выполнении задания. При этом он должен учесть нормативные затраты на оказание госуслуг (выполнение работ), используя форму, предусмотренную соглашением о порядке и условиях предоставления субсидии (п. 46 Положения, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 26.06.2015 N 640).
Статья: Бухгалтерский учет внутреннего заимствования денежных средств
(Попова М.)
("Учреждения физической культуры и спорта: бухгалтерский учет и налогообложение", 2023, N 2)Учреждение спорта может столкнуться с ситуацией, когда у него возникли обязательства перед контрагентами, а денежных средств для их погашения недостаточно. Например, если от учредителя еще не поступила субсидия на выполнение государственного задания, а срок выплаты заработной платы, начисленной работникам по КФО 4, уже наступил. Вправе ли учреждение в этом случае привлечь средства другого источника финансового обеспечения с их последующим возвращением? Ответим на этот вопрос в статье, а также приведем примеры отражения в бухгалтерском учете бюджетного (автономного) учреждения спорта операций по заимствованию денежных средств между КФО.
(Попова М.)
("Учреждения физической культуры и спорта: бухгалтерский учет и налогообложение", 2023, N 2)Учреждение спорта может столкнуться с ситуацией, когда у него возникли обязательства перед контрагентами, а денежных средств для их погашения недостаточно. Например, если от учредителя еще не поступила субсидия на выполнение государственного задания, а срок выплаты заработной платы, начисленной работникам по КФО 4, уже наступил. Вправе ли учреждение в этом случае привлечь средства другого источника финансового обеспечения с их последующим возвращением? Ответим на этот вопрос в статье, а также приведем примеры отражения в бухгалтерском учете бюджетного (автономного) учреждения спорта операций по заимствованию денежных средств между КФО.